Условно можно выделить несколько принятия решения преподавателями о выборе методов обучения:
Наименование решения
| Характеристика данного уровня принятия решения
|
Стереотипные решения
| Педагог неизменно отдает предпочтение определенному стереотипу применения методов обучения независимо от специфики задач содержания, особенностей обучаемых.
|
Решения типа проб и ошибок
| Педагог пытается менять выбор методов с учетом конкретных условий, но делает это путем стихийных проб, допуская ошибки, избирая новый вариант и вновь без научного обоснования выбора.
|
Оптимизированные решения
| Решения, которые принимаются путем научно обоснованного выбора наиболее рациональных методов для данных условий с точки зрения некоторых определенных критериев.
|
Вот почему так важно овладеть умением принимать оптимальное решение при выборе методов обучения.
| Словесные методы
| Наглядные методы.
| Практические методы
|
При решении каких задач этот метод применяется особенно успешно.
| При формировании теоретических и фактических знаний
| Для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам.
| Для развития практических умений и навыков.
|
При каком содержании учебного материала особенно рационально применять этот метод.
| Когда материал носит преимущественно теоретико-информационный характер.
| Когда содержание учебного материала может быть представлено в наглядном виде.
| Когда содержание темы включает практические упражнения, проведение опытов.
|
При каких особенностях учащихся рационально применять этот метод.
| Когда обучаемые готовы к усвоению информации соответствующим словесным методом.
| Когда правильно оформлен интерфейс.
| Когда обучаемые готовы к выполнению практических заданий.
|
Какие возможности должен иметь преподаватель для использования данного метода.
| Когда преподаватель хорошо владеет этим видом словесных методов.
| Когда преподаватель подготовлен самым тщательным образом и использовал индивидуальный подход к каждому обучаемому.
| Когда преподаватель располагает необходимым материалом для проведения опытов и упражнений.
|
| Репродуктивные методы
| Поисковые методы
|
При решении каких задач этот метод применяется особенно успешно.
| Для формирования знаний, умений и навыков.
| Для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода.
|
При каком содержании учебного материала особенно рационально применять этот метод.
| Когда содержание темы слишком сложно или весьма просто.
| Когда материал имеет средний уровень сложности.
|
При каких особенностях учащихся рационально применять этот метод.
| Когда обучаемые еще не готовы к проблемному изучению этой темы.
| Когда обучаемые подготовлены к проблемному изучению данной темы.
|
Какие возможности должен иметь преподаватель для использования данного метода.
| Здесь проблемные методы могут применять обучаемыми избирательно.
| Когда преподаватель имеет время для проблемного изучения темы и хорошо владеет поисковыми методами обучения.
|
| Индуктивные методы
| Дедуктивные методы
|
При решении каких задач этот метод применяется особенно успешно.
| Для развития умения обобщать, осуществлять умозаключения от частного к общему.
| Для развития умения осуществлять умозаключения от общего к частному, развития умения анализировать явления.
|
При каком содержании учебного материала особенно рационально применять этот метод.
| Когда содержание изложено индуктивно или его следует изложить так.
| Когда содержание темы изложено дедуктивно или его следует изложить так.
|
При каких особенностях учащихся рационально применять этот метод.
| Когда обучаемые подготовлены к индуктивным рассуждениям или затрудняются в дедуктивных рассуждениях.
| Когда обучаемые подготовлены к дедуктивным рассуждениям.
|
Какие возможности должен иметь преподаватель для использования данного метода.
| Когда преподаватель владеет индуктивными методами
| Когда преподаватель владеет дедуктивными методами и имеет соответствующие дидактические разработки.
|