Тема 2.4 Почвенные коллоиды. Поглотительная способность почв 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.4 Почвенные коллоиды. Поглотительная способность почв



Студент должен

иметь представление:

- о происхождении, составе и свойствах почвенных коллоидов;

знать:

- виды поглотительной способности почв и их практическое значение;

- виды реакции почв, методы борьбы с кислотностью и щёлочностью почв;

- значение буферной способности почв;

уметь:

- определять реакцию почвы;

- выявлять потребность почв в известковании и гипсовании.

Понятие о почвенных коллоидах, их происхождение, состав, свойства. Поглотительная способность почв, её виды и практическое значение. Ёмкость поглощения. Влияние состава поглощённых ионов на свойства почвы.

Кислотность и щёлочность почв. Известкование кислых и гипсование щёлочных почв.

Литература

Основная: (2), с. 62-74; (3), с. 60-71; (4), с. 45-51.

Дополнительная: (5), с. 90-102.

 

Методические указания

Данная тема является одной из важнейших в почвоведении, так как почвенные коллоиды и поглотительная способность почвы имеют большое значение не только в образовании и эволюции почв, но и в практике земледелия. Под их влиянием происходит накопление в почве различных химических элемен­тов, в том числе и питательных веществ, определяющих плодо­родие, поэтому важно знать происхождение почвенных колло­идов, их свойства, значение, а также обратить внимание на то, как происходят процессы коагуляции и пептизации коллоидов и поглощение почвой тех или иных веществ. Особое внимание следует уделить физико-химической (обменной) поглотитель­ной способности почвы, так как она определяет важнейшие свойства почвы - ее плодородие. Важно уяснить, чем обуслов­лена кислотность и щелочность почв, обратить внимание на химическую мелиорацию почв (известкование и гипсование). Необходимо знать, что такое буферность и каково ее значение.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что называется почвенными коллоидами? Каково их про­исхождение и свойства?

2. Что представляет собой золь и гель?

3. Объясните явление коагуляции и его связь со структурообразованием.

4. Что такое поглотительная способность почвы? Назовите её виды.

5. Какое влияние оказывают поглощенные катионы на свой­ства почвы?

6. Чем обусловлена кислотность почвы? В чем различие между актуальной и потенциальной кислотностью?

7. Какие типы почв имеют кислую реакцию? Щелочную?

8. Как устраняется кислотность и щелочность почвы?

9. Что такое буферность и каково ее значение?

Тема 2.5 Физические свойства почвы

Студент должен

иметь представление:

- об источниках, формах и значении воды в почве;

- об источниках и значении почвенного тепла;

знать:

- общие физические, физико-механические, водные, воздушные, тепловые свойства почв и их практическое значение;

- типы водного режима, их влияние на формирование почв;

- методы регулирования водного, воздушного и теплового режимов почв;

- состав, свойства и значение почвенного раствора;

уметь:

- определять плотность почвы и плотность твёрдой фазы почвы; вычислять и оценивать пористость почвы;

- определять водопроницаемость и водоподъёмность почвы;

- проводить сокращённый анализ водной и солевой вытяжки.

Общие физические свойства почвы: плотность, плотность твёрдой фазы почвы, пористость, их динамика и экологическое значение. Физико-механические свойства почвы. Значение воды в почве. Состояние и формы воды в почве. Водные свойства почв. Водный баланс почв. Типы водного режима. Влияние древесных насаждений на водный режим местности. Мероприятия по регулированию водного режима почв.

Почвенный раствор, его состав и значение в почвообразовании и питании растений.

Почвенный воздух и воздушный режим почв. Значение почвенного воздуха и аэрации в почвообразовании. Улучшение воздушного режима почв.

Тепловые свойства, тепловой режим почв и методы его регулирования.

Литература

Основная: (2), с. 74-91; (3), с. 71-88; (4), с. 58-60.

Дополнительная: (5), с. 103-122.

Методические указания

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на то, что почва обладает характерными физическими свойст­вами. Их можно разделить на основные (общие физические и физико-механические) и функциональные (водные, воздуш­ные, тепловые).

Физические свойства и физические процессы, протекающие в почве, оказывают огромное влияние на почвообразователь­ный процесс, плодородие почв, рост и развитие растений. Осо­бое внимание нужно обратить на физико-механические, вод­ные, воздушные и тепловые свойства почвы, так как они име­ют большое значение для обработки почвы, снабжения расте­ний водой, воздухом, а также влияют и на производительность лесных площадей. Студентам необходимо знать пути и способы регулирования теплового, водного и воздушного режимов почв.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие общие физические свойства почв вы знаете и како­во их значение?

2. У каких почв относительная плотность выше и почему?

3. Назовите физико-механические свойства почвы.

4. Каковы источники и формы воды в почве?

5. Какие формы воды доступны для растений?

6. Охарактеризуйте водные свойства почвы. Каково их прак­тическое значение?

7. Какие типы водного режима вы знаете?

8. Какими тепловыми свойствами обладают почвы? Что зна­чит «теплые» и «холодные» почвы?

9. Что такое почвенный раствор? Каков его состав и значе­ние?

10. Какие мероприятия проводятся для регулирования вод­ного, воздушного и теплового режимов почвы?

Тема 2.6 Плодородие почвы

Студент должен

знать:

- виды почвенного плодородия;

- условия, определяющие плодородие;

- удобрения, их классификацию, характеристику и особенности применения;

- экологические основы охраны почв, методы их восстановления и защиты;

- особенности повышения плодородия и рационального использования почв в лесном и лесопарковом хозяйстве;

уметь:

- определять минеральные удобрения по внешним признакам и с помощью качественных реакций;

- определять дозы и сроки внесения удобрений.

Понятие о плодородии. Условия, определяющие плодородие почвы. Виды почвенного плодородия.

Удобрения, их классификация, характеристика и применение на лесохозяйственных объектах.

Экологические основы охраны почв, их загрязнение. Методы восстановления и защиты почв. Особенности повышения плодородия почв в лесном хозяйстве. Рациональное использование лесных почв. Земельный, Лесной кодексы РФ об охране почв и мерах ответственности за порчу земли и нарушение её плодородия.

Литература

Основная: (2), с. 91-98, 170-182; (3), с. 25-26, 29-32, 68-92, 88-93, 196-214.

Дополнительная: (5), с. 34-36, 39-42, 123-131.

Методические указания

При изучении данной темы важно понять, что плодородие является отличительным признаком почвы от горной породы. Она приобрела его в процессе своего развития. Плодородие за­висит от многих условий. Плодородная почва должна обеспе­чивать растения питательными веществами, водой, воздухом, теплом, иметь благоприятную реакцию почвенного раствора и не содержать токсичных веществ.

В процессе своей жизни растения потребляют различные химические элементы в разном количестве - одни в большем, другие в меньшем. Соответственно их делят на макро- и мик­роэлементы, но запасы питательных веществ в различных почвах сильно варьируют. Например, азота содержится в де­рново-подзолистых почвах всего 5 - 6 т/га, а в черноземах – 25 - 30 т/га.

Несмотря на сравнительно высокие запасы некоторых пита­тельных веществ, в отдельных почвах часть их находится в трудноусвояемой форме, и растения, как правило, нуждаются в дополнительном питании в виде удобрений, поэтому при изу­чении темы «Плодородие почвы» важно знать не только виды почвенного плодородия и условия, влияющие на него, но и ка­ков запас и доступность питательных элементов, находящихся в почве, как их можно пополнить за счет внесения удобрений. Будущим специалистам лесного и лесопаркового хозяйства не­обходимо знать виды и формы удобрений, их физические и хи­мические свойства, дозы и способы внесения с учетом лесо-растительного районирования.

Важно уяснить, что основные потери плодородия почв про­исходят в результате неправильного использования их челове­ком в процессе его хозяйственной деятельности, что ведет к эрозии, засолению, заболачиванию почв. Исключительно боль­шой вред наносит почвам эрозия, поэтому нужно обратить внимание на причины возникновения, меры борьбы с эрозией почв и защите их от всевозможных загрязнений.

Накопление ядохимикатов приводит к гибели почвенных микроорганизмов, что сказывается на почвообразовательных процессах и снижает плодородие почв.

В целях защиты почв от загрязнения необходимо ограничи­вать использование токсичных веществ на лесохозяйственных объектах, а при необходимости их применения строго соблю­дать дозы, сроки, способы внесения.

Радиоактивное загрязнение почв происходит, главным обра­зом, при испытаниях ядерного оружия и при авариях на атом­ных электростанциях.

Работники лесного и лесопаркового хозяйства должны со­хранять и приумножать плодородие почв путем правильного проведения различных лесохозяйственных мероприятий.

В настоящее время особенно остро стоит вопрос о загрязне­нии почвы минеральными удобрениями, пестицидами, рядом химических реагентов, используемых в санитарных целях и производственных процессах. Установлено, что при неправильном применении минеральные удобрения могут оказывать не­гативное действие на урожай и окружающую среду, круговорот питательных веществ, следовательно, и агрохимические свойст­ва почвы. Нарушение технологии применения минеральных удобрений приводит к снижению продуктивности сельскохо­зяйственных культур и качества продукции.

Так как почвы теряют свою хозяйственную ценность не только в результате загрязнения, но и в результате нарушения, то необходимо знать методы восстановления нарушенных земель.

Важно знать, что в лесном хозяйстве могут происходить по­тери высокопродуктивных земель в результате непродуманной хозяйственной деятельности. Изучите Земельный и Лесной кодексы об охране почв, о рациональном использовании почв в лесном и лесопарковом хозяйстве.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что понимают под плодородием почвы? Какие условия оказывают на него влияние?

2. Какие виды почвенного плодородия Вам известны?

3. Что такое бонитировка почв? Какова ее практическая цель?

4. Как можно устранить вредные для растений химические соединения, находящиеся в почве?

5. Как классифицируются удобрения по происхождению?

6. Назовите основные виды азотных удобрений, которые Вы знаете.

7. Какие виды фосфорных и калийных удобрений Вам изве­стны?

8. Что необходимо учитывать при применении удобрений и определении способов их внесения?

9. Какие органические удобрения Вы знаете?

10. Что такое эрозия почв и каковы причины их возникно­вения?

11. Какие мероприятия проводятся для защиты почв от эрозии?

12. Назовите основные источники загрязнения почв.

13. Что такое рекультивация земель? Назовите основные ее этапы.

14. Какое влияние оказывают лесохозяйственные мероприя­тия на почвенное плодородие?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.87.49 (0.024 с.)