Методические указания по проведению семинарских занятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания по проведению семинарских занятий



В целях углубления теоретических знаний со студентами проводятся семинарские занятия. Семинар представляет собой активную форму обучения. В отличие от лекции, где основную нагрузку несет преподаватель, на семинаре требуется одинаковая активность, как преподавателя, так и студентов. Как правило, семинару предшествует лекция по той же теме.

При проведении семинарских занятий особое внимание обращается на: углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы студентов над учебной и научной литературой, развитие студентами навыков творческого мышления при поиске, обобщении и изложении учебного материала, применение полученных знаний при решении учебных задач. На семинарах, наряду с вопросно-ответными методами могут применяться дискуссии, ролевые игры, тренинги и другие методы активизации мыслительной деятельности студентов.

Подготовка к семинару обычно включает в себя:

- формулировку тем докладов и выступлений;

- определения докладчиков и работу с ними преподавателя в период подготовки к семинару;

- обеспечение занятия необходимыми учебно-методическими и наглядными пособиями, техническими средствами обучения;

Семинарское занятие можно считать удавшимся, если на нем развертывается научная дискуссия, высказываются различные точки зрения, происходит столкновение мнений. Одним из условий, обеспечивающих успех семинарских занятий, является совокупность определенных конкретных требований к выступлениям, докладам, рефератам студентов.

Основные требования к выступлению студентов на семинарском занятии:

1. Введение, связь выступления с предшествующей темой или вопросом.

2. Раскрытие сущности проблемы.

3. Выводы и методологическое значение для научной, профессиональной и практической деятельности.

В начале семинара первыми получают слово ранее намеченные докладчики, далее после выступления основных докладчиков, проводится развернутая дискуссия. Принцип добровольности выступления сочетается с вызовом студентов. Остальным желающим выступить по основному вопросу, чтобы не погасить у них интереса к семинару, можно посоветовать быть готовыми для анализа выступлений сокурсников по группе, для дополнений и замечаний.

Желательно, излагать материал свободно, не быть прикованным к записям, конспекту. Творческая атмосфера на семинаре в значительной мере зависит от содержания и формы докладов и выступлений. Чем интереснее, содержательнее доклад, тем больше он привлекает слушателей, вызывает с их стороны желание принять участие в обсуждении, высказать свое мнение.

Студентам во время своих выступлений важно поддерживать постоянную - связь с аудиторией, быстро, не теряясь, реагировать на реплики, вопросы, замечания. Выступающие на семинаре обращаются к аудитории, а не к преподавателю. Обязательным требованием к выступающим, особенно в начале семинарского курса, является зачитывание плана выступления, доклада, реферата. Опыт показывает, что многие студенты, содержательно выступив по какому-либо вопросу, часто затрудняются, сжато изложить основные положения своего доклада. В определенной ситуации можно рекомендовать студенту осветить лишь один или два пункта его выступления, доклада, что формирует гибкость мышления, способность переключать внимание, быстроту

Студенты, отсутствующие на семинаре, обязаны ликвидировать задолженность в форме предложенной преподавателем. Такими формами могут быть индивидуальное собеседование, коллоквиумы или письменная работа по теме пропущенного студентом семинара.

Планы семинарских занятий и основные вопросы подготовлены в соответствии с программой лекционного курса.

Темы семинаров отражают последовательность тем изучения курса, предполагая обсуждение докладов и дискуссий по наиболее актуальным проблемам социологии управления.

ТЕМЫ СЕМИНРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар. Тема 1. Управление: природа, сущность и содержание.

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Управление как специфический процесс.

2. Основные категории общей теории управления.

3. Кибернетика как общая теория управления.

4. Понятие, сущность и содержание системы управления, их виды.

5. Управление как особая функция (вид деятельности).

Тематика докладов:

Системный подход к понятию «управление»

Литература:

Бабосов Е.М. Социология управления: Учеб. пособие для студентов вузов. Мн.: Тетра Системс, 2000. Гл. 1.

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А.И. Наумов. - 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2006. — 670 с. С. 35-51.

Гвишиани Д. М. Организация и управление. – Изд. 3-е, перераб. – 
М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. – С. 28-38, 51-62.

Коробко В.И. Теория управления. / Учебное пособие - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 384 с. С. 4-27.

Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. / Учебник для вузов по специальности «Менеджмент». — 2-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА—ИНФРА-М, 2001. — 528 с. Гл. 2.

Мухин В.И. Исследование систем управления: Учебник для вузов / В.И. Мухин – М.: Издательство «Экзамен», 2003.– 384 с. С. 36-53.

Семинар. Тема 2. Социальное управление: сущность и содержание.

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Социальная природа и сущность управления.

2. Основные подходы к понятию социального управления.

3. Специфика управления в общественных системах.

4. Управленческий цикл. Классификация управленческих решений.

5. Процесс разработки, принятия и реализации управленческого решения.

6. Социологическое обеспечение подготовки, выработки и реализации управлен­ческого решения.

 

Тематика докладов:

Особенности социального управления в современной России

Литература:

Афонин Ю. А., Жабин А. П., Панкратов А. С. Социальный менеджмент: Учебник. — М.: Изд-во МГУ, 2004. - 320 с. С. 6-27.

Зборовский Г.Е., Костина Н.Б. Социология управления: Учебное пособие для вузов. Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного ун-та, 2003. – 230 с. С. 68-95.

История управленческой мысли: Учебник / В.И. Маршев; МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 731 с. С. 172-719. [ЭБС, znanium.com]

Социология управления: Учебник / Под общ. ред. В.Э. Бойкова. – М.: Изд-во РАГС, 2006. – 336 с. – С. 13-83.

Социология управления // Социология: Учеб. пособие для студентов вузов / А. Н. Елсуков Е.М. Бабосов А.Н. Данилов и др.; Под общ. ред. проф. А.Н. Елсукова. – 3-е изд., стереот. – Мн.: «ТетраСистемс», 2001. – Гл. 3.

Пищулин Н.П., Пищулин С.Н., Бетуганов А.А. Социальное управление: теория и практика: Учебное пособие: В 2 т. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2003. – Т. 1. – 549 с., Т. 2. – 451 с. Гл. 2-5.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.01 с.)