Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ производства и реализации продукцииСтр 1 из 7Следующая ⇒
Финансовый анализ
Тема 5 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
Содержание стр. 1. Объем производства и реализации, ритмичность.…….………………… 2 2. Ассортимент и номенклатура, специализация предприятия ………….. 15 3. Качество продукции, ее товарные характеристики 4. Анализ рынка товара и поведения предприятия …………….…………. 20 Резюме ………………..…………………….................................................... 43 ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………..…….…… 45
Санкт-Петербург – 2009 Объем производства и реализации, ритмичность Анализ ритмичности Большое значение для целей исследования финансово-хозяйственной деятельности предприятия имеет анализ ритмичности производства продукции. Ритмичность — равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом. Ритмичная работа является важным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает очень многие экономические показатели: · снижается качество продукции; · увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах. И, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала, не выполняются поставки по договорам и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка; имеет место излишний расход фонда заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце — за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия. Неритмичная работа малых и средних по размерам предприятий способна привести их к банкротству, и может свести на нет те преимущества, которые получают крупные предприятия за счет действия эффекта масштаба. Для оценки ритмичности используются прямые и косвенные показатели. Среди прямых показателей — коэффициент ритмичности (Kритм), обобщающий показатель, равный отношению фактического выпуска товарной продукции (Qтф) к величине выпуска по плану (Qтп): Kритм = Рассчитывают также частные показатели:
удельный вес производства продукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску; · удельный вес произведенной продукции за каждый месяц к квартальному выпуску; · удельный вес выпущенной продукции за каждый квартал к годовому объему производства; · удельный вес продукции, выпущенной в первую декаду отчетного месяца к третьей декаде предыдущего месяца и др. К косвенным показателям ритмичности относят: · наличие доплат за сверхурочные работы; · оплату простоев по вине предприятия; · потери от брака и возврат продукции; · уплату штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции; · наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах. 1.5. Анализ стабильности производства и реализации Стабильным, по определению, считается производство, которое характеризуется постоянным ростом его объемных показателей. Динамичным, добавим, называют производство, характеризующееся изменяющимся выпуском в одинаковые по временной продолжительности отчетные периоды. Для оценки динамики реализации продукции применяют, как известно, динамические индексы. Динамический индекс по данным внешней бухгалтерской отчетности можно построить только для показателя реализованной продукции. Прежде всего, индекс объема реализации по выручке: Далее назовем индекс объема реализации по себестоимости реализованной продукции: В условиях инфляции актуален вопрос: обусловлен ли рост выручки (если таковой наблюдается) увеличением объема производства и реализации или это — следствие общего роста цен? На этот вопрос можно ответить несколькими способами. Ниже некоторые из них перечислены и обозначены буквами А, Б, В, Г. А. Принято считать, что производство стабильно, если выполняется условие: = iинфл., где iинфл — индекс инфляции по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Если > iинфл. — это растущее производство; если < iинфл. — это снижающееся производство. Б. Оценить стабильность производства для конкретного предприятия можно также методом сравнения фактического объема выпуска с максимально возможным (например, с производственной мощностью). Практикой производственной деятельности подтверждена величина оптимальной загрузки мощностей предприятия: 70% — 80%. При меньшей загрузке растут убытки от простоев машин и оборудования. При большей — растет риск непредвиденных поломок и аварий, а это — лишние расходы на внеплановый ремонт и сверхурочные работы. Если такая загрузка мощностей сохраняется в течение достаточно длительного периода, производство можно считать стабильным. Правда, этот показатель не всегда удается получить. Порой, во внешней бухгалтерской отчетности содержится недостаточно информации об используемой производственной мощности предприятия.
В. Об уровне и динамике производства можно судить на основе такого косвенного показателя, как соотношения объема производства и запасов оборотных средств. В основе данного метода лежит следующее, подтверждаемое опытом, наблюдение: чем ниже уровень запасов готовой продукции, тем выше уровень ее производства и наоборот. Действительно, если запасы готовой продукции невелики, значит, рынок демонстрирует растущий спрос и уровень производства должен быть выше, чтобы его удовлетворить. А если продукции произведено больше, чем необходимо для удовлетворения существующего спроса, запасы готовой продукции растут и новое их производство не имеет смысла. Таким образом, характеристикой уровня производства косвенно может служить оборачиваемость запасов. Низкая оборачиваемость свидетельствует о низком уровне производства. Высокая оборачиваемость, напротив, дает сигнал о том, что производство имеет высокий уровень[3]. Г. Оценка соотношения объемов валовой, товарной и реализованной продукции. Стабильное и пропорционально структурированное производство характеризуется их приближенным равенством. И чем продолжительнее исследуемый период, тем точнее должно соблюдаться это равенство. Значительные отклонения в объемах производства и реализации, нарушения ритмичности, во-первых, вызывают дополнительные потери, во-вторых, могут свидетельствовать о нарушениях в производственном процессе или системе сбыта продукции. Так, большее значение величины реализованной продукции, чем величин товарной или валовой, свидетельствует о неспособности предприятия удовлетворить растущий платежеспособный спрос. Необходимы большие производственные мощности. О проблемах сбыта свидетельствует меньший, чем величина товарной продукции, объем реализации. Потери предприятия выражаются в увеличивающихся запасах готовой продукции на складе или на консигнации. Предприятие должно скорректировать свою маркетинговую политику и высвободить ставшие «мертвыми» оборотные средства. Если валовая продукция по величине оказалась больше товарной, это означает, что наблюдается разрыв в технологических цепочках,— не вся запущенная в производство продукция проходит все стадии обработки. Часть ее в виде остатков незавершенного производства оседает в запасах, снижая скорость оборачиваемости оборотных средств. Это может также являться признаком недостаточно эффективной системы материально-технического снабжения, слабого технико-организационного обеспечения.
Объектами (и источником информации) для анализа оборачиваемости запасов и соотнесения их с величиной произведенной и реализованной продукции служат счета: 20 («Основное производство»), 43 («Готовая продукция») и 45 («Товары отгруженные»). На входе (в начале отчетного периода) счета 20 учитываются затраты предприятия, связанные с производством. На выходе получаем себестоимость товарной продукции. Остатки незавершенного производства в сумме образуют сальдо по счету 20 на начало и конец периода. Далее в рассмотрение вводятся коэффициенты выхода по счетам 20, 43, 45, равные соотношениям соответствующих потоков на выходе и на входе счетов. Коэффициент выхода по счету 20 равен отношению величин товарной и валовой продукции: К2о = QT/QB. Коэффициент выхода по счету 43 равен отношению запасов в незавершенном производстве и товарной продукции: К43 = Знп/Qт. Коэффициент выхода по счету 45 равен отношению выручки от реализации и запасов в незавершенном производстве: К45 = TR/3нп. Затем получаем интегральный коэффициент выхода по цепочке: Ки= К20 • К4з • К45. Очевидно, в отчетном периоде дебетовые обороты по счетам могут быть больше, равны или меньше кредитовых. Поэтому значения коэффициентов выхода могут быть больше, равны или меньше 1. Рассмотрим различные ситуации. а) Начальное и конечное сальдо по счету равны. К2о = 1 Все затраты на производство продукции аккумулируются в себестоимости готовой продукции. К43 = 1 Вся готовая продукция, поступившая в отчетном периоде на склад предприятия отгружается потребителям. К45 = 1 Вся отгруженная продукция реализуется. б) Сальдо на конец периода уменьшается. К20>1; К43>1; К45 > 1 Через некоторое время сальдо становится равным нулю, оборот по кредиту опускается до оборота по дебету, значение коэффициента становится равным единице при нулевом запасе. в) Сальдо на конец периода нарастает. К20<1; К43<1; К45 < 1 Происходит «омертвение» оборотных средств. Через некоторое время их сумма окажется недостаточной для финансирования оборота по дебету и он снижается до уровня оборота по кредиту. Значение коэффициента становится равным единице при высоком запасе. Ки = 1 Производство не создает новых запасов и потребляет существующие. Его можно признать пропорциональным. Ки< 1 Возможно несколько типов ситуаций: а) реализация сокращается при сохранении обычного объема производства растут запасы готовой продукции предприятие стремится восстановить выручку, снижая цену снижается рентабельность: начальная стадия кризиса сбыта;
б) растет спрос на продукцию предприятия при отсутствии запасов готовой продукции увеличение производства валовой продукции рост рентабельности при низком уровне запасов: начальная стадия роста; Ки> 1 —> Возможны ситуации: а) Спрос превышает производственные возможности предприятия увеличение производства валовой продукции рост рентабельности: растущее производство; б) Спрос стабилен сокращение производства валовой продукции с целью сокращения запасов снижение рентабельности. Анализ показателей производства и реализации продукции будет более полным, если его сопроводить также анализом показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия. Настоящий Порядок может быть использован при решении вопросов о предоставлении хозяйствующим субъектам кредитных, финансовых и налоговых льгот и в других случаях, требующих анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках и положения на них хозяйствующих субъектов. В настоящем Порядке используются следующие понятия: · продуктовые (товарные) границы товарного рынка — группа (набор) взаимозаменяемых товаров; · географические (территориальные) границы товарного рынка — территория, на которой покупатели приобретают или могут приобрести изучаемый товар (товары-заменители) и не имеют такой возможности за ее пределами; · структура рынка — совокупность количественных и качественных показателей, к которым относятся: число хозяйствующих субъектов и доли, занимаемые ими на данном товарном рынке; показатели рыночной концентрации; условия входа на рынок; открытость рынка для межрегиональной и международной торговли; · барьеры входа на рынок — обстоятельства, препятствующие возможностям для новых хозяйствующих субъектов войти на товарный рынок. Для оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках проводится расчетно-аналитическая работа по определению: — продуктовых границ товарного рынка; — субъектов товарного рынка (количества и состава продавцов и покупателей); — географических границ товарного рынка; — объема товарного ресурса рынка; — доли хозяйствующего субъекта на рынке; — количественных показателей структуры товарного рынка; — качественных показателей структуры товарного рынка (барьеры входа); — рыночного потенциала хозяйствующего субъекта. 2. Продуктовые границы товарного рынка. Определение продуктовых границ рынка представляет процедуру определения товара (его потребительских свойств), товаров-заменителей и формирования товарной группы (группы товаров, рынки которых расцениваются как один товарный рынок). В основе определения продуктовых границ рынка должно лежать мнение покупателей[21] (как физических, так и юридических лиц) о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу.
Для оценки взаимозаменяемости товаров с точки зрения их производства необходимо: — Выявить наличие свободных производственных мощностей, которые могут быть использованы для производства одного из товаров, входящих в рассматриваемую товарную группу (это могут быть простаивающие излишние мощности, позволяющие в короткие сроки с минимальными дополнительными затратами перейти на выпуск рассматриваемой товарной продукции); — Определить технологические возможности переключения производственных мощностей на выпуск рассматриваемой товарной группы с производства других товарных групп. 3. Определение объема товарных ресурсов рынка и доли хозяйствующего субъекта на рынке. Количественной характеристикой объема товарных ресурсов рынка является общий объем реализации (поставки) товара в географических границах рынка выделенной группе покупателей в стоимостных и (или) натуральных показателях. Общий объем реализации (поставки) товара определяется как сумма реализации (поставки) товара на данном рынке всеми продавцами (предпочтительнее исчислять в натуральных показателях; при невозможности использовать натуральные показатели — исчислять в стоимостных показателях). В случае отсутствия прямых данных об объемах реализуемой (поставляемой) покупателям продукции, объем рынка определяют расчетным способом по формуле: , — общий объем реализации (поставки) товара; — объем производства товара местными товаропроизводителями[22]; — объем ввоза на территорию изучаемого рынка; — объем вывоза за пределы изучаемого рынка. При определении объема производства для расчета доли хозяйствующего субъекта на рынке учитывается объем производства за вычетом продукции, изготовленной из давальческого сырья. Доля хозяйствующего субъекта — продавца, на рассматриваемом товарном рынке () определяется как отношение реализованной им на рынке товарной продукции к общему объему реализации (поставки) товара[23]. Вопрос о включении потенциальных конкурентов (продавцов) в расчет доли на рынке решается в зависимости от рассматриваемой ситуации: — если анализ состояния конкурентной среды на рынке проводится в связи с возбуждением дела по факту нарушения антимонопольного законодательства, вероятнее всего необходим расчет доли по фактически сложившейся структуре рынка (без учета потенциальных конкурентов); — если анализ состояния конкурентной среды выполняется для оценки долгосрочных и перспективных проектов (слияние хозяйствующих субъектов, создание финансово-промышленных групп, приобретение пакетов акций, имущества и др.)| целесообразно учитывать возможные объемы реализации на рынке потенциальными конкурентами (продавцами) при условии, что вход на рынок новых хозяйствующих субъектов может осуществляться в кратчайшие сроки (определяемые в зависимости от конкретного рынка, в пределах 1 — 2 лет) без существенных дополнительных затрат. Потенциальными конкурентами могут считаться: — хозяйствующие субъекты, которые имеют материально-техническую базу, кадры, технологии для изготовления данного товара, но по разным причинам не реализуют эти возможности; — хозяйствующие субъекты, которые изготовляют данный товар, но не продают его на территории исследуемого товарного рынка; — новые хозяйствующие субъекты, входящие на данный товарный рынок. Рекомендуется анализировать следующие барьеры входа на рынок потенциальных конкурентов: экономические и организационные ограничения. Анализируется значимость для входа на рынок следующих экономических факторов: — государственная политика в области инвестиций, кредитов, налогов, цен, тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности и последствия этой политики для конкретных товарных рынков; — среднеотраслевая норма прибыли; — сроки окупаемости капитальных вложений; — неплатежи; — наличие (отсутствие) эффективной поддержки малого предпринимательства: доступность финансирования из фонда поддержки предпринимательства, доступность кредитных ресурсов для субъектов малого предпринимательства, низкий (высокий) уровень арендной платы за производственные и конторские помещения. Этот вид экономических барьеров следует учитывать при анализе тех товарных рынков, на которых в основном представлены субъекты малого предпринимательства. Административные ограничения. Неразвитость рыночной инфраструктуры. Влияние вертикального объединения действующих организаций на рынке. Стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов. Барьеры, связанные с эффектом масштаба. Если минимально эффективный масштаб деятельности на данном товарном рынке высок (например, неэффективно производство, рассчитанное на выпуск 100 штук грузовых автомобилей в год, экономически оправданным является выход на годовое производство, исчисляемое десятками тысяч машин), то входящие на рынок потенциальные конкуренты на период достижения этого уровня могут иметь существенно более высокие затраты, чем уже действующие на товарном рынке хозяйствующие субъекты, а следовательно, быть менее конкурентоспособными. Сроки и затраты, необходимые для преодоления этого барьера, оцениваются путем опроса действующих продавцов и потенциальных конкурентов, а также отраслевых специалистов. Барьеры, основанные на абсолютном превосходстве в уровне затрат. Эти барьеры возникают в том случае, если затраты на единицу продукции уже действующих продавцов ниже, чем у вновь входящих на рынок хозяйствующих субъектов. Причинами различия в уровнях затрат могут быть: · неравенство стартовых условий функционирования на рынке, прежде всего имущественное и ценовое; · ограниченный доступ новых продавцов к дешевым и более удобным сырьевым источникам; · технологическое превосходство уже действующих на товарных рынках хозяйствующих субъектов, доступная им более низкая процентная ставка на заемный капитал и т. п. Экологические ограничения. Ограничения по спросу Барьеры капитальных затрат или объемы первоначальных инвестиций, необходимых для входа на товарный рынок. Значительный размер первоначального капитала, который необходим для начала деятельности хозяйствующего субъекта на рынке, может являться одним из важных барьеров входа на рынок. Для анализа ситуации экспертным путем оценивается размер капитальных затрат, связанных с освоением выпуска изучаемого товара потенциальными конкурентами (стоимость нового строительства или реконструкции и технического перевооружения действующих мощностей, которые можно приспособить под выпуск данного товара, и возможность покрытия этих затрат в течение определенного времени). Источниками соответствующей информации могут быть данные опроса действующих продавцов и потенциальных конкурентов, отраслевых специалистов и т. п. При оценке степени преодолимости барьеров входа на рынок рекомендуется использовать критерии: — своевременности; — вероятности; — достаточности входа на рынок новых субъектов. Своевременными считаются лишь такие варианты входа на рынок, которые могут быть осуществлены в пределах двух лет с начала предварительного планирования до реализации значительного воздействия на рынок. Значительным воздействием на рынок может считаться такое воздействие, при котором достигается реальное уменьшение показателей рыночной концентрации и, соответственно, ослабляется возможность каждого субъекта рынка односторонне воздействовать на рынок. Вход на рынок считается вероятным, если он выгоден при ценах, которые предположительно будут действовать на рынке в соответствующий период времени, а их уровень будет гарантирован объемами поставок товара участниками рынка. Вход на рынок считается достаточным, если он осуществляется в масштабах, обеспечивающих сохранение и развитие конкурентных отношений между участниками рынка. Открытость рынка для межрегиональной и международной торговли. Резюме 1. В сегодняшних условиях жесткой конкуренции практически на всех рынках вопросы реализации стоят на первом месте, а задачи производства занимают подчиненное положение. 2. Для обобщенной характеристики объемов производства и реализации продукции применяются стоимостные и условно-натуральные показатели. 3. Валовая продукция — это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается обычно в сопоставимых ценах. 4. Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Исходя из объема товарной продукции определяются производительность труда, фондоотдача, фондоемкость продукции. 5. Реализованная продукция — оплаченная, причем у бухгалтеров есть выбор — считать реализацию продукции по отгрузке (по моменту передачи права собственности покупателю) или по оплате (по моменту получения денежных средств в уплату за товар на расчетный счет или в кассу предприятия). 6. Система показателей, характеризующих объем производства, включает в себя, помимо объема товарной продукции в сопоставимых ценах, фондоотдачу, а также выпуск продукции на 1 рубль стоимости предметов труда. Задача анализа производства и реализации продукции состоит также в том, чтобы определить, каким образом ключевой показатель — объем товарной продукции (выручка от реализации), зависит от того или иного параметра и принять соответствующее управленческое решение с целью повышения эффективности производства. 7. Выпуск продукции можно определить как зависимость от трех факторов: обеспеченность предприятия работниками, фондовооруженности труда и фондоотдачи основных средств. 8. В условиях инфляции рост номинальных денежных величин объема производства и реализации не дает полной информации о действительном положении дел. Необходим дополнительный анализ: а) сравнение индекса объема с индексом инфляции; б) сравнение выпуска с производственной мощностью; в) соотнесение объема производства и запасов оборотных средств; г) оценка соотношения объемов валовой, товарной и реализованной продукции. 9. Ритмичность — равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом. Показатель ритмичности дополняет характеристики размера и мощности предприятия. 10. Расширение ассортимента выпускаемой продукции является для предприятия наиболее надежным средством завоевания конкурентных преимуществ. 11. Показатели качества товара характеризуют одно из его свойств: полезность; надежность; эффективность конструкторских и технологических решений, реализуемых в данном виде изделия; эстетические и эргономические качества, безопасность и другие свойства. Каждое свойство оценивается в баллах. Средний балл является обобщенным показателем качества. 12. Под рынком в экономической теории понимают механизм, обеспечивающий взаимодействия продавцов и покупателей товара. Типология рынков может определяться, помимо взаимозаменяемости товаров, также взаимозависимостью предприятий и условиями входа на рынок. Отрасль — модель более сложная, но и более приближенная к реалиям финансово-хозяйственной деятельности. Параметры определяющие отрасль в рамках концепции «Структура — Поведение — Результат»: количество продавцов и покупателей, высота барьеров входа-выхода, дифференциация продукта, эластичность спроса (прямая, перекрестная) (этим ограничивается модель рынка), технология, дифференциация продукта, вертикальная интеграция, диверсификация производства. 13. Можно указать на два основных возможных типа поведения предприятия: пассивное и активное. Стратегическим называют такое поведение, когда фирма реагирует на изменения внешней среды. На рынке совершенной конкуренции изменений не происходит. Цена — внешний параметр для предприятия. Равновесная рыночная цена — это цена на рынке данного товара, которая фигурирует в большинстве сделок купли-продажи. 14. На рынке монополистической конкуренции снижение выручки от реализации может быть следствием падения спроса на данный вид товара, или чрезмерного увеличения количества предлагаемой к реализации продукции. 15. На рынке олигополии фирмы могут выбирать объемы выпуска, взаимодействуя по Курно или по Стакельбергу. Однако вариант сговора предпочтительнее для последователя, и ему будет выгодно уговорить лидера пойти на компромисс. Если же фирмы, имеющие одинаковые удельные затраты выпуска, попытаются конкурировать на рынке олигополии, выбирая цену, а не выпуск, то они столкнутся с парадоксом Бертрана. Он гласит, что фирма, устанавливая цену выше предельных затрат на производство и реализацию, привлекает на рынок новых конкурентов. Ее рыночная власть, в результате, стремится к нулю. 16. Монополист может подобрать такую цену, чтобы предельная выручка была равна предельным затратам на производство и реализацию. Кроме того, монополист может продавать свою продукцию разным покупателям по разным ценам, осуществляя политику ценовой дискриминации.
Литература 1. Пястолов С. М. Экономический анализ деятельности предприятий. Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений, экономистов и преподавателей. - М.: Академический проект, 2002. – 573 с. Глава 6.
[1]1 Дракер П. Новые реальности.— М: Book Chamber International. 1994. Стр.331. [2] Эти данные см в отчетности — а) «Выручка от реализации» (строка 010 формы №2 бухгалтерской отчетности); или б) «Себестоимость реализации» (строка 010 формы №2 бухгалтерской отчетности). [3] Следует отметить, что такие выводы нужно сопровождать дополнительным анализом. Иногда предприятия, находящиеся в сложном финансовом положении, специально задерживают на счете 20 часть затрат (не списывают их на счет 43). Это делается для улучшения финансовых показателей. [4] См. «О единой системе экспертной оценки количества и качества экспортируемых товаров», в ред. Постановления Правительства РФ от 02.07.99 № 738. [5] Lancaster K.J. A New Approach to Demand Theory// Journal of Political Economy. 1966, 74, p.132-157. Подробнее см.: Хэй Д., Моррис Д. Теория организации промышленности, (пер. с англ.). В 2-х томах.— СПб.: ЭШ, СПбГУЭиФ, ВШЭ, 1999. [6] Перекрестная ценовая эластичность спроса рассчитывается по формуле: Еi,j = (dQi/Qi):(dPj/Pj), где Оi. - количество товара i; Рj — цена товара j. [7] Это условие впервые было предложено Дж.Робинсон в 1933 году. См.: Дж.Робинсон. Экономическая теория несовершенной конкуренции. — М., 1986/ [8] Правда, российский антимонопольный комитет делает оговорку: «В условиях несбалансированности спроса и предложения на рынке расчеты коэффициентов перекрестной эластичности в отдельных случаях могут приводить к искаженным результатам» и рекомендует прибегать «к более доступным и менее трудоемким методам оценки взаимозаменяемости товаров — экспертным оценкам, интервью с потребителями и специалистами той или иной отрасли. Выбор зависит от конкретной ситуации на рынке и степени информированности специалистов, проводящих анализ». Это зафиксировано в Методических рекомендациях по определению границ и объемов товарных рынков (Приложение № 1 к приказу Госкомитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур от 26 октября 1993 г. № 112). [9] Chamberlin E.H. The Theory of Monopolistic Competition. Harvard University Press, 1933. Эта книга, наряду с работой Дж.Робинсон, положила начала развитию теории монополистической конкуренции. [10] Bain J.S. Barriers to new Competition. Harvard University Press, 1956 [Bain J.S. Industiial Organization. New York, 1959]. [11] В базовом курсе экономической теории есть и другая классификация рынков — согласно количеству продавцов и покупателей [12] Темницкий А. Мотивация труда и нормы трудовых взаимодействий на предприятиях с различными формами собственности. В сб. Нуреев P.M. (ред.) Экономические субъекты постсоветской России (институциональй анализ). — М.: Московский общественный научный фонд, 2001. [13] Espahbodi, Reza; John, Teresa A: Vasudevan, Gopala. The Effects of Downsizing on Operating Performance. Review of Quantitative Finance & Accounting. Vol. 15 (2). P. 107-26. September, 2000 [14] См. Методы определения монопольно высокой (низкой) цены и монопольной прабыли.— М.: Бюро экономического анализа. 2001. С. 24-25. [15] Frazer T. Monopoly, Competition and Law. St.Martin's Press. 1988. P. 37. [16] Frazer T. Monopoly, Competition and Law. St.Martin's Press. 1988. P. 37. [17] От лат. «рассеянный». [18] В том смысле, что описать их можно с помощью теории игр [19] Вывод формул можно найти в учебнике Вэриан Хэл Р. Микроэкономика, промежуточный уровень, современный подход. — М.: ЮНИТИ, 1997, с.501-524.
[20] Утвержден Приказом МАП России (Министерство Российской Федерации по антимонопольной политлике и подержке предпринимательства) от 20.12.96 № 169 (в ред. Приказа МАП РФ от 11.03.99 № 71. Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 января 1997 г. № 1229) — краткое изложение. [21] В ситуации, когда предполагаемое нарушение антимонопольного законодательства рассматривается применительно к покупателю продукции (монопсония, как частный случай), определяющим в вопросе взаимозаменяемости продукции выступает мнение ее продавца. [22] Если хозяйствующий субъект производит данный товар и использует часть своей продукции для нужд собственного производства, то в общий объем реализации должна быть включена только та часть, которая реализуется им на рынке. [23] При наличии объединенных структур на рынке возможно выделение доли вертикально (горизонтально) объединенных структур в общем объеме поставок на рынок. Финансовый анализ
Тема 5 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
Содержание стр. 1. Объем производства и реализации, ритмичность.…….………………… 2 2. Ассортимент и номенклатура, специализация предприятия ………….. 15 3. Качество продукции, ее товарные характеристики 4. Анализ рынка товара и поведения предприятия …………….…………. 20 Резюме ………………..…………………….................................................... 43 ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………..…….…… 45
Санкт-Петербург – 2009
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.1 (0.104 с.) |