Ассоциативное, или факультативное обучение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ассоциативное, или факультативное обучение



Классические условные рефлексы. Ассоциативное обучение характеризуется совпадением во времени какого-либо индифферентного раздражителя с деятельностью организма. Биологический смысл такой ассоциации, т.е. условного рефлекса, заключается в его сигнальности, т.е. в приобретении этим раздражителем роли предупреждающе­го фактора, сигнализирующего наступление последующих событий и подготавливающего организм к взаимодействию с ними. И.П. Павлов разработал учение об условных реф­лексах, в основном, на примере рефлекторного слюноотде­ления. Индифферентный раздражитель сочетался с безусловным агентом (пищевое подкрепление), вызываю­щим слюноотделительный рефлекс. Такой принцип выра­ботки условных рефлексов был воспроизведен и в другой экспериментальной ситуации - при сочетании посторонне­го раздражителя со слабым электроболевым стимулом, приводящим к отдергиванию конечности у собаки. Спустя несколько сочетании эта же реакция возникала и на ус­ловный сигнал. При выработке классических условных рефлексов животное выступает в качестве пассивного учас­тника событий, не имеющего возможности кардинально изменить их последовательность.

Инструментальные условные рефлексы. Их объединя­ют в самостоятельную группу, так как они строятся на основе активной целенаправленной деятельности животно­го. Последовательность событий в данной группе инстру­ментальных условных рефлексов зависит не только от внешней сигнализации, но и от поведения самого животно­го. Для выработки инструментальных условных рефлексов используют специальные экспериментальные камеры, в ко­торые помещают животных. Например, крыса, помещенная в такую камеру, начинает осуществлять ориентировочно-ис­следовательскую поведенческую реакцию, в результате ко­торой случайно нажимает на педаль и получает пищевое вознаграждение. Затем экспериментатор перед очередным произвольным нажатием на педаль включает какой-либо посторонний раздражитель. После нескольких сочетаний, животное по сигналу нажимает на педаль и получает пи­щевое вознаграждение, т.е. вырабатывается инструменталь­ный условный рефлекс. При этом следует иметь в виду, что в отличие от классического условного рефлекса сам по себе двигательный акт не имеет генетической связи с получением пищи. Эта связь формируется в процессе пред­варительной тренировки. Впервые инструментальные услов­ные рефлексы изучались в павловской лаборатории Ю.М. Конорским и Я. Миллером (1936), которые назвали дан­ные рефлексы условными рефлексами второго типа. Затем их стали называть инструментальными условными рефлек­сами, оперантным поведением. Сущность инструментальной деятельности заключается в изменении взаимоотношений организма со средой, что происходит либо при изменении его положения в пространстве (локомоторная деятель­ность), либо при воздействии организма на окружающие предметы (манипуляторная деятельность). Например, выра­ботка у животных навыков ориентации в лабиринте или обучение в «проблемном ящике». К группе оперантных рефлексов относят различные формы дрессировки, т.е. обучение с помощью «проб и ошибок».

Когнитивное обучение

Образное (психонервное) поведение. И.С. Бериташвили в процессе изучения поведения животных по разрабо­танному им методу свободного перемещения в экспери­ментальном манеже установил, что у высших позвоноч­ных животных при первом же восприятии местополо­жения пищи создается образ или конкретное представле­ние о пище и ее местоположении в данной среде. Этот образ сохраняется длительное время без повторного вос­произведения. Каждый раз, когда он репродуцируется при восприятии данной среды или ее компонента, жи­вотное ведет себя точно так же, как и при непосред­ственном восприятии. Такое поведение, направляемое об­разами (психонервное поведение), стали называть произ­вольным - в отличие от автоматизированного условно-рефлекторного поведения. При данной форме обучения устанавливаются временные нервные связи между психо­нервным образом и двигательными нервными центрами. Непосредственная активность образа реализуется через ориентировочную реакцию, которая регулирует направле­ние поведения животного. Индивидуальное поведение, первично направляемое психонервным образом, при повторной тренировке автоматизируется и осуществляется по всем законам условнорефлекторного обучения.

Элементарная рассудочная деятельность животных. Л.В. Крушинский (1977) в качестве самостоятельной фор­мы поведения выделял элементарную рассудочную дея­тельность животных, которая заключается в их способно­сти улавливать простейшие эмпирические законы, связы­вающие предметы и явления окружающей среды, и в воз­можности оперирования этими законами при построении программ поведения в новых ситуациях. Другими слова­ми, важнейшая функция рассудочной деятельности состо­ит в отборе той информации о структуре окружающей среды, которая необходима для построения программы наиболее адекватного поведенческого акта в данных ус­ловиях. К проявлениям элементарной рассудочной дея­тельности животных относят способность к экстраполя­ции направления движения раздражителя и так на­зываемое иивайт-обучение (от англ. инсайт - проница­тельность, понимание, интуиция). Экстраполяции возмож­ны: 1) в параметрах размера; 2) в плане объема; 3) в плане проницаемости; 4) во времени, перемещение в про­странстве с определенной скоростью. Согласно представ­лениям Л.В. Крушинского, животные, осуществляющие экстраполяционную деятельность, заранее знают, что 1) предметы не исчезают и не возникают ниоткуда (выход за пределы - срыв); 2) если на пути встречается непроз­рачная перегородка, то она непроницаема; 3) меньший предмет можно вставить в больший (на основе представ­лений больше-меньше и объемности); 4) если один пред­мет вставлен в другой, то они перемещаются вместе; 5) нельзя объемную фигуру поместить в плоскую фигуру.

Вероятностное прогнозирование. Под вероятностным прогнозированием понимают предвосхищение будущего. Этот прогноз основывается на вероятностной структуре прошлого опыта и информации о наличной ситуации. В соответствии с вероятностными гипотезами осуществля­ется подготовка к действиям в предстоящей ситуации, благодаря которым повышается вероятность достижения цели (Н.А. Бернштейн, 1966). Высшие позвоночные и че­ловек в своей деятельности непрерывно опираются на вероятностное прогнозирование. Например, когда чело­век переходит улицу, он прогнозирует ситуацию на про­езжей части и интервал времени для безопасного пере­сечения дороги. А водитель транспорта в это время про­гнозирует поведение пешеходов, смену сигналов свето­фора и свои собственные действия по управлению ав­томобилем.

Животные прогнозируют вероятность поиска пищевого объекта. Одновременно они прогнозируют поведение хищ­ника, чтобы не стать жертвой собственной беспечности.

Согласно И.М. Фегенбергу и Г.Е. Журавлеву (1977), вероятностное прогнозирование деятельности может иметь следующие формы: 1) прогнозирование разных форм событий, независимых от субъекта; 2) прогнозиро­вание своих ответных активных действий; 3) прогнозиро­вание целенаправленных действий с их актуальной значи­мостью и предполагаемым результатом; 4) использование гипотез о наиболее вероятных действиях своих активных партнеров при осуществлении поведения в общении с другими; 5) прогнозирование действий и целей с учетом собственных энергетических затрат.

Таким образом, когнитивные формы обучения, опи­раясь на весь широкий репертуар более простых форм облигатного и ассоциативного обучения, выступают в ка­честве одного из фундаментальных механизмов высшей нервной деятельности животных и человека.

 

Вопросы для повторения и самоконтроля:

1. Дайте общую характеристику безусловных рефлексов человека и животных.

2. Дайте общую характеристику условных рефлексов человека и животных.

3. Расскажите о разновидностях условнорефлекторной деятельности человека и животных.

4. Дайте общую характеристику процессов возбуждения и торможения, анализа и синтеза в коре больших полушарий человека.

5. Расскажите о физиологических процессах, лежащих в основе формирования условных рефлексов.

6. Дайте общую характеристику процессов торможения условных рефлексов человека и животных.

7. Каковы механизмы, лежащие в основе торможения условных рефлексов?

8. Перечислите современные подходы к проблеме научения.

9. Дайте общую характеристику формам поведения человека и животных.

10. Дайте общую характеристику неассоциативного обучения.

11. Каковы физиологические механизмы поведенческой деятельности человека и животных?

12. Охарактеризуйте ассоциативное, или факультативной обучение.

13. Дайте общую характеристику когнитивному обучению человека.

Литература

1. Анатомия человека (в двух томах) /под ред. М.Р. Сапина. М.: «Медицина», 1993.

2. Агаджанян Н.А., Власова И.Г. и др. Основы физиологии человека: учебние.-М.:изд-во РУДН,2000.-408 с.

3. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. -М.: Высшая школа,1991.-256 с.

4. Воронин Л.Г. и др. Физиология высшей нервной деятельности и психология.-М.:Просвещение,1970.-224 с.

5. М.Р. Сапин, В.И.Сивоглазов Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма). М.: Издательский центр «Академия», 1999.- 448 с.

6. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности.-М.: Изд-во МГУ,1989.-398 с.

7. К.В.Маринова Вопросы общей и возрастной физиологии нервной системы. М., 1992.- 136 с.

8. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Психофизиология: учебное пособие.-М.: изд-во УРАО,1988.-240 с.

9. Основы психофизиологии: учебник /Отв. ред. Ю.И.Александров.-М.:ИНФРА,1998.-432 с.

10. В.И.Циркин, С.И.Трухина Физиологические основы психической деятельности и поведения человека.-Н.Новгород:изд-во НГМА,2001.-305 с.

 

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….

Глава I. Безусловные рефлексы. Инстинкты…………………………………..

1.Инстинкты……………………………………………………………………..

2. Витальные инстинкты……………………………………………………….

3. Социальные (зоосоциальные, или ролевые) инстинкты………………….

4. Инстинкты саморазвития……………………………………………………

Глава II. Общая характеристика условных рефлексов………………………

Глава III. Разновидности условнорефлекторной деятельности человека и животных………………………………………………………………………

Глава IV. Иррадиация и концентрация процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий. Анализ и синтез в коре………………………….

Глава V. Особенности условнорефлекторной деятельности человека………..

Глава VI. Механизмы формирования условных рефлексов…………………..

1.Представления о физиологическом механизме, лежащем в основе формирования условного рефлекса……………………………………………

2. Механизмы внутреннего торможения условных рефлексов………………

Глава VII. Общие представления о торможении условных рефлексов……..

Глава VIII. Современные подходы к проблеме научения…………………..

Глава IX.Формы поведения и формы обучения…………………………….

1. Неассоциативное, или облигатное обучение………………………………..

2. Ассоциативное, или факультативное обучение…………………………….

3.Когнитивное обучение………………………………………………………..

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 646; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.014 с.)