Профессионально-личностный опросник (ПЛО) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессионально-личностный опросник (ПЛО)



Методика предназначена для изучения профессиональной на­правленности. Для проведения обследования необходимы опрос­ник ПЛО, демонстрационный плакат (рис. 1), регистрационный бланк (рис. 2) и карандаши.

Каждому из утверждений ПЛО соответствует несколько вари­антов ответа, и задача обследуемого в том, чтобы проранжировать их по степени значимости, ориентируясь в основном на жиз­ненный опыт.

Обследуемые получают инструкцию: «Внимательно прочитайте первое утверждение и варианты ответа на него. Выберите, какой вам больше всего подходит. В регистрационном бланке, в первом столбце, рядом с буквой, обозначающей выбранный вариант От­вета, поставьте цифру «1». Из пяти оставшихся выберите пред­почтительный вариант и против соответствующей буквы поставьте цифру «2». Таким же образом определите места всех остальных вариантов данного утверждения и зафиксируйте их в регистра­ционном бланке. Теперь переходите к следующим утверждениям и аналогичным образом выполните задание до конца».

При объяснении правил выполнения задания и ответов на вопросы следует использовать демонстрационный плакат. После ответов на вопросы подается команда: «Внимание. Начали!», и обследуемые приступают к работе.

  Вопросы
О т ответы ответыт ы                    
А                       А              
Б i А                   Б   А          
В   Б   А               В   Б   А      
Г   В   Б   А           Г   В   Б   А  
Д   Г   В   Б   А       д   Г   В   Б  

 

Рис. 1. Демонстрационный плакат к методике ПЛО (часть регистрационного бланка)

Стимульный материал к профессионально-личностному опроснику

1. В школе меня больше интересовали:

а) общественно-организаторская деятельность (староста клас­са, капитан спортивной команды, командир в играх типа «Зар­ница» и т. д.);

б) занятия, связанные с выполнением расчетов и чертежей;

в) уроки труда;

г) занятия в радиокружке;

д) лабораторные занятия по электротехнике и физике;

е) уроки физкультуры и спортивные тренировки.

2. Я больше всего ценю в людях:

а) сосредоточенность в работе;

б) умение сохранить работоспособность в условиях утомления;

в) пунктуальность, аккуратность;

г) техническую грамотность;

д) смелость и решительность;

е) способность заражать и заряжать своей энергией других людей.

3. Среди различных областей деятельности меня больше при­влекает:

а) вождение автомобиля и других видов транспорта;

б) работа, связанная с использованием средств связи;

в) обслуживание и ремонт технических устройств;

г) занятие спортом;

д) воспитательная и организаторская работа;

е) обслуживание счетно-вычислительной техники.

4. В спорте после соответствующей подготовки я скорее всего достиг бы успеха как:

а) спортсмен-радиолюбитель;

б) механик в команде мотогонщиков;

в) самбист или боксер;

г) тренер спортивной команды;

д) стрелок из спортивного оружия;

е) автогонщик.

5. Думаю, что товарищи больше всего ценят во мне:

а) способность к ремеслу, ручному творчеству;

б) отвагу, готовность к преодолению сложных и даже опасных ситуаций;

в) принципиальность, твердость характера;

г) усидчивость и терпеливость;

д) физическую работоспособность;

е) точность и исполнительность.

6. После службы в армии я предпочел бы работать:

а) испытателем (например, летательных аппаратов, парашютов);

б) учителем или мастером профессионально-технического обучения;

в) оператором электронно-вычислительной техники;

г) водителем (механизатором широкого профиля);

д) радиотелеграфистом;

е) мастером по ремонту бытовой техники.

7. Мне лучше удается деятельность, которая требует от человека

а) инициативы и находчивости;

б) аккуратности и внимательности;

в)точного исполнения инструкций и предписаний;

г) настойчивости;

д) технического мышления;

е) смелости и готовности к риску.

8. Я предпочел бы прочитать книгу о:

а) электронной аппаратуре и ее изобретателях;

б) новых транспортных средствах;

в) достижениях в области радиотехники;

г) перспективных разработках в электротехнике, механике;

д)тренировках альпинистов;

е) выдающихся полководцах.

9. Я считаю, что более способен:

а) длительное время преодолевать утомление и сохранять работоспособность;

б) быть пунктуальным, аккуратным при выполнении пору­ченных мне заданий;

в) быстро разобраться в особенностях конструкции незнако­мого мне технического устройства;

г) проявлять решительность и смелость, действовать на грани риска;

д) сохранять самообладание и выдержку, быстро принимать решения в трудных, критических ситуациях;

е) кропотливо анализировать поступающую информацию (сиг­налы), выделять в ней главное.

10. По окончании рабочей недели я предпочел бы:

а) посмотреть кинофильм об искусственных спутниках связи;

б)заняться ремонтом бытовой техники;

в) участвовать в длительном и трудном туристском походе;

г) организовать коллективное мероприятие с товарищами;

д) систематизировать материалы своих коллекций;

е) посетить выставку новых достижений в автомобилестроении.

11. Мои родители (другие близкие мне люди) выше всего це­нят в человеке:

а)техническую грамотность;

б) силу и смелость;

в) организаторские способности;

г) терпение и выдержку;

д) самодисциплину и работоспособность;

е) исполнительность.

12. Во время службы в армии я хотел бы:

а) совершенствовать свои физические и волевые качества;

б) приобрести и развить организаторские способности;

в) выполнять ответственную операторскую работу, требующую самообладания и выдержки;

г) приобрести (закрепить) навыки вождения автомобиля и других транспортных средств;

д) овладеть средствами связи;

е) повысить техническую грамотность.

Рис. 2. Регистрационный бланк к методике ПЛО

 

Результаты выполнения методики обрабатывают, суммируя ответы обследуемых по горизонтальным рядам в регистрацион­ном бланке «ПЛО» (рис. 3) и записывая полученные суммы око­ло букв в колонке «Ключ», расположенных на соответствую­щих горизонтальных рядах. После заполнения колонки «Ключ 1» в ней вновь суммируют числа, стоящие около букв (А + А, Б + Б и т. д.), и полученные суммы записывают в колонку «Ключ 2» возле соответствующих букв, обозначающих группы специаль­ностей:

А — организаторские;

Б — сенсорногностические;

В — сенсомоторные;

Г — сенсорные;

д - технологические;

Е — моторно-волевые.

Суммы ответов, стоящих у букв Б и Д в колонке «Ключ 2», записывают в колонку «ПН» (профессиональная направленность).

Меньшая сумма ответов, стоящая у буквы Б или Д, означает большую профессиональную направленность к соответствующей группе специальностей по сравнению со второй группой. Резуль­таты выполнения заданий учитываются в процессе изучения про­фессиональной направленности человека.

Рис. 3. Ключ к методике «Профессионально-личностный опросник»

 

Дифференциально-диагностический опросник

(Е. А. Климова)

Опросник используется, как правило, при первоначальном исследовании профессиональных интересов и склонностей чело­века. В основу опросника положена идея о делении всех суще­ствующих профессий на пять типов, по признаку предмета или объекта, на который направлена деятельность (происходит взаи­модействие человека в процессе труда).

Первую группу составляют профессии типа «человек — при­рода» (живая и неживая), где объектом труда являются живые организмы, растения, животные и биологические процессы.Во вторую группу входят профессии типа «человек — техни­ка», в которой объектом труда служат технические системы, ма­шины, аппараты, установки, материалы и энергия.

Третью группу образуют профессии типа «человек — человек», где объектом труда являются люди, группы, коллективы.

Четвертую группу составляют профессии «человек — знако­вая система». Объектами являются условные знаки, шифры, коды, таблицы, что близко по содержанию профессиям, связанным с финансово-экономической и оперативной деятельностью, а так­же таким классам должностей, как «операторские» и «связи и наблюдения».

Пятую группу образуют профессии «человек — художественный образ», в которых предметом труда являются художествен­ные образы или условия их создания.

Группа профессий, по которой определена максимальная сум­ма баллов (см. «Обработка и интерпретация результатов обследо­вания»), свидетельствует о соответствующих профессиональных интересах обследуемого.

Инструкция:

«Вам предлагается, не задумываясь, ответить на 20 пар воп­росов опросника. Предположим, что после соответствующего обу­чения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам при­шлось выбирать только из двух возможностей, то что бы вы пред­почли? При этом ответы должны быть дифференцированы. Если названная в вопросе деятельность скорее нравится, чем не нра­вится, следует поставить в соответствующей клетке знак «плюс». Если определенно нравится — два плюса, а если очень нравит­ся — три плюса. Если скорее не нравится, чем нравится — один минус, если определенно не нравится — два минуса, а если очень не нравится — три минуса. Номера и буквенные обозначения в клетках листа ответов соответствуют номерам и обозначениям воп­росов. Отвечать нужно на каждый вопрос без пропусков, и каждый раз из двух предлагаемых возможностей «а» или «б» одну (предпочитаемую) отмечать плюсом (плюсами), другую (от­вергаемую) — минусом (минусами).

После того как вы ответите на все вопросы, вам следует под­считать общее количество плюсов и минусов в каждой вертикаль­ной колонке и записать результаты ваших подсчетов. Затем оп­ределите разность количества плюсов и минусов и запишите ее.

Есть ли вопросы? Что непонятно?»

Вопросы методики «Дифференциально-диагностический опросник»

Предположим, что после соответствующего обучения вы смо­жете выполнять любую работу. Но если бы вам пришлось выби­рать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?


Лист ответов к методике «Дифференциально-диагностический опросник»

Фамилия, имя, отчество__________________________________________________________________

         
    За
     
     
       
       
10а        
Па   12а   13а
  14а   15а  
16а       17а
    18а    
  19а      
20а        
сумма «+» = сумма «+»= сумма сумма «+» сумма «+»»
сумма «-» = сумма «-» = сумма «-» = сумма «-» = сумма «-» =
общая общая общая общая общая
сумма сумма сумма сумма сумма

 

«Ключ» к методике «Дифференциально-диагностический опросник»

«Человек — «Человек — «Человек — «Человек— «Человек —
природа» техника» человек» знаковая художествен­
      система» ный образ»
    За
     
     
10а    
11а   12а   13а
  14а   15а  
16а       17а
20а 19а 18а    
сумма «+» = сумма «+» = сумма «+» = сумма «+» = сумма «+».=
сумма «-» = сумма «-» = сумма «-» = сумма «-» = сумма «-» =
общая общая общая общая общая
сумма сумма сумма сумма сумма

 

Обработка и интерпретация результатов обследования

Результаты ответов в виде алгебраических сумм подсчитывают­ся по каждой колонке листа ответов опросника. Вопросы подобра­ны и сгруппированы таким образом, что каждая колонка соответ­ствует определенному типу профессий (см. «Ключ» к методике).

Пример:

Фамилия, имя, отчество. Иванов Иван Иванович

1а- 16 + + 2а+ + 26-- За —
36 + 4а+ + 46-- 5а- 56 +
6а- 76 + 66 + 96- 7а-
10а- 9а + + 8а + 106 + 86-
11а- 116 + + 12а — 126 + 13а-
136 + + 14а- 146 + 15а- 156 +
16а- 176 + 166+ + 196- 17а-
20а- 19а + 18а + 206 + 186-
сумма «+» = 3 сумма «+» =11 сумма «+» = 9 сумма «+» = 3 сумма «+» = 2
сумма «-» = 6 сумма «-» = 1 сумма «-» = 4 сумма «-» = 6 сумма «-» = 7
общая сумма - -3 общая сумма = 10 ' общая сумма = 5 общая сумма = -3 общая сумма = -5

 

Сравним полученные результаты с «ключом».

«Человек — «Человек — «Человек — «Человек — «Человек —
природа» техника» человек» знаковая художествен­
      система» ный образ»

 

Максимальная сумма баллов (10 баллов) во второй колонке, положительная сумма в третьей колонке. Это свидетельствует об интересе обследуемого к профессиям, относящимся к типу «Че­ловек — техника», «Человек— человек» и полном отсутствии интереса к профессиям типа «Человек — художественный образ».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 1739; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.174 (0.046 с.)