Изображения креста в раннехристианский период. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изображения креста в раннехристианский период.



II.

Крестов.

Формы древних русских крестов. Древнейшими крестами X — XII веков, найденными на территории древне­русских городов, были каменные кресты и металлические тельники. Каменные представляли из себя простые равно-



Рис. 10


Рис. 11


конечные крестики, изготовленные из разных пород камней: яшмы, лазуритов, мраморов (рис.10). Носились они на шнуре, продетом в отверстие, просверленное в верхней части креста. В дальнейшем они приобрели металлические обкладки на концах креста, соединяемые перевязью, и металлическое подвижное оглавие (рис.11). Кресты этого типа в литературе обычно назы­вают корсунчиками.

Металлические тельники отливались из серебра или бронзы, а также вырезались из металлической пластины или


монеты. Они имели несложную форму ближе к греческому типу с простым геометрическим или растительным орнаментом. Как правило, эти кресты повторяли образцы византийского, а иногда скандинавского происхождения. Они, в основном, служили зна­ком исповедания христианской веры, внося в знакомую славянам символику земли и жизни, солнца и света, новый христианский смысл.

Наиболее распространенными формами древних крестов были:

1. Прямолинейные с прямыми углами средокрестия (рис.12).

2. С расширяющимися балками (рис.13).




Рис. 12

Рис. 13


3. С дугами средокрестия и кругами на концах балок (рис.14).

4. Прямолинейные с меньшими крестами на концах балок.
Известны под названием патриарших крестов. Часто впи­
сывались в круг (рис.15).



Рис. 14


Рис. 15


5. С квадратом или ромбом в средокрестии, с изображением
креста (рис.16).

6. С кругом в средокрестии и на концах креста (рис. 17).

7. С трехлопастными криновидными концами (рис.18).



Рис. 16


Рис. 17


Рис. 18


8. С тремя шариками на концах, образующими треугольник
(рис.19).

9. С треугольными концами (рис.20).



Рис. 19


Рис. 20


Символика формы древних византийских и рус­ских крестов. Своеобразным ключом к пониманию основной символики формы древних крестов может послужить греческая словесная формула, распространенная в Византии и на всем христианском Востоке. Она состоит из двух крестообразно записанных слов (фос и зоэ), означающих свет и

жизнь.

Такая запись встречается с V века на папирусных амулетах (рис.21), затем на нательных крестах и энколпионах (рис.22), и даже на иерейском облачении.' Эти греческие слова, где — не чувственный свет, исходящий от материальных источников, а свет невещественный, а — не биологическая жизнь, а

жизнь духовная, по сути обозначают Христа согласно еван­гельским словам: «Я свет миру, кто последует за мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни»2. Образуя

1 Епитрахиль митрополита Фотия (XV в.) из оружейной палаты
Московского Кремля.

2 Ев. от Иоанна 8, 12.




 


 


Рис. 21


Риг. 22


собою крест, эти слова насыщают его изображение богослов­скими знаниями, связанными с понятиями Свет и Жизнь, дан­ными нам в Евангелии и в учении святых отцов Церкви. Ос­новные формы древних крестов часто отражали именно эти понятия. Четыре балки креста, исходящие из единого центра, особо выделенного кругом или квадратом с крестом, понимаются




 


 


Рис. 23


Рис. 24


 


как четыре луча Света Жизни, исходящих от его источника — Христа1 (рис.23,16). Особенно наглядна эта символика в крес­тах с расширяющимися балками, имеющими в центре круг с крестом или образом Христа (рис.24). Эта форма характерна для древних выносных крестов и крестов, украшающих дарохра-

1 Христианская символика света отражалась и в греческой фразе

(свет Христов просвещает всех), встречающейся в виде криптограммы Ф.Х.Ф.П. на более поздних (XVII в.) греческих крестах и иконах.


нительницы и реликварии.

Квадрат с крестом в центре может пониматься так же, как и на просфорных печатях, где четвероугольная печать говорит о четырех земных стихиях, усвоенных Христом при воплощении. «И как весь мир четверочастен, так и самое Слово, Христос, Творец мира, приняло плоть, состоящую из четырех стихий»1. Концы балок креста могли заканчиваться кругами или крестами, повторяющими и усиливающими символику центра, подчер-




 


 


Рис. 25


Рис. 26


кивая четверочастность мира и Христа.

Иногда весь крест мог вписываться в круг (рис. 15а). Исходя из его солярного значения, такое сочетание можно понимать как символ Христа — Солнца Правды, источник Божественного Света. Но гораздо ярче здесь выступает значение круга, как символа безначальности и бесконечности, обозна­чающего Творца мира и вселенскую сферу, освященную крестом — символом искупительной Жертвы Христа. «О, необычайное чудо! Широта и долгота креста равны небесам, так он все освящает Божественною Благодатию».2 Эта символика отра­жена и в иконографии крестчатого нимба Спасителя. Значение, аналогичное кругу, несут греческие буквы А и , иногда изобра-

1 арх. Вениамин, Новая Скрижаль ч.2 гл.VI §33.

2 Стихира на хвалитех, глас 8.


жаемые на кресте или рядом с ним (рис.25).

Для передачи значения Жизни Вечной, балки креста украшались растительным орнаментом и часто принимали на концах троичную форму крина — древнего символа жизни, а теперь и Живоначальной Троицы. Это цветение представляет крест как Древо Жизни. Нередко цветение изображалось не на концах балок креста, а в его основании, которое, превращаясь в растительные побеги, раздваивалось (рис.26). В этом случае




 


 


Рис. 27


Рис. 28


крест приобретал форму, напоминающую раннехристианские изображения якоря или корабля, включая в себя их символику, и мог пониматься как образ духовно плодоносящей Христовой Церкви. Процветшие кресты в такой символике широко известны в искусстве Византии и древней Руси. И конечно, как мы увидим в дальнейшем, символика Древа Жизни сильно влияла на форму и декор нагрудных крестов во все времена.

Поверхность креста с расширяющимися балками часто служила фоном для иконографических изображений. На краях балок креста встречались каплевидные отростки, обозначающие капли крови Христа, пролитые им на кресте (на Руси они иногда назывались слезками) (рис.27,24,36). Они могли пониматься и как растительные элементы — цветки или готовые распуститься почки.


Иконография тельных крестов X — XIII веков довольно лаконична. В основном это изображение Христа — благословляющего или распятого (рис.28). Крест, как орудие казни, обычно не показывался, а обозначался над головой Спасителя в виде маленького крестика. На Христе — лентий (набедренная повязка) или коллобий (длинное византийское одеяние)1. Дополнительные атрибуты распятия отсутствовали.

Более подробная иконография была на крестах-энкол-




 


 


Рис. 29


Рис. 30


пионах. На них имелись изображения благословляющего Христа, Распятия с предстоящими, солнца и луны (в виде астрологических знаков), пятичастного Деисиса, четырех еван­гелистов или их символов, Божией Матери, апостолов, Арх­ангелов и особо почитаемых святых; изображения помещались не только на лицевой, но и на оборотной стороне (рис.27,29, 30,57,59).

В X — XI веках энколпионы поступали на Русь из Византии и Малоазийских земель. Их отечественное производство до XIII века (домонгольский период) было сосредоточено в Киеве.

1 «Лентий на чреслах Иисуса Христа в рассматриваемый период времени (с VI по X век) встречается лишь изредка, в XI веке он становится преобладающим, а с XII века — единственным одеянием распятого Спасителя» (Н.В. Покровский. Евангелие в памятниках иконографии, стр. 361).


Древние русские энколпионы повторяли византиийские образцы, близкие к пропорциям греческого креста со слегка удлиненной вертикальной балкой. Наибольшее распространение получили энколпионы с закругленными концами и полукруг­лыми выступами по сторонам каждого конца (рис.8,43,58,60). Все пространство креста занимали иконы. На древних энкол-пионах (до XI века) они выполнялись в технике глубокой гравировки по отшлифованной поверхности креста.

Приблизительно с XI века начинает преобладать техника рельефного литья. Фон литых изделий иногда украшался эмалью. В очень дорогих золотых изделиях использовалась техника перегородчатой эмали, когда углубление для эмали заполнялось тончайшими золотыми перегородками, которые создавали уникальный рисунок (рис.27,46).

Энколпионы, хотя и сохраняли некоторую архаичность образов, присущую всем древним крестам, отличались от них более тонкой и искусной работой. Это объясняется тем, что они были распространены среди просвещенных и знатных людей. Отдельные, сохранившиеся створки энколпионов домон­гольского периода часто вкладывались как святыни в кресты-мощевики более позднего времени, а также они могли выполнять роль монолитного нагрудного креста и служили образцом для последующих копий.


VI.

Заключение.

Подводя итог исторического развития нагрудного креста, можно сказать, что изменение его формы происходило от греческих пропорций, знакомых многим дохристианским на­родам и с помощью древней символики выражавших вселенское значение подвига Христа, к латинским пропорциям, раскры­вающим идею искупительной Жертвы и Победы Спасителя. Руководствуясь символическим значением, можно условно выделить три группы нагрудных крестов.

Первая — древние четырехконечные кресты греческих или близких к ним пропорций без иконографических изображений. Разнообразие их форм задавалось концами креста и средо-крестием, которые и несли основную смысловую нагрузку. Такие кресты служили символом христианства, раскрывая его значение в космическом аспекте. На Руси они были распространены в X ~ XIII веках.

Вторая — кресты с иконографическими сюжетами. Это самая большая группа крестов, существовавшая на всем историческом периоде. Как правило, они имели простую форму, которая к XIV веку приобрела латинские пропорции. В них основное значение передавалось иконографией, начиная от лако­ничных образов Спасителя и Его Распятия, до сложных компо­зиций, раскрывавших догматы Церкви и требующих грамотного толкования. В такого рода крестах главным было показать Распятие как искупительную Жертву Христа. Наибольшее рас­пространение таких крестов на Руси в XIV — XVII веках.


84

Третья — нагрудные кресты без иконографических сюже­тов (без Распятия), но с глубоким символическим содержанием. Они сочетали в себе развитую символику формы древних крестов и литургическое содержание иконографии, передаваемое сло­жившимся кругом изображений и надписей. Отличились внеш­ней красотой и декоративностью, служившей прославлению победы Спасителя. Широко были распространены в XVII — XVIII веках.

Как мы видим, все эти группы крестов сложились до XVIII века, когда сознание русского человека оставалось в основном религиозно-символическим.

В XIX — XX веках все изменения в стиле нагрудных крестов определялись возрастающей секуляризацией сознания и заключались в адаптации древних форм в соответствии с модными художественными стилями, при большом влиянии западного искусства. Обычным результатом этого процесса была потеря чистоты и глубины символического языка, характерного для древних образцов.

Большинство дорогих заказных крестов мало отличалось по стилю от светских ювелирных изделий, так как они обычно изготавливались светскими ювелирами, которым было свой­ственно мирское понимание красоты. На форму и содержание недорогих крестов-тельников повлияли технологические процес­сы массового производства, когда тельники в начале XX века стали широко выпускаться на фабриках (часто иностранных) методом штамповки. В этом случае, когда упрощение древней формы происходило без должного знания и благоговения, свя­щенный смысл креста пропадал, и он превращался в простой конфессиональный знак.

С другой стороны, как ответная реакция на подобные новшества, существовала тенденция почитания всего древнего. Ореолом святости в этом случае обладал любой древний крест, независимо от его содержания. Такой подход был распространен в старообрядческой среде. Правда стоит признать, что в этом была большая польза — благодаря поздним репликам, бережно сделанным старообрядцами со старых образцов, до нас дошли


многие древние формы крестов.

В то же время в начале XX века в России наблюдался духовный подъем. Этот период отмечен высоким уровнем богословской мысли и оживлением философско-богословских исканий. В это время были раскрыты от поздних записей древние иконы, и началось медленное проникновение в их священный смысл. Оживляется церковное художественное творчество, стремящееся соединить высоко духовное содержание визан­тийского и древнерусского искусства с современной эстетикой.

Благодаря усилиям видных коллекционеров и ученых церковных археологов, в конце XIX — начале XX века фор­мируются, изучаются и описываются коллекции предметов церковного искусства, в том числе и нагрудных крестов. Большой вклад в это дело внесли выдающиеся исследователи русского искусства — граф А.С. Уваров, профессора Н.В. Покровский и Н.П. Кондаков, коллекционеры Б.И. и В.Н. Ханенко. Наиболее известные работы этих и других авторов о нагрудных крестах указаны в библиографии в конце книги.

К сожалению, процесс духовного возрождения в России не отразился на массовом сознании народа и был прерван Октя­брьским переворотом.

Сейчас мы снова свободны в своем выборе пути к Богу и хотим продолжить духовные искания наших предков. Часто, пытаясь возродить традиции, мы берем из прошлого, как правило недалекого, то, что лежит на поверхности и более понятно и доступно мирскому уму. Поэтому, если говорить о нагрудных крестах, мы в первую очередь возродили бездушный формализм массового производства тельников, существовавших в начале XX века, и, вдохновляемые не лучшими (с точки зрения правосла­вия) работами ювелиров того же периода, позволили себе изготовлять кресты, как светские ювелирные украшения. Если эти явления понимать, как первый шаг неофита на крестном пути, то возможно это не так уж и плохо, так как любое явленное изображение креста дает духовную пищу уму и сердцу верую­щего. Но необходимы и следующие, осознанные шаги. Нужно изучить и понять святоотеческий духовный опыт и древние тра-


диции церковного искусства, но для того, чтобы, сохраняя духовные ценности в музеях, превратить их в культурное наследие далекого прошлого. Важно, чтобы церковные традиции стали нам внутренне присущи и обрели в нас жизнь и творческое развитие. «Церковь всегда живая и творческая вовсе не ищет защиты старых форм как таковых, не противопоставляя их новым как таковым. Церковное понимание искусства было и есть одно: реализм. Это значит, что Церковь, столп и утверждение истины требует только одного — Истины».1

Церковное искусство — искусство соборное и обще­народное. Это общее дело не только церковных художников, но и священнослужителей, как духовных наставников и проводни­ков, музейных и научных работников, как хранителей и знатоков русских древностей, и всего народа, который своим духовным и культурным уровнем определяет развитие современного церковного искусства. Но понимание истины и соборное твор­чество невозможны до тех пор, пока все мы сами не станем живыми членами Мистического Тела Христова — Его Церкви.

Только принадлежа Христу и Его Церкви, мы сможем понять Крест Христов и преобразовать в него свой крест. «Ибо, — по словам апостола Павла — слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия»2.


 


 


1 П.А. Флоренский. Столп и утверждение истины.

2 1-е посл. Коринфянам ап. Павла 1, 18.


Приложения.

 

Что образует крест.

Симеон Солунский в гл. 133 пишет: «к востоку за престолом ставится четвероконечный Божественный крест Спасителя, на


котором Он, грех ради наших, был пригвожден, - Спасителя, Который сотворил и содержит все горнее и дольнее, Который соединил горнее с земным, свыше нисшел на землю, и потом с земли вознесся на небо; в Себе Самом все соединил и к Себе призвал все концы земли. Который высотою Божества и смирением воплощения все Себе усвоил и воссоздал нас высотою славы, глубиною нищеты и смирения, и широтою милости и любви, из ада воздвигнул и из земных сделал небесными». Вот что образует крест. (Арх. Вениамин «Новая Скрижаль». Стр. 15).

4. О надписи на нимбе Христа

— артикль в значении этот, тот (который), (при­частие м.р. к глаголу быть — ) —сущий, тот, кто есть. Эта надпись появилась не позднее XI века.

В русской иконографии с XVII в. встречается ее непра­вильное понимание. Вместо греческой буквы Щ пишется похожая славянская буква (от), и тогда получаемая надпись толкуется следующим образом: — от небеси придох на землю, — они же Мя не познаша, Н — на кресте Мя распяша. Пример подобной надписи на нагрудном кресте XVII в. приводится в собрании Б.И. и В.Н. Ханенко табл-XXV, №290.

Существовало и такое толкование: — отеческий, 0 - Н — непостижим. (Н.В. Покровский. Евангелие в памят­никах иконографии. Стр.357).

О скошенном подножии.

Значение скошенного подножия как перекладины весов Страшного Суда было закреплено в иконописных подлинниках: «Вопрос: чесо ради у креста Христова подножек пишут десную страну подымшуся, а шуюю поникшу, да и главу Христос приклони на десно. Ответ: того ради Христос облегчи десную ногу, и подъяся к верху подножек, да отдаст грехи верующим


90

Ему и во второе пришествие вознесутся горе во сретение Ему, а шуюю ногу того ради обнизи подножек, да неверующие Ему отягчают и снидут во ад. Главу преклони на десно, да преклонит вся языки веровати и покланятиси Ему». (Н.В. Покровский. Евангелие в памятниках иконографии. Стр.357).

Примеры расшифровок криптограмм на иконах и крестах.

Д.Д.Д.Д. — Древо добро досада диаволу; или: древо дарует

древнее достояние.

С.С.С.С. — Свет (или Спас) сотвори сеть сатане.

Б.Б.Б.Б. — Бич Божий биет бесы.

Х.Х.Х.Х. — Христовы хоругви христианам хвала.

В.В.В.В. — Возращение вечное верным в рай; или: велие веселие

в него верующим.

Р.Р.Р.Р. — Реченному роду радости ради.

О.О.К.Ц.Е. — Обретен от Бога крест царицею Еленою.

Ч.Ч.Е.Ч. — Честно чтущим его человеком.

С.В.В.Н. — Содержай вся весяй на древе.

К.К.К.К. — Крест крепости Константину к вере.

Ц.Б.П. — Царь Бог Предвечный.

О.М.О. — Оружие миру одоление.

М.М.М.М.К.В. — Много бо может моление матернее ко благо-


сердию Владыки.

П.П.П. — Пойте, почитайте, покланяйтеся.

Д.П.Д.Н.Я.П.Ц.В.Н.П. — Днесь превелие древо нам явися,

понеже царь вечный на нем пригвоздися.

(Н.В. Покровский. Евангелие в памятниках иконографии.

Стр.356-357).

П.П.П.П. — Подает поклоняющимся паки по роду. Пою, почитаю, поклоняюся подвижно. С.С.С.С. — Словом спасет Сего славящих. Н.Н.Н.Н. — Нощи неведения нужне низлагатель. О.О.О.О. — Обретельный обретатель обретен, обретеся Еленою от Бога. Оружие одоление ограждает обручники. Ц.Ц.Ц.Ц. — Царский цвет церкви цветит. Ч.Ч.Ч.Ч. — Честная честь чтущим человеком. Из книги Соборник. Похвала Кресту иже около словесем воображение. Подлинник иконописный. Издание С.Т.. Больша­кова под редакцией А.И. Успенского. М.,1903, или М.,1998.




 




Литература по истории и символике христианского искусства.

1. Граф А.С. Уваров. Христианская символика. М.,1908.

2. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии.
СПб.,1892.

3. Покровский Н.В. Очерки памятников христианского
искусства. С-Пб.,1999

4. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери, т. 1-2. М.,1998.

5. Кондаков Н.П. Иконография Господа Бога и Спаса нашего
Иисуса Христа. 1905.

6. Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и
литургике. СПб., 1995.

7. Епископ Порфирий (Успенский). Святыни земли италий­
ской. М.,1996.

8. Успенский Л.А. Богословие иконы православной церкви.
М.,1996.

9. Православная икона. Канон и стиль. К богословскому
рассмотрению образа. Сборник. М.,1998.

10. К Свету. №17. Символика Русского храмоздательства.

11. Овчинников А.Н. Символика христианского искусства.
М.,1999.

12. Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры. М. -
СПб.,1999.

13. Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996.

14. Иконостас. Происхождение, развитие, символика. М.,2000.

15. О.Е. Этингоф. Образ Богоматери. Очерки византийской
иконографии XI-XIII веков. М.,2000.


Указатель рисунков в тексте.

1. Ампула из церкви св. Иоанна г. Монцы. VI-VII вв. Н.В. Пок­
ровский. «Очерки памятников христианского искусства».

2. Камей в парижском Каб. Мед. Н.П. Кондаков. «Иконография
Богоматери».

3. Распятие. Церковь св. Сабины в Риме. V-VI вв. Н.В. Пок­
ровский. «Очерки памятников христианского искусства».

4. Распятие. Миниатюра в Евангелии Раввулы. Н.В. Покров­
ский. «Евангелие в памятниках иконографии».

5. Распятие, приписываемое Анастасию Синаиту. Н.В. Пок­
ровский. «Евангелие в памятниках иконографии».

6. Мастер Авраам. Фрагмент горельефного изображения на
Западных (Корсунских) вратах Новгородской Софии.

7. Образцы русских цепей. XVII в.

8. Энколпион с распятием. Начало XII в. «Археология. Древняя
Русь. Быт и культура».

9. Крест-мощевик с распятием. Середина XIV в. Загорский
музей.

 

10. Каменные кресты (корсунчики). «Археология. Древняя
Русь. Быт и культура».

11. Каменные кресты с обкладками.

а. Мраморный. XI XII вв. Собр. Б.И. и В.Н. Ханенко. №170.

б. Из зеленой яшмы с кораллами на перевязи (более поздний).
Собр. гр. А.С. Уварова. №78

12. Кресты прямолинейные с прямыми углами средокреетия.

а. Крестик с выемчатой эмалью. XI-XII вв. «Археология. Древ­
няя Русь. Быт и культура».

б. Крест с плетенкой. XII-XIV вв. М.В. Седова. «Ювелирные
изделия Новгорода».

13. Кресты с расширяющимися балками. Собр. Б.И. и В.Н.
Ханенко.

а. Бронзовый крестик. XIII в. №81.

б. Костяной крестик. XI-XII вв. №178.

в. Крестик. XIII в. №225


98

14. Кресты с дугами средокрестия и кругами на концах балок.
XI-ХПвв. «Археология. Древняя Русь. Быт и культура».

15. Прямолинейные кресты с меньшими крестами на концах
балок (т.н. «патриаршие»).

а. Крест в круге. ХП-ХШвв. Собр. Б.И. и В.Н. Ханенко. №138.

б. Крест. XIV в.М.В. Седова.«Ювелирные изделия Новгорода».

16. Крест с квадратом в средокрестии.

а. Золотой тельник. ХII-ХШ вв. Из собр. Б.И. и В.Н. Ханенко.
№193.

б. Крестик. XIII в. М.В. Седова. «Ювелирные изделия Нов­
города».

17. Кресты с кругом в средокрестии. Собр. Б.И. и В.Н. Ханенко.

а. Серебряный тельник. ХII-ХШ вв. №190.

б. Бронзовый тельник с выемчатой эмалью. ХII-ХШ. №82.

18. Крест с трехлопастными криновидными концами. XIII в.
М.В. Седова. «Ювелирные изделия Новгорода».

19. Кресты с тремя шариками на концах, образующими тре­
угольник.

а. Крест «скандинавского» типа. XI в. «Археология. Древняя
Русь. Быт и культура».

б. Бронзовый крестик. ХII-ХШ вв. Собр. Б.И. и В.Н. Ханенко.
№189.

20. Кресты с треугольными концами.

а. Крестик с выемчатой эмалью. XI-XII вв.«Археология. Древняя
Русь. Быт и культура».

б. Костяной крестик. XIII в. Собр. Б.И. и В.Н. Ханенко. №261.

21. Папирусный талисман. V-VI вв. Гос. Эрмитаж.

22. Византийский золотой крестик с греческой надписью «Свет
и Жизнь». XI-XII вв. Catalogue of the Byzantine and early medi­
aeval antiquities in the Dumbarton Oaks collection, v.2: jewelry,
enamels. Washington, D.C., 1965.

23. Византийский золотой крестик. V в. Там же.

24. Византийский серебряный с эмалью крест (от реликвария).
X в. Там же.

25. Крест процветший. Катакомбы Св. Понтиниана. V в. Н.В.
Покровский. «Очерки памятников христианского искусства».


26. Бронзовый крестик с аканфами. XI-XIII вв. Собр. Б.И. и
В.Н. Ханенко. №186.

27. Энколпион (оборотная сторона). ХII-ХШ в. Изображение
ап. Фомы, выполненное в технике перегородчатой эмали. Гос.
Эрмитаж.

28. Кресты с распятием «северного» типа. X-XI вв. «Археология.
Древняя Русь. Быт и культура».

29. Створка медного энколпиона с благословляющим Христом,
двенадцатью апостолами, св. Феодором и св. Георгием (изобра­
жение стерто). XI в. Киево-Печорский музей.

30. Крест-мощевик. XIV в. Распятие с предстоящими, вверху —
арх. Михаил. Оружейная Палата Московского Кремля.

31. Крест якореобразной формы. XVII в. Распятие с пред­
стоящими. Музей им. Андрея Рублева.

32. Крест-мощевик. XIV в. Спас в Силах. Загорский музей.

33. Рипида. XIV в. Деисис, на обороте — Христос и четыре
евангелиста. Новгородский Софийский собор.

 

34. Крест-мощевик серебряный с позолотой. XIII-XIV вв.
Распятие с предстоящими и четырьмя архангелами. Сокро­
вищница собора Хильдесхейм (Германия).

35. Створка медного энколпиона. XIII в. Христос и символы
евангелистов. Собр. Б.И. и В.Н. Ханенко. №267,6.

36. Энколпион бронзовый позолоченный, обложенный снаружи
золотыми пластинами. XII в. Изображение Деисиса в технике
перегородчатой эмали. Собр. Б.И. и В.Н. Ханенко. №44.

37. Византийский золотой крест VII в. Христос и четыре
евангелиста. Catalogue of the Byzantine and early mediaeval an­
tiquities in the Dumbarton Oaks collection, v.2: jewelry, enamels.
Washington, D.C., 1965.

38. Наперсный крест. VII-VIII вв. Н.В. Покровский. «Очерки
памятников христианского искусства».

39. Православное Распятие.

40. Католическое Распятие.

41. Медный восьмиконечный крест. XVI-XVII вв. Распятие.
Сборн. Н. Леопардова. Вып. 3-4. №27.

42. Энколпион. XIV-XV вв. Распятие с Предстоящими, Троица,


-100

три Святителя. Собр. Б.И. и В.Н. Ханенко. №129.

43. Энколпион позолоченный. ХII-ХIII в. Распятие с предстоя­
щими Богородицей, Иоанном Предтечей. Вверху — Этимасия.

Трость процветшая. Собр. гр. А.С. Уварова. №103.

44. Икона резная из кости. Константинополь, XI в. Распятие с
Предстоящими. Разделение одежд. Ад, пронзенный крестом. Над
Распятием — киворий. (Прорись). А.Н. Овчинников. «Сим­
волика христианского искусства».

45. Распятие с Предстоящими. Внизу креста — изображения
восставшего Адама и дракона. Оклад Евангелия. Дармштадт. VII-
VIII в. Н.В. Покровский. «Очерки памятников христианского
искусства».

46. Энколпион. X в. Воскресение — Сошествие во ад. Пере­
городчатая эмаль, жемчуг. Музей изящных искусств Грузии.
Тбилиси.

47. Крест медный с кринообразными концами. XVII в. Распятие
с Предстоящими. Троица и сцена разделения одежд. Собр. гр.
А.С. Уварова. №60-65. Аналог. — сборн. Н. Леопардова. Вып.
3-4. №26.

48. Небесные Врата. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. IX
в. (Прорись). А.Н. Овчинников. «Символика христианского
искусства».

49. Этимасия. Деталь серебряного оклада иконы Спасителя в
Анчисхате. XIV в. Сборн. орнаментов кн. Григория Гагарина.

50. Створка бронзового энколпиона. XIII в. В средокрестии —
изображение Этимасии с предстоящими Богородицей и Иоанном
Богословом. Собр. Б.И. и В.Н. Ханенко. №52.

51. Крестик бронзовый XIV-XV вв. В средокрестии — Неруко­
творный Образ и Предстоящие (по-видимому Богородица и
Иоанн Богослов). Собр. Б.И. и В.Н. Ханенко. №126.

 

52. Крест медный с расширяющимися концами. Распятие с
копием, тростью и лестницей. Вверху — Нерукотворный Образ.
Предположительно копия креста XV в. от вериг преподобного
Кирилла Белозерского.

53. Триумфальный крест. Фрагмент горельефа латеранского
саркофага. IV-Vb. Н.В. Покровский. «Очерки памятников хри-


стианского искусства».

54. Крест серебряный с чернью. XVIII в.(?) Распятие с пред­
стоящими. Стена Иерусалима. Господь Саваоф. Собр. гр. А.С.
Уварова. №219.

55. Крест серебряный. XVII в. Тип — «Процвете Древо Креста»,
с западными влияниями. Собр. Б.И. и В.Н. Ханенко. №154.
Аналог. — собр. гр. А.С. Уварова. №159.

56. Крест медный. XVI-XVII вв. Распятие с предстоящими
Богородицей и Иоанном (Богословом или Предтечей). Наверху

— икона: «Вход Господень в Иерусалим». Собр. Б.И. и В.Н.
Ханенко. №145.

57. Крест медный. XVII в. В центре — арх. Михаил, вверху —
Зосима и Савватий Соловецкие, по сторонам — святители:
Василий и Николай. Собр. Б.И. и В.Н. Ханенко. №300. Аналоги

- Собр. гр. А.С. Уварова. №59, и сборн. Н. Леопардова. Вып.
3-4. №4.

58. Энколпион медный. XI-XII в. Оборотная сторона с изобра­
жением Божией Матери Оранты. «Археология. Древняя Русь.
Быт и культура».

59. Энколпион бронзовый. X в. Божия Матерь Оранта с мла­
денцем. Гос. Эрмитаж.

60. Энколпион бронзовый. Начало XII в. Оборотная сторона с
изображением Одигитрии. «Археология. Древняя Русь. Быт и
культура».

61. Створка византийского энколпиона. XI-XII вв. Богоматерь
Кириотисса и четыре евангелиста. Гос. Русский музей.

62. Чудотворная икона Пресвятой Богородицы — Купятитская.
Створка медного энколпиона XII в. с изображением Одигитрии.

63. Крест-мощевик второй половины XIV в. Оборот с изобра­
жением св. Николая. Гос. Оруж. Палата Моск. Кремля.

64. Створка медного энколпиона с крестообразными концами.
XIII-XIV вв. В центре — изображение Св. Никиты, побивающего
беса. На концах креста — архангелы: Михаил и Сихаил, и два
неизвестных образа. Собр. Б.И. и В.Н. Ханенко. №77,103-104.
Аналог. — сборн. Н. Леопардова. Сер.2. Вып.1. №13.

65. Крест медный. XVI-XVII вв. Ангел Великого Совета. Собр.


102

Б.И. и В.Н. Ханенко. №151. Аналоги — Собр. гр. А.С. Уварова. №216-217, Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева.

66. Крест серебряный с позолотой и эмалью. XVII - XVIII вв. В
литературе упоминается как женский крест — «лопатка». Собр.
Б.И. и В.Н. Ханенко. №357. Аналог. — собр. гр. А.С. Уварова.
№182.

67. Крест ажурный с орнаментом вдоль балок. XVII-XVIII в. (?)
Собр. гр. А.С. Уварова. №151-153.

 

68. Крест греческих пропорций с криновидными концами и
шариками на них. XVII в. Собр. гр. А.С. Уварова. №147.

69. Крест греческих пропорций с криновидными соеди­
няющимися концами и шариками на них. XVII в. Собр. гр. А.С.
Уварова. №148.

70. Крест типа «Процвете Древо Креста» с эмалью. XVII-XVIII
вв. Собр. гр. А.С. Уварова. №144-145.

71. Крест с эмалями. XVII в. Вокруг средокрестия круг с лучами.
Собр. гр. А.С. Уварова. №118.

 

72. Крест расцветший с эмалями. XVII в. Из средокрестия
выходят четыре луча. Собр. гр. А.С. Уварова. №122-123.

73. Золотой крест XVII в. со скошенными гранями балок и
криновидными элементами в средокрестии. По преданию этот
крест принадлежал Дмитрию Самозванцу. Альбом «Древности
Российского Государства» ак. Ф.Г. Солнцева.

74. Крест XVII в. с криновидными элементами в средокрестии и
на концах креста. Собр. гр. А.С. Уварова. №91-94.

75. Серебряный крест восьмиконечной формы XVII в. с изобра­
жением венка в средокрестии. Российский Этнографический
музей.

76. Рисунок с копии креста XVII-XVIII вв. Лицевая сторона.

77. Изображение креста с сударием во фресках коптских
монастырей. V-VIbb. (Прорись). А.Н. Овчинников. «Символика
христианского искусства».

78. Оборотная сторона процветшего креста XVII в. Собр. гр. А.С.
Уварова. №119-121.

79. Рисунок с копии креста XVII-XVIII вв. Оборотная сторона.


С 1996 по 2000 год.

Таблица I.

1. Тельный крестик с Распятием, сходный по форме с мощеви-
ками XIV-XV вв. (рис.9 в тексте). Серебро. 1996 г.

2. Тельный крестик с Распятием, сходный по форме с энколпио-
нами XII в. (рис.8,43,58,60 в тексте). Серебро. 1996 г.

3. Тельный крестик с Голгофским Крестом в стиле XVIIb. (рис.66
в тексте). Серебро. 1996 г.

 

4. Тельный крест с Распятием в стиле XIX — XX века, а —
лицевая сторона, б — оборотная. Серебро. 1996 г.

5. Тельный крестик. Спас Нерукотворный. Форма сходна с ви­
зантийскими крестами VI века, а — лицевая сторона, б — обо­
ротная. Серебро. 1997 г.

6. Тельный крестик, сходный по форме с крестами Х-ХIII вв. с
расширяющимися балками и каплевидными отростками на
концах, а — лицевая сторона: Благословляющий Христос, б —
оборотная сторона: Божия Матерь Оранта. Серебро. 1996 г.

7. Тельный крестик в стиле XVII в. с криновидными концами и
с двенадцатью шариками на них (рис.68 в тексте). Серебро.
1996 г.

Таблица И.

8. Тельный крестик «Плетенка», а — лицевая сторона, б — обо­
ротная. Серебро. 1997 г.

9. Тельный крест в стиле XVII в. а — лицевая сторона, б —
оборотная. Серебро, эмаль. 1997.

10. Тельный крест в стиле XVII в. с криновидными концами,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 712; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.108 (0.19 с.)