Выражение мысли другими словами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выражение мысли другими словами



Цель: развитие мышления.

Форма проведения: групповая (5-12 учащихся).

Возраст: 9-10 лет.

Материал: бумага и ручка для каждого ученика.

Ход игры: Берется несложная фраза, например: «Нынешнее лето будет очень теплым». Надо пред­ложить несколько вариантов передачи этой же мыс­ли другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы при этом не искажался смысл высказывания. Побеж­дает тот, у кого больше таких вариантов.

Комментарии: Эта игра направлена на развитие способности легко оперировать словами, точно выра­жая свои мысли и передавая чужие. Известно, что критерием понимания чего-либо является свобода формы его выражения: то, что мы хорошо пони­маем, мы можем легко выразить, используя разные слова. Но эта связь имеет и обратное проявление: понимание нередко достигается именно в тот мо­мент, когда мы сумели выразить непонятную фразу другими словами, «перевели на свой язык».

Эта игра полезна и для формирования «соци­ального мышления»: человек, легко выражающий мысль разными словами, сможет подбирать слова с учетом особенностей конкретной ситуации.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОЗМОЖНЫХ ПРИЧИН

Цель: развитие мышления.

Форма проведения; групповая (5-12 учащихся).

Возраст: 9-10 лет.

Ход игры: Описывается какая-либо необычная ситуация, например: «Вернувшись из магазина, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры распахну­та». Надо как можно быстрее назвать побольше причин этого факта, возможных его объяснений. Причины могут быть банальными («забыл закрыть дверь», «залезли воры»), но не стоит отбрасывать и маловероятные, необычные (вплоть до прилета мар­сиан). Побеждает тот, кто назовет больше причин, и чем они разнообразнее, тем лучше.

Комментарии: Эта игра развивает способность при решении любой проблемы или осмыслении лю­бого явления сразу же искать широкий круг причин, чтобы можно было все их рассмотреть, проработать самые разные версии, не упустив из виду ни одной, и только после этого принять решение.

ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРИЧИН

Цель: развитие мышления.

Форма проведения: групповая (5-12 учащихся).

Возраст: 9-10 лет.

Материал: карточки с алгоритмом.

Ход игры: Задается некоторое событие, напри­мер: «Один человек вдруг неожиданно грубо отве­тил на вопрос другого». Надо назвать как можно больше возможных причин этого, пользуясь задан­ным (или созданным совместно в группе) алго­ритмом причинного объяснения. Алгоритмы могут быть разными. Например, можно исходить из того, что причины события могут находиться в субъекте действия, его объекте и в ситуации; эта клас­сификация сразу же задает поиск причин в трех различных направлениях. Кроме того, в каждом из этих случаев причины могут быть преднаме­ренные и непреднамеренные, постоянные или вре­менные, ближайшие или отдаленные и т. д. Сле­дует рассмотреть все возможные пересечения этих различных классификаций и привести хотя бы по одной причине каждого вида (если это возможно). Вначале этот алгоритм может быть задан на кар­точке (в виде таблицы с обозначенными строками и столбцами, но пустыми клеточками или в виде классификационного дерева); постепенно он интериоризируется и станет надежно работающим внут­ренним приемом анализа любого явления, с кото­рым знакомится учащийся.

Комментарии: Эта игра формирует установку на всесторонний анализ ситуации при понимании ка­кого-либо явления. Она задает конкретные средства поиска всего спектра возможных причин. Кроме того, игра учит эффективно работать с классифика­циями явления по различным основаниям и быс­тро находить все его разновидности.. При особом подборе задаваемых ситуаций игра может привес­ти к дискуссии на темы порядочности и мораль­ной ответственности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.14.219 (0.007 с.)