Разграничение сложных слов и словосочетаний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разграничение сложных слов и словосочетаний



Очень продуктивными в современном английском языке являются образования типа make up, т. е. сочетания, состоящие из полнозначной основы и неполнозначного второго компонента. Поскольку такое сочетание имеет, как правило, общее ударение и часто слитное или через дефис написание, оно обладает цельнооформленностью и может трактоваться как слово, а не как словосочетание. Неясным, однако, остается вопрос о втором компоненте, неполнозначность которого ставит его в положение между основой и аффиксом. Например, в слове teach-in второй компонент ближе к аффиксам, поскольку его семантика явно ослаблена по сравнению с первым, а в слове get-together оба компонента семантически равноправны. В таком случае, несмотря на структурную однотипность обоих примеров, можно говорить о том, что подобные образования относятся либо к производным, либо к сложным словам в зависимости от семантической наполненности второго образующего компонента.

В ряде работ эти слова носят наименование сложно-производных слов (derivational compounds) наряду с образованиями типа forget-me-not, появившимися в языке в результате изоляции синтаксических словосочетаний. Синтаксическое смещение приводит к компрессии смысла, в результате чего и появляется сложное (сложнопроизводное) слово. В речи встречаются окказиональные (единичные, образованные «для данного случая») слова, появившиеся на базе целого предложения, например I-am-no-that-kind-of-girl (look) или this modem behind-the-ears-nonsense.

По-прежнему спорным остается вопрос о статусе образований типа by heart или at large, не обладающих формальной цельнооформленностью, но несомненно единых семантически. Очевидно, производящие основы, обладающие идиоматичностью, занимают особое место в словообразовательной системе и нуждаются в отдельном описании.


Реверсия

Нелинейность реверсии, или обратного словообразования (back formation), выражается прежде всего в весьма относительной регулярности модели. В отличие от моделей линейных, развертывающих первоначальный элемент, реверсия как бы укорачивает основу, отсекая то, что представляется суффиксом. Очень большую роль в этом словообразовательном способе играет аналогия — восполнение якобы недостающего члена некой пары. Так, в ряду аналогичных суффиксальных образований типа write — writer; work — worker; pain — painter появляется новая пара burgle — burglar. Процесс словообразования в этой паре идет, однако, в обратном направлении: от основы burglar отсекается элемент, осознаваемый как суффикс, и появляется глагол burgle, по аналогии с другими парами ряда (то, что в данном случае мы имеем дело с процессом именно реверсии, подтверждает и наличие в языке выражения с тем же значением: commit burglary). Иногда «аффикс» отсекается от второй основы сложного слова, как в flight-test из flight-testing или baby-sit из baby-sitting. Действие ложной аналогии особенно ясно видно на примере образования глагола lase, где отсекаемый «аффикс» на самом деле представляет собой часть аббревиатуры laser (light amplification of stimulated emission of radiation). В результате реверсии, как и в результате аффиксации, появляется производное слово, поскольку в данном процессе словообразования используется одна основа, а общая модель этого способа может быть представлена как «основа — "квази-аффикс"».


Конверсия

Этот способ словообраз. весьма характерен для англ. яз. в силу аналитич. хар-ра его строя. Суть кон-и как словообразоват. проц-а состоит в том, что происходит функц-ный сдвиг слова из одной частеречной катег-и в другую, образ-ие одной ч. речи от основы другой без измен-я формы to finger от finger; to elbow от elbow, etc. При конверсном словообраз-ии происходит не только граммат., но и семант-я перестройка. Производное слово заимствует семантику производящей основы, прибавляя к ней свою, обусловленную новым частеречным статусом. Конв-ия проходит поэтапно. Одним из этапов является субстантивация, т. е. приобретение граммат.о статуса имени существ-го (субстантива) другой ч-ю речи, чаще всего — прилагат. или нареч., в рез-те распада словосочет-я. Пр., при распаде словосочет. poor people прилагат. poor не только оформл. артиклем, но и семантически «впитывает» знач. всего прежнего сочет-я; the poor — poor people. Позднее слово приобретает всю парадигму новой ч.речи и процесс конв-и заверш-ся. Конв-я возможна не только при распаде сочетания Adj + N (a lunatic asylum — a lunatic) или Adv + N (a weekly paper — a weekly), но и при употреб. разл-ых ч. речи в не свойственной им ф-и. Пр, существ-е telephone конверт. в глаг. в предлож. I'll telephone soon, etc. Распад словосочет. относят к другой группе словообразоват. моделей — сокращениям, описывая процесс, называемый эллипсисом. Делается это на том основании, что в результате усечения словосочет. субстантивация проходит не всегда. Стоит учитывать, однако, что в кач-ве пр. эллипсиса по большей части приводятся окказионализмы — слова, в с-му вокабуляра не вошедшие (a go-no-go (person), a go-getting (man), etc.). Исходная, производящ. и производ. основы при конв-и связаны определ. семант. отнош-ми. Типичны случаи перехода существит. в глаг., когда обе основы связаны агентивными или инструмент-ми отноше-ми: to host (a party) — to be a host (at a party); etc. Схема N > V может также отражать отнош-я приобщения/отчуждения назыв-го пред-та: fish — to fish; skin — to skin; etc.Что касается семант. отнош-й при модели V > N, то здесь отмечается знач. разовости действия (a laugh, a smoke, etc.) или передача производным существит. рез-та дейст., передаваемого производящей основой (a photograph; some peel; etc.). Возможны и другие типы семантических отношений по той же модели — агентивные (a help, a switch), локативные (a stop, a walk) и т. д. Критерии, применяемые для опред-я направ-я проц-а конв-и: a) семант. исход. основы шире семант. производ. слова (to fall — a fall; mother — to mother; etc.); b) у исход. члена пары более обширное словообразоват. гнездо (a hand — handy, handful, handicraft, etc.). Следует, однако, учитывать, что эти критерии не абсолютны и могут быть нарушены.


Сокращение

Суть этого способа словообраз. состоит в отсечении части основы, которая либо совпадает со словом, либо представляет собой словосочет., объединенное общим смыслом. Сокращения подразд. на лексич. и графич.. К лексич. относят усеченные слова (clipped or stump words) и акронимы (initial words, or acronyms). Сокращаться могут любые фрагменты слова независимо от морфемных границ: doc< doctor; frig< refrigerator; phone< telephone, etc. Чаще всего встречаются конечные усечения типа exam, doc, gym (из examination, doctor, gymnasium соответственно). Усечения типа plane, phone (из airplane, telephone) назыв. начальными, а пр. frig или flu (из refrigerator, influenza) иллюстрируют так называемые конечно-начальные усечения. Смысловая сторона полученного в рез-е слова остается неизменной, хотя стилистич. принад-ть меняется в сторону снижения. Возможны и некоторые орфограф. измен. (mike<microphone, ambish<ambition, etc.). Процесс словообраз. может не заканчиваться усечением, а осложняться, напр., субстантивацией, если сокращаемое слово входило в словосочет.. Пр, усечение слова zoological в сочетании zoological garden при дальнейшей субстантивации привело к появлению слова zoo; аналогичным пр. служит американское movie (<moving pictures).Акронимы образ. из начальных букв слов, вход. в словосочет., объедин. общим смыслом (ВВС < British Broadcasting Corporation; USA < United States of America; etc.). Сокращ. каждого из слов происходит, как ясно из определения, только одним способом — конечным усечением. Орфографически акронимы также единообразны, представляя собой сочетания заглавных букв.

Графич. сокращ.также многочисл. и употреб. для обознач. мер, единиц или величин (kg, km, mph, Dr, Mr, etc.). Условность такого типа сокращ. проявляется в том, что в уст. речи они воспроизводятся полностью (отсюда название типа). Особую подгруппу составляют графич. сокращ. лат. слов, в речи воспроизводимые по-английски. К этой группе относятся широко известные i. e. (латинское id est, английское that is); e. g. (латинское exempli gratia, английское for example); etc. К тому же типу графич. сокращ. относятся и принятые на письме обознач. Нек-рых денежных знаков, например ł (лат. libra, англ. pound), d (лат. denarius, англ. penny) и т. д.

Специфически англ. подтип сокращ.— полусокращ., т. е. комбинации акронима одного члена словосочет. с полной основой другого (A-bomb < atomic bomb; V-day < Victory day, etc.). Подобные полусокращ. близки к символам, что подтверждается и широким распрост. слова X-mas, первая часть которого не что иное, как замена имени Christ символом креста.



36. Общее определение значения

Сложность поставленной задачи очевидна уже потому, что определение знач. слова ученые пытались дать на протяжении веков, но до сих пор не пришли к единому мнению. Известны различные трактовки сути значения слова — функциональная; бихевиористская, и др. Исслед-ли, к-рые исходят из соотнесенности слова как двустороннего знака с предметом или явлением, придерживаются референциальной или концептуальной теорий значения. Первая уделяет основное внимание именно референту и, по мнению некоторых лингвистов, не раскрывает до конца всей сложности природы значения слова. Концептуальная теория исходит из связи слова с понятием (концептом), и в ее рамках значение слова определяется как заключенное в какую-либо материальную оболочку отображение предмета, явления или отношения в сознании носителя.

Слово может называть различные референты — предметы, явления, фантастические существа и т. д., т. е. то, что существует или представляется существующим в связи с каким-то понятием. Под понятием подразумевается обобщение в сознании носителя языка наиболее существенных признаков фрагмента действ-ти. Семантическая (смысловая) структура слова и находится в центре внимания науки о его значении, семасиологии. Называя, слово предстает как ед-во трех компонентов — звукографической формы, самого пред-та или явл-я и понятия о нем. Это триединство хорошо видно на схеме, известной как «семантический треугольник», или «треугольник Огдена-Ричардса»:

КОНЦЕПТ (ПОНЯТИЕ, МЫСЛЬ О ПРЕДМЕТЕ, ЯВЛЕНИИ И Т. П.)

 
 

 


[….] денотат (референт, обозначаемое)

Звукографическая форма слова

(знак, символ)

Знач.слова не равно сумме этих трех компонентов, но связано с ними.

Прежде всего знач. слова не связано жестко с его звукографической формой. Один и тот же звуковой и/или графический комплекс может соответствовать нескольким знач.. В частности, это проявляется в наличии омонимов как внутри одного языка, так и при межъязыковых отношениях; напр., слово, звучащее как [on] в англ. яз., соответствует предлогу on, а в русском является местоимением мужского рода. Значение слова не привязано и к единственному предмету (референту), поскольку слово может быть использовано не только в прямом, но и в переносном значении fork — 1) implement used for lifting food to the mouth; 2) farm


tool; 3) place where a road, tree-trunk, etc. divides or branches). Кроме того, в ходе истор. развития связи формы и значения появляется и много случаев совпадения форм разных слов в рез-те диахронических процессов, напр. отпадения окончаний англ.глаг.или орфограф.измен., как это произошло, напр.р, с древнеангл. Глаг. andswerian, утратившим окончание и совпавшим по форме с существит. answer.

Знач.е слова не может быть сведено и к понятию, ему соответствующему, ибо понятие универсально, а значение частно. Необходимо также учитывать и то, что знание значения слова не обязательно связано со знанием самого денотата или представлением о нем. Один и тот же предмет или действие может иметь разные названия (run — trot —joggle; house — mansion — building; etc.); единое понятие может быть выражено одним или несколькими словами (quickly — in the nick of time; limb — arm, hand, wrist; etc.), несколько понятий могут быть объединены в одном слове (croissantization, revolution). Слово выступает как носитель разных видов информации. Оно может сообщать информацию знаковую, включающую в себя лексическое значение слова, его грамматическое значение, а также группу дополнительных со-значений — стилистическое, оценочное и так называемый «культурный компонент». Другой вид сложной информации, сообщаемой словом, называется симптоматической информацией, передающей частотную и региональную характеристики слова, а также его ассоциативные связи. Значение слова также тесно связано с прагматикой высказывания, т. е. условиями, в которых происходит общение, характеристиками и намерениями участников коммуникации и т. д. Все это свидетельствует о том, что значение слова представляет собой гибкую структуру, схематически напоминающую треугольник, в котором изменения любой из сторон влияют на общий характер структуры. В то время как понятие представляет собой обобщенное восприятие предмета или явления, а следовательно, относится к категориям мышления, значение — категория языковая, поскольку оно есть форма фиксации понятия средствами языка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.01 с.)