Особенности проведения аудита и сопутствующих аудиторских услуг при использовании информационных технологий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности проведения аудита и сопутствующих аудиторских услуг при использовании информационных технологий.



деятельность включает три основные составляющие информационной системы:

• информацию как предмет и продукт труда;

• средства, методы и способы переработки информации;

• персонал, который реализует информационный процесс.

Для создания системы автоматизации аудиторской деятельности или отдельных процедур аудита необходимы следующие предпосылки:

• высокий уровень развития средств вычислительной техники, средств коммуникации и информационных технологий. Применение персональных компьютеров и информационных технологий позволяет решать задачи, связанные с анализом системы внутреннего контроля, расчетами экономических показателей, выработкой рекомендаций по стратегии улучшения финансово-хозяйственной деятельности;

• автоматизация бухгалтерского учета. В процессе работы автоматизированной системы бухгалтерского учета формируется большой объем информации о хозяйственной деятельности экономического субъекта в форме электронной базы данных, анализ которых возможен с применением компьютера;

• математические методы экономического анализа. Существующий математический аппарат анализа финансово-хозяйственного состояния экономического субъекта позволяет разработать и реализовать автоматизированные системы анализа;

• высокоразвитые информационно-справочные системы. Компьютер позволяет получить любые необходимые справки в области законодательства, нормативных актов и использовать их содержание при обосновании аудиторских выводов и формировании аудиторской документации;

• удобные системы для работы с различными редактируемыми текстами. Применение этих систем помогает аудитору в формировании документации с использованием информации, получаемой одновременно из различных баз данных.

Соответствующие задачи аудиторской деятельности отражаются в функциональной структуре системы автоматизации аудиторской деятельности, а ее работа, выполнение предусмотренных задач связаны с наличием информационного, технического, математического, программного, технологического, организационного, правового, эргономического обеспечения.

Информационное обеспечение представляет собой совокупность данных, размещенных на бумажных и машинных носителях в соответствии с определенными правилами хранения. Оно также включает методы и средства построения информационного фонда системы, организацию его функционирования и использования.

Техническое обеспечение предполагает комплекс вычислительной и организационной техники, средства обработки, передачи и вывода информации.

Математическое обеспечение представляет совокупность алгоритмов, обеспечивающих ввод, контроль, хранение, корректировку информации, формирование результативной информации, обеспечение ее защиты. Кроме того, математическое обеспечение включает различные алгоритмы расчета учетных и отчетных показателей.

Программное обеспечение охватывает операционную систему и пакеты прикладных программ, реализующих алгоритмы обработки информации.

Технологическое обеспечение представляет описание технологии обработки информации (ввода, преобразования, вывода, хранения, защиты информации).

Организационное обеспечение – это комплекс методов и средств, регламентирующих работу специалистов, выполняющих всю работу по обработке информации. Оно также определяет взаимосвязь специалистов различных подразделений.

Правовое обеспечение – комплекс документов, определяющих права и обязанности специалистов, участвующих в процессе работы системы.

Эргономическое обеспечение – комплекс мероприятий по организации удобных рабочих мест, обеспечивающих эффективность и комфорт в работе специалистов.

Функциональная структура системы автоматизации аудиторской деятельности отражает два основных направления аудиторской деятельности: собственно аудит и услуги, сопутствующие аудиту.

Аудит состоит из последовательного выполнения комплексов работ, осуществляемых в несколько этапов:

• ознакомление с особенностями экономического субъекта;

• анализ организации бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля;

• оценка достоверности базы данных и возможного аудиторского риска при использовании этой базы для формирования аудиторского заключения;

• планирование аудита и разработка аудиторских процедур;

• выполнение аудиторских процедур;

• формирование отчета и аудиторского заключения.

Каждый этап должен отражаться в формируемой аудиторской документации и соответствовать положениям федеральных и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Практически на всех этапах аудитор может использовать возможности компьютера, но не на каждом из них можно полностью автоматизировать сложную работу аудитора, опирающегося не только на строгие логические построения и расчеты, но и на накопленный опыт и интуицию, играющие далеко не последнюю роль в его деятельности.Сопутствующие аудиту услуги включают самые разнообразные виды работ, многие из которых можно эффективно выполнять с использованием средств вычислительной техники. К ним относятся: проведение анализа деятельности администрации, финансового состояния экономического субъекта, консультационные и прочие услуги (ведение учета экономического субъекта, восстановление учета, автоматизация учета и др.).2. Ознакомление с особенностями экономического субъекта проводится в соответствии с российским правилом (стандартом) «Понимание деятельности экономического субъекта». На этом этапе осуществляется просмотр документов, описывающих основные виды деятельности, организационную и производственную структуру, а также изучаются регистрационные и лицензионные документы. Если такая информация содержится в базе данных автоматизированной системы бухгалтерского учета в доступной аудитору электронной форме, то аудитор может переносить в формируемый отчет фрагменты документации в режиме редактирования.Анализ особенностей бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с российским правилом (стандартом) «Изучение и оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита». Объектами анализа являются: утвержденная учетная политика, рабочий план счетов, состав учитываемых хозяйственных операций и их отражение в виде проводок, состав бухгалтерских регистров, отражающих количественно-суммовой, аналитический и синтетический учет.К консультационным услугам, которые могут оказываться аудиторами, относятся: подготовка письменных консультаций по различным вопросам, проведение обучения, семинаров, информационное обслуживание, издание методических рекомендаций и т.д.Выполнение такого рода услуг связано, во-первых, с изучением большого объема информации, а во-вторых, с созданием значительного количества документов.Первую проблему аудитор может решить на основе использования информационно-справочных систем Интернет, а также проблемно-ориентированных систем, таких как «Консультант+», «Гарант» и др., вторую – используя различные редакторы, из которых наиболее распространен Microsoft Word.

16. Внутренняя система контроля качества работы аудиторской организации. Значение и порядок разработки внутрифирменных стандартов аудиторской деятельности.

Организация контроля качества аудиторской работы на уровне аудиторских организаций предполагает стимулирование аудиторов к качественному выполнению своей работы. Порядок внутреннего контроля качества регламентируется:

федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту»;

федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях».

Внутренний контроль качества работы аудиторской организации подразделяется на предварительный, текущий, последующий и обеспечивается тремя факторами:

надлежащим руководством за ходом аудита со стороны руководителя аудиторской организации;

надзором со стороны аудиторов за действиями ассистентов во время проверки;

проверкой результатов проделанной работы. Предварительный внутренний контроль качества аудита осуществляется руководителем организации на стадии планирования.

Текущий внутренний контроль качества аудита осуществляется в форме контроля руководителя аудиторской группы за работой ее членов. На данном этапе контролируются:

1. Отдельные аудиторские направления, включающие в себя:

порядок соблюдения принципов аудита;

выполнение общего плана и программы аудита;

надлежащее документирование аудиторских доказательств;

обоснованность выводов, сделанных аудиторами.

2. Общий контроль качества аудита:

контроль личных качеств сотрудников;

обоснованное распределение обязанностей между членами группы;

соблюдение правил (стандартов) аудита.

При выявлении фактов неправильного выполнения задания руководитель проверки может заменить аудитора (или ассистента) на другого специалиста.

На стадии последующего внутреннего контроля качества аудита руководитель аудиторской группы проверяет работу, выполняемую ассистентами и аудиторами последующим направлениям:

соответствует ли выполненная работа программе аудита;

надлежащим ли образом оформлены полученные результаты в рабочих документах аудитора:

достигнуты ли цели аудиторских процедур;

соответствуют ли выводы результатам выполненной работы и подтверждают ли они аудиторское мнение.

Поскольку ответственность за проведенную проверку аудиторов и ассистентов несет руководитель аудиторской группы, он должен подробно изучить вопросы, отражающие:

достаточность аудиторских доказательств;

четкость выводов, сделанных аудиторами в результате проверки;

полноту отмеченных недостатков в учете;

полноту и сроки завершения аудиторских процедур в соответствии с программой аудита.

Внутренний контроль качества аудита

Понятие «качество аудита» можно определить как степень необходимого и достаточного уровня доверия к мнению аудитора со стороны пользователей в отношении достоверности информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица. В связи с усилением требований законодательства Российской Федерации в области контроля качества аудиторской деятельности повышение внимания аудиторских фирм к этому аспекту их деятельности становится одним из важнейших факторов конкурентоспособности и выживания на рынке аудиторских услуг.

Аудиторская организация должна определить методы и конкретные процедуры внутреннего контроля качества работы для обеспечения проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг в соответствии:

с федеральными законами;

федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;

внутренними правилами (стандартами), действующими в профессиональном аудиторском объединении, членом которого является аудиторская фирма;

иными документами.

Федеральное правило (стандарт) № 7 определяет категории лиц, участвующих в контроле качества:

руководитель аудиторской проверки — аудитор, несущий ответственность за проведение аудита;

работники — руководящие сотрудники, другие специалисты, участвующие в аудиторской деятельности аудиторской фирмы, а также в оказании сопутствующих аудиту услуг;

ассистенты аудитора — сотрудники, участвующие в проведении аудита и не являющиеся аудиторами.

Важным средством доведения до сведения ассистентов аудитора указаний по проведению аудита являются: программа аудита, смета затрат времени и общий план аудита.

Контроль качества в отношении конкретной проверки включает в себя:

анализ общего плана и программы аудита;

оценку неотъемлемого риска и риска средств внутреннего контроля, в том числе результатов тестов средств внутреннего контроля и поправок, внесенных в общий план и программу аудита;

документальное отражение аудиторских доказательств, полученных в результате процедур проверок по существу, и выводов, сделанных на их основе, в частности результатов консультаций;исследование финансовой отчетности, предлагаемых поправок и аудиторского заключения.

Внутрифирменные аудиторские стандарты, значение и порядок разработкиВнутренние стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов представляют собой документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудиторских услуг. Эти документы, как правило, должны быть приняты и утверждены аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности принятым российским правилам (стандартам) аудиторской деятельности.

Применение внутренних стандартов в аудиторских организациях способствует:

а) соблюдению требований внешних аудиторских правил (стандартов);

б) уменьшению трудоемкости аудиторских проверок;

в) использованию для проведения аудита аудиторов-ассистентов;

г) увеличению объема выполняемых аудиторских услуг.

Использование внутренних стандартов позволяет сформулировать единые базовые требования к сотрудникам аудиторской организации при проведении аудита и выполнении сопутствующих аудиту услуг.

Внутренние (внутрифирменные) стандарты целесообразно разработать в виде следующих блоков:

 по структуре фирмы, технологии организации, выполняемым функциям и другим особенностям ее функционирования;

 стандарты, расшифровывающие, дополняющие и уточняющие положения российских правил (стандартов);

 методики проведения аудиторских проверок по разделам и счетам бухгалтерского учета;

 по организации сопутствующих аудиту услуг.

В первый блок входят стандарты, определяющие организационно-экономические аспекты деятельности аудиторской фирмы, права и обязанностей сотрудников, оплату труда, организацию планирования, заключение договоров по видам работ и др. Второй блок внутренних стандартов дополняет и расшифровывает положения российских правил (стандартов), они могут быть классифицированы по таким группам, как:

а) ответственность аудиторов;

б) планирование аудита;

в) изучение и оценка системы внутреннего контроля экономического субъекта;

г) получение аудиторских доказательств;

д) использование работы третьих лиц;

е) порядок формирования выводов и заключений в аудите;

ж) специализированные внутренние стандарты.

К специализированным относятся следующие внутренние стандарты: по подготовке заключений аудитора по специальным аудиторским заданиям; отражающие специфические аспекты проведения аудита кредитных учреждений; отражающие специфические вопросы проведения аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования; отражающие специфические аспекты проведения аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов; отражающие специфические особенности проведения аудита других экономических субъектов.

Третий блок стандартов посвящен методикам проведения аудиторских проверок по разделам и счетам бухгалтерского учета. Такие стандарты включают конкретные методики, процедуры, рабочие таблицы, макеты, классификаторы, инструкции. Особенно полезны такие методики для начинающих аудиторов и аудиторов-ассистентов, помогая им застраховаться от грубых ошибок и примерно в 80% случаев принять правильное решение.

Четвертый блок стандартов разрабатывается в тех случаях, когда аудиторские фирмы выполняют сопутствующие аудиту виды услуг. Такие стандарты составляются по организации бухгалтерского учета, принципам восстановления учета, автоматизации учета и др.

Аудиторские внутрифирменные стандарты должны удовлетворять следующим требованиям:

 целесообразность - при разработке стандартов следует учитывать их практическую значимость, актуальность и приоритетность;

 преемственность и непротиворечивость - стандарты должны обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными внутренними стандартами;

 полнота и детализация - внутренние стандарты должны комплексно охватывать все вопросы исследуемой проблемы и детально их освещать;

 единство терминологической базы - обеспечение единства трактовки терминов во всех стандартах и документах.

Разработка и внедрение внутрифирменных стандартов - это трудоемкая и продолжительная работа, нацеленная на перспективу. Рекомендации по созданию внутренних аудиторских стандартов приведены в российском стандарте "Требования к внутренним аудиторским стандартам аудиторских организаций".

Внутренние стандарты являются частью организационно-распределительной документации и системы внутреннего контроля аудиторской организации. Внутренние стандарты должны содержать такие реквизиты, как порядковый номер стандарта, дата ввода в эксплуатацию, название и цель стандарта, сфера применения.

Наличие системы внутренних стандартов и ее методологического сопровождения служит показателем профессионализма деятельности аудиторской организации. Внутренние стандарты - интеллектуальная собственность аудиторской организации, ее ноу-хау. Сотрудники не должны разглашать содержание внутренних стандартов и использовать их вне деятельности своей организации. Внутренние стандарты могут предусматривать регламентирование ответственности за невыполнение их специалистами аудиторской организации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.047 с.)