Тема 7. Профессиографический анализ деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Профессиографический анализ деятельности



Основные виды профессиональной деятельности, профессиографический анализ деятельности

Одним из этапов методического обеспечения профессиональ­ного психологического отбора является анализ будущей профес­сиональной деятельности специалистов. Этот анализ проводится с целью выявления требований деятельности к индивидуальным психологическим, психофизиологическим и социально-психоло­гическим качествам человека и определения адекватных крите­риев оценки ее успешности. Такой анализ позволяет среди всего множества профессий выделить сходные по психофизиологичес­ким качествам группы или классы профессий (провести их пси­хологическую классификацию).

В проблеме классификации профессий можно выделить сле­дующие прикладные аспекты:

Определение единых требований к личности человека в за­висимости от психологического класса профессии, специальнос­ти, должности.

Разработка методов диагностики профессиональной при­годности не к отдельной должности, а к классу должностей.

Психологическое обоснование процедуры распределения персонала по должностям с учетом комплексной оценки со­ответствия индивидуальных личностных качеств человека про­фессионально важным качествам конкретной профессиональной деятельности.Классификация — система соподчиненных понятий (классов, объектов, явлений) какой-либо отрасли знания, составленная на основе учета общих признаков объектов и закономерных связей между ними; классификация позволяет ориентироваться в многообразии объектов и является источником знания о них.

Классифицировать (от лат. classis— раздел, класс; facio — делать, раскладывать) — распределить предметы, явления и по­нятия по классам, отделам, разделам в зависимости от их общих признаков.

Классификация, определяя место каждого объекта (понятия) в системе исследуемого множества, служит средством хранения, оперативного поиска и наиболее оптимального практического использования всей имеющейся информации.

Профессия — это необходимая для общества, социально цен­ная и ограниченная вследствие разделения труда область прило­жения физических и духовных сил человека, дающая ему воз­можность получать взамен затраченного труда необходимые сред­ства его существования и развития. Для конкретного человека профессия — это социально зафиксированная обществом область его возможных трудовых действий, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь суще­ствующие способности, профессионально важные качества.

Специальностью называется комплекс приобретенных знаний, умений и навыков, необходимых для определенного вида дея­тельности.

Проблема классификации профессий имеет давнюю историю. Еще в 20-е гг. XX в. С. К. Струмилин (1921) пытался разработать классификацию труда, известны психотехнические классифика­ции профессий И. Н. Шпильрейна-(1923) и О. Липпмана (1923).

В 60-е гг. над этой проблемой работали Б. А. Милерян (1965), А. И. Дернов, И. П. Титова разработала в 1968 г. классификацию профессий в целях профориентации. В. А. Бодров, Г. М. Зараковский, В. И. Медведев обосновали в 1968 г. принципы построения единой психофизиологической классификации профессий.

В 1976 г. Б. А. Смирнов разработал структуру и классификацию дея­тельности оператора. Над этой проблемой работали и другие авторы.

Наиболее полно классификация профессий по содержанию труда разработана Е. А. Климовым.

Интересной представляется классификация специальностей, предложенная В. П. Петровым и А. Т. Ростуновым, построенная по принципу выделения профилей профессионального труда.

Хорошо известны классификации профессий, построенные с учетом сходства отдельных характеристик деятельности (предме­та труда, степени его автоматизации и содержания функциональ­ных обязанностей специалистов, условий труда, видов исполни­тельных действий, степени самостоятельности человека в работе и т. д.), и классификации многомерные, имеющие своим основа­нием одновременно несколько критериальных признаков.

В условиях непрерывного совершенствования производства, на­сыщения предприятий эффективными средствами автоматизации управления, электронной и вычислительной техникой, очень важен процесс специализации и интеграции профессионального труда.

В настоящее время число профессий и специальностей стало настолько обширным и многообразным, а темпы их качествен­ной перестройки динамичными, что без разработки системных представлений о множестве существующих видов профессиональ­ной деятельности на основе их классификации не могут быть ре­шены многие теоретические и прикладные вопросы, направлен­ные на повышение эффективности и надежности труда.

Наиболее принципиальным недостатком практически всех имеющихся классификаций является то, что они не отражают в полной мере сходство требований со стороны различных видов деятельности к человеку как к субъекту труда, в итоге не обеспе­чивают возможности прямого сравнения полученных в ходе пси­ходиагностического обследования характеристик (человека) с психологическими требованиями выделенных классов профессий.

Изучение любой профессиональной деятельности относится к сфере профессиографии — одного из разделов психологии труда.

В настоящее время высокой эффективности деятельности мо­жет достигнуть только тот специалист, у которого высоко разви­ты именно те психологические качества и свойства, от которых зависит успех в данном виде деятельности.

Изучение человека в трудовой деятельности (профессиогра- фирование) имеет гуманистический и практический аспекты.

Гуманистический аспект ставит во главу исследований про­блему взаимодействия человека и профессии, которая может быть решена при рассмотрении и изучении трех вопросов:

1. Что должен человек?

2. Что он может?

3. К чему стремится?

Решение этих вопросов позволяет определить, будет ли чело­век удовлетворен избранным им трудом, достигнет ли он необхо­димого уровня профессионализма, реализует ли свои мечты.

Важно и необходимо отметить, что достижение взаимосоответствия ценно в равной степени как для человека, так и для его работодателя (например, государства), т. е. для эффективного ре­шения социально-экономических и социально-технических задач на базе современных достижений научно-технического прогресса.

Практический аспект профессиографического изучения спе­циальности заключается в установлении субъектно-объектных взаимосвязей между нормативами трудовой деятельности и того, насколько они психологически и психофизиологически оптималь­ны для человека.

В настоящее время возрастает социальная потребность изуче­ния человека в самых разнообразных видах трудовой деятельно­сти в связи с необходимостью решения целого ряда практичес­ких задач, а именно:

· профессиональной ориентации и консультации;

· формирования психологических требований к специалисту (психограммы) в целях отбора кадров;

· классификации профессий;

· аттестации и выдвижения резерва кадров;

· создания банка психологических характеристик профессий;

· оптимизации режимов труда и отдыха с целью повышения безопасности труда;

· повышения надежности и качества функционирования че­ловека в сложных человеко-машинных системах и т. д.

Многоаспектность и разнообразие задач требуют построения специальных технологий и методов изучения человека (субъекта труда) в трудовой деятельности. Одной из таких технологий яв­ляется профессиография.

Профессиография представляет собой:

ü самостоятельный раздел психологии труда, суммирующий психологические знания о профессиональной деятельности человека;

ü совокупность методов психологического изучения трудовой деятельности человека и условий труда;

ü метод изучения и описания трудовой деятельности и усло­вий труда;

ü описание специальностей с точки зрения психологических требований, предъявляемых к человеку (психография).

Кроме того, при выборе или разработке тестов для оценки и прогнозирования успешности (эффективности) деятельности кан­дидата на должность (профессию) только профессиография по­зволяет реализовать современный деятельностный подход при анализе трудового процесса человека. Она предполагает соотнесе­ние (сравнение) действий и операций, оцениваемых с помощью тестов, с действиями и операциями, входящими в структуру дея­тельности специалиста.

Типы профессиографирования, видыпрофессиограмм, их структура и содержание

В результате профессиографирования составляется профессиограмма — документ, содержащий представленную по опреде­ленной схеме сводку сведений о технических, технологических,эргономических, психофизиологических, психологических и со­циокультурных характеристиках конкретной деятельности, ее организации, рабочем месте, технических и информационных средствах труда, а также условиях труда.

В отечественной профессиографии принято классифицировать профессиограммы по определенным основаниям. В зависимости от использования для изучения и описания профессий и специ­альностей форм и методов, принадлежащих отдельным, частным наукам и научным дисциплинам, профессиограммы могут иметь преимущественно физиологическое, санитарно-гигиеническое, психологическое, социологическое, экономическое или норматив­но-правовое содержание.

Составной частью профессиограммы является психограмма.

Психограмма профессии (специальности," должности) — до­кумент, представляющий собой часть профессиограммы, в кото­ром детально, в качественно-количественной форме описана си­стема требований специальности (должности) к психофизиоло­гическим, психологическим и социально-психологическим каче­ствам человека.

Одна из существующих классификаций профессиограмм при­ведена на рис. 7.1.

Из приведенной классификации следует, что профессиограммы можно подразделить на частные, комплексные, специальные.

Частные нрофессиограммы дают лишь частные, с точки зре­ния одной науки, представления о профессии (специальности), т. е. если профессиограмма отражает лишь, например, физиологичес­кие или технико-экономические показатели. Использование час­тных профессиограмм ограничивается областью, связанной с со­ответствующей наукой или смежными областями.

Например, известны психологически ориентированные част­ные профессиограммы, включающие:

а) описание внешней картины труда — «фотография» рабоче­го места, хронометраж рабочего места, временная динамика про­изводственной активности, типичные ошибки;

Рис.7.1. Классификация и перечень профессиограмм

б) описание внутренней картины труда - реакции личности, направленность, способности, степень обученное и опыта, ха­рактер, темперамент, психические состояния, психические про­цессы и психомоторика.

Использование частных профессиограмм ограничено содержа­тельно-предметной областью и предназначено для специфичес­ких целей и задач. Они пригодны для использования только в одном виде профессионального отбора, например, медицинском, психологическом и т. д.

Комплексная профессиограмма является всесторонним опи­санием должности (специальности), в которой собраны результа­ты описания должности с помощью всех общенаучных дисцип­лин, экономики и соответствующих специальных дисциплин (тех­ника, организация, эргономика, гигиена и т. д.).

Исходя из того, что на большинство специальностей необхо­дим профессиональный отбор, наиболее целесообразными явля­ются специальные профессиограммы.

Специальная профессиограмма должна строиться системно.

Существует несколько видов специальных профессиограмм. Среди них можно выделить:

информационную профессиограмму — документ, предназ­наченный для проведения работ по профессиональной ори­ентации населения, в котором дано обобщенное, краткое, общедоступное описание профессии (специальности, долж­ности) и ее требований к человеку;

специальную комплексную (развернутую) профессиограм- му — документ, предназначенный для решения вопроса о необходимости профессионального отбора специалистов, для подготовки квалификационных характеристик специаль­ностей, проведения аттестования и профессиональной под­готовки специалистов. В документе приводится общая ха­рактеристика профессии (специальности, должности) и изложены требования к социокультурному уровню, общим и специальным профессиональным знаниям, навыкам, уме­ниям, техническим, технологическим, социальным сто­ронам деятельности, ее средовым и другим условиям. В за­ключительной части такой профессиограммы дается описа­ние основных, наиболее специфических и важных для ус­пешной работы по специальности профессиональных качеств.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятиям «профессиография» и «пси­хография».

2. Назовите типы профессиографирования.

3. Назовите виды профессиограмм, раскройте их структуру и содержание.

Вопросы для тестового контроля знаний

1. Профессиограмма представляет собой:

а) документ, содержащий представленную по определенной схеме сводку сведений о технических, технологических, эргоно­мических, психофизиологических, психологических и социокультурных характеристиках конкретной деятельности, ее организа­ции, рабочем месте, технических и информационных средствах труда, а также условиях труда;

б) документ, в котором детально, в качественно-количествен­ной форме описана система требований специальности (должнос­ти) к психофизиологическим, психологическим и социально-пси­хологическим качествам человека;

в) все ответы верны;

г) все ответы неверны.

2. Психограмма представляет собой:

а) документ, содержащий представленную по определенной схеме сводку сведений о технических, технологических, эргоно­мических, психофизиологических, психологических и социокуль­турных характеристиках конкретной деятельности, ее организа­ции, рабочем месте, технических и информационных средствах труда, а также условиях труда;

б) документ, в котором детально, в качественно-количествен­ной форме описана система требований специальности (должнос­ти) к психофизиологическим, психологическим и социально-пси­хологическим качествам человека;


в) все ответы верны;

г) все ответы неверны.

3. Профессиограммы можно подразделить на:

а) частные, комплексные, специальные;

б) информационные, развернутые;

в) все ответы верны;

г) все ответы неверны.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 637; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.37.68 (0.037 с.)