Органы управления финансами: функции, права и обязанности на различных уровнях хозяйствования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Органы управления финансами: функции, права и обязанности на различных уровнях хозяйствования



 

Сущность управления финансами (в данном случае речь идёт об управлении в рамках финансовой системы государства), как и любого управленческого процесса, определяется наличием взаимосвязи между объектом, субъектом и целью управления. В качестве объекта здесь выступают финансы как совокупность денежных отношений и финансовых потоков между звеньями финансовой системы. Субъектом управления является совокупность государственных финансовых учреждений – финансовых институтов. Цель управления состоит в реализации государственной финансовой политики, а именно, в обеспечении: относительного баланса экономических интересов государства, юридических и физических лиц, бездефицитного государственного бюджета, устойчивости национальной валюты как основополагающего элемента в финансовых отношениях.

В качестве инструментов управления финансами выступают планирование, контроль, организация и информационное обеспечение. Процесс управления финансами включает не только управление объектами, но и совершенствование самих субъектов управления. В совокупность отношений (объектов), подлежащих управленческому воздействию в финансовой системе России, входят:

· отношения по образованию и использованию государственных бюджетных фондов (федерального, региональных и местных бюджетов);

· отношения по образованию и использованию государственных внебюджетных экономических фондов (Федеральный, республиканские, областные и местные экологические фонды, Фонд развития таможенной системы РФ, другие ведомственные и территориальные фонды);

· отношения по образованию и использованию государственных внебюджетных социальных фондов (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования);

· отношения по поводу предоставления и использования государственного и муниципального кредита;

· отношения в сфере банковской деятельности и деятельности других финансовых посредников;

· финансовые отношения коммерческих организаций;

· финансовые отношения некоммерческих организаций;

· отношения в сфере страхования;

· финансовые отношения домохозяйств;

· отношения на финансовых рынках;

· финансовые отношения с заграницей.

В качестве конкретных форм управления финансами служат:

· финансовое планирование;

· финансовое прогнозирование;

· финансовое программирование;

· финансовый контроль;

· текущее финансовое регулирование;

· разработка и принятие прогрессивного финансового законодательства;

· мобилизация и эффективное использование финансовых ресурсов.

Управление системой финансов осуществляют высшие органы государственной власти и управления:

· Президент РФ;

· Федеральное собрание РФ;

· Правительство РФ;

· Министерство финансов РФ;

· Центральный Банк РФ;

· Счётная палата РФ;

· Федеральные службы: налоговая, таможенная, по финансовым рынкам;

· Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

Президент РФ (через посредство деятельности Администрации Президента РФ ) определяет цели финансовой политики государства, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принимаемое Федеральным Собранием РФ.

Федеральное собрание РФ(Совет Федерации и Государственная дума) устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовые кодексы и законы.

Правительство РФ выступает в роли координирующего центра управления финансами, занимается разработкой федерального бюджета.

Министерство финансов РФ – центральный орган, осуществляющий финансовую политику государства, обеспечивающий единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в РФ, координирующий в части финансов деятельность других федеральных органов исполнительной власти.

Основными функциями Министерства финансов являются:

· разработка предложений по формированию финансовой политики государства;

· осуществление мероприятий по реализации финансовой политики государства;

· разработка проектов законов, регулирующих финансовые отношения;

· методическое руководство в сфере финансового планирования и бухгалтерского учёта;

· разработка федерального бюджетного плана;

· разработка, совместно с Минэкономразвития РФ, баланса финансовых ресурсов страны.

Министерство финансов, в лице входящего в его состав Федерального казначейства, обеспечиваеторганизацию исполнения федерального бюджета и контроль за его целевым использованием. Оно обладает правом ограничивать и приостанавливать бюджетное финансирование хозяйствующих субъектов при нарушении ими финансовой дисциплины, осуществлять ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций, использующих бюджетные средства, требовать от федеральных органов управления и организаций материалы, необходимые для составления проекта бюджета и его исполнения.

Центральный банк РФ регулирует деятельность коммерческих банков и других элементов банковской системы, через посредство которой осуществляется большинство финансовых операций, наряду с Федеральным казначейством осуществляет кассовое исполнение бюджета

Счетная палата РФ (подотчётная Федеральному собранию РФ) контролирует выполнение финансового законодательства и движение денежных средств из федерального бюджета, определяет эффективность и целесообразность расходов государственных средств и использования федеральной собственности.

Федеральные налоговая и таможенная службы РФ контролируют правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налогов, таможенных пошлин, сборов и других платежей в бюджеты разного уровня.

Федеральная служба РФ по финансовым рынкам регулирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым перемещению финансовых ресурсов в те сферы, где в них существует потребность.

Федеральное агентство РФ по управлению федеральным имуществом управляет государственным имуществом, обеспечивая поступление в бюджет неналоговых доходов от продажи и сдачи в аренду государственного имущества.

Финансовые учреждения субъектов и муниципальных образований РФ обеспечивают проведение в них финансовой политики государства.

На уровне хозяйствующего субъекта ( предприятия, банка и т.д.) структура управления финансами зависит от его размеров, видов деятельности и определяется его руководством. В составе крупных фирм, как правило, есть финансовое управление с хорошо структурированным и многочисленным штатом сотрудников. Руководитель управления (главный финансовый менеджер) практически во всех случаях является и вице- президентом фирмы. Финансовые управления занимаются проработкой важнейших для компании вопросов: обоснование и реализация политики финансирования основной деятельности, капитальных и портфельных инвестиций, ценообразования, выплаты дивидендов, заработной платы и т.д. В небольших фирмах все финансовые вопросы решаются бухгалтерией во главе с главным бухгалтером.

Вне зависимости от размеров фирмы основными задачами её финансового менеджмента являются обеспечение платёжеспособности в краткосрочной и долгосрочной перспективе и поиск наиболее выгодного вложения свободных финансовых ресурсов фирмы.


 

18. Сущность, задачи и методы финансового планирования. Финансовый прогноз

Финансовое планирование - это деятельность, направленная на достижение сбалансированности и пропорциональности в использовании финансовых ресурсов и движении денежных потоков. Оно позволяет оптимизировать соотношение между финансовыми ресурсами и доходами хозяйствующих субъектов.

Планирование является одним из инструментов управления финансами. Эту деятельность характеризует ряд признаков:

· направленность на достижение определенных целей;

· упорядоченность процесса;

· связь с обработкой и анализом информации;

· временной характер.

Финансовое планирование на уровне государства является заключительным этапом в системе народно-хозяйственного планирования. Объектом финансового планирования здесь выступают финансовые ресурсы, перераспределяемые между элементами финансовой системы страны. Движение финансовых ресурсов закрепляется в соответствующих планах, образующих единую систему финансового планирования. Определяющее место в системе финансовых планов занимают федеральный, региональные и местные бюджетные планы (бюджеты). В них находит количественное выражение форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного и муниципального управления.

На федеральном уровне, уровне субъектов Федерации и местного самоуправления кроме бюджетов формируются внебюджетные фонды. Движение денежных средств в этих фондах отражается, соответственно, в сметах доходов и расходов, представляющих собой финансовые планы внебюджетных фондов.

В систему финансового планирования на государственном и территориальном уровнях включается разработка и реализация перспективных финансовых планов, балансов финансовых ресурсов, балансов движения доходов и расходов населения. Цель перспективного финансового планирования – обеспечение координации между направленностью социально-экономического развития и финансовой политикой.

Перспективные финансовые планы разрабатываются на три года, из которых первый год - это год, на который составляется бюджет; следующие два года - плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики. Предусматривается ежегодная корректировка перспективного финансового плана с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития страны. Плановый период при этом сдвигается на один год вперед.

Баланс финансовых ресурсов – это совокупность всех доходов и расходов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Баланс финансовых ресурсов составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проектов бюджета.

Сводный финансовый баланс позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы, определить источники финансирования мероприятий, определенных в прогнозе экономического и социального развития государства, и скорректировать направления финансовой политики.

В балансе денежных доходов и расходов населения отражается движение денежных ресурсов населения в наличной и безналичной формах.

Доходы населения складываются из трех основных источников:

· заработная плата (включая надбавки к заработной плате, премии, средства на командировочные расходы, выплаты социального характера, осуществляемые работодателем наёмным работникам);

· доходы от предпринимательской деятельности;

· социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии).

Расходы населения подразделяются также на три вида:

· потребительские расходы;

· налоги и другие обязательные платежи, добровольные взносы;

· денежные накопления и сбережения.

Данный баланс используется для планирования наличного денежного оборота, розничного товарооборота, объёма налоговых поступлений и кредитных ресурсов. Этот баланс составляется на федеральном и региональном уровнях.

При организации финансового планирования особое значение имеет информация, дающая представление о возможном положении дел в будущем. Процесс составления этой информации называется прогнозированием. Под прогнозом понимается вероятностное представление о будущих событиях, основывающееся на наблюдениях, теоретических обобщениях, допущениях и ограничениях. Финансовое прогнозирование является, по существу обоснованием показателей финансовых планов, предвидением финансового положения на определённый период времени. Основная цель финансового прогнозирования - определение реально возможного объема финансовых ресурсов и их потребности в прогнозируемом периоде. Финансовые прогнозы являются важным элементом финансовой политики.

Выделяются среднесрочное (5-10 лет) и долгосрочное (более 10 лет) прогнозирование.

В практике прогнозирования используются различные методы:

· методы экспертных оценок, включающие опрос с использованием дельфийского метода, представительский опрос и др.;

· методы ситуационного анализа и прогнозирования, в т.ч. методы имитационного моделирования, модели роста;

· методы обработки пространственных и временных совокупностей;

· методы пропорциональных зависимостей показателей, включая производственные функции и функции издержек.

Особенности финансового планирования на уровне хозяйствующих субъектов определяются спецификой их целей и задач, организационно-правовой формой хозяйствования, отраслевой принадлежностью, длительностью работы в данном секторе рынка и т.д.

По типам финансовые планы подразделяются на стратегический, текущий, долгосрочный и краткосрочный.

Стратегический финансовый план фирмыразрабатывается, исходя из целей её бизнеса и макроэкономической ситуации в стране (инвестиционный климат, инфляционные процессы, состояние финансовых рынков).

Стратегический финансовый план направлен на решение вопросов, имеющих для фирмы основополагающий характер:

· какова величина капитала, необходимого фирме для функционирования и развития?

· из каких источников (собственных, привлечённых, заёмных, иностранных финансовых средств) и в какие сроки целесообразно привлечь этот капитал?

· на какой уровень доходности и прибыльности (рентабельности) должна выйти фирма в результате использования имеющегося капитала и в какие сроки?

Разработка текущих финансовых планов осуществляется с учетом прогнозных тенденций. Текущие планы принимают форму баланса доходов и расходов предприятия, в которых отражаются все стороны его предполагаемой финансово-хозяйственной деятельности, источники её финансирования, направления эффективного вложения ресурсов и т.д.

Функции текущего финансового планирования:

· определение величины и источников финансовых ресурсов, необходимых для осуществления производственно, инвестиционной, маркетинговой деятельности;

· планирование затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг;

· планирование денежных потоков;

· планирование доходности и прибыльности деятельности.

В отличие от долгосрочного финансового планирования, главной целью которого является определение допустимых, с позиций финансовой устойчивости, темпов развития фирмы, краткосрочное финансовое планирование в первую очередь нацелено на обеспечение её постоянной платежеспособности.

Одним из наиболее распространённых подходов к планированию деятельности современной фирмы является разработка бизнес-планов, представляющих собой модель реализации определенного проекта или программы.

Финансовый план выступает в качестве неотъемлемой части бизнес-плана, в которой отражена его финансовая, ресурсная основа: необходимый объём инвестиций, источники финансовых ресурсов, расчет себестоимости работ и рентабельности используемого капитала и предполагаемого объема продаж.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.044 с.)