В разные периоды развития ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В разные периоды развития ребенка



В первые дни после рождения движения глаз независимы друг от друга (нистагмовидные движения глазных яблок), и соответственно механизмы координации и способность фиксировать взглядом предмет, несовершенны и формируются в возрасте от 5 дней до 3–5 месяцев. Если новорожденному показать яркую игрушку, он не остановится на ней взглядом. Но уже со второй недели жизни появляется фиксация взора – его кратковременная задержка на предметах. Однако сосредоточиться надолго малышу пока не под силу. Когда его взгляд не зафиксирован на каком-либо объекте, у него может наблюдаться кажущееся косоглазие – раскоординированность движений глаз. На самом деле ничего общего с истинным косоглазием это явление не имеет, представляя собой нормальное проявление функциональной незрелости зрительного анализатора. Это, впрочем, не означает, что у новорожденных не встречается истинное косоглазие – правильно оценить состояние зрительного аппарата ребенка может лишь окулист.

Бинокулярная фиксация взора (предмет фиксируется двумя глазами) появляется на 2–3 месяце жизни. В этом возрасте движения глаз становятся координированными и «косоглазие», если оно было кажущимся, а не истинным, исчезает. С 2–3 месяцев ребенок начинает узнавать мать, а потом и других близких людей, реагируя на их появление в поле своего зрения улыбкой и общей двигательной активностью.

Оптическая система глаза в процессе онтогенетического развития также изменяется. Ребенок в первые месяцы после рождения путает вверх и низ предмета. То обстоятельство, что мы видим предметы не в их перевернутом изображении, а в их естественном виде объясняется жизненным опытом и взаимодействием сенсорных систем.

Аккомодация у детей выражена в большей степени, чем у взрослых. Эластичность хрусталика с возрастом уменьшается, и соответственно падает аккомодация. Вследствие этого у детей встречаются некоторые нарушения аккомодации. Так, у дошкольников вследствие более плоской формы хрусталика очень часто встречается дальнозоркость. В 3 года дальнозоркость наблюдается у 82 % детей, а близорукость – у 2,5 %. С возрастом это соотношение изменяется и число близоруких значительно увеличивается, достигая к 14–16 годам 11 %. Важным фактором, способствующим появлению близорукости, является нарушение гигиены зрения: чтение лежа, выполнение уроков в плохо освещенной комнате, увеличение напряжения на глаза и многое др. Сначала зрительные функции выявляются в ряде защитных реакций: зрачковый рефлекс, рефлекторное закрывание век на сильный свет и приближающийся к глазу предмет. Как раннюю зрительную реакцию ребенка можно отметить ориентировочный рефлекс на световое раздражение или на мелькающий сбоку предмет. Эти реакции сначала не координированы и проявляются в виде общих движений, а затем – в поворачивании глаз и головы в сторону источника света или приближающегося предмета. В первые недели жизни появляется способность к более координированному зрению благодаря формированию рефлекторных механизмов фиксирования взоров, конвергенции зрительных осей и аккомодации. У новорожденного выражена реакция слежения и движения глаз в направлении светящегося предмета, а в возрасте 3–6 недель после рождения появляется способность фиксировать взор на достаточно длительное время, при этом движения ребенка и голосовые реакции прекращаются, изменяются дыхание и сердечная деятельность. В первые 1,5–2 месяца жизни у ребенка появляется рефлекс мигания при быстром приближении предмета к глазу. К 5–6 месяцам ребенок может зрительно контролировать перемещение своей руки. К 5–6 годам острота зрения приближается к норме.

Считается, что новорожденные способны различать цветовые раздражители. В частности, фотостимуляция красным светом приводит к изменению вегетативных показателей (замедлению дыхания, сердечной деятельности и синхронизации биопотенциалов в ЭЭГ, причем преимущественно в зрительной коре; стимуляция зеленым светом ведет к учащению дыхания, сердечного ритма, десинхронизации потенциалов в зрительной коре. Однако данные по цветоощущению у детей противоречивы. Вместе с тем изучение рефлекторных реакций показало, что колбочковый аппарат, с которым связаны цветоощущения, функционирует от рождения. Это подтверждается исследованием ориентировочной реакции новорожденных. Начиная с 3-месячного возраста совершенствуются процессы выделения признаков. К 3–4 месяцам созревает система восприятия цвета, ее желто-синий компонент; к 4–5 месяцам – красно-зеленый. Эта особенность цветового восприятия должна быть учтена при ознакомлении ребенка с игрушками. Таким образом, хотя функции цветоощущения у новорожденных есть, но полноценное включение колбочек в работу происходит только к концу 3-го года жизни. Максимального развития ощущение цвета достигает к 30 годам и затем постепенно снижается. Важное значение для формирования этой способности имеет тренировка.

Предметное зрение является наиболее сложной функцией зрительной системы. У маленьких детей предметное зрение развито слабо. Только с 3-го месяца жизни поведение ребенка начинает определяться зрением: перед кормлением он с помощью зрения находит грудь матери, схватывает расположенные на расстоянии игрушки. Развитие предметного зрения связано с совершенствованием остроты зрения и моторики глаз.

Острота зрения с возрастом повышается, улучшается и стереоскопическое зрение. Острота зрения в течение первого года жизни значительно возрастает. К 6-8 месяцам дети начинают выделять взглядом на общем фоне простые геометрические фигуры, а с 1 года и более сложные рисунки.

Для сравнения приведем данные по остроте зрения (в условных единицах) у детей разного возраста:

 

1 неделя 0,004 – 0,002 3 года 0,6 – 1,0
1 месяц 0,008 – 0,003 5 лет 0,8 – 1,0
1 год 0,008 – 0,003 7-15 лет 0,9 – 1,0

Стереоскопическое зрение изменяется до 9–10 лет, а к 17–22 годам достигает своего оптимального уровня, причем с 6 лет у девочек острота стереоскопического зрения выше, чем у мальчиков.

В 7–8 лет глазомер у детей значительно лучше, чем у дошкольников, но хуже, чем у взрослых; половых различий не имеет. В дальнейшем у мальчиков линейный глазомер становится лучше, чем у девочек.

Поле зрения формируется в онтогенезе довольно поздно – к 5-месячному возрасту. До этого времени у детей не удается вызвать оборонительно-мигательный рефлекс при появлении объекта с периферии. У детей поле зрения интенсивно увеличивается и к 7 годам его размер составляет приблизительно 80% от размера поля зрения взрослого человека. В развитии поля зрения наблюдаются половые особенности. Поле зрения определяет объем учебной информации, воспринимаемой ребенком, т.е. пропускную способность зрительного анализатора, и, следовательно, учебные возможности. В процессе онтогенеза пропускная способность зрительного анализатора также изменяется и достигает в разные возрастные периоды следующих значений (бит/с):

  Девочки Мальчики
7–8 лет 1,00 1,09
10–11 лет 2,18 2,06
12–13 лет 2,53 2,12
13–14 лет 2,90 2,60
17–18 лет 3,38 2,65
19–22 года 3,13 2,88

 

Нарушения зрения.

Среди дефектов зрения наиболее часто встречаются различные формы нарушения рефракции оптической системы глаза или нормальной длины глазного яблока. В результате лучи, идущие от предмета, преломляются не на сетчатке. При слабой рефракции глаза или при укорочении глазного яблока изображение предмета оказывается за сетчаткой. Люди с такими нарушениями зрения плохо видят близкие предметы; такой дефект зрения называется дальнозоркостью.

При усилении физической рефракции глаза или удлинении глазного яблока изображение предмета фокусируется впереди сетчатки, что нарушает восприятие удаленных предметов. Этот дефект зрения называют близорукостью.

При развитии близорукости школьник плохо видит написанное на классной доске, просит пересадить его на первые парты. При чтении он приближает книгу к глазам, сильно склоняет голову во время письма, в кино или театре стремится занять место поближе к экрану или сцене. При рассматривании предмета ребенок прищуривает глаза. Чтобы сделать изображение на сетчатке более четким, он чрезмерно приближает рассматриваемый предмет к глазам, что вызывает значительную нагрузку на мышечный аппарат глаза. Нередко мышцы не справляются с такой работой и один глаз отклоняется в сторону виска – возникает косоглазие. Близорукость может развиваться при таких заболеваниях, как рахит, туберкулез, ревматизм.

Косоглазие. Нарушения согласованного движения глазных яблок, а также дефекты оптической системы одного или двух глаз могут привести к устойчивому косоглазию. Сначала оно бывает заметным только при утомлении или сосредоточенном рассматривании какого-либо предмета, а в дальнейшем усиливается и становится постоянным. Острота зрения косящего глаза резко снижается, ухудшается возможность правильно определять расстояние между предметами, их размеры, объем.

У детей косоглазие чаще всего появляется на 2–3-м году жизни, иногда становится заметным после какой-либо тяжелой болезни или испуга. Очень важно своевременно выявить косоглазие и показать ребенка врачу, так как оно хорошо излечимо лишь в начальных стадиях. При возникновении косоглазия в одном глазу вся зрительная нагрузка переносится на здоровый глаз, а больной глаз, перестав упражняться, постепенно перестает функционировать и атрофируется. При косоглазии назначают очки, даже если ребенку 1–2 года. Выписанные очки дети должны носить постоянно, снимая их только при умывании и отходе ко сну.

Частичное нарушение цветового зрения получило название дальтонизма (по имени английского химика Дальтона, у которого впервые был обнаружен этот дефект). Дальтоники обычно не различают красный и зеленый цвета (они им кажутся серыми разных оттенков). Около 4–5 % всех мужчин страдают дальтонизмом. У женщин он встречается реже (до 0,5 %). Для обнаружения дальтонизма пользуются специальными цветовыми таблицами.

Чаще других встречается неправильная кривизна роговицы или хрусталика, вследствие чего изображение на сетчатке искажается (астигматизм).

Катаракта – стойкое помутнение хрусталика глаза или его капсулы. Источником питания хрусталика являются омывающие его жидкости – влага передней и задней камеры, а также стекловидное тело. Поэтому любые изменения в составе влаги или стекловидного тела (а они появляются вследствие глазного или общего заболевания) могут отражаться на состоянии хрусталика, его прозрачности. Снижается острота зрения. Никакие другие симптомы для этого заболевания не характерны. Иногда встречается врожденная катаракта.

Недоразвитие венозного синуса склеры (шлемов канал) или пространств радужно-роговичного угла (фонтановых пространств) вызывает врожденную глаукому. Проявления этого недуга чрезвычайно разнообразны. Случается, что глаукома возникает как «острый приступ». В глазах появляются резкие боли, иногда сопровождаемые головными болями и даже рвотой. В этом случае зрение может исчезнуть за несколько часов. Гораздо чаще все начинается с неприятных ощущений, которые можно назвать «неудобствами»: в глазах появляются кратковременные «летучие» боли, порой затуманивается зрение. Нередко один глаз заболевает раньше другого, а начало болезни протекает без явно выраженных симптомов. Человек может даже не заметить надвигающейся болезни. Эта болезнь неизбежно связана с повышением внутриглазного давления. Повышение внутриглазного давления губительно действует на тончайшие нервные элементы, воспринимающие свет, ввиду чего это состояние приводит к прогрессивному ухудшению зрительной функции.

Гемералопия (ночная, или куриная, слепота) – резкое ухудшение зрения в условиях пониженного освещения, в сумерках и ночью. У людей, страдающих гемералопией, значительно понижена световая чувствительность в связи с нарушением образования и распада зрительного пигмента родопсина в палочках сетчатки. Гемералопия является одним из симптомов заболевания глаз (пигментной дегенерации сетчатки, глаукомы, высокой близорукости), либо носит врожденный характер. Иногда встречается гемералопия вследствие неполноценного питания, особенно при недостатке витамина А.

Профилактика нарушений зрения основывается на создании оптимальных условий для работы органа зрения. Зрительное утомление приводит к резкому снижению работоспособности детей, что отражается на их общем состоянии. Своевременная смена видов деятельности, изменение обстановки, в которой проводятся учебные занятия, способствуют повышению работоспособности.

Большое значение имеют правильный режим труда и отдыха, школьная мебель, отвечающая физиологическим особенностям учащихся, достаточное освещение рабочего места и др. Во время чтения каждые 40–60 мин необходимо делать перерыв на 10–15 мин, чтобы дать отдохнуть глазам; для снятия напряжения аппарата аккомодации детям рекомендуют посмотреть вдаль.

Кроме того, важная роль в охране зрения и его функции принадлежит защитному аппарату глаза (веки, ресницы), который требует бережного ухода, соблюдения гигиенических требований и своевременного лечения. Неправильное использование косметических средств может привести к конъюнктивитам, блефаритам и другим заболеваниям органов зрения.

Особое значение следует обратить на организацию работы с компьютерами, а также просмотр телевизионных передач.

До 5 лет у детей преобладает гиперметропия (дальнозоркость). При данном дефекте помогают очки с собирательными двояковыпуклыми стеклами (придающими проходящим через них лучам сходящее направление), которые улучшают остроту зрения и снижают излишнее напряжение аккомодации.

В дальнейшем в связи с нагрузкой при обучении частота гиперметропии снижается, а частота эмметропии (нормальной рефракции) и миопии (близорукости) увеличивается. К окончании школы по сравнению с начальными классами распространенность близорукости возрастает в 5 раз.

Формированию и прогрессированию близорукости способствует дефицит света. На развитие близорукости оказывает влияние учебная нагрузка, непосредственно связанная с необходимостью рассматривать объекты на близком расстоянии, ее продолжительность в течение дня. Менее всего утомляется зрение при расстоянии, равном 15–20 см от рабочей поверхности до глаз.

Смотреть телевизионные передачи следует на расстоянии не менее чем 2 м и не более чем 5 м от экрана.

Следует также знать, что у учащихся, мало бывающих или совсем не бывающих на воздухе в околополуденное время, когда интенсивность ультрафиолетовой радиации максимальна, нарушается фосфорно-кальциевый обмен. Это приводит к уменьшению тонуса глазных мышц, что при высокой зрительной нагрузке и недостаточной освещенности способствует развитию близорукости и ее прогрессированию.

Больными считаются дети, у которых миопическая рефракция составляет 3,25 дптр и выше, а острота зрения с коррекцией – 0,5–0,9. Таким учащимся рекомендованы занятия физической культурой только по специальной программе. Им также противопоказано выполнение тяжелой физической работы, длительное пребывание в согнутом положении с наклоненной головой.

С целью профилактики близорукости необходимы ежегодные медицинские осмотры учащихся врачом-окулистом. При миопии слабой и средней степени, гиперметропии, астигматизме учащиеся осматриваются окулистом один раз в год, а в случаях высокой степени миопии (более 6,0 дптр) – два раза в год.

При близорукости назначают очки с рассеивающими двояковогнутыми стеклами, которые превращают параллельные лучи в расходящиеся. Близорукость в большинстве случаев врожденная, но она может увеличиваться в школьном возрасте от младших классов к старшим. В тяжелых случаях близорукость сопровождается изменениями сетчатки, что ведет к падению зрения и даже отслойке сетчатки. Поэтому детям, страдающим близорукостью, необходимо строго выполнять предписания окулиста.

 

 

Приложение 9



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.114.142 (0.017 с.)