Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Человек. Личность. Свобода и ответственность
Человек как предмет философии. Концепции антропосоциогенеза. Биологическое и социальное в человеке. Тело и душа человека. Внешний и внутренний план деятельности. Темы человеческого тела, мужского и женского начал в философии. Боль, страдание. Проблема здоровья. Норма и аномалия. Качество жизни: биологический, психологический, духовный и социальный аспекты. Жизнь, смерть и бессмертие как философские темы. Проблема смысла жизни. Сознание и самосознание, их роль в поведении и деятельности людей. Соотношение сознательного и бессознательного, рационального и иррационального в человеческой жизни. Человек и общество. Общий и частный интерес, проблемы согласования. Конфликты. Роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении. Идеалы и реалии. Новая постановка проблемы человека в философии XX века. «Экзистенциальная» философия и ее варианты: философская антропология, экзистенциализм, персонализм. Жизнь в условиях социальных кризисов и других «предельных» ситуаций. Внутренний мир человека. Человеческое «Я». «Я» и «Ты». Личность и коллектив. Индивидуализм и конформизм. Стереотипы поведения. Эгоцентризм и эгоизм. Альтруизм. Проблема запретов (табу), норм поведения. Нормы, обычаи, мнение других как регулятивы индивидуального поведения. Философские ориентиры в поиске решений. Предпосылки морали и права. Регламентация и саморегуляция. Свобода и несвобода, необходимость, ответственность, их диалектика. Нравственный долг. Права и обязанности человека.
Глобальные кризисы и проблемы. Судьбы цивилизации
История и перспективы цивилизации. Романтизация борьбы с природой в европейской культуре. Иллюзии всемогущества науки и техники. Трактовка потребления материальных благ как цели и смысла жизни человека. Кризис ценностных ориентиров потребительского общества в концепциях капитализма и социализма. Человечество перед лицом глобальных проблем современности (демографическая, сырьевая, энергетическая, экологическая и др.). Постиндустриальное общество, его идеалы, тенденции развития. Проблема естественного и искусственного. Нарастание угрозы биосфере Земли при неограниченном экономическом росте. Роль «Римского клуба», «Зеленого» движения и других общественных сил в предотвращении глобальной экологической катастрофы. «Сценарии» будущего: русский космизм, пределы роста, гипотеза ноосферы, информационное общество, коэволюция человека и природы. Концепция безопасного и устойчивого развития мирового сообщества и России.
Философия и современный мир. Природная и социально-культурная среда обитания человека: проблемы гармонии. Ответственность людей за сохранение культуры, жизни, природы. Регулятивные функции национальной и мировой культуры, традиций и общечеловеческих ценностей. Современная этика. Этическое кодексы профессионалов. Философские основания норм поведения человеческих сообществ, человека. Познание мира, развитие духовной культуры общества, самореализация личности. Анализ проблем человека в свете новых научных открытий. Проблема насилия и ненасилия в современной политике. Концепция безопасного и устойчивого развития мирового сообщества и России. Исследование единства и многообразия культур. Миссия философа в современном мире.
Практические занятия
№ п.п.
| Тема и содержание занятия
| Литература и др. источники
| Образовательные технологии, в т.ч. инновационные
| Методы и формы обучения, в т.ч. активные и интерактивные
| Формируемые компетенции
| Образовательные результаты
| Формы контроля, оценочные средства
| 1.
| Ранняя философская мысль Индии, Китая, Греции
Культурно-исторические предпосылки возникновения философии. Путь от мифа к рационально-теоретическому пониманию. Человек в культуре Древнего Востока.Учение Будды, Конфуция, Лао-Цзы. Ранняя греческая филосфия. Космологизм.Милетские натурфилософы и пифагорейство. Гераклит. Рождение термина философия и его смысл.
| Литература:
осн. – 1 (с. 65-106); 2; 3
доп. –1,4,5,6,7,14,17, 18,19
Интернет-ресурс:
4,5,6,7
| объяснительно-иллюстративного обучения с элементами проблемного изложения, развивающего обучения
| научная дискуссия
|
|
| текущий контроль: конспект, сравнительный анализ; собеседование
| 2.
| Античная философия
Первые философские школы.
Философия Сократа. Платон. Учение об идеях. Теория государства. Аристотель. Метафизика. Классификация наук. Логика. Этика.
Основные школы эллинизма.
| Литература:
осн. – 1 (с. 65-106); 2; 3
доп. –1,4,5,6,7,14,17, 18,19
Интернет-ресурс:
4,5,6,7
| развивающего обучения; профессионально-ориентированного обучения
| диспут
|
|
| Текущий контроль: опрос, информационное сообщение; конспект
| 3.
| Философская мысль средневековья и Возрождения
Теоцентризм средневековой философии. Проблемы добра и зла, человеческого грехопадения и спасения. Радикальное изменение системы ценностей.
Антропоцентризм философии Возрождения. Пантеизм. Натурфилософия Возрождения. Идеи социальной философии.
| Литература:
осн. – 1 (с. 107-152); 2; 3
доп. –1,4,5,6,7,14,17, 18,19,21
Интернет-ресурс:
1,2,4,5,6,7
| объяснительно-иллюстративного обучения с элементами проблемного изложения, развивающего обучения
| научная дискуссия
|
|
| текущий контроль: структурно-логическая схема, сравнительный анализ
| 4.
| Философия Нового времени (ХVII в.) и Просвещения
Учение о субстанции Методология научного поиска: рационализм, эмпиризм, интуитивизм. Теории естественного права. Общие характеристики философии европейского Просвещения. Роль разума в познании и преобразовании мира. Общественный прогресс.
| Литература:
осн. – 1 (с. 153-174);
2 (с. 108-133); 3
доп. –4,5,6,7,14,17, 18,19,21
Интернет-ресурс:
1,2,4,5,6,7
| проблемного обучения; развития критического мышления
| диспут
|
|
| текущий контроль: опрос, информационное сообщение; конспект
| 4.
| Классическая немецкая философия
«Критический» период творчества И.Канта. Г.В.Ф. Гегель: панлогизм, метод и система. Феноменология духа, философия истории, философия права. Учение о морали, праве, государстве И.Г.Фихте. Трансцендентальный идеализм Ф.В.Й.Шеллинга
| Литература:
осн. – 1 (с. 175-196); 2; 3
доп. –4,5,6,7,14,16,17, 18,19,21
Интернет-ресурс:
2,4,5,6,7
| развития критического мышления; концентрированного обучения
| круглый стол
|
|
| текущий контроль: структурно-логическая схема, сравнительный анализ
| 5.
| Философия иррационального. А.Шопенгауэр, С.Кьеркегор, Ф.Ницше.
«Мир как воля и представление» А.Шопенгауэра. Основные понятия и принципы философии С.Кьеркегора. Ницшеанская картина мира как антипод «классического» миропонимания.
| Литература:
осн. – 2 (с. 157-167); 3 (с. 297-324)
доп. –4,5,6,7,14,17, 18,19,21
Интернет-ресурс:
4,5,6,7
| поиска и накопления информации; коллективной мыслительной деятельности
| научная дискуссия
|
|
| текущий контроль: презентация
| 6.
| Позитивизм
Позитивное мышление и позитивизм как философская установка. Три волны позитивизма. Идеи Л.Витгенштейна.Венский кружок. Влияние позитивизма в России ХIХ-ХХ вв.
| Литература:
осн. – 1 (с. 246-310);
2; 3
доп. –5,6,7,14,17, 18,19
Интернет-ресурс:
1,2,4,5
| теоретического моделирования; развивающего обучения
| кейс-метод
|
|
| текущий контроль: аналитический обзор литературы
|
| Аналитическая философия ХХ века. Б.Рассел, Дж. Мур, Л.Витгенштейн.
Роль Г.Фреге как предшественника аналитической философии. Переосмысление предмета и метода философии в аналитической философии.
| Литература:
осн. – 2; 3 (с. 680-708);
доп. –5,6,7,14,17, 18,19
Интернет-ресурс:
1,2,4,5,6
| теоретического моделирования; развивающего обучения
| кейс-метод
|
|
| текущий контроль: структурно-логическая схема
| 7.
| Феноменология Э.Гуссерля. Герменевтика. Структурализм.
Э.Гуссерль о «естественной» и «феноменологической» установке познания. Психологическая и трансцендентальная редукция. Интенциональность как главное свойство сознания. Философская герменевтика Г. Г. Гадамера. Диалог, контекст, герменевтический круг. П. Рикер: Человек и историческая связь времен. Теоретические источники и проблемное поле структуральных исследований.
| Литература:
осн. – 1 (с. 311-356); 2;
3 (с. 708-726, 760-773)
доп. –5,6,7,14,17, 18,19
Интернет-ресурс:
1,2,3,4,5,6
| теоретического моделирования; развивающего обучения
| кейс-метод
|
|
| текущий контроль: аналитический обзор литературы
| 8.
| Экзистенциализм. М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.П.Сартр
Исторические и духовные предпосылки экзистенциализма. Критика рационализма. Основные работы М.Хайдеггера, К.Ясперса, Ж.-П.Сартра.
Экзистенциализм о сущности и существовании человека, преодолении отчуждения и обретении смысла бытия. Проблема выбора и ответственности, понимание свободы человека.
| Литература:
осн. –2; 3 (с. 726-749)
доп. –5,6,7,14,17, 18,19
Интернет-ресурс:
1,2,4,5,6,7
| профессионально-ориентированного обучения; адаптационного обучения
| презентация
|
|
| текущий контроль: презентация, сравнительный анализ
| 9.
| Русские философы ХIХ-ХХ вв.
Опыт Запада и тема судеб России в славянофильстве, западничестве, евразийстве. Русская философия всеединства. Религиозно-философская антропология и историософия В.Соловьева.
Русский религиозно-философский ренессанс начала ХХ века, условия формирования и идейные источники. Вклад русской мысли в мировую философскую культуру.
| Литература:
осн. – 1 (187-224); 2; 3
доп. –9,12,15,20,22
Интернет-ресурс:
1,2,3,4,5
| развивающего обучения; теоретического моделирования
| научная дискуссия
|
|
| текущий контроль: сравнительный анализ; конспект
|
| текущий контроль – коллоквиум «История философии: мыслители и школы»
| 10.
| Бытие. Виды бытия. Материя и дух.
Онтология как учение о бытии. Единство мира и его многообразие. Виды бытия. Пространство, время, движение, структурность, отражение — универсальные формы бытия. Современная научно-философская картина мира.
| Литература:
осн. – 1 (357-397); 2; 3
доп. –1,3, 5,13,16,17,19
Интернет-ресурс:
1,2,,5,6,7
| объяснительно-иллюстративного обучения с элементами проблемного изложения; теоретического моделирования
| скрин-шот
|
|
| текущий контроль: конспект, сравнительный анализ
| 11.
| Универсальные связи бытия. Диалектическое миропонимание.
Структурные связи бытия. Связи детерминации.
Качественные и количественные характеристики вещей. Цикличность и поступательность изменений. Прогресс и регресс, их диалектическое соотношение. Противоречие как философская проблема. Линейность и нелинейность. Порядок и хаос. Диалектика и синергетика.
| Литература:
осн. – 1 (с. 398-443); 2; 3
доп. –1,3, 5,13,16,17,19
Интернет-ресурс:
1,2,,5,6,7
| объяснительно-иллюстративного обучения с элементами проблемного изложения; теоретического моделирования
| скрин-шот
|
|
| текущий контроль: конспект, сравнительный анализ
| 12.
| Проблема сознания в философии. Сознательное и бессознательное.
Основные модели анализа сознания в истории философии и философии ХХ века. Сознание и самосознание.
Бессознательноекак психический феномен. Энергетика и структура бессознательного по Фрейду. Эволюция представлений о бессознательном в неофрейдизме. Сознание и язык. Естественные и искусственные языки, их соотношение. Проблема искусственного интеллекта. Эмоционально-психический мир сознания
| Литература:
осн. – 1 (с.27-62); 2 (с.337-377); 3
доп. – 4; 6; 10; 14; 42; 46; 56; 59; 69; 80
Интернет-ресурс:
http://filosof.historic.ru/books/c0001_1/shtml)
| профессионально-ориентированного обучения; развития критического мышления
| ролевая игра
|
|
| текущий контроль: проект, аналитический обзор литературы
| 13.
| Общество. Культура. Философия истории.
Общество как сложная система. Функциональные подсистемы общества. Понятие истории. Проблема начала истории. Направленность исторического процесса. Философское понятие культуры. Компоненты культуры, ее динамика, исторический характер, символы. Человек в мире культуры.
| Литература:
осн. – 1 (с. 495-531);
2 (с. 475-512); 3
доп. – 1,3,5,10, 13,16,17,19
Интернет-ресурс:
1, 2, 4,5,6,7
| развивающего обучения; профессионально-ориентированного обучения
| круглый стол
|
|
| текущий контроль: доклад
|
| Знаки, символы, язык. Идолы языка.
Роль знака, в получении, хранении, преобразовании и передаче информации.
Роль языка в формировании человека, его коммуникативная, мыслеобразующая, регулятивная и др. функции.
Языковые ловушки в философии Л. Витгенштейна.
| Литература:
осн. – 1(с. 444-493); 2; 3
доп. –1,3, 5,13,16,17,19
Интернет-ресурс:
1,2, 3,5,6
| развивающего обучения; профессионально-ориентированного обучения
| круглый стол
|
|
| текущий контроль: аналитический обзор литературы; конспект
| 14.
| Познание. Наука. Техника.
Субъект и объект познания. Многообразие видов и форм познания. Уровни познания. Учение об истине. Критерии истины. Особенности научного познания, его структура, формы, методы, их эволюция. Знание и техническая деятельность. Основные проблемы философии техники.
| Литература:
осн. – 1(444-492, 624-681); 2; 3
доп. –1,3, 5,13,16,17,19
Интернет-ресурс:
1, 2,3,4
| профессионально-ориентированного обучения; теоретического моделирования
| презентация
|
|
| текущий контроль: опрос, презентация
| 15.
| Нормы, ценности, идеалы. Природа этического.
Ценности как ядро культуры. Классификация ценностей. Понятие идеала. Проблема возникновения и развития нравственности, ее функция, структура. Основные понятия этики. Современная этика.
| Литература:
осн. – 1 (с. 548-601); 2; 3
доп. –1,2,3, 5,10,13,17
Интернет-ресурс:
1,2,3,4,5,6
| личностно-ориентированного обучения; развивающего обучения
| диспут
|
|
| текущий контроль: аналитический обзор литературы, конспект
| 16.
| Религия. Тема Бога в философии. Проблема духовности.
Тема Бога в истории философии. Проблема веры и разума. Богословский рационализм и иррационализм. Доказательства бытия Бога. Религиозная философия в ХХ столетии.
| Литература:
осн. – 1; 2;
3 (с.616-640)
доп. –1,2,3, 5,10,13,17
Интернет-ресурс:
1,2,3,4,5,6
| личностно-ориентированного обучения; развивающего обучения
| диспут
|
|
| текущий контроль: аналитический обзор литературы, конспект
| 17.
| Мир эстетики. Искусство.
Понятие «эстетическое», его связь с чувством прекрасного и духовным опытом художественного освоения мира человеком. Национальное и общечеловеческое в искусстве. Эстетика постмодернизма.
| Литература:
осн. – 1 (с. 574-601); 2; 3
доп. –1,2,3, 5,10,13,17
Интернет-ресурс:
1,2,3,4,5,6
| личностно-ориентированного обучения; информационного обучения
| презентация
|
|
| текущий контроль: творческая работа; конспект
| 18.
| Человек. Личность. Свобода и ответственность.
Человек как предмет философии. Концепции антропосоциогенеза. Биологическое и социальное в человеке. Тело и душа. Жизнь, смерть и бессмертие как философские темы. Личность и общество. Конфликты. Роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении. Новая постановка проблемы человека в философии ХХ века.
| Литература:
осн. – 1 (с. 229-237); 2; 3
доп. –1,2,3,5,10, 13,16
Интернет-ресурс:
1,2,3,4,5,6
| профессионально-ориентированного обучения; развития критического мышления
| ролевая игра
|
|
| текущий контроль: проект, аналитический обзор литературы; реферат
| 19.
| Глобальные кризисы и проблемы. Судьбы цивилизации.
Человечество перед лицом глобальных проблем современности.
Анализ проблем человека в свете новых научных открытий.
Проблема насилия и ненасилия в современной политике. Миссия философа в современном мире.
| Литература:
осн. – 1; 2; 3 (с. 796-814)
доп. –1,2,3,5,10, 13,16
Интернет-ресурс:
1,2,3,4,5,6
| объяснительно-иллюстративного обучения с элементами проблемного изложения; ситуативно-ролевого обучения
| кейс-метод
|
|
| текущий контроль: аналитическая справка
|
| Промежуточная аттестация – экзамен
|
Планы семинаров в другом варианте-(вариант Б-более развернутый)
Раздел ІІІ. Философия бытия
|