Тематика продуктивных видов деятельности детей по лексико-тематическим циклам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тематика продуктивных видов деятельности детей по лексико-тематическим циклам



Все виды продуктивной деятельности позволяют ребенку опосре­дованно отражать окружающий мир, самому создавать красоту исходя из своих возможностей, обогащать свой чувственный опыт, углублять представления об окружающем.

Изобразительная деятельность выступает как специфическое средство познания окружающей действительности и существенно влияет на умственное и речевое развитие ребенка.

В педагогической практике уже имеется опыт использования изобразительной деятельности для развития речи и устранения речевых недостатков детей.

Без дополнительной нагрузки попутно с решением основных для этого вида деятельности задач на таких занятиях можно знако­мить воспитанников с новыми словами, уточнять их лексические и грамматические оттенки, активизировать в речи названия пред­метов, действий и признаков, автоматизировать все типы предло­жений и предложных конструкций, отработанных с логопедом.

Совместная работа воспитателя и логопеда в этом направлении многократно усилится, если тематика продуктивной деятельности будет совпадать с общей речевой работой по лексико-тематиче­ским циклам.

Предложенная в пособии тематика продуктивной деятельности составлена на весь учебный год на основании результатов обсле­дования знаний, умений и навыков детей по разделам типовой программы воспитания и обучения в детском саду и распределена в соответствии с лексико-тематическими циклами.

Материал строится по принципу от простого к сложному и охватывает все виды занятий по изобразительной деятельности и конструированию: рисование, аппликация, лепка (предметная, деко­ративная, сюжетная, по замыслу); конструирование (коллективное, подгрупповое, парами, индивидуальное).

По мере развития сенсорно-двигательных способностей детей материал усложняется. Но на первом году обучения занятия, тре­бующие довольно развитой аналитико-синтетической деятельности (например, рисование с натуры), планируются редко.

В зависимости от индивидуальных особенностей и возможно­стей детей, поступивших в речевую группу, возможен свой твор­ческий подход к разработке тематики продуктивной деятельности. Но следует учесть главное: тематика должна быть доступна, понятна, эмоционально окрашена и по содержанию включена в лексико-тематические циклы.

Такой подход к продуктивной деятельности создает условия для осуществления тесной связи в работе воспитателя и логопеда по формированию лексико-грамматических средств языка и разви­тию связной речи детей. Он позволяет решать как основные педа­гогические задачи (формирование технических навыков и умений, знаний о предметах и явлениях, об их свойствах и признаках и т.д.), так и обеспечивать коррекционную направленность всей работы (развитие мелкой моторики, сенсорных способностей, совмещение продуктивной деятельности с речью).

В программно-методическом пособии предлагается включить тематику продуктивной деятельности в общую систему планиро­вания совместной речевой работы воспитателя и учителя-логопе­да по лексико-тематическим циклам. Занятия по изобразительной деятельности и конструированию проводятся по подгруппам. Внутри каждой из них выделяются дети с относительно высоким уровнем владения техническими навыками — условное обозначе­ние В, со средним уровнем — условное обозначение С, с низким уровнем — условное обозначение Н.

Осуществляя разноуровневый подход к детям на занятиях по продуктивной деятельности, педагог получает возможность учитывать потенциальные возможности каждого ребенка: кому-то не­обходим полный (иногда и поэтапный) показ последовательности создания изображения; кому-то требуется еще и дополнительный индивидуальный показ способов изображения; а кому-то доста­точно частичного показа или показа жестом по контуру предмета (формообразующего движения). Кто-то из детей может выполнить работу по представлению (это требует развитого воображения), а кто-то выполнит ее только по образцу или с опорой на нагляд­ность. Главное — каждому ребенку дать посильное задание, каж­дому помочь пережить чувство успеха, в каждого вселить уве­ренность в своих силах, каждого научить способам изображения (изготовления) того или иного предмета и уверенно использовать их при изображении (изготовлении) других, более сложных.

Включенность занятий по продуктивной деятельности в лекси­ческую тематику позволяет в работе по той или иной теме опи­раться также и на двигательную и эмоциональную память, на пробуждающуюся творческую активность детей. Это очень помо­гает достижению главной цели — преодолению общего недораз­вития речи у детей.

Тема: «НАШЕ ТЕЛО»

Лепка (предметная). Маленькая кукла-голышка

В — с опорой на наглядность, по частичному показу способов изображения.

С, Н — с опорой на наглядность, поэтапная лепка.

Аппликация (предметная). Большая кукла-голышка.

В —по динамическому образцу; вырезывание 1-2 крупных частей тела и использование готовых форм.

С,Н — по динамическому образцу; вырезывание одной крупной части тела и использование готовых форм.

Рисование (предметное). Большая и маленькая кукла-голышка.

В — с опорой на наглядность, по показу движением.

С - с опорой на наглядность, по показу движением, по до­полнительному индивидуальному показу способов изо­бражения.

Н — по выбору: большую или маленькую куклу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.242.141 (0.006 с.)