Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятие 8. Учебники истории нового поколения
Целью занятия является выяснение роли и значения современных учебников для школьной практики; обучение умению выявлять положительные и отрицательные стороны учебника, с тем чтобы учитывать их в практической работе. План: 1. Понятие учебники истории «нового поколения». 2. Анализ учебников. Литература Бойцов М., Шукуров Р. История средних веков. — М., 1994. Бурин С.Н. Новая история. — М., 1998. — Ч. 1—2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. ХIХ век. — М., 1998. Дмитриева О., Пименова Л., Шукуров Р. От средневековья к новому времени. — М., 1997. Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России VIII-ХV вв. — М., 1994. Юрганов А.Л., Кацва Л.А. История России ХVI-ХVIII в. — М., 1995. Ляшенко Л.М. История России ХIХ в. — М., 1998. Планы и задания к практическим занятиям по курсу «Методика обучения истории» // Сост. Н.Н. Лазукова. — СПб., 1993. Трухина Н.Н. История древнего мира. — М., 1994. Трухина Н.Н. История Древней Греции. — М., 1993. Черникова Т.В. История России IХ—ХVII вв. — М., 1997. Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.Н. Мир в новое время. 1640— 1870. — М., 1996. Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.Н. Мир в новое время. 1870— 1918. — М., 1997. Содержание занятия: 1. Обсуждение основных черт учебников нового поколения: отказ от единой концепции; в основе книг — персонифицированная история; преобладание образной системы над понятийной; усиление роли фактов и представлений; многоуровневая система образов; новая система заголовков; дополнительный текст равноправен с основным, является самостоятельным источником знаний (но информационная перегруженность текста!); дается новый пояснительный текст; изменение иллюстративной метасистемы; многоуровне-вость и новизна методического аппарата; диалогичная направленность учебника. 2. Вопросы и задания для анализа и сравнения учебников (см. приложение № 3): 1. Насколько текст учебника соответствует познавательным возможностям учеников? 2. Не страдает ли текст информационной избыточностью? В каком виде представлены источники? 3. Что нового появилось в пояснительном тексте? 4. Что изменилось в методическом аппарате? Какие виды заданий и как представлены? Какие имеются инструктивно-методические материалы? (Схемы, памятки, тексты самоконтроля.) 5. Каковы особенности иллюстраций? В чем смысл использования подлинных (документальных) иллюстраций? 6. В чем оригинальность, полезность и эффективность аппарата ориентировки? Для ответа рассмотрите ориентиры в тексте, условные знаки, выделения, словари, указатели, списки литературы. 7. Каков же, на ваш взгляд, лучший учебник нового поколения? Обоснуйте свой ответ.
В качестве примера разбирается один из новых учебников (например, книга М. Бойцова, Р. Шукурова «История средних веков»). Сравнить два учебника (пример в приложении № 3). Перспективные задания: 1. Подберите из школьного учебника несколько наиболее важных в образовательном отношении вопросов и заданий; на практическом занятии выясните, смогут ли студенты группы дать на них полные ответы; предварительно на основе содержания учебника разработайте эталоны ответов по образцу:
2. Проанализируйте учебник по плану, разработанному Н.Н. Ла-зуковой: • название учебника, его предназначение (тип школы, класс), авторы; • соответствие содержания учебника требованиям госстандарта, базовых программ по истории; • структура учебника; • анализ учебного текста: название параграфов, их подзаголовки; характер изложения материала (репродуктивное, проблемное...); представления, понятия, выводы в тексте учебника; техническая редакция текста и ее методический смысл (шрифт жирный, цветной, курсив, разрядка, петит); • вопросы и задания в учебнике, их виды (опережающие задания, вопросы к тексту, задания на дом, для повторения больших тем и разделов); характер вопросов и заданий (репродуктивные, продуктивные); роль вопросов и заданий в реализации воспитательного и развивающего потенциала курса истории;
• дополнительные источники исторической информации: документальный материал учебника, его виды, вопросы и задания к источникам; виды изобразительной и условной наглядности, характер вопросов и заданий к ним; библиографические сведения; словарная работа; • возможность использования учебника в деятельности учителя и учащихся. 3. Попробуйте всей группой разработать структуру и написать собственный учебник по одному из курсов истории.
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.46 (0.008 с.) |