Агнисара-крийя (усиление пищеварительного огня) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Агнисара-крийя (усиление пищеварительного огня)



1.20 Тесно прижми узел пупа к позвоночнику (втягивая живот) 100 раз. Это - Агнисара Дхаути, которая приносит йогину успех в йоге, устраняет болезни желудка и усиливает огонь пищеварения.

1.21 Эту Дхаути нужно сохранять в тайне - её трудно достичь даже богам. Но выполнением её, несомненно, достигается сияющее божественное тело.
Гхеранда-самхита. Агнисара Дхаути

Вариант 1 (простая форма). Сядьте в ваджрасану. Соедините большие пальцы ног и разведите колени, как можно шире. Ладони на коленях, руки выпрямлены и наклонены слегка вперед. Откройте рот и вытяните язык наружу. Быстро вдыхайте и выдыхайте, попеременно сжимая и расширяя живот. Дышите, как собака, синхронно двигая брюшной стенкой. Вдохните и выдохните 25 раз.

Вариант 2 (более сложная форма). Примите ту же позу, что в технике 1, либо мы можете выполнять ее стоя, поставив ноги чуть шире плеч и опираясь руками о колени, сохраняя позвоночник прямым.

Сделайте полный выдох. Выполните джаландхара, мула бандху. Толкайте вперед и втягивайте назад брюшную стенку, как можно плотнее прижимая ее к позвоночнику. Старайтесь дольше удерживать задержку дыхания после выдоха.

Отпустите джаландхара, мула бандху и полностью вдохните.

Выполните это упражнение 4 серии по 25-30 или более раз, доведя их количество до 100. После вдоха добавляйте несколько вдохов-выдохов для возврата к нормальному дыханию.

Примечание: Агнисара крийю можно практиковать только рано утром натощак. Нельзя практиковать более сложную форму, если вы не овладели простой.

Ограничение: Страдающие от болезней сердца, язвы желудка и 12-перстной кишки не должны практиковать агнисара дхаути. Это относится и к тем, кто подвергся хирургическим операциям брюшной полости за последние 6-9 месяцев.

 

Сайт-Источник: www.all-yoga.ru

Агни-сара-дхаути-крийя - очищение внутренним огнем - это комплексное упражнение взятое из индийской йоги. Эффективность воздействия этого упражнения на организм очень велика, оно сильно повышает общий энергетический потенциал человека.На уровне энергетического тела упражнение взаимодействует с нижним энергетическим центром человека, который в свою очередь является частью базовой энергоструктуры человека. Для физического тела упражнение является прекрасной техникой развития мышц брюшного пресса.

Нижний энергетический центр обеспечивает работу трех психоэнергетических узлов человека, называемых грантхи: Притхви-грантхи, Вари-грантхи, Агни-грантхи. В человеческом теле грантхи регулируют деятельность внутренних органов, нервной и эндокринной систем, общее их количество равно семи. Некоторые могут подумать,что грантхи и чакры суть одно и тоже, но это разные вещи, хотя и взаимосвязанные. Чакры являются частями тела, которое находится на уровень выше, чем то в котором находятся грантхи. Мы коротко рассмотрим деятельность трех из них.

Притхви-грантхи управляет базовыми процессами построения тканей физического тела, обеспечения его жизнедеятельности и безопасности, отвечает за инстикт самосохранения.

Вари-грантхи, основная функция этого узла - управление репродуктивными функциями организма т.е. воспроизведением себе подобных.

Агни-грантхи регулирует деятельность всех органов и желез имеющих отношение к переработке пищи и получению из нее энергии. Данный узел вырабатывает т.н. пищеварительный огонь, агни в переводе с санскрита означает огонь. Стимулирование деятельности Агни-грантхи сильно отражается на состоянии иммунитета человека.

Современная наука знает, что более половины потенциала иммунной системы человеческого организма находится в пищеварительном тракте, именно здесь находится самый сильный иммунный барьер нашего организма. Пищеварительные соки вырабатываемые пищеварительной системой имеют огромную разрушительную силу, которая является составной частью нашей иммунной системы.

К сведению кислотность среды желудка составляет рН=1,5-2, поверхность кожи, так же имеет сильную кислотность рН=1-1,5. Суммарный иммунный потенциал этих двух органов составляет не менее 75% от общего потенциала. Под пищеварительными соками, говоря современным языком, подразумевается соляная кислота вырабатываемая нашим организмом для нужд желудка. Именно от способности вырабатывать ее в требуемых количествах, зависят пищеварительная и иммунная функции желудка.

Данное упражнение стимулирует организм к усиленному производству соляной кислоты, составным элементом, которой является хлор. Хлор поставляется в организм хлоридом натрия (обычной солью), который усиленно разлагается в организме при правильном неглубоком дыхании, посредством работы бикарбонатного буфера крови. Высвобождаемый при этом хлор используется организмом для производства соляной кислоты. Примерно так выглядит физиология воздействия данного упражнения на организм.

Повышение производительности нижнего энергетического центра, и особенно сильно стимулируемая деятельность Агни-грантхи, присущая данному упражнению, все это влияет на общий энергетический статус организма, упражнение буквально накачивает человека энергией. У индивидов серьезно занимающихся восточными практиками повышение производительности нижнего энергетического центра, проявляется как приятное жжение определенной области, в нижней части живота, на 3-5 см ниже пупка. Это явление признается как ощущение внутреннего огня в теле.

Похожая техника применяется у тибетских монахов для выработки внутреннего огня, называемого тумо. У монахов обучающихся данной технике существует что-то вроде квалификационного экзамена. Ночью они приходят на берег реки, усаживаются раздетыми на берегу, а затем им на плечи кладут кусок ткани смоченный в холодной горной реке, который они, показывая свое мастерство, должны высушить теплом собственного тела, вырабатывая этот самый внутренний огонь - тумо.

Эффект даваемый этой практикой трудно переоценить, потому ее смело можно рекомендовать всем людям, и больным, и здоровым. В системе НСО это упражнение частично видоизменено (1 часть), за счет чего повысилась его эффективность. В базовой интерпретации надлежащее выполнение первой части упражнения полными людьми было не возможно, вследствие чего падала его эффективность. Это небольшое изменение позволяет выполнять это упражнение людям любой комплекции.

Описание упражнения

Предупреждение:

Часть 1

Исходное положение: стоя на слегка согнутых ногах, туловище чуть наклонить вперед. В таком положении лучше расслабляются мышцы живота. Положить ладони на живот, пальцы слегка расставленны. Указательные пальцы находятся на горизонтальной линии пупка, средние пальцы почти соприкасаются на вертикальной осевой линии тела.

Делаем полный выдох, затем начинаем нажимать всеми пальцами, кроме больших, на среднюю часть живота, вдавливая ее внутрь тела. Делаем до 18 нажатий пальцами затем вдох и отдых, если нужно то отдышаться, это один подход. Всего таких подходов должно быть 6, итоговое число нажатий должно составить 108 раз.

При освоении упражнения надо помнить, что задержка дыхания не должна быть предельной, она должна быть комфортной. Пусть на начальном этапе вы сможете сделать только 2-3 нажатия, пусть вы сможете сделать только 2-3 подхода, но все это надо делать без перегрузок. Занятия дыхательной гимнастикой через ДАПВАС способствуют более быстрому освоению этого упражнения.

Часть 2

Исходное положение: стоя на прямых ногах, туловище прямое. Руки положить на талию, подбородок опустить и прижать к груди.
Делаем вдох, одновременно сильно втягивая в себя живот, за счет поднятия диафрагмы. Одновременно со вдохом сокращаем мышцы промежности и ануса, как бы втягивая их в себя. Короткая фиксация этого состояния, затем следует расслабление ранее напряженных мышц и спокойный выдох. Темп выполнения спокойный, на одно повторение уходит 3-5 секунд. На протяжении выполнения упражнения держать подбородок прижатым к груди постоянно.

Начинать надо с 5-10 повторений.

Часть 3

Исходное положение: стоя на прямых ногах, туловище прямое.

Делаем вдох, затем глубокий выдох. Налоняем туловище вперед, делая его горизонтальным полу, руки кладем на колени. Одновременно прижимаем подбородок к груди и сокращаем мышцы промежности и ануса, как бы втягивая их в себя. Фиксируем положение на 3-5 секунд.
Далее не разгибаясь расслабляем живот и за счет резкого нисходящего толчка диафрагмой максимально выпячиваем его вперед, затем так же резко втягиваем живот обратно. Начинаем быстро выполнять такие циклы втягивания и выпячивания живота. Общее количество таких циклов в одном подходе должно быть доведено до 18. Второй подход выполняется так же как первый, но не прижимая подбородок к груди.
Третий и четвертый подходы выполняются как первый и второй соответственно, только туловище наклоняем под углом 45° к полу.
Пятый и шестой подходы выполняются как первый и второй соответственно, только туловище не наклоняем, а держим вертикально.
Всего подходов 6, итоговое число повторений должно составлять 108.

Освоение упражнения проводится так же постепенно, без перегрузок.

 


ФОРУМ

Агнисара-Крийя

serrggeeyy» 04.12.2001, 20:28

В Агнисара-крийя дышать по умолчанию носом?

Виктор»

А что, разве есть такая Агнисара-крийя, которую делают не на полном выдохе?

serrggeeyy» 04.12.2001, 21:53

Систематический курс "Древние тантрические практики йоги и крийя"
УPOK 6
Тема 2. Агнисара-крийя
Да в продвинутой форме (п.3.) на полном выдохе.
Но в 1 варианте (п.1) дыхание синхронизировано с движением
Или сразу практиковать "продвинутую" форму?

Виктор» 04.12.2001, 23:50

Я бы начинал с продвинутой, поскольку начальный вариант для людей ну совсем уж ослабленных... Только делать так, чтоб ничего не терпеть, захотелось вдохнуть - заканчивайте крийю.

Juzz» 05.12.2001, 03:55

serrggeeyy писал(а):В Агнисара-крийя дышать по умолчанию носом?

8-()
Сабж.
Вот хоть убей - не понимаю - КАК, выполняя агни-сару, ВООБЩЕ можно дышать??? Откуда можно взять подобную глупость???
Нет, все же удивительное существо человек...
"Re: В Агнисара-крийя дышать по умолчанию носом?"

Виктор писал(а):А что, разве есть такая Агнисара-крийя, которую делают не на полном выдохе?

Есть.)))
Ее делают на вдохе - но, естественно, тоже на задержке.
Первая (та, что на выдохе) зовется пустой агни-сарой, а вторая, соответственно, полной.

Juzz» 05.12.2001, 03:58

Виктор писал(а):А что, разве есть такая Агнисара-крийя, которую делают не на полном выдохе?

Есть.)))
Ее делают на вдохе - но, естественно, тоже на задержке.
Первая (та, что на выдохе) зовется пустой агни-сарой, а вторая, соответственно, полной.

Виктор» 05.12.2001, 10:16

Пробовал я ее когда-то, и было четкое ощущение, что это просто вредно...

Juzz» 06.12.2001, 03:58

Виктор писал(а):Пробовал я ее когда-то, и было четкое ощущение, что это просто вредно...

Это уже другой вопрос. ))
Речь о том, что таки есть.

Виктор» 06.12.2001, 09:46

Ладно, уели за некорректность высказывания)

Old Hippie» 11.01.2002, 21:49

> Добавлю, что делается уддиана ТОЛЬКО на
> пустой желудок, если практика утром, то лучше делать
> втягивание в конце комплекса, перед Шавасаной.
Виктор Сергеевич, а когда лучше делать Агнисару при утренней практике?

take it easy

Виктор» 12.01.2002, 10:03

Хиппи, лично я если делаю Агнисару утром, то где-то во второй половине комплекса, не спеша. А если вечером, то после Уддианы.
Я не нашел на этот счет однозначных рекомендаций.

Old Hippie» 13.01.2002, 17:39

А почему именно так? И каков резон в выполнении Агнисары после Уддианы?
Вы уж простите, что докапываюсь, но я тоже не нашел нигде вразумительных указаний на сей предмет. У меня-то Агнисара "легла" в самое начало, еще перед Сурьей, сразу после утренних чисток.

take it easy

Виктор» 14.01.2002, 01:31

В общем если я занимаюсь утром, часов с шести, также делаю Агнисару, а уже потом Уддиану. Но Сурью не забросил уже давно, по мне лучше прогнать весь комплекс "стоячих", с выдержкой минуты по полторы.

Vi» 14.01.2002, 05:07

Хехе, прелесть какая
У Сида Сурья тоже превратилась в Солнечное Кольцо) оно же комплекс стоячих асан....

Алексей» 11.02.2002, 20:52

Интенсивные пранаямы с бандхами... вопросы по Агни-Сара-Дхаути и Наули-Крий...
В книге БВС и в материалах сайта (в том числе и в конфе) я нашел такие мнения, мол, интенсивные пранаямы с бандхами (вроде как по Сидерскому) - есть нововведение "киевских и черниговских реформаторов", и вообще практика не традиционная. Я думаю, что если и не традиционное, то только в Йоге. А в боевых искусствах,
я имею в виду Вьетнамский Стиль "Нят-Нам", который более чем традиционен и имеет длительную историю (подробнее
www.nhat-nam.narod.ru") такой тип дыхания используется.
Я имею в виду упражнения для развития внутренней энергии
Зыонг-Там-Зя-Фап. Пример: вдох, ощущение проходит через нос,
в затылок, по позвоночнику, далее в копчик и в место внутри живота под пупком. Далее за счет движений мышц живота и тазовой области вращаем ощущение по круговой орбите в горизонтальной плоскости, далее в вертикальной (не выходя за пределы живота),
затем вокруг пупка внутри живота и т.д. Когда нестерпимо захочется выдохнуть, с помощью "корневого" и брюшного замка
выдавливаем ощущение через грудную клетку к горлу и там замыкаем
с помощью Джаландхары-Бандхи. Далее со своебразным звуком (типа, "бук") выпускаем напряжение и малую долю воздуха. Далее безо всякого напряжения выпускаем оставшийся воздух (как дымок от сигареты после хорошей затяжки...). Вместе с выдохом ощущение опускается в расслабленный живот, далее ноги. И т.д.
Это конечно вариант практики в моем изложение, на самом деле все несколько не так (я описал всего лишь первый этап практики)
Итак, прошу комментариев Виктора Сергеевича и уважаемых участников форума.
Теперь вопрос о практике Агнисы-Сары и Наули-Крийи.
У ССС она описана как Уддияна-Бандха на вдохе в горизонтальном
и наклоненном положение, и прополаскивание живота Уддияной на выдохе (с запредельным(для меня) кол-вом повторений).
А Шивананда рекомендует несколько иначе:
Уддияна на вдохе в горизонтальном положение.
Прополаскивание брюшной полости уддияной на выдохе. Горизонтально, вертикально, наклоненно два раза, один с джаландхарой-бандхой, другой без.
Плюс Шивананда ввел еще один этап - массаж живота руками.
Прошу поделиться опытом практики этих вещей.
И просьба Виктору Сергеевичу более подробно прокоментировать эти ценнейшие упражнения (Наули и Уддияна).

Виктор» 11.02.2002, 21:28

Re: Интенсивные пранаямы с бандхами... вопросы по Агни-Сара-Дхаути и Наули-Крий...
Уважаемый Алексей, но сайт-то у нас по традиционной йоге, какой смысл обсуждать здесь боевые искусства и их технологию, если я, например, никаким боком к ним не отношусь? Как же я могу комментировать то, чем они там занимаются, эти ребята?
По Агнисара-крийе и Наули.
Если Вы возьмете книгу Айенгара "Прояснение йоги", то там с № 593 по 596 можно увидеть исполнение Уддианы и Наули. Хотя лично я всегда делал и делаю это с ногами, немного согнутыми в коленях, чтобы можно было упереться руками в наружную поверхность бедер и полностью выпрямить грудной отдел позвоночника.
Лучше вначале освоить Уддиану - кстати, в обозримом прошлом я уже отвечал на похожие вопросы на конфе - выполняя ее в конце комплекса асан ежедневно. а когда вы будете свободно держать втягивание секунд сорок, без предварительной гипервентиляции, то можно приступать к Агисаре. На выдохе втянуть живот, выполняя Уддиану, затем - не вдыхая - отпустить брюшную стенку. И так далее. Сначала это будет получаться медленно, затем - быстрее. Когда на одном выдохе будете делать свободно полосканий таких 50 - 100, можно приступать к освоению Наули.
Кстати: любые процедуры (крийи) со втягиваниями нельзя делать при острых состояниях внутренних органов, неврозе кишечника, воспалительных процессах в легких (в острой фазе), грыжах и неприятностях с диафрагмой.
Никаких ярких ощущений при всех этих делах быть не должно.
Джаландхара бандху рекомендую соблюдать при ВСЕХ манипуляциях с животом, но не делать ее слишком сильно.
Положение для выполнения - повторяю еще раз - лучше или с согнутыми в коленях ногами (градусов 150 угол), или сидя в Сиддхасане, Падмасане. Но это уже когда все будет освоено стоя.
Наули осваивается в последнюю очередь, когда Вы отлично овладели Уддианой и Агнисарой. Начинается с нажима руками на оба бедра и выпускания центрального жгута - Мадхьяма наули.
Ну а далее - везде.

Зеддикус» 11.02.2002, 22:17

Привет:0)
Алексей, если ты практиковал дыхание в этом стиле, не мог бы ты поделиться впечатлениями, результатами и эффектами? Это я к тому, что в традиции Хатхи пранаяма дает, имхо, совсем иные результаты нежели в описанной практике цигун, а именно - очищение и успокоение ума, подготовку к более глубоким созерцательным техникам и т.п. Имеются конечно и иные эффекты, но первоначальная цель все же в перечисленном.
Далее со своебразным звуком (типа, "бук") выпускаем напряжение и малую долю воздуха. Далее безо всякого напряжения выпускаем оставшийся воздух (как дымок от сигареты после хорошей затяжки...). Вместе с выдохом ощущение опускается в расслабленный живот, далее ноги. И т.д.
Не понял: "бук" или "пук"? Из какого места выпускают? Я почти серьезно, тем более, что в йоге есть аналогичные техники. Особенно забавно в данном контексте звучит "как дымок от сигареты после хорошей затяжки...":)))))))))))))))). Плюс Шивананда ввел еще один этап - массаж живота руками. Сид, кстати, на одной из видеокассет массажировал пальцами обеих рук полость живота в уддияне. Такой массаж получается весьма глубоким и благотворным:)

Алексей» 12.02.2002, 19:32

Привет:0) Здравствуй. Алексей, если ты практиковал дыхание в этом стиле, не мог бы ты поделиться впечатлениями, результатами и эффектами? Это я к тому, что в традиции Хатхи пранаяма дает, имхо, совсем иные результаты нежели в описанной практике цигун, а именно - очищение и успокоение ума, подготовку к более глубоким созерцательным техникам и т.п. Имеются конечно и иные
> эффекты, но первоначальная цель все же в перечисленном. Практиковал и весьма долго - 3 года. Похоже я не весьма доходчиво объяснил суть упражнения. С помощью всех манипуляций с бандхами, движением и напряжением мышц мы вызываем определенные ощущения, и нарабатываем их. Когда они как следует отработаны, то все мышечные манипуляции уже не нужны, мы сидим и крутим ощущение. А результаты таковы: успокоение сознания, на дальнейших этапах это усиление ударов руками и ногами, повышение ударостойкости, выносливости в бою, отрешенности, текучести движений тела в спарринге, вообще повышение бодрости в жизни.
Далее со своебразным звуком (типа, "бук") выпускаем напряжение и малую долю воздуха.
Далее безо всякого напряжения выпускаем оставшийся воздух (как дымок от сигареты после хорошей затяжки...). Вместе с выдохом ощущение опускается в расслабленный живот, далее ноги. И т.д. Не понял: "бук" или "пук"? Из какого места выпускают? Я
> почти серьезно, тем более, что в йоге есть аналогичные
> техники. Особенно забавно в данном контексте звучит "как
> дымок от сигареты после хорошей
> затяжки...":)))))))))))))))).
Я оценил юмор (действительно очень долго смеялся), и решил по твоему совету в дальнейшей практике выпускать этот звук именно из заднего места )). Ладно, шутки в сторону. Звук изо рта из-за того, что мы из-за джаландхары пропускаем малую долю воздуха и она при выходе своеобразно шлепает губами. Напряженное желание выдохнуть снимается, и остальной воздух плавно выходит как дымок.
> Сид, кстати, на одной из видеокассет массажировал пальцами
> обеих рук полость живота в уддияне. Такой массаж получается
> весьма глубоким и благотворным:)
Касательно глубины и благотворности - это не шутка???
С уважением, Алексей.

Алексей» 12.02.2002, 19:39

Re: Интенсивные пранаямы с бандхами... вопросы по Агни-Сара-Дхаути и Наули-Крий.
Уважаемый Алексей, но сайт-то у нас по традиционной йоге, какой смысл обсуждать здесь боевые искусства и их технологию, если я, например, никаким боком к ним не отношусь? Как же я могу комментировать то, чем они там занимаются, эти ребята?
Это я к тому что интенсивные пранаямы с бандхами и напряжением мышц - не "народное творчество" киевских и черниговских "реформаторов" а весьма традиционная практика. По Агнисара-крийе и Наули. Если Вы возьмете книгу Айенгара "Прояснение йоги", то там с № 593 по 596 можно увидеть исполнение Уддианы и Наули. У меня этой книги нет. Хотя лично я всегда делал и делаю это с ногами, немного согнутыми в коленях, чтобы можно было упереться руками в наружную поверхность бедер и полностью выпрямить грудной отдел позвоночника. Лучше вначале освоить Уддиану - кстати, в обозримом прошлом я уже отвечал на похожие вопросы на конфе - выполняя ее в конце комплекса асан ежедневно. а когда вы будете свободно держать втягивание секунд сорок, без предварительной гипервентиляции, то можно приступать к Агисаре. На выдохе втянуть живот, выполняя Уддиану, затем - не вдыхая - отпустить брюшную стенку. И так далее. Сначала это будет получаться медленно, затем - быстрее. Когда на одном выдохе будете делать свободно полосканий таких 50 - 100, можно приступать к освоению Наули. Кстати: любые процедуры (крийи) со втягиваниями нельзя делать при острых состояниях внутренних органов, неврозе кишечника, воспалительных процессах в легких (в острой фазе), грыжах и неприятностях с диафрагмой. Что за невроз кишечника?
Никаких ярких ощущений при всех этих делах быть не должно. Джаландхара бандху рекомендую соблюдать при ВСЕХ манипуляциях с животом, но не делать ее слишком сильно. Положение для выполнения - повторяю еще раз - лучше или с согнутыми в коленях ногами (градусов 150 угол), или сидя в Сиддхасане, Падмасане. Но это уже когда все будет освоено стоя. Наули осваивается в последнюю очередь, когда Вы отлично овладели Уддианой и Агнисарой. Начинается с нажима руками на оба бедра и выпускания центрального жгута - Мадхьяма наули. Ну а далее - везде. Спасибо за совет.

Зеддикус» 13.02.2002, 17:38

Привет!
Касательно глубины и благотворности - это не шутка??? Какие могут быть шутки? (конечно при условии, что в животе острых болячек нет). С уважением, Владимир.

 

Карна-дхаути (очищение ушей)

Указательным и безымянным пальцами три отверстия обоих ушей. Если это делать постоянно, тебе откроется внутренний звук Нада". "Гхеранда Самхита" (1.33)
Сядьте в семичленную позу. Поместив указательные пальцы в ушные отверстия, медленно массируйте их по и против часовой стрелки.
Карна-дхаути стимулирует циркуляцию удана-вайю в области ушей и головы, и звуки Нада становятся слышимы. Выполняется 3 минуты

Сайт



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.17.20 (0.044 с.)