Структура педагогической технологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура педагогической технологии



Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη – искусство, мастерство, умение; λόγος – слово, учение)– совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребёнка.

Любая технология в той или иной мере направлена на реализацию научных идей, положений, теорий в практике. Поэтому педагогическая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой.

Понятие "педагогическая технология" может рассматриваться в трех аспектах:

• научном – как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

• процессуальном – как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;

• деятельностном – осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Критерии технологичности педагогической технологии

Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям – критериям технологичности, которыми являются:

– концептуальность;

– системность;

– управляемость;

– эффективность;

– воспроизводимость.

Концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы:

– логикой процесса;

– взаимосвязью его частей, целостностью.

Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность, указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость и планируемая эффективность педагогической технологии целиком зависят от ее системности и структурирования. В ней реализуются цели повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение учащимися запланированных результатов обучения.

Воспроизводимость – подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Перечисленные критерии технологичности определяют структуру педагогической технологии, которая включает в себя три части (рисунок 3).

Как и любая технология, педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Педагогическую технологию можно представить следующей формулой:

ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения.

 

Рисунок 3. Структура педагогической технологии

 

Организация и реализация этого процесса (педагогической технологии) зависит от требований ведущих дидактических принципов. Дидактические принципы, или принципы обучения – это руководящие положения, принципиальные закономерности, которые направляют деятельность преподавателя, помогают определить содержание обучения, методы и формы обучения.
К основным дидактическим принципам относятся:

– принцип научности и доступности обучения;

– принцип системности обучения и связи теории с практикой;

– принцип сознательности и активности учащихся в обучении при руководящей роли учителя;

– принцип наглядности;

– принцип прочности усвоения знаний и связи обучения со всесторонним развитием личности учащихся.

 

 

Планирование работы по физическому воспитанию дошкольников

Продуманная педагогическая стратегия должна обеспечивать преемственность разных организационных форм и придавать завершенность педагогическому процессу.

Воспитатель сам разрабатывает двигательный режим для детей своей группы, руководствуясь следующими научными рекомендациями:

• общая продолжительность двигательной активности составляет не менее 50–60 % периода бодрствования ребенка;

• содержанием двигательного режима является двигательная деятельность, разнообразная по составу движений, физических упражнений, видам и формам; при этом целесообразными движениями должны быть насыщены и игры детей, бытовая и трудовая деятельность;

• определенную часть двигательного режима составляют физические упражнения, специально подобранные для формирования систем и функций организма, проведения коррекционной работы, которые включаются в организованные и индивидуальные формы работы с детьми;

• периоды двигательной активности чередуются со спокойными “сидячими” видами деятельности;

• каждый ребенок по своему желанию должен иметь возможность двигаться самостоятельно в любое время дня.

Все средства физического воспитания используются во взаимосвязи и выступают как система физкультурно-оздоровительной работы в конкретной возрастной группе.

Примерная система физкультурно-оздоровительной работы в первой младшей группе

1. Создание экологически благоприятных условий в помещении для игр и занятий детей:

• соблюдение правил санитарии и гигиены;

• организация сквозного проветривания (3–5 раз в день в отсутствии детей);

• специальный подбор комнатных растений, поглощающих вредные химические вещества, выделяющих фитонциды и увлажняющих воздух;

• поддержание температуры воздуха в группе в пределах 20–22 °С.

Гигиена детей и подростков – отрасль, изучающая влияние различных факторов внешней среды на организм детей и разрабатывающая гигиенические требования к окружающей ребенка среде и ее нормативы с целью создания полноценных гигиенических условий жизни, обеспечивающих физическое и умственно полноценное развитие детей.

Санитария – применение на практике мероприятий, разработанных гигиеной и направленных на улучшение здоровья населения, оздоровление окружающей среды и продление жизни человека.

2. Высокая культура гигиенического обслуживания детей.

3. Обеспечение психологического комфорта на протяжении всего времени пребывания в детском саду.

4. Индивидуализация и дифференциация режимных процессов и их воспитательная направленность с учетом здоровья и развития детей, условий и традиций семейного воспитания.

5. Оптимальный двигательный режим (объем двигательной активности в пределах 5,5–6 тыс. шагов, продолжительность – 4 часа в день).

Организованная двигательная деятельность:

• утренняя гимнастика (ежедневно) 5–7 минут;

• занятия физкультурой (1–2 раза в неделю) 20–25 минут;

• подвижные игры на первой и второй прогулках (3–4 раза в неделю) 20–25 минут.

Самостоятельная двигательная деятельность в течение 45–57 минут с разными физкультурными пособиями:

• утром 10–15 минут;

• после завтрака 5–7 минут;

• на прогулке 40–50 минут;

• после сна 7–10 минут;

• на второй прогулке 30–40 минут.

Бытовая и игровая деятельность: 60–100 минут.

6. Закаливание:

• оздоровительные прогулки (ежедневно) 3–4 часа;

• умывание прохладной водой перед приемом пищи, после каждого загрязнения рук;

• полоскание рта и горла после каждого принятия пищи и после сна водой комнатной температуры;

• воздушные ванны до и после сна, на занятиях по физкультуре 5–10 минут;

• ходьба босиком в обычных условиях и по ребристым дорожкам до и после сна, на занятиях физкультурой (время увеличивается постепенно) от 2 до 20 минут;

• контрастные ножные ванны по специальной методике (ежедневно после сна).

Каждое дошкольное учреждение имеет право на свою систему физического воспитания: педагогический коллектив детского сада сам определяет, каким формам физкультуры отдать предпочтение, оценивая их эффективность по конечным результатам. Воспитатели групп также могут по своему усмотрению останавливать выбор на тех или иных системных и эпизодичных физкультурных мероприятиях, подчинив их решению выдвинутых задач.

Для успешной деятельности ДОУ нуждается в плане, который обладает следующими характеристиками:

– единством (цели каждой подструктуры ДОУ прочно связаны);

– непосредственностью (опора, как на краткосрочное, так и на долгосрочное предвидение);

– гибкостью (возможность адаптироваться в случае изменения условий);

– прогностичностью (возможность прогнозировать конечный и промежуточный результаты).

План – рабочий документ, назначение которого – помочь в достижении намеченных задач.

Существуют разные виды планирования в ДОУ, которые условно можно разделить на несколько групп.

1. Планирование работы всего детского сада (годовое планирование) – осуществляет заведующий и старший воспитатель, его обсуждают и принимают в августе на педсовете.

2. Тематическое планирование (по отдельным видам деятельности) – составляют авторы парциальных программ или старшие воспитатели ДОУ совместно с заведующим.

3. Индивидуальное планирование специалистами (старшим воспитателем, музыкальным руководителем, логопедом и т.д.).

4. Планирование работы в конкретной возрастной группе – составляют воспитатели группы под руководством старшего воспитателя.

Планирование – это заблаговременное определение последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов.

Как правило, последовательность составления планов – сверху вниз. Сначала составляется план работы на год, затем тематическое планирование, затем на основе первых двух – планирование специалистами и воспитателями.

Планы могут быть как перспективными (составляются на длительный период – год, квартал, месяц), так и календарными (на короткий срок – неделю, день). Соответственно, порядок составления в этом случае – от перспективного плана к календарному плану.

Планирование любого вида осуществляется в несколько этапов.

1. Изучение (диагностика) и анализ предмета планирования (составления работы всего детского сада, уровня сформированности у детей знаний, умений, особенностей развития детей в группе и т.д.).

2. Формулирование целей и задач предполагаемой деятельности.

3. Определение путей и средств решения поставленных целей и задач (сбор и анализ предложений к проекту плана у всех заинтересованных подструктур).

4. Составление («сборка») всех частей плана в единое целое.

5. Принятие, утверждение плана.

6. Реализация, контроль его выполнения.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.12.209 (0.02 с.)