Человек. Личность. Свобода и ответственность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Человек. Личность. Свобода и ответственность



Человек как предмет философии. Концепции антропосоциогенеза. Биологическое и социальное в человеке. Тело и душа человека. Внешний и внутренний план деяте­льности. Темы человеческого тела, мужского и женского начал в философии. Боль, страдание. Проблема здоровья. Норма и аномалия. Качество жизни: биологический, пси­хологический, духовный и социальный аспекты. Жизнь, смерть и бессмертие как философские темы. Проблема смысла жизни. Сознание и самосознание, их роль в поведении и деятельности людей. Соотношение сознательного и бессознательного, рационального и иррационального в человеческой жизни. Человек и общество. Общий и част­ный интерес, проблемы согласования. Конфликты. Роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведе­нии. Идеалы и реалии. Новая постановка проблемы человека в философии XX века. «Экзистенциальная» философия и ее варианты: философская антропология, экзистен­циализм, персонализм. Жизнь в условиях социальных кризисов и других «предельных» ситуаций. Внутренний мир человека. Человеческое «Я». «Я» и «Ты». Личность и коллектив. Индивидуализм и конформизм. Стереотипы поведения. Эгоцентризм и эгоизм. Альтруизм. Проблема запретов (табу), норм поведения. Нормы, обычаи, мнение других как регулятивы индивидуального поведения. Философские ориентиры в поиске решений. Предпосылки морали и права. Регламентация и саморегуляция. Свобода и несвобода, необходимость, ответственность, их диалектика. Нравственный долг. Права и обязанности человека.

 

Глобальные кризисы и проблемы. Судьбы цивилизации

История и перспективы цивилизации. Романтизация борьбы с природой в европейской культуре. Иллюзии все­могущества науки и техники. Трактовка потребления ма­териальных благ как цели и смысла жизни человека. Кри­зис ценностных ориентиров потребительского общества в концепциях капитализма и социализма. Человечество пе­ред лицом глобальных проблем современности (демогра­фическая, сырьевая, энергетическая, экологическая и др.). Постиндустриальное общество, его идеалы, тенден­ции развития. Проблема естественного и искусственного. Нарастание угрозы биосфере Земли при неограниченном экономическом росте. Роль «Римского клуба», «Зеленого» движения и других общественных сил в предотвращении глобальной экологической катастрофы. «Сценарии» буду­щего: русский космизм, пределы роста, гипотеза ноосфе­ры, информационное общество, коэволюция человека и природы. Концепция безопасного и устойчивого развития мирового сообщества и России.

Философия и современный мир. Природная и социа­льно-культурная среда обитания человека: проблемы гар­монии. Ответственность людей за сохранение культуры, жизни, природы. Регулятивные функции национальной и мировой культуры, традиций и общечеловеческих ценностей. Современная этика. Этическое кодексы профессионалов. Философские основания норм поведения человеческих сообществ, человека. Познание мира, развитие духовной культуры общества, самореализация личности. Анализ проблем человека в свете новых научных открытий. Проблема насилия и ненасилия в современной политике. Концепция безопасного и устойчивого развития мирового сообщества и России. Исследование единства и многообразия культур. Миссия философа в современном мире.

Практические занятия

 

№ п.п. Тема и содержание занятия Литература и др. источники Образовательные технологии, в т.ч. инновационные Методы и формы обучения, в т.ч. активные и интерактивные Формируемые компетенции Образовательные результаты Формы контроля, оценочные средства
1. Ранняя философская мысль Индии, Китая, Греции Культурно-исторические предпосылки возникновения философии. Путь от мифа к рационально-теоретическому пониманию. Человек в культуре Древнего Востока.Учение Будды, Конфуция, Лао-Цзы. Ранняя греческая филосфия. Космологизм.Милетские натурфилософы и пифагорейство. Гераклит. Рождение термина философия и его смысл. Литература: осн. – 1 (с. 65-106); 2; 3 доп. –1,4,5,6,7,14,17, 18,19 Интернет-ресурс: 4,5,6,7   объяснительно-иллюстративного обучения с элементами проблемного изложения, развивающего обучения научная дискуссия     текущий контроль: конспект, сравнительный анализ; собеседование
2. Античная философия Первые философские школы. Философия Сократа. Платон. Учение об идеях. Теория государства. Аристотель. Метафизика. Классификация наук. Логика. Этика. Основные школы эллинизма. Литература: осн. – 1 (с. 65-106); 2; 3 доп. –1,4,5,6,7,14,17, 18,19 Интернет-ресурс: 4,5,6,7   развивающего обучения; профессионально-ориентированного обучения диспут     Текущий контроль: опрос, информационное сообщение; конспект
3. Философская мысль средневековья и Возрождения Теоцентризм средневековой философии. Проблемы добра и зла, человеческого грехопадения и спасения. Радикальное изменение системы ценностей. Антропоцентризм философии Возрождения. Пантеизм. Натурфилософия Возрождения. Идеи социальной философии. Литература: осн. – 1 (с. 107-152); 2; 3 доп. –1,4,5,6,7,14,17, 18,19,21 Интернет-ресурс: 1,2,4,5,6,7   объяснительно-иллюстративного обучения с элементами проблемного изложения, развивающего обучения научная дискуссия     текущий контроль: структурно-логическая схема, сравнительный анализ
4. Философия Нового времени (ХVII в.) и Просвещения Учение о субстанции Методология научного поиска: рационализм, эмпиризм, интуитивизм. Теории естественного права. Общие характеристики философии европейского Просвещения. Роль разума в познании и пре­образовании мира. Общественный прогресс. Литература: осн. – 1 (с. 153-174); 2 (с. 108-133); 3 доп. –4,5,6,7,14,17, 18,19,21 Интернет-ресурс: 1,2,4,5,6,7   проблемного обучения; развития критического мышления диспут     текущий контроль: опрос, информационное сообщение; конспект  
4. Классическая немецкая философия «Критический» период твор­чества И.Канта. Г.В.Ф. Гегель: панлогизм, метод и система. Феноменология духа, философия истории, философия права. Учение о морали, праве, государ­стве И.Г.Фихте. Трансцендентальный идеализм Ф.В.Й.Шеллинга   Литература: осн. – 1 (с. 175-196); 2; 3 доп. –4,5,6,7,14,16,17, 18,19,21 Интернет-ресурс: 2,4,5,6,7   развития критического мышления; концентрированного обучения круглый стол     текущий контроль: структурно-логическая схема, сравнительный анализ
5. Философия иррационального. А.Шопенгауэр, С.Кьеркегор, Ф.Ницше. «Мир как воля и представление» А.Шопенгауэра. Основные понятия и принципы философии С.Кьеркегора. Ницшеанская картина мира как антипод «классического» миропонимания. Литература: осн. – 2 (с. 157-167); 3 (с. 297-324) доп. –4,5,6,7,14,17, 18,19,21 Интернет-ресурс: 4,5,6,7   поиска и накопления информации; коллективной мыслительной деятельности научная дискуссия     текущий контроль: презентация
6. Позитивизм Позитивное мышление и позитивизм как философская установка. Три волны позитивизма. Идеи Л.Витгенштейна.Венский кружок. Влияние позитивизма в России ХIХ-ХХ вв.   Литература: осн. – 1 (с. 246-310); 2; 3 доп. –5,6,7,14,17, 18,19 Интернет-ресурс: 1,2,4,5   теоретического моделирования; развивающего обучения кейс-метод     текущий контроль: аналитический обзор литературы
  Аналитическая философия ХХ века. Б.Рассел, Дж. Мур, Л.Витгенштейн. Роль Г.Фреге как предшественника аналитической философии. Переосмысление предмета и метода философии в аналитической философии. Литература: осн. – 2; 3 (с. 680-708); доп. –5,6,7,14,17, 18,19 Интернет-ресурс: 1,2,4,5,6   теоретического моделирования; развивающего обучения кейс-метод     текущий контроль: структурно-логическая схема
7. Феноменология Э.Гуссерля. Герменевтика. Структурализм. Э.Гуссерль о «естественной» и «феноме­нологической» установке познания. Психологическая и трансцендентальная редукция. Интенциональность как главное свойство сознания. Философская герменевтика Г. Г. Гадамера. Диалог, контекст, герменевтический круг. П. Рикер: Человек и историческая связь времен. Теоретиче­ские источники и проблемное поле структуральных иссле­дований. Литература: осн. – 1 (с. 311-356); 2; 3 (с. 708-726, 760-773) доп. –5,6,7,14,17, 18,19 Интернет-ресурс: 1,2,3,4,5,6   теоретического моделирования; развивающего обучения кейс-метод     текущий контроль: аналитический обзор литературы
8. Экзистенциализм. М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.П.Сартр Исторические и духовные предпосылки экзистенциализма. Критика рационализма. Основные работы М.Хайдеггера, К.Ясперса, Ж.-П.Сартра. Экзистенциализм о сущности и существовании человека, преодолении отчуждения и обретении смысла бытия. Проблема выбора и ответственности, понимание свободы человека.   Литература: осн. –2; 3 (с. 726-749) доп. –5,6,7,14,17, 18,19 Интернет-ресурс: 1,2,4,5,6,7   профессионально-ориентированного обучения; адаптационного обучения презентация     текущий контроль: презентация, сравнительный анализ
9. Русские философы ХIХ-ХХ вв. Опыт Запада и тема судеб России в славянофильстве, западничестве, евразийстве. Русская философия всеединства. Религиозно-философская антропология и историософия В.Соловьева. Русский религиозно-философский ренессанс начала ХХ века, условия формирования и идейные источники. Вклад русской мысли в мировую философскую культуру. Литература: осн. – 1 (187-224); 2; 3 доп. –9,12,15,20,22 Интернет-ресурс: 1,2,3,4,5   развивающего обучения; теоретического моделирования научная дискуссия     текущий контроль: сравнительный анализ; конспект  
  текущий контроль – коллоквиум «История философии: мыслители и школы»
10. Бытие. Виды бытия. Материя и дух. Онтология как учение о бытии. Единство мира и его много­образие. Виды бытия. Пространство, время, движение, структурность, отражение — универсальные формы бытия. Современная научно-философская картина мира.   Литература: осн. – 1 (357-397); 2; 3 доп. –1,3, 5,13,16,17,19 Интернет-ресурс: 1,2,,5,6,7 объяснительно-иллюстративного обучения с элементами проблемного изложения; теоретического моделирования скрин-шот         текущий контроль: конспект, сравнительный анализ
11. Универсальные связи бытия. Диалектическое миропонимание. Структурные связи бытия. Связи детерминации. Качественные и количественные характеристики вещей. Цикличность и поступательность изменений. Прогресс и регресс, их диалектическое соотношение. Противоречие как философская проблема. Линейность и нелинейность. Порядок и хаос. Диалектика и синергетика. Литература: осн. – 1 (с. 398-443); 2; 3 доп. –1,3, 5,13,16,17,19 Интернет-ресурс: 1,2,,5,6,7 объяснительно-иллюстративного обучения с элементами проблемного изложения; теоретического моделирования скрин-шот         текущий контроль: конспект, сравнительный анализ
12. Проблема сознания в философии. Сознательное и бессознательное. Основные модели анализа сознания в истории философии и философии ХХ века. Сознание и самосознание. Бессознательноекак психический феномен. Энергетика и структура бессознательного по Фрейду. Эволюция представлений о бессознательном в неофрейдизме. Сознание и язык. Естественные и искусственные языки, их соотношение. Проблема искусственного интеллекта. Эмоционально-психический мир сознания Литература: осн. – 1 (с.27-62); 2 (с.337-377); 3 доп. – 4; 6; 10; 14; 42; 46; 56; 59; 69; 80 Интернет-ресурс: http://filosof.historic.ru/books/c0001_1/shtml) профессионально-ориентированного обучения; развития критического мышления ролевая игра     текущий контроль: проект, аналитический обзор литературы
13. Общество. Культура. Философия истории. Общество как сложная система. Функциональные подсистемы общества. Понятие истории. Проблема начала истории. Направленность исторического процесса. Философское понятие культуры. Компоненты культуры, ее динамика, исторический характер, символы. Человек в мире культуры. Литература: осн. – 1 (с. 495-531); 2 (с. 475-512); 3 доп. – 1,3,5,10, 13,16,17,19 Интернет-ресурс: 1, 2, 4,5,6,7 развивающего обучения; профессионально-ориентированного обучения круглый стол     текущий контроль: доклад
  Знаки, символы, язык. Идолы языка. Роль знака, в получении, хранении, преоб­разовании и передаче информации. Роль языка в формировании человека, его комму­никативная, мыслеобразующая, регулятивная и др. функ­ции. Языковые ловушки в философии Л. Витгенштейна. Литература: осн. – 1(с. 444-493); 2; 3 доп. –1,3, 5,13,16,17,19 Интернет-ресурс: 1,2, 3,5,6 развивающего обучения; профессионально-ориентированного обучения круглый стол     текущий контроль: аналитический обзор литературы; конспект
14. Познание. Наука. Техника. Субъект и объект познания. Многообразие видов и форм познания. Уровни познания. Учение об истине. Критерии истины. Особенности научного познания, его структура, формы, методы, их эволюция. Знание и техническая деятельность. Основные проблемы философии техники. Литература: осн. – 1(444-492, 624-681); 2; 3 доп. –1,3, 5,13,16,17,19 Интернет-ресурс: 1, 2,3,4 профессионально-ориентированного обучения; теоретического моделирования презентация     текущий контроль: опрос, презентация
15. Нормы, ценности, идеалы. Природа этического. Ценности как ядро культуры. Классификация ценностей. Понятие идеала. Проблема возникновения и развития нравственности, ее функция, структура. Основные понятия этики. Современная этика. Литература: осн. – 1 (с. 548-601); 2; 3 доп. –1,2,3, 5,10,13,17 Интернет-ресурс: 1,2,3,4,5,6 личностно-ориентированного обучения; развивающего обучения диспут     текущий контроль: аналитический обзор литературы, конспект
16. Религия. Тема Бога в философии. Проблема духовности. Тема Бога в истории философии. Проблема веры и разума. Богословский рационализм и иррационализм. Доказательства бытия Бога. Религиозная философия в ХХ столетии. Литература: осн. – 1; 2; 3 (с.616-640) доп. –1,2,3, 5,10,13,17 Интернет-ресурс: 1,2,3,4,5,6 личностно-ориентированного обучения; развивающего обучения диспут     текущий контроль: аналитический обзор литературы, конспект
17. Мир эстетики. Искусство. Понятие «эстетическое», его связь с чувством прекрасного и духовным опытом художественного освоения мира человеком. Национальное и общечеловеческое в искусстве. Эстетика постмодернизма. Литература: осн. – 1 (с. 574-601); 2; 3 доп. –1,2,3, 5,10,13,17 Интернет-ресурс: 1,2,3,4,5,6 личностно-ориентированного обучения; информационного обучения презентация       текущий контроль: творческая работа; конспект
18. Человек. Личность. Свобода и ответственность. Человек как предмет философии. Концепции антропосоциогенеза. Биологическое и социальное в человеке. Тело и душа. Жизнь, смерть и бессмертие как философские темы. Личность и общество. Конфликты. Роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении. Новая постановка проблемы человека в философии ХХ века.   Литература: осн. – 1 (с. 229-237); 2; 3 доп. –1,2,3,5,10, 13,16 Интернет-ресурс: 1,2,3,4,5,6 профессионально-ориентированного обучения; развития критического мышления ролевая игра     текущий контроль: проект, аналитический обзор литературы; реферат
19. Глобальные кризисы и проблемы. Судьбы цивилизации. Человечество перед лицом глобальных проблем современности. Анализ проблем человека в свете новых научных открытий. Проблема насилия и ненасилия в современной политике. Миссия философа в современном мире. Литература: осн. – 1; 2; 3 (с. 796-814) доп. –1,2,3,5,10, 13,16 Интернет-ресурс: 1,2,3,4,5,6 объяснительно-иллюстративного обучения с элементами проблемного изложения; ситуативно-ролевого обучения кейс-метод     текущий контроль: аналитическая справка
  Промежуточная аттестация – экзамен

Планы семинаров в другом варианте-(вариант Б-более развернутый)

Раздел ІІІ. Философия бытия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.177 (0.008 с.)