Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Против исключительного общественного воспитания
<...> Поскольку речь идет о беспризорных и отвергнутых или брошенных родителями детях, не может быть никаких колебаний: они пока что должны быть переданы в ведение общественного воспитания; как бы оно плохо ни было, оно всегда лучше, чем ничто, а тем более если оно будет организовано так, что в нем будут использованы все положительные стороны, которыми без сомнения, обладает общественное воспитание. Но решает ли это весь вопрос? Мы глубоко убеждены, что на этот вопрос надо ответить безусловно отрицательно. <...> Целый ряд веских оснований заставляет нас решительно выступить против устранения семьи и родителей от задач воспитания. <...> Необходимо помнить, что вопрос об общественном или семейном воспитании неразрывно связан с необычайно сложным вопросом об упорядочении половой жизни, о здоровье, о перенаселении, питании и т.д. <...> Женщина, обеспеченная общественной заботой о детях, и мужчина, свободный от обязанностей по отношению к жене и детям, вступят, вне всякого сомнения, на колею совершенно произвольных неустойчивых отношений со всеми происходящими отсюда тяжкими следствиями для взращивания цельной человеческой личности. <...> (с.203) Истинная педагогика должна видеть начало воспитания не только не в народной школе, но даже и не в дошкольном периоде. <...> Для здорового вырастания имеет значение нормальное вынашивание ребенка матерью. Отсюда ясно вытекает требование, чтобы при радикально проведенном общественном воспитании женщина в период беременности поступила под строгий общественный контроль. Но необходимо тогда пойти и дальше и отдать себе отчет, что момент зарождения также крайне важен для рождения и воспитания нормальных детей, и следовательно, и сюда должно вмешиваться общество, как этого и требовал последовательный социалист-общественник Платон. Он доверял правителям общества подбор подходящих пар и этим изъял интимную жизнь из области личного усмотрения. <...> Если идти до конца по этому пути, игнорируя потребности личности взрослых, к числу которых принадлежит и потребность в семье и детях, то получится полное уничтожение личности; общество кончит тем, что вторгнется в самые интимные уголки душевной жизни человека и сделает его жизнь невыносимой. <...>
Нам думается, что общественное воспитание в абсолютной форме, устранив семью, не найдет верного пути между крайностями консерватизма и нежизненных новшеств. Апологеты абсолютного общественного воспитания забывают, что насиловать может не только семья, но гораздо более опасным и сильным насильником и консерватором может явиться именно общество. <...> Общественники всегда предполагают обладание педагогической истиной, которая должна определить весь ход воспитания. Если этой истиной будет идея в точном смысле «свободного» воспитания, т.е. абсолютно не связанного самовыявления, то она поведет к полной анархии в дурном смысле, и по существу все-таки откроется широкий простор воздействию, но только воздействию неорганизованному, туманному, а потому и пагубному. На самом деле предоставить ребенка абсолютному самовыявлению значит выбросить его на произвол грубейших случайностей, потому что он может справиться с ними только при чужой помощи или когда силы его созреют. До истинной свободы надо дорасти.и воспитаться. <...> У исключительного общественного воспитания неизбежно будут очень крупные недостатки. <...> В нем обнаруживается резкое преобладание интеллектуализма, голой рассудочности. Апологеты этой идеи готовы по пальцам перечесть, что нужно детям, и забывают о том, о чем говорил Песталоцци и на что указывает на каждом шагу сама живая жизнь: у детей имеются тысячи оттенков переживаний и потребностей, которые совершенно не поддаются научному рассудочному учету и открываются только тонкому чутью и такту матери, потому что между ней и ее детьми (с.204) протянуты мириады невидимых нитей, сотканных инстинктом и кровной связью; когда ребенок еще не владеет речью, между ним и его матерью уже идет тот безмолвный диалог, о котором говорил Песталоцци и который нельзя заменить никакими рассуждениями и интеллектуальными средствами. <...> Таким образом, наука — важная помощь, но по отношению к человеческой душе она вовсе не является ключом ко всем замкам и не заменит того чутья, которое дается кровной связью и материнской любовью. Поэтому нам представляется глубоким заблуждением ожидание, что те же люди в массе учителей и воспитателей, став не родителями, а воспитателями чужих детей, прозреют и будут обладать абсолютной истиной и абсолютно истинными методами воспитания. Гениев педагогов и при общественном воспитании будет немного, а масса от одной науки не станет идеальными воспитателями; между тем общественное воспитание по всему его складу должно предполагать их. <...>
В семье возможны ошибки, и ошибки крупные, но там, во-первых, рассудку приходит на помощь чувство и инстинкт, а, во-вторых, родительские ошибки никогда не будут учтены детьми с той беспощадной строгостью, как ошибки чужих людей. Там, где родителям поможет инстинкт, кровная связь и любовь, абсолютные общественники окажутся слепыми и беспомощными. В чем общественное воспитание безусловно сильно и значительно сильнее семьи, это область сознательно-рассудочного воздействия на детей, лучше всего поддающегося научно-педагогическому изучению. Но эта область преобладает в обучении, но не в воспитании, где она занимает второстепенное место. В области эмоционально-волевого воспитания здоровая семья оказывается совершенно незаменимой. Только через нее и может установиться настоящее неподдельное чувство жизни у детей.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.20.57 (0.009 с.) |