Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ритуалы как формы поддержки или взаимного принятия
Выполнение ритуальных элементов становится знаком стабильности социальных отношений, с одной стороны («все идет как прежде, значит, все в порядке»), и личностной и групповой идентификации, с другой («со мной здороваются, со мной разговаривают, значит, я нужен, я – свой»). Анализ этой функции межличностных ритуалов проводит Э. Берн в своей книге «Игры, в которые играют люди» (Берн, 1988). Используя термин «поглаживание» для обозначения любого акта, предполагающего признание присутствия другого человека, он рассмотрел, каким образом приветствия предоставляют или не предоставляют психологическое признание другому в момент встречи. Автор приводит следующие примеры: 1) А: Привет! (Доброе утро!) Б.: Привет! (Доброе утро!) 2) А: Тепло сегодня, правда? (Как поживаете?) Б: Да. Хотя, по-моему, скоро пойдет дождь. (Прекрасно, а Вы?) 3) А: Ну, счастливо. (Все в порядке.) Б: До встречи. 4) А: Пока!
Анализируя этот обмен репликами, Берн отмечает, что, на первый взгляд, он не несет никакой информации. Даже если собеседникам есть что сообщить друг другу, они мудро воздерживаются от этого. Чтобы А мог рассказать о том, как он поживает, ему понадобилось бы минут пятнадцать, но у Б – видимо, случайного знакомого - нет времени и желания его слушать. В то же время такую серию трансакций (взаимодействий) справедливо назвать ритуалом из восьми «поглаживаний». Если бы А и Б спешили, они вполне могли бы удовлетвориться двумя «поглаживаниями»: «Привет! – Привет!». Если бы они были старомодными восточными монархами, то, прежде чем перейти к делу, им пришлось бы исполнить ритуал из двухсот «поглаживаний». В нашей ситуации, говоря языком трансакционного анализа, А и Б слегка улучшили самочувствие друг другу, и каждый из них благодарен другому за это. Этот ритуал с обеих сторон основан на тщательном интуитивном расчете. На этом уровне знакомства оба собеседника чувствуют, что должны друг другу при каждой встрече примерно четыре «поглаживания», и при этом не чаще раза в день. Если они вскоре встретятся снова (например, через полчаса) и ничего нового за это время не возникнет, они просто пройдут, не заметив друг друга или слегка кивнув головой. Интересен и случай, когда вместо лаконичного обмена приветственными репликами кто-то из партнеров увеличивает их число. Например, В и Г обычно следуют ритуалу из двух «поглаживаний». Но вот однажды вместо того, чтобы, обменявшись стандартными приветствиями, пройти мимо, В останавливается и спрашивает: «Как дела?». Происходит следующий диалог:
1) В: Привет! Г: Привет! 2) В: Как дела? Г: (озадачен): Прекрасно. А у вас? 3) В: Великолепно. Тепло сегодня, правда? Г: Да. (осторожно) Хотя, похоже, будет дождь. 4) В: Приятно было повидать вас. 5) Г. И мне. Извините, я должен успеть в библиотеку до закрытия. Всего хорошего. 6) В: Всего хорошего.
Торопливо уходя прочь, Г ломает голову: «Что это с ним вдруг случилось?» В терминах трансакционного анализа подразумевается следующее: «Он мне должен всего одно „поглаживание". Почему он вдруг выдал пять?» И еще один пример. Д говорит: «Привет!» – а Е, не отвечая, проходит мимо. «Что с ним произошло? – думает Д, то есть: «Я „погладил" его, а он мне „поглаживания" не вернул». Если Е продолжает вести себя подобным же образом и с другими знакомыми, то это наверняка вызовет осуждающие разговоры в его окружении. Сходную функцию выполняют ритуалы прощания, благодарностей и т. д. Поддерживающую функцию ритуалов взаимодействия анализировал другой американский ученый Эрвин Гофман (Goffman, 1967; результаты его исследований см. также в гл. «Структура межличностного взаимодействия»).
Ритуалы избегания предписываемые ограничения поведения, предназначенные для поддержания социальной дистанции между индивидами посредством указания на то, чего не следует делать по отношению к партнеру, чтобы не ущемить его свободу и индивидуальность.
Рассматривая ритуалистический по своей природе феномен уважительного поведения, функция которого – выразить уважение и признательность одного человека другому, Гофман различает два вида поведения, каждый из которых ориентируется на соответствующий тип ритуала: ритуал избегания и ритуал презентации. Ритуалы избегания – это предписываемые ограничения поведения, предназначенные для поддержания социальной дистанции между индивидами. Они ограничивают степень вовлеченности индивидов в социальное отношение, помогают сохранять некоторый уровень формальности и определенную степень индивидуальной автономии для его участников. К примеру, проявлением доброжелательного отношения к вашим знакомым будет традиционный вопрос об их делах, самочувствии. Однако он прозвучит кощунственно, если вам известно о смертельной болезни собеседника или о каких-то трагических обстоятельствах в его жизни. Ритуалы избегания требуют хранить молчание по поводу смущающих или дискредитирующих эпизодов, а также молчание о сохранении молчания.
Ритуалы презентации предписываемые модели уважительного поведения, служащие цели поощрения и активизации взаимодействия посредством выказывания знаков уважения. Ритуалы презентации – это тоже предписываемые модели уважительного поведения, но они служат цели поощрения и активизации взаимодействия. Если ритуалы избегания предписывают, чего не следует делать по отношению к партнеру, чтобы не ущемить его свободу и индивидуальность, то ритуалы презентации предписывают способы вовлечения партнера во взаимодействие путем выказывания знаков уважения. Такими знаками являются приветствия, приглашения, комплименты, небольшие услуги. Ритуалы презентации – это позитивные ресурсы для оказания уважения индивиду, необходимые для поддержания доверия в повседневной жизни.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.006 с.) |