Общее понятие об интенсивном обучении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общее понятие об интенсивном обучении



ВВЕДЕНИЕ

Кого называют психологом-игротехником (психотренером)?

Практический психолог - это человек, обладающий знаниями в области теории психологии и реально работающий с людьми, чтобы помочь им решить их жизненные проблемы.

Практический психолог, который использует для этого активные методы воздействия и обучения, применяющий различные виды игр, превращающий знания в умения, навыки в реальную практику, является психологом-игротехником.

Психолог-игротехник, или Учитель, объединяет в себе и психолога-преподавателя, и исследователя-экспериментатора, и организатора, и консультанта.

Иногда в литературе психолог-игротехник называется инструктором активного социально-психологического обучения.

Психолог-игротехник - это человек, обладающий менеджерскими способностями, владеющий методами персонал-технологии. Это и знание своего поведения, и предсказание результатов поведения, реакции людей, и корректировка их поведения.

Персонал-технология - это такой образ вашего поведения, придерживаясь которого вы при помощи вербальных образцов, слов, обращенных к другим людям, можете реализовать любую другую технологию. Это означает, что вы сможете реализовать свои цели.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ (СПТ)

ЗАНЯТИЕ 3. Я и другой

Цель: развитие способностей к децентризации.

Средства: методика "Проективный рисунок", игра "Обвинители-защитники", групповая дискуссия, ролевая игра, психогимнастические упражнения.

Тактика ведущего: поскольку занятие несет на себе значительную эмоционально-личностную нагрузку, ведущий должен быть предельно внимательным к самочувствию каждого члена группы, чутко следить за групповой динамикой. В то же время он должен вмешиваться в групповой процесс лишь в случае необходимости.

Описание занятия:

Ведущий предлагает приступить к обсуждению проективных рисунков. Из всех рисунков, произвольно, выбирается один (что на них нарисовано в начале не видно, так как содержимая сторона внизу).

Рисунок кладется в центре круга, и каждый член группы рассказывает о том, что он видит на рисунке (неформальное описание, а свои ощущения, отношение к тому, что нарисовано, описывает то, каким себя видит человек, каким он хотел бы быть, что хотел бы изменить в себе).

Члены группы высказываются по кругу, автор рисунка не объявляет себя, а высказывается как и другие участники, в свою очередь. После прохождения полного круга, когда все высказались, группа пытается определить, кто является автором. Затем автор объявляет себя, говорит о том, что хотел выразить в рисунке, высказывает свое отношение к интерпретации рисунка членами группы.

Участники обсуждают, каким образом за рисунком скрывается автор, или, наоборот, почему объявленный рисунок не соответствует образу участника, сложившемуся в группе.

Если в группе есть участник, вызывающий некоторое неприязненное отношение других членов группы, например, находящийся в позиции "над" или "вне" группы, демонстративно, отказывающийся от выполнения общих заданий или постоянно навязывающий свое мнение и нетерпимый или невнимательный к мнениям других, ведущий может организовать ситуацию обсуждения рисунка таким образом, чтобы рисунок этого участника обсуждался последним.

В этом случае автор собственно, уже известен и участники не только описывают свое восприятие рисунка, но и проецируют свое отношение к данному человеку.

Ведущий, стимулируя выражение негативных эмоций (объективизация "линий напряжения" внутри группы), может предложить игру "Обвинители - защитники".

Игра "ОБВИНИТЕЛИ-ЗАЩИТНИКИ"

Группа делится на две равные части: обвинителей и защитников, деление произвольно, но ведущий может сформировать эти группы таким образом, чтобы имеющие наиболее выраженное негативное отношение оказались в группе защитников или были поровну представлены в обеих группах.

"Защитники" и "обвинители" садятся друг против друга, в две линии. "Обвиняемый" - участник, вызвавший негативное отношение со стороны других членов группы, садится в стороне. Функция "обвинителя": выделить негативную черту "обвиняемого" и описать ситуацию ее проявления в группе, при этом оценочные высказывания, например, "высокомерный" без описания ситуации проявления этой черты не допускаются. Функции "защитника": найти объяснение проявления данной черты и дать другую, позитивную характеристику "обвиняемому": - он проявил себя таким образом потому, что... Следующий " обвинитель" должен отнестись к тому, что сказал "защитник" и продолжить "обвинение" и т.д.

Высказывания должны быть четкими, краткими и обоснованными. Затем "обвинители" и "защитники" меняются ролями. Высказывания говорятся в лицо "обвиняемому": он должен видеть, кто говорит. Участники же адресуются не "вообще", а непосредственно к данному человеку. Таким образом участники приобретают умение корректного высказывания критики, отстаивания своей точки зрения, принятия критики и отношения к ней. Происходит дальнейшее развитие способности к де-центризации, так как высказываются различные мотивы тех или иных действий, поступков, ситуация оценивается не только с собственной точки зрения, но и с точки зрения другого.

В некоторых случаях возможно разделение функций высказывания позитивных и негативных характеристик и отношения к ним: вводится роль "двойника" - "совести обвиняемого", который и относится определенным образом к высказываниям "защитников" и "обвинителей", идентифицируя себя с "обвиняемым". После того или иного способа проведения "суда" слово дается "обвиняемому" - он сам высказывается по поводу услышанного, при этом ведущему надо добиться, чтобы участник не остался "переполненным" информацией о себе и отношением к ней, участниками группы, чтобы он высказался, выразил свое эмоциональное отношение к ситуации "обвиняемый" испытывает сильное психологическое воздействие со стороны группы, глубокое эмоциональное переживание, именно поэтому ведущий должен внимательно следить за его самочувствием и всегда быть готовым прийти ему на помощь.

После этого группа выполняет упражнение "Восковая полочка", когда в центр круга входит член группы, находившийся в позиции "обвиняемого".

Ведущий предлагает провести в группе "коллективный аутотренинг".

КОЛЛЕКТИВНЫЙ АУТОТРЕНИНГ

Он начинается с обычного аутотренинга. Потом ведущий предлагает предоставить совместную прогулку группы за город. Каждый стихийно начинает рассказывать о том, что он видит, мысленно представляет, помогает другим составить коллективное представление о прогулке. После этого выясняется, кто как себя чувствует, кто что увидел, кому из участников прогулки было легко представить, кому труднее.

Упражнение "ОТРАЖЕНИЕ"

Каждый участник по очереди жестами, мимикой, позой пытается изобразить кого-нибудь из группы, задавая определенную ситуацию и демонстрируя, как бы повел себя в ней данный человек, или показывая пластический образ данного человека - его характерные жесты, позу. Темп движений, походку и т.д.

Остальные участники пытаются понять, кого хотели изобразить.

В данном упражнении изображаемый человек получает возможность увидеть себя со стороны; участник, выполняющий задание, - выделить невербальные характеристики другого и попытаться изобразить их, а другие участники группы - проверить свою наблюдательность и определить, кого хотели изобразить.

Заключение - эпиграф

Знать и уметь - далеко не одно и то же

Человек, в среднем, запоминает:

1) 10% того, что слышит,

2) 30% того, что видит,

3) 50% того, что видит и слышит,

4) 80% того, что делает сам.

Литература

1. Алексеев А.А., Громова Л.А. Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. С.-Пб; Экономическая школа, 1993.

2. Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М. Деловые игры. Рига: Авотс, 1989.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Леиздат, 1992.

4. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. С-Пб: Братство, 1992.

5. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. С.-Пб: АО "Сфера", 1994.

6. Жуплев А.В. Руководитель и коллектив. Практическое пособие. Ставрополь, 1989.

7. Игровой метод в профориентации. Методические рекомендации. Пермь, Структура, 1989.

8. Игры - обучение, тренинг, досуг... (Под ред. Петрусинского В.В.), М.: Новая школа, 1994.

9. Игры для интенсивного обучения (Под ред. Петрусинского В.В.), М.: Прометей, 1991.

10. Красовский Ю.Д. Мир деловой игры. М.: Экономика, 1989.

11. Кричевский Р.Л. Если Вы - руководитель... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М.: Дело, 1993.

12. Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек-оркестр: микроструктура общения. М., ТОО Независимая фирма "Класс", 1993.

13. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Петрозаводск: Петроком, 1992.

14. Обозов Н.Н. Психология менеджмента Спб, 1997.

15. Панасюк А.Ю. Управленческое общение: практические советы. М.: Экономика, 1990.

16. Практические занятия по психологии. Пособие для институтов физической культуры. М.: ФиС, 1989.

17. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. С англ. М.: Прогресс, 1990.

18. Тарасов В.К. Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров. Л.: Машиностроение, 1989.

19. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. М.: ФиС, 1988.

 

ВВЕДЕНИЕ

Кого называют психологом-игротехником (психотренером)?

Практический психолог - это человек, обладающий знаниями в области теории психологии и реально работающий с людьми, чтобы помочь им решить их жизненные проблемы.

Практический психолог, который использует для этого активные методы воздействия и обучения, применяющий различные виды игр, превращающий знания в умения, навыки в реальную практику, является психологом-игротехником.

Психолог-игротехник, или Учитель, объединяет в себе и психолога-преподавателя, и исследователя-экспериментатора, и организатора, и консультанта.

Иногда в литературе психолог-игротехник называется инструктором активного социально-психологического обучения.

Психолог-игротехник - это человек, обладающий менеджерскими способностями, владеющий методами персонал-технологии. Это и знание своего поведения, и предсказание результатов поведения, реакции людей, и корректировка их поведения.

Персонал-технология - это такой образ вашего поведения, придерживаясь которого вы при помощи вербальных образцов, слов, обращенных к другим людям, можете реализовать любую другую технологию. Это означает, что вы сможете реализовать свои цели.

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ИНТЕНСИВНОМ ОБУЧЕНИИ

Как же соединить усилия психологов и педагогов в обучении менеджеров-предпринимателей, резерва на руководящую работу? Верный путь - использовать интенсивные технологии обучения.

В психолого-педагогической подготовке можно выделить как традиционные методы обучения, так и радикальные. К первым относятся беседы, семинары, лекции, домашние задания и т. д.; ко вторым - современные технологии обучения, социально-психологические тренинги (ОПТ), ролевые и деловые игры (РДИ).

Психолого-педагогическая технология интенсивной подготовки предполагает:

- резкое количественное увеличение объёма знаний;

- критическое осмысление имеющихся знаний;

- «инвентаризацию» знаний, в том числе избавление от «информационного балласта».

Практика активной подготовки показывает, что традиционные методы, в том числе лекции, ориентированы на долговременную память. Они «загружают» обучающихся информацией вообще по тому или иному предмету и теме.

Радикальные методы, в том числе социально-психологические тренинги (ОПТ), ролевые и деловые игры, ориентированы на оперативную кратковременную память. Сам радикальный процесс подготовки производит «инвентаризацию» знаний, накопленных к моменту интенсивного обучения в группах.

Традиционная форма подготовки даёт знания, СПТ, деловая и ролевая игра - навыки.

Знания больше нужны для самого процесса обучения, а навыки - непосредственно для работы с людьми. Знания полезны больше для исследований (теоретического и экспериментального творчества), а навыки - для практического решения задач менеджмента.

Известное выражение «любая медаль имеет две стороны» подходит к деловым играм, в которых важно разделить группу и дать возможность решать какое-либо противоречие. Своеобразным «пусковым механизмом» может быть любой опросник, анкета, тест. Важно, чтобы они делили хотя бы грубо, всех на два лагеря: мужчин и женщин, общительных и замкнутых, государственников и частников, жаворонков и сов. Список дихотомий неисчислим и зависит от фантазии игротехника, психотренера и инструментальных возможностей конкретной игровой ситуации.

Раскроем содержание работы ведущего тренинг (для группы из 15 -21 чел. желательно иметь двух помощников). Основная задача: организация, методическое обеспечение и проведение тренинга - игры на высоком профессиональном уровне, способном вызвать удовлетворение его участников. Группа должна постоянно находиться в хорошем рабочем тонусе и не отвлекаться от программы.

Игра складывается из трёх этапов:

- первый этап - подготовка игры (разработка программы, в том числе определение тем, их последовательности, времени проведения, роли помощников);

- второй этап - проведение игры (собственно игра с высоким мотивационным тонусом всех участников);

- третий этап - подведение итогов игры (каждый участник, по кругу, рассказывает о своих ощущениях, делится опытом участия в игре).

Этап подготовки игры:

1) разработка сценария;

2) знакомство с участниками:

- изучение документов и характеристик;

- собеседование с участниками, в том числе выявление их ожиданий и желаний;

3) материально-техническое обеспечение:

- аудиовизуальными средствами;

- благоустроенным для работы помещением;

- необходимыми атрибутами игры (раздаточным материалом, в том числе тестами, плакатами, табличками, доской, мелом и т.д.).

Этап проведения игры:

1) организация нормального игрового процесса (такая, чтобы участники, как в театре, не видели «белых ниток», т. е. сбоев в работе);

2) активное вмешательство в игру в случае её «затухания» и спада настроения у участников.

Этап подведения итогов игры:

1) оценка самими участниками;

2) оценка ведущим:

- сопоставление поставленных в ходе игры целей и полученных результатов;

- оценка роли участников игры;

- анализ игры на основе просмотра видеозаписи;

- анализ игры на основе проведённого среди участников анкетирования.

Одной из основных задач групповой интенсивной подготовки является определение степени антропоцентричности и задачецентричности игровых ситуаций и готовности групп к процессу обучения.

Социально-психологический тренинг всегда более антропоцентричен, он позволяет лучше раскрыться участникам обучения.

Деловая игра наоборот требует большей задачецентричности поведения тренера и группы. Профессиональная компетенция здесь более важна, нежели нравственно-психологические качества участников.

Ролевая игра занимает как бы промежуточное положение между СПТ, с его антропоцентричностью и деловой игрой, где важна профессиональная компетентность, то есть задачецентричность.

В СПТ внимание преподавателя-тренера больше обращено на внутренний мир участников, их индивидуальные мысли и чувства.

В деловых играх внимание больше ориентировано на процесс и результаты решения профессиональных задач. Занятия ведутся более жёстко, оценки результатов деятельности публичны и выполняют свою стимулирующую роль.

Ролевая игра вносит элементы большей свободы поведения, хотя они и ограничены рамками профессиональной деятельности. В ролевой игре больше уделяется внимания форме подачи функционального поведения, чем содержательной стороне профессиональной деятельности. В деловой игре, за счёт особого внимания к качеству профессионально важных идей, мыслей, предложений, участники серьёзнее ориентированы на конечный результат групповой интенсивной подготовки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.177 (0.037 с.)