Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
II. Учебники, хрестоматии, книги для чтения
1. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира. — М., 1993. 2. Трухина Н.Н. История Древней Греции. — М., 1993. 3. Елисеев Г.А., Лубченков Ю.Н., Михайлов В.В. История древнего мира. — М., 1998. 4. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории древнего мира. — М., 1997. — Вып. 1—2. 5. Петрова Н.Г. Древняя Греция и Рим: Рабочая тетрадь. — М., 1996. 6. История древнего мира в художественно-исторических образах /Сост. А.В. Шестаков, О.В. Волобуев. — М., 1968. 7. Немировский А.Н. Книга для чтения по истории древнего мира. — М., 1981; 1986. 8. Древняя Греция: Книга для чтения / Под ред С.Л. Утченко. — М., 1974. 9. Рогов А.Д., Линко Г.М. Хрестоматия поэтических произведений по истории древнего мира и средних веков. — М., 1961. 10. Хрестоматия по истории древнего мира / Под ред. Е.А. Черкасовой. — III. Методическая литература 1. Аппарович Н.И. Наглядные пособия по истории древнего мира и средних веков. — М., 1962. — С. 70—80. 2. Андреева М.В. Методическое руководство к картинам по истории древнего мира. — М., 1959. 3. Бахтина О.И. Задания для самостоятельной работы по истории древнего мира. — М., 1988. — С. 49—65. 4. Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира. — М., 1988. 5. Годер Г.И. Преподавание истории в 5 классе. — М., 1985. 6. Годер Г.И. Методическое руководство к раздаточному иллюстративному материалу по истории древнего мира. — М., 1986. 7. Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира. — М., 1996. 8. Коровкин Ф.П. Методическое руководство к пособию «Аппликации по истории древнего мира». — М., 1975. 9. Короткова М.В., Кишенкова О.В. История для любознательных: Задачник. — М., 1996.
10. Косова Г.Р. Изобразительное искусство в преподавании истории. Древний мир. Средние века: Из опыта работы. — М., 1966. 11. Смирнов С.Г. Задачник по истории древнего мира. — М., 1992. IV. Методическая литература к отдельным темам 1. Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. — М., 1971. — С. 78—91. 2. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. — М., 1988. — С. 73—74. 3. Годер Г.И. Преподавание истории в 5 классе. — М., 1985. — С. 181—188. 4. Запорожец Н.И. Развитие умений и навыков в процессе преподавания истории (4—8 классы). — М., 1978. — С. 40—46, 92. 5. Методика обучения истории древнего мира и средних веков в 5—6 классах / Под ред. Ф.П. Коровкина, Н.И. Запорожец. — М., 1970. — С. 93—112, 183—288.
6. Олимпиады по истории: Методические рекомендации МГИУУ. — М., 1989. — С. 51—62. Приложение 6 Конспект урока на тему «Государственное управление России в XVII в.» 1 Цель урока: Показать учащимся, как в результате изменений в социально-экономической и политической жизни в середине XVII века в России складывался самодержавный государственный аппарат, направленный на защиту интересов класса феодалов и дальнейшее закрепощение основной массы крестьянства и угнетение городской бедноты. Подвести учащихся к выводу, что вся система государственного управления в XVII в. продолжала сохранять следы старого феодального уклада и приходила во все большее противоречие с объективными потребностями развития страны, что и привело впоследствии (начало XVIII в.) к крутой ломке старых государственных учреждений и созданию подлинной централизованной системы управления, подготовило переход от монархии с Боярской думой XVII в., к чиновничье-дворянской монархии XVIII в. Структура урока: Опрос учащихся, изучение нового материала и закрепление его, домашнее задание. Основные понятия урока2: Государство — политическая организация экономически господствующего класса, имеющая своей целью охранять существующий строй и подавлять сопротивление других классов. Централизованное самодержавное государство, признаки. 1. Создание самодержавного государственного аппарата (верховная власть, органы управления, законы, суд, вооруженные силы 1 Учитывая сложность и большой объем опроса темы «Экономическое 2 Выписываются главные понятия урока и те признаки понятий, над и т.д.), направленного на усиление господства феодалов, дальнейшее закрепощение крестьянства и угнетение городской бедноты.
2. Централизация государственной власти — подчинение органов центрального и местного управления верховной власти в лице царя-самодержца и осуществление этой власти на территории всей страны. О п р о с у ч а щ и х с я (ф р о н т а л ь н ы й) Предлагаются следующие вопросы: Какая система хозяйства оставалась господствующей в России XVII в.? Какими чертами характеризуется барщинная система хозяйства? Какие новые черты появились в хозяйственной жизни русского государства в XVII в.? Что такое мануфактура и каковы ее характерные признаки? Назовите крупнейшие мануфактуры России XVII в. В чем состоит главное отличие российской мануфактуры от западноевропейской? Какими чертами характеризуется товарно-денежное хозяйство? В чем его главное отличие от натурального? Что такое всероссийский рынок? Почему он стал складываться в XVII в.? Чем было вызвано усиление крепостнического угнетения крестьян в XVII в.? И з л о ж е н и е н о в о г о м а т е р и а л а Переход к новой теме Итак, изменения в экономической жизни страны способствовали дальнейшему хозяйственному развитию России. Однако все плоды растущего богатства достаются господствующему классу. Дворянство, приспосабливаясь к новым условиям и стремясь к дальнейшему усилению эксплуатации крестьян и городских низов, изменяет, совершенствует формы государства в сторону усиления централизации власти вокруг главного представителя феодального класса — монарха. Таким образом, изменения в экономике и развитие классовой борьбы вызвали изменения в политическом строе России. Сегодня на уроке мы и познакомимся с этими изменениями. Тема нашего урока — «Государственное управление России в XVII в.». Прежде чем говорить о государственном управлении России XVII в. и тех изменениях, которые произошли в ней, необходимо вспомнить, что представляла собой система управления русского государства конца XV — начала XVII в. Уже к концу XV и началу XVI в. завершилось объединение русских земель и на месте раздробленных феодальных владений образовалось единое русское централизованное государство. В течение XVI в. произошло дальнейшее укрепление русского государства и расширение его территории. Сложилась и своя система управления. Что же представляла собой эта система управления? Чьи интересы защищал сложившийся государственный аппарат? Для выяснения этих аспектов темы учащимся предлагается поставить следующие вопросы: — Кому принадлежала верховная власть в государстве к концу (Верховная власть в русском государстве XVI в. принадлежала царю. Впервые царем стал называть себя Иван III. Его внук, Иван IV, торжественно «венчался на царство» в 1547 г. и объявил себя царем «всея Руси»)1. — Какими полномочиями пользовался царь при решении госу (При решении государственных дел царь пользовался большими полномочиями. Ему принадлежало право вести переговоры с другими государствами, издавать законы, собирать войска, объявлять войну, заключать мир, чеканить монету). — Какие органы центрального управления были созданы в рус (При Иване III из числа самых знатных бояр была создана Боярская дума, с которой великий князь советовался по важнейшим государственным делам. Однако в XVI веке роль Боярской думы резко падает. Царь Иван IV в период опричнины почти не собирает Боярскую думу и не считается с ее мнением. В 50-е г. XVI в. стали создаваться Земские соборы, в которых наряду с боярами принимали участие высшее духовенство, представители дворян и богатых купцов. На Земских соборах обсуждали вопросы о сборе налогов с населения, войны, мира и т.д. Однако окончательное решение всех вопросов принадлежало царю. Кроме Боярской думы и Земских соборов, были созданы такие органы центрального управления, как приказы, которые проводили в жизнь решения верховной власти,
1 В скобках пишется предполагаемый ответ учащихся. В случае неточного или неполного ответа практикант уточняет, дополняет ответы учащихся, добиваясь правильного освещения данного вопроса. ведали определенными делами: военными, финансовыми, сношениями с иностранными государствами и т.д.). — Как осуществлялась власть на местах? (В различных городах и землях русского государства при Иване III правили наместники, а затем в XVI в. губные старосты. Они собирали налоги с населения, следили за исполнением государственных законов, осуществляли суд на местах. Главной целью их деятельности была защита имущества и жизни феодалов). — Какие законы были направлены на закрепощение крестьянства? (Специальные статьи «Судебников» от 1497, 1550 гг. и многочисленные царские указы постепенно ограничивали срок и условия перехода крестьян от одного помещика к другому, а затем вообще запретили всякий переход. Крестьяне превращались в крепостных, т. е. юридически (законом) прикреплялись к земле помещика. Увеличивались феодальные повинности, положение крестьян ухудшалось). В заключение беседы с учащимися следует сделать краткие выводы. Итак, в XVI — начале XVII в. в русском централизованном государстве складывается государственный аппарат, при котором управление страной сосредоточивается в руках царя, действовавшего в интересах господствующего класса. Посмотрим, какие изменения произошли в государственном устройстве России XVII в.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.011 с.) |