Формирование белорусской народности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование белорусской народности.



М. И. Старовойтов

Конспект лекций по дисциплине

Тема 1. Введение в дисциплину «История Беларуси в контексте европейской цивилизации».

История – это область знаний о прошлой жизни человечества. Она представляет собой целый комплекс общественных наук, которые изучают всемирную (всеобщую) историю и историю отдельных стран и народов. Традиционным является деление исторической науки на историю первобытного общества, историю древнего мира, историю средних веков, новую и новейшую историю. Историческая наука делится на специальные отрасли: экономическую историю, историю культуры, военную историю, историческую географию, историческую демографию, историографию и т.д. Историки широко пользуются данными археологии, этнографии, а также специальных исторических дисциплин: палеографии, археографии, дипломатики, сфрагистики, геральдики, хронологии, метрологии, нумизматики, генеалогии.

История, как и все науки, базируется на определенных методах (способах) изучения прошлого. Совокупность таких методов составляет методологию науки. Методология изменялась по мере развития исторической науки. В XVIII в., когда история выделилась в самостоятельную отрасль научного знания, она выполняла морально-этические функции – давала нравоучительные примеры из прошлого. В XIX в. история должна была обосновывать принятие тех или иных политических решений и формировать национально-государственную идентичность. В этот же период К.Маркс и Ф.Энгельс создали новую теорию исторического процесса – исторический материализм, суть которого в признании зависимости общественного сознания от производственных отношений, понимаемых, прежде всего, как отношения собственности. Исторический материализм является основой формационного подхода к изучению истории. В ХХ в. разные авторы независимо друг от друга создали теории исторического процесса, объединенные под общимназванием цивилизационного подхода.

Формационный подход рассматривает исторический процесс как линейную последовательную смену ступеней социально-экономического развития (формаций): первобытной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, посткапиталистической (социализм и коммунизм). Социально-экономический строй каждой из перечисленных формаций определяется способом производства, который представляет собой определенный уровень развития производительных сил и соответствующих им производственных отношениях. Пока производительные силы (люди, орудия и средства производства) соответствуют производственным отношениям (отношением людей в процессе производства и потребления) формация сохраняет стабильность. Совершенствование орудий труда приводит к возникновению новых производственных отношений, которые постепенно разрушают старый социально-экономический строй и создают возможность перехода к следующей стадии. В соответствии с теорией К.Маркса и Ф.Энгельса ускорителем исторического процесса является борьба угнетенных классов против угнетателей (классовая борьба). Высшим проявлением классовой борьбы марксисты считают социальную революцию, которая коренным образом меняет социально-экономический строй общества. Формационный подход дает возможность изучать историю как объективный, последовательный и закономерный процесс. Недостатками этой теории являются: европоцентризм, приоритет экономических факторов над социокультурными, абсолютизация классовой борьбы как двигателя исторического прогресса, социальный утопизм.

Цивилизационный подход основан на приоритете культурологического фактора над экономическим. Понятие «цивилизация» появилось в середине XVIII в. и в настоящее время имеет свыше 100 определений. Чаще всего этот термин употребляется в двух значениях 1) для обозначения стадии развития общества, которая следует за варварством и для которой характерно освоение природы и регуляция общественных отношений; 2) для обозначения устойчивой социокультурной общности людей и стран, сохраняющей своеобразие и целостность на протяжении больших исторических периодов, несмотря на изменения и внешние влияния. Цивилизационный подход объясняет исторический процесс через понятия уникальности, многовариантности, альтернативности социально-культурных явлений и процессов. Этот подход позволяет изучать различные формы и проявления культуры. В то же время многозначность и размытость термина «цивилизация», субъективизм при объяснении исторических явлений не позволяет и этому методу сделаться универсальным. В настоящее время используется также цивилизационно-формационный метод изучения истории, который сочетает положительные стороны двух подходов.

В рамках цивилизационного подхода выделяют три основных типа (стадии) развития общества: традиционное (аграрно-ремесленное), индустриальное, постиндустриальное (информационное).

Аграрная цивилизация – это доиндустриальная ступень исторического развития общества, для которой характерно господство сельского натурального хозяйства, сословной иерархии, традиционных обычаев и ценностей, решающая роль церкви. Первые аграрные общества возникли на Ближнем Востоке и в Северной Африке. В исторических рамках аграрной цивилизации возникли города, государство и право, бюрократия, деньги, письменность, ремесла и торговля.

Индустриальная цивилизация – это стадия развития общества, для которой характерны завершенная индустриализация, преобладание индустриального сектора над аграрным, массовое производство товаров и услуг; имеется сложная система социальных слоев, обусловленная процессом разделения труда, развитая система образования, динамичность социально-политической жизни. Формирование основ индустриальной цивилизации происходило в Европе и США в XVIII -XIX вв. Первой страной, вступившей на путь индустриализации, была Великобритания, где в 70-е гг. XVIII в. началась «промышленная революция».

Постиндустриальная (информационная) цивилизация – историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства и основными факторами общественного развития выступают научно-техническая и другие виды информации и знания.

История Беларуси изучает прошлое белорусского народа и территории, на которой он проживает. Беларусь формировалась в рамках восточнославянской цивилизации, в тоже время история нашей страны является составной частью европейской и всемирной истории.

Раскрываются основные причины изменения контекста изучения дисциплины.

Дается краткий анализ национальных государств Европы: причин их зарождения, этапов становления, современного состояния и перспектив, а также вопроса национального строительства в нашей стране.

 

Тема 2. Исторические этапы формирования белорусского этноса.

План

1. Формирование белорусской народности.

2. Этнические меньшинства на белорусских землях ВКЛ в XIII – XVI вв.

3. Формирование белорусской нации.

4. Белорусское национальное движение ХІХ - начала. ХХ в.

 

План

1. Первые государственные образования на территории Беларуси (IX - XIIвв.)

2. Становление Великого княжества Литовского. Федеративный характер государства (ХІІІ – первая половина ХIV вв.)

3. Люблинская уния. ВКЛ в политической системе Речи Посполитой (вторая половина XVI - XVII вв.).

4. Вхождение белорусских земель в состав Российской империи (1772-1795).

 

1. Первые государственные образования на территории Беларуси (IX – XII вв.)

Племенное княжение кривичей-полочан стало основой Полоцкого княжества, которое в Х – ХІ вв. было одним из крупнейших княжеств Восточной Европы. Впервые Полоцкое княжество упоминается в “Повести временных лет” под 862 г. Первым известным полоцким князем был Рогволод. Согласно летописи он “пришел из-за моря” в 960-970 гг. В летописях сохранилось предание о неудачном сватовстве князя Владимира к дочери Рогволода Рогнеде, датированное 980 г. Рогнеда стала одной из жен Владимира Святославича. Их сын Изяслав положил начало династии полоцких князей которую составляли князья Брячислав (1003-1044 гг.), Всеслав Чародей (1044-1101 гг.) и их потомки. Наибольшего могущества Полоцк достиг при Всеславе, который пытался захватить Псков и Новгород. Его дружина потерпела поражение в битве на р. Немиге (1067 г.), а сам князь взят в плен и отправлен в Киве. В 1068 г. Всеслав был освобожден киевлянами и посажен на престол. Он 7 месяцев правил в Киеве, но не сумел удержать власть и бежал в Полоцк.

В Полоцке существовал княжеско-вечевой строй. Верховная политическая, военная и судебная власть принадлежала князю. Наиболее важные дела княжества решались на вече - традиционном общем собрании взрослых мужчин. Вооруженные силы княжества состояли из дружины князя и городского ополчения.

На основе племенного объединения дреговичей на юге Беларуси сложилось Туровское княжество. Первое летописное упоминание о нем относится к 980 г. Туровская земля считалась вотчиной киевских князей, поэтому здесь княжили члены киевского княжеского дома. Они могли одновременно княжить и в Киеве. Непосредственно Туровом руководил представитель князя – посадник. Вече здесь играло второстепенную роль. Городским ополчением в Турове командовал тысяцкий. Вторым по значению в Туровской земле был город Пинск.

В Среднем Побужье значительным центром являлся город Берестье, впервые упомянутый под 1019 г. Берестейская земля в разное время входила в состав более крупных Туровского и Галицко-Волынского княжеств. В белорусском Понеманье важную роль играла Городня, (1127 г.), в Посожье - Гомель (1142 г.). Земли Среднего Поднепровья с городами Мстиславль и Кричев в XII – XIII вв. входили в состав Смоленского княжества.

План

1. Положение белорусских земель в составе Российской империи (конец XVIII – начало ХІХ в.).

2. Социально-экономическое развитие Беларуси в первой половины ХІХ в. Разложенине феодально-крепостнической системы.

3. Отмена крепостного права и аграрная реформа 1861 г. в Беларуси.

4. Буржуазные реформы 60-70-х гг. ХІХ в. в Беларуси.

5. Социально-экономическое развитие Беларуси во второй половине XIX в.

6. Социально-экономическое развитие Беларуси в началеXХ в. Солыпинская аграрная реформа в Беларуси.

 

План

1. Октябрьская революция в Беларуси. Установление советской власти.

2. Образование БССР

3. Общественно-политическая жизнь Советской Беларуси в 1920-е годы. Политика белорусизации.

4. Общественно-политическая жизнь в БССР в 1930-е годы.

Образование БССР

После Октябрьской революции белорусское национальное движение разделилось на две части: одна часть заняла антибольшевистскую и антисоветскую позицию, другая - поддерживала большевиков и связывала решение вопроса о белорусской государственности с Советской властью. 31 января 1918 г. был создан Белорусский национальный комиссариат (Белнацком) как отдел Народного комиссариата по делам национальностей РСФСР. Белнацком возглавил А.Червяков.

В начале марта 1918 г. большевики на IV съезде Советов и VII съезде партии были вынуждены признать условия Брестского мира. В целях подтверждения приверженности коммунистическим идеям партия была переименована на VII съезде из РСДРП(б) в Российскую коммунистическую партию (большевиков), сокращенно – РКП(б). Белорусскую секцию РКП(б), находившуюся в Москве, возглавил Д.Жилунович.

Летом 1918 г. Белнацком выступил с предложением о преобразовании Западной области в автономную республику в составе РСФСР. Белорусские секции РКП(б) ее поддержали. Руководство Облисполкомзапа (А.Мясников и В.Кнорин) отклонили это предложение и в сентябре 1918 г. Западная область по их инициативе была переименована в Западную коммуну.

В конце 1918 г. правительство Советской России пришло к убеждению, что необходимо создать барьер (буфер) между буржуазной Польшей и Советской Россией в виде Белорусской советской республики. 21-23 декабря 1918 г. в Москве проходила конференция белорусских секций РКП(б), которая избрала Центральное бюро (ЦБ) белорусских коммунистических организаций. Перед ЦБ была поставлена задача – создать Белорусскую Коммунистическую партию и Белорусскую Советскую Республику. 24 декабря руководство РКП(б) приняло решение о создании БССР. 30 декабря 1918 г. в Смоленске VI Северо-Западная областная конференция РКП(б) объявила себя I съездом КП(б)Б, который и провозгласил БССР. Был избран руководящий орган партии – Центральное бюро. Его возглавил А.Мясников. 31 декабря ЦБ КП(б)Б утвердил состав Временного рабочее-крестьянского советского правительства во главе с Д.Жилуновичем.

1 января 1919 г был опубликован Манифест о создании БССР. Западная коммуна ликвидировалась. Облисполкомзап сложил свои полномочия. 5 января правительство БССР и ЦБ КП(б)Б переехали в Минск, который стал столицей БССР. В это время правительство Польши начало постепенно оккупировать западные земли Беларуси. 16 января 1919 г. ЦК РКП(б) принял решение о включении Смоленской, Минской и Витебской губерний в состав РСФСР, а на Минской, Гродненской, Ковенской и Виленской губерний создать Литовско-Белорусскую Советскую Республику.

2-3 февраля 1919 г. в Минске работал І съезд Советов БССР. Он принял первую Конституцию БССР, избрал ЦИК, утвердил предложение ЦК РКП(б) об объединении Литовской ССР и БССР. В связи с угрозой оккупации Литвы и Беларуси Польшей 27 февраля 1919 г. было создано буферное государство - Литовско-БелорусскаяССР (ЛитБел).

С середины марта до сентября 1919 г. польские войска захватили большую часть территории ЛитБел, которая перестала существовать как государственное образование. В условиях польской оккупации на территории Беларуси развернулось партизанское движение под руководством большевиков и белорусских эсеров. В начале июля 1920 г. в условиях успешного наступления Красной Армии встал вопрос о восстановлении белорусской государственности. После освобождения 11 июля 1920 г. Минска от польских оккупантов вся власть перешла к Минскому губернскому Революционному комитету. 30 июля вместо него был создан Военревком Белорусской Республики. 31 июля 1920 г. состоялось совместное заседание партийных, советских, профсоюзных органов, на котором была принята Декларация о провозглашении независимости БССР (второе провозглашение). Итоги польско-советской войны были подведены 18 марта 1921 г. на переговорах в Риге. По условиях Рижского мирного договора западная часть территории Беларуси отошла к Польше. Территория восстановленной БССР состояла из 6 уездов Минской губернии с населением свыше 1,5 млн. человек.

На территории БССР и ЛитБел вводилась политика “военного коммунизма”, основным мероприятием которой была продразверстка –метод заготовки сельскохозяйственной продукции, когда крестьяне обязаны были сдавать все излишки по твердым государственным ценам. Политика “военного коммунизма” предусматривала также замену товарно-денежных отношений натуральным обменом продуктами, введение всеобщей трудовой повинности, запрет свободной торговли, национализацию промышленности, запрет частных предприятий, введение уравнительной оплаты труда.

 

План

1. Краткая характеристика концепции геополитики.

2. Западная Беларусь в составе Польского государства (1921 – 1939 гг.)

3. Национально-освободительное движение и развитие культуры в Западной Беларуси (1921 – 1939 гг.)

 

План

 

1. Начало Второй мировой войны. Вхождение Западной Беларуси в состав СССР и БССР.

2. Начало Великой Отечественной войны. Фашистский оккупационный режим на территории Беларуси.

3. Массовая борьба против фашистских захватчиков. Партизанское и подпольное движение на территории Беларуси.

4. Освобождение Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.

 

План

1.Восстановление народного хозяйства БССР (1945 – 1953 гг.)

2. Народное хозяйство БССР в 1953 – 1964 гг.

3. Социально-экономическая жизнь БССР в 1960-х – первой половине 1980-х гг.

4. Перестройка в СССР. Социально-экономический кризис в СССР второй половины 1980-х – начала 90-х гг. и его влияние на БССР.

 

План

1. Становление независимой Республики Беларусь.

2. Общественно-политическая жизнь Республики Беларусь во второй половине 1990-х годов – начале XXI в.

3. Социально-экономическое положение Республики Беларусь в 1990-е годы – начале XXI в.

4. Наука и культура Беларуси

5. Внешнеполитическая деятельность Республики Беларусь в 1990-е годы – начале XXI в.

 

Наука и культура Беларуси

Провозглашение государственной независимости Беларуси в 1990 г. положило начало новому этапу в развитии культуры Беларуси. Существенное влияние на культурные процессы в стране оказали также либерализация общественно-политической жизни и экономический кризис. Это предопределило сочетание противоречивых тенденций в культурном развитии. С одной стороны, расширились возможности для свободного творчества, для альтернативных форм в художественной культуре, главным направлением культурной жизни стало обращение к историческому наследию. С другой стороны, сокращение государственного финансирования привело к сворачиванию научных исследований, упадку учреждений культуры, творческих организаций.

В связи с провозглашением суверенитета важным полтическим событием стало создание благоприятных условий для развития и функционирования белорусского языка. В 1990 г. Верховный Совет БССР принял закон “О языках в Белорусской ССР”, в соответствии с которым белорусский язык провозглашался государственным. Русский язык признавался средством межнационального общения, гарантировалась возможность для свободного развития и употребления других языков. Конституция 1994 г. законодательно закрепила государственный статус белорусского языка. Началось активный перевод сферы образования и культуры, средств массовой информации на белорусский язык. Форсированность и непродуманность этих мер привели к недовольству значительной части населения. По инициативе Президента на референдум, который состоялся 14 мая 1995 г., был вынесен вопрос о статусе русского языка. Большинство граждан Беларуси высказалось за придание русскому языку равных прав с белорусским. Новая редакция Конституции РБ, принятая 24 ноября 1996 г., закрепила положение о двух равноправных государственных языках.

С начала 1990-х гг. в Беларуси началось реформирование системы образования. В 1991 г. Верховный Совет принял закон “Об образовании в Республике Беларусь”, который положил начало перходу общеобразовательной школы на 12-летний срок обучения. В Республике Беларусь обязательным является общее базовое образование. В 1999 г. правительство приняло Программу развития национальной системы образования до 2010 г. Базовой школой стала 10-летка. Общее среднее образование предполагалось сделать 12-летним. Однако летом 2008 г. было принято решение возвратится к 11-летнему общему среднему образованию. Уровень грамотности взрослого населения в РБ составляет 99,8%.

В настоящее время идет реформирование системы высшего образования. Готовится закон “О высшем образовании”. В 2007-2008 учебном году в республике действовали 44 государственных высших учебных заведения, из них 31 университет, 9 негосударственных вузов.

В начале 1990-х гг. белорусские научные учреждения оказались в сложном положении: сокращение государственного финансирования привело к закрытию многих научных тем и оттоку научных кадров за рубеж или в другие сферы деятельности. Научная жизнь активизировалась со второй половины 1990-х гг., когда стабилизировалось экономическое положение и возобновилась государственная поддержка научных исследований. Приоритетными признаются научные исследования, содействующие развитию научно-технического прогресса. Ведущим научным учреждением является Национальная академия наук РБ, которая выполняет около 40 государственных научных программ, сотрудничает с 52 странами мира. В 2005 г. Президент подписал Декрет о создании Парка высоких технологий.

На рубеже XX – XXI вв. активно развивается художественная культура Беларуси. Расширилась тематика литературных произведений: наряду с традиционными темами (Великая Отечественная война, жизнь белорусской деревни и др.), писатели обращаются к историческому прошлому Беларуси, чернобыльской трагедии. Разнообразием тематики отличается поэзия, драматургия. Театры Беларуси сохранили высокий профессиональный уровень. Широкую известность получили спектакли «Князь Витовт» по пьесе А.Дударева, «Звон – не молитва» по пьесе И.Чигринова, «Тутэйшие» по пьесе Я.Купалы. Наряду с государственными театрами появились негосударственные, которые обратились к альтернативным формам и жанрам театрального искусства. К исторической тематике обратился Национальный театр оперы и балета, на сцене которого поставлены опера В.Солтана «Дикая охота короля Стаха» и балет «Страсти» («Рогнеда») А.Мдивани. Белорусское изобразительное искусство обогатилось произведенями, отображающими события исторического прошлого, жизнь современников, красоту белорусской природы. Значительное место в творчестве художников занимает чернобыльская тема.

Сложный период переживает белорусский кинематограф. По сравнению с советским периодом значительно уменьшилось количество созданных фильмов. К числу наиболее значительных произведений последних лет относятся «В августе 44-го…» М.Пташука, «Анастасия Слуцкая» (Ю.Елхова).

Дальнейшее развитие получило музыкальное искусство. В республике и за рубежом известны Национальный оперный и Национальный музыкальный театры. Популяризацией белорусской музыки занимается Государственный концертный оркестр под управлением М.Финберга. С 1992 г. в Витебске проводится ежегодный международный музыкальный фестиваль «Славянский базар».

 

М. И. Старовойтов

Конспект лекций по дисциплине

Тема 1. Введение в дисциплину «История Беларуси в контексте европейской цивилизации».

История – это область знаний о прошлой жизни человечества. Она представляет собой целый комплекс общественных наук, которые изучают всемирную (всеобщую) историю и историю отдельных стран и народов. Традиционным является деление исторической науки на историю первобытного общества, историю древнего мира, историю средних веков, новую и новейшую историю. Историческая наука делится на специальные отрасли: экономическую историю, историю культуры, военную историю, историческую географию, историческую демографию, историографию и т.д. Историки широко пользуются данными археологии, этнографии, а также специальных исторических дисциплин: палеографии, археографии, дипломатики, сфрагистики, геральдики, хронологии, метрологии, нумизматики, генеалогии.

История, как и все науки, базируется на определенных методах (способах) изучения прошлого. Совокупность таких методов составляет методологию науки. Методология изменялась по мере развития исторической науки. В XVIII в., когда история выделилась в самостоятельную отрасль научного знания, она выполняла морально-этические функции – давала нравоучительные примеры из прошлого. В XIX в. история должна была обосновывать принятие тех или иных политических решений и формировать национально-государственную идентичность. В этот же период К.Маркс и Ф.Энгельс создали новую теорию исторического процесса – исторический материализм, суть которого в признании зависимости общественного сознания от производственных отношений, понимаемых, прежде всего, как отношения собственности. Исторический материализм является основой формационного подхода к изучению истории. В ХХ в. разные авторы независимо друг от друга создали теории исторического процесса, объединенные под общимназванием цивилизационного подхода.

Формационный подход рассматривает исторический процесс как линейную последовательную смену ступеней социально-экономического развития (формаций): первобытной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, посткапиталистической (социализм и коммунизм). Социально-экономический строй каждой из перечисленных формаций определяется способом производства, который представляет собой определенный уровень развития производительных сил и соответствующих им производственных отношениях. Пока производительные силы (люди, орудия и средства производства) соответствуют производственным отношениям (отношением людей в процессе производства и потребления) формация сохраняет стабильность. Совершенствование орудий труда приводит к возникновению новых производственных отношений, которые постепенно разрушают старый социально-экономический строй и создают возможность перехода к следующей стадии. В соответствии с теорией К.Маркса и Ф.Энгельса ускорителем исторического процесса является борьба угнетенных классов против угнетателей (классовая борьба). Высшим проявлением классовой борьбы марксисты считают социальную революцию, которая коренным образом меняет социально-экономический строй общества. Формационный подход дает возможность изучать историю как объективный, последовательный и закономерный процесс. Недостатками этой теории являются: европоцентризм, приоритет экономических факторов над социокультурными, абсолютизация классовой борьбы как двигателя исторического прогресса, социальный утопизм.

Цивилизационный подход основан на приоритете культурологического фактора над экономическим. Понятие «цивилизация» появилось в середине XVIII в. и в настоящее время имеет свыше 100 определений. Чаще всего этот термин употребляется в двух значениях 1) для обозначения стадии развития общества, которая следует за варварством и для которой характерно освоение природы и регуляция общественных отношений; 2) для обозначения устойчивой социокультурной общности людей и стран, сохраняющей своеобразие и целостность на протяжении больших исторических периодов, несмотря на изменения и внешние влияния. Цивилизационный подход объясняет исторический процесс через понятия уникальности, многовариантности, альтернативности социально-культурных явлений и процессов. Этот подход позволяет изучать различные формы и проявления культуры. В то же время многозначность и размытость термина «цивилизация», субъективизм при объяснении исторических явлений не позволяет и этому методу сделаться универсальным. В настоящее время используется также цивилизационно-формационный метод изучения истории, который сочетает положительные стороны двух подходов.

В рамках цивилизационного подхода выделяют три основных типа (стадии) развития общества: традиционное (аграрно-ремесленное), индустриальное, постиндустриальное (информационное).

Аграрная цивилизация – это доиндустриальная ступень исторического развития общества, для которой характерно господство сельского натурального хозяйства, сословной иерархии, традиционных обычаев и ценностей, решающая роль церкви. Первые аграрные общества возникли на Ближнем Востоке и в Северной Африке. В исторических рамках аграрной цивилизации возникли города, государство и право, бюрократия, деньги, письменность, ремесла и торговля.

Индустриальная цивилизация – это стадия развития общества, для которой характерны завершенная индустриализация, преобладание индустриального сектора над аграрным, массовое производство товаров и услуг; имеется сложная система социальных слоев, обусловленная процессом разделения труда, развитая система образования, динамичность социально-политической жизни. Формирование основ индустриальной цивилизации происходило в Европе и США в XVIII -XIX вв. Первой страной, вступившей на путь индустриализации, была Великобритания, где в 70-е гг. XVIII в. началась «промышленная революция».

Постиндустриальная (информационная) цивилизация – историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства и основными факторами общественного развития выступают научно-техническая и другие виды информации и знания.

История Беларуси изучает прошлое белорусского народа и территории, на которой он проживает. Беларусь формировалась в рамках восточнославянской цивилизации, в тоже время история нашей страны является составной частью европейской и всемирной истории.

Раскрываются основные причины изменения контекста изучения дисциплины.

Дается краткий анализ национальных государств Европы: причин их зарождения, этапов становления, современного состояния и перспектив, а также вопроса национального строительства в нашей стране.

 

Тема 2. Исторические этапы формирования белорусского этноса.

План

1. Формирование белорусской народности.

2. Этнические меньшинства на белорусских землях ВКЛ в XIII – XVI вв.

3. Формирование белорусской нации.

4. Белорусское национальное движение ХІХ - начала. ХХ в.

 

Формирование белорусской народности.

Вопрос о формировании белорусской народности является одной из наиболее спорных проблем в отечественной исторической науке. Существует множество точек зрения, основными из которых являются следующие: великорусская (белорусы – часть великорусского этноса); польская (белорусы – часть польского этноса); балтская (белорусы – продукт этнокультурного взаимодействия славян и балтов); кривичская (белорусы – прямые потомки племени кривичей); кривичско-дреговичско-радимическая (белорусы – прямые потомки племен кривичей, дреговичей, радимичей); древнерусская (белорусы, также как украинцы и великороссы, - часть древнерусской народности, которая сформировалась в IX – X вв.); финно-угорская (белорусы - продукт этнокультурного взаимодействия славян и финно-угорских племен). Современный белорусский исследователь М. Пилипенко разработал концепцию, которая учитывает влияние на этногенез белорусов как балтского, так и древнерусского фактора.

Географическое положение Беларуси обусловило полиэтнический состав ее населения в разные исторические периоды. Основным (титульным) этносом страны являются белорусы. Белорусский этнос, по мнению современных ученых, начал формироваться с конца ХІІІ в. Этот процесс в основном завершился в ХVІ в. Этническая территория (территория компактного расселения определенного этноса, с которой связано происхождение и дальнейшая история народа)белорусов сформировалась в ХІV – ХV вв. В ХІІІ – ХІV вв. установились северная, западная и южная этнические границы. Восточная граница этнической территории белорусов в основном установилась в ХVІ в. Нахождение этнической территории белорусов в ХІІІ – первой половине ХVІ вв. в границах ВКЛ явилось основным политическим условием формирования белорусского этноса. Развитие сельского хозяйства и ремесла, активизация торговли между деревней и городом, установление прочных связей между отдельными регионами Беларуси составили экономические условия формирования белорусского этноса. Наиболее сложным и длительным является процесс формирования этнического самосознания (осознание принадлежности к определенному этносу). Самоназвание “белорусцы” начинает употребляться с ХVІ в., но наряду с ним по-прежнему широко употреблялись термины “русин”, “русский люд”, “русский народ”. Одновременно употреблялись традиционное самоназвание “русский люд” и, как проявление местного самосознания, термины “минчук”, “могилевец” и т.д. Название “Белая Русь” применительно к этнической территории белорусов впервые упоминается в конце ХVІ в. В ХVІІ – ХVІІІ в. в составе Речы Посполитой развитие белорусского этноса было затруднено.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 616; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.251.37 (0.06 с.)