Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Внутреннее время художественного текста
Четкой классификации не существует до сих пор. Художественное время менялось с развитием литературы. Выделяют 2 этапа: 1. Художественное время ранней словесности. Отличительная черта – соотнесенность с реальным временем, с его фазами (стремление к подражанию). Мифологическое время – прошлое, но не как прошедшее, а как длящееся в настоящем. Сказочное время – условно прошедшее, в нем явно подчеркнуто отсутствие связи с настоящим. Время эпоса – давно прошедшее время; эпическая дистанция, отделяющая автора от событий, измеряется веками. Лирика – всегда настоящее время, чувства испытывают сейчас. 2. Развитие категории художественного времени. Связано с установлением новоевропейского романа. В романе автор получил право на откровенный вымысел, следовательно, отпала необходимость в достоверности (автор может убыстрить время, поворотить его вспять, заглядывать в будущее и брать сколь угодно широкий временной охват). Типы романного художественного времени:
В литературном произведении свое время может быть у каждого персонажа, у героя, т.е. образ времени – целый комплекс разных времен, переплетенных друг с другом. (С развитием человеческого сознания развивалось и ХВ. ХВ подчинено самому искусству литературы: сюжету, фабуле, отбору эпизодов и т.д.). Художественное пространство мало похоже на географическое. С – континуум, в котором размещаются герои, персонажи и совершается действие. Художественное пространство тесно связано с действующими лицами и соотносится с общей моделью мира, созданного автором. Эту модель автор строит в два приема:
Отбор определяется тем, как связан с этим пространством герой или персонаж.
Топос – крупная область художественного пространства, границы которой трудно проницаемы для действующих лиц, для второстепенных персонажей они непроницаемы, для героев проницаемы с большим трудом, с нравственными и духовными потерями («Евгений Онегин», «Мастер и Маргарита»). Очень важна роль границы между топосами (река, перекресток). Локус – более мелкое пространственное подразделение. Попадание в локус равно включению персонажа в конкретную ситуацию. Художественное пространство – пространство, в котором физические и географические признаки обособлены, зато социальные и этические функции выдвинуты на передний план (фамусовская Москва). Хронотоп – термин из теории относительности Эйнштейна; формально-содержательная категория, которая выражает существенную связь временных и пространственных отношений. Хронотоп имеет жанровое значение (балладный, романный). Хронотопом определяется и образ человека (дорога в «Мертвых душах»). .
Стихотворная речь. Основные аспекты
Стиховедение – наука, входящая в состав теории словесности. Объект данной науки – стихотворная речь. Русскому стиховедению более 200 лет. 18 век – В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов. Начало 19 века – А.Х. Востоков. Начало 20 века – А. Белый, О. Брик, Б. Томашевский, В. Жирмунский, Р. Якобсон. 60-е годы – К. Тарановский, М. Гаспаров, П. Руднев, В. Баевский. Стихотворная речь и прозаическая речь – две формы существования национального языка. Общее между ними определяется тем, что они являются формами одного и того же языка. И стихотворная речь, и прозаическая используют один и тот же лексический запас, подчиняются общеязыковым грамматическим и орфографическим нормам. При написании произведения в стихотворной форме автор делит текст на стихи (одна строка стихотворного текста, как правило). Деление на стихи диктуется внутренней мерой – метром.
Метрика. Принцип членения прозаической речи – синтаксический (предложение, абзац и др.), стихотворной – синтаксический и метрический (на отдельные стихи). На первый взгляд, отличие чисто формальное, но на самом деле оно отражает существенную разницу между двумя формами существования языка. Метрика – приемы построения стихотворной строки, основанные на различном сочетании ударных и безударных звуков в стопы (повторяющиеся сочетания сильного места, где ожидается ритмическое ударение - икт – и слабого места). Ямб – стихотворный метр, в стопе которого два слога; икт в четной позиции (безударный + ударный). Хорей – стихотворный метр, в стопе которого два слога; икт в нечетной позиции (ударный + безударный). Дактиль – стихотворный метр, в стопе которого три слога; первый икт (ударный + безударный + безударный). Амфибрахий – стихотворный метр, в стопе которого три слога; второй икт (безударный + ударный + безударный). Анапест – стихотворный метр, в стопе которого три слога; икт после двух неиктов (безударный + безударный + ударный). Метр – это схема, абстрактная модель, инвариант. В тексте метр реализуется в конкретном размере. Размер – реальное воплощение, вариант метра. Размер определяется количеством стоп в стихе и схемой метра (например, четырехстопный ямб). Ямб двухстопный Где сладкий шепот Моих лесов? Потоков рокот, Цветы лугов? Деревья голы; Ковер зимы Покрыл холмы, Луга и долы. (Е. Баратынский) Ямб трехстопный Печальная береза У моего окна, И прихотью мороза Разубрана она. Как гроздья винограда, Ветвей концы висят, И радостен для взгляда Весь траурный наряд. (А. Фет) Ямб четырехстопный. Универсальный, самый распространенный размер Мой дядя самых честных правил… (А. Пушкин) По вечерам над ресторанами Горячий воздух дик и глух, И правит окриками пьяными Весенний и тлетворный дух (А. Блок) Ямб пятистопный. Излюбленный размер драматических стихотворных произведений. Ночь зимняя мутна и холодна. Как мертвая, стоит в выси луна: Из радужного бледного кольца Глядит она на свет мой у крыльца. Ямб шестистопный. Был распространен в 18 веке и у раннего Пушкина. Потом получил прозвище «шестипудовый» и почти перестал использоваться. Поэт, не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдет минутный шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной, Но ты останься тверд, спокоен и угрюм. (А. Пушкин) Ямб семистопный. Редко встречается; очень размашистый, энергичный. Стояла серая скала на берегу морском. Однажды на чело ее слетел небесный гром. И раздвоил ее удар, - и новою тропой Между разрозненных камней течет поток седой. (М. Лермонтов) Ямб восьмистопный. Крайне редкий; слуху очень трудно следить за метрическим периодом, но зато максимально приближен к естественной речи, даже к прозе. И. Северянин «И ты шел с женщиной…» Размер определяется в объеме всего стихотворного текста, не по отрывкам. Метр один и тот же, звучание стиха разное из-за количества стоп и ритма. Гекзаметр (от греч. - шестимерный) – в античном стихосложении 6-тистопный дактиль с цезурой (паузой) в рамках третьей стопы и усеченной шестой стопой. Гекзаметр звучит торжественно и величаво; этим размером написаны эпические поэмы античности «Илиада» и «Одиссея».
Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына… («Илиада»). Пентаметр (греч. - пятимерник) – в античном стихосложении дактилический стих, образующийся при удвоении первого полустишия гекзаметра. Схема пентаметра такова: каждое полустишие состоит из двух с половиной стоп дактиля; полный стих пентаметра, таким образом, равен 5 стопам дактиля – отсюда и его название (пятимерник). Как самостоятельный размер пентаметр не использовался. Сочетание гекзаметра и пентаметра давало элегический дистих, которым писались обычно элегии и эпиграммы. Понятие стихотворного ритма Имеет два значения (ритм первичный и вторичный). Ритм первичный – общая упорядоченность звукового строя стихотворной речи. «Основная энергия стиха, некий гул, возникающий в ответ на ритмы жизни» (Маяковский). Схематическим описанием большинства является метр (формула ритма). Ритм вторичный – реальное звуковое строение конкретной стихотворной строки, ритмическая форма конкретного стихотворного размера. Ритм 1 – метр (хорей) – размер (хорей четырехстопный) – ритм 2 (хорей четырехстопный с пропуском ударения на второй стопе). Год прошел, как сон пустой. Царь женился на другой. Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица. Первым пропуски ударений стал изучать А. Белый. Именно он заметил, что один и тот же размер в разное время у разных поэтов звучит по-разному, следовательно, звучание размера зависит от присутствия или отсутствия орфоэпического ударения на иктах. Рифма Один из самых ярких, хотя и необязательных, признаков стихотворной речи. Чтобы рифма ощущалась рифмой, в ней должно быть как сходство, так и различие рифмующихся слов: сходство – по звучанию, различие – по содержанию. В разные эпохи рифма выглядела по-разному. В пушкинское время она была точной, т.е. совпадали ударная фонема и все заударные (правил - заставил). К середине 19 века осуществляется переход к приблизительной рифме, т.е. совпадает ударная фонема и все заударные согласные, а не совпадают гласные (одинокий - далекой). В начале 20 века распространяется неточная рифма: 1) совпадают только ударные гласные (тельце - раскиселиться); 2) совпадают заударные согласные и гласные, но не совпадают ударные (кн и жным - в а жным).
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.136 (0.018 с.) |