Методика обучения ходьбе на лыжах. Катание на санках, на велосипеде, качелях, коньках, плавание 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика обучения ходьбе на лыжах. Катание на санках, на велосипеде, качелях, коньках, плавание



 

Передвижение на лыжах

 

В дошкольном образовательном учреждении детей начинают обучать передвижению на лыжах (рисунок 8), начиная со второй младшей группы, а также ребенок может этому научиться в более раннем возрасте с помощью родителей. Лыжи – приспособление для перемещения человека по снегу, представляющие собой две длинные деревянные или пластиковые планки с заострёнными и загнутыми носками.

 

 

Рисунок 8. Ходьба на лыжах

 

Педагог рассказывает на родительских собраниях о подборе лыж, палок, о креплении лыж, о требованиях к одежде и обуви, о хранении лыж и уходе за ними. Родителям даются краткие сведения о технике и способах передвижения на лыжах, раскрывается методика обучения передвижению.

Обучение ребенка передвижению на лыжах в дошкольном образовательном учреждении организуется в утреннее время – после занятий, и вечером – после полдника, на прогулках. Занятия проводятся в различных вариантах: индивидуально, подгруппами или со всей группой. Предварительно педагог планирует занятия, систему подготовки к ним. Он уточняет содержание, дозировку выполнения упражнений, определяет приемы обучения.

Затем воспитатель проводит беседу с детьми, во время которой в доступной форме рассказывает о значении занятий, об одежде, обуви для них, правилах хранения лыжного инвентаря и уходе за ним. Ребенка учат переносить лыжи: на плече, под рукой, в руке; надевать и снимать лыжи.

Обучение передвижению на лыжах проводится в следующей последовательности: сначала обучают ступающему и скользящему шагу без палок, после этого поворотам на месте (вокруг задников и носков) и в движении («переступанием», «плугом», «полуплугом»), торможению, подъемам на горку (обычным шагом, «елочкой», «полуелочкой», «лесенкой») и спускам с нее («лесенкой», в низкой, средней и высокой стойке), попеременному двухшажному и одновременному бесшажному ходу с палками.

Сначала дети передвигаются на лыжах без палок. Это способствует выработке координации движений рук и ног, выработке равновесия. Несвоевременное использование палок затрудняет передвижение, побуждает ребенка «висеть» на них, что может привести к травмам.

Обучение передвижению на лыжах происходит поэтапно с использованием показа образца движения и объяснения последовательности двигательного действия. Прекрасное обучающее воздействия оказывает рассмотрение рисунков, дающих представление о правильной ходьбе на лыжах. Навыки передвижения на лыжах закрепляются в подвижных играх «Догонялки», «Шире шаг», «Встречная эстафета», «Не задень» и др.

Занятия по обучению катанию на лыжах проводятся с постепенным увеличением времени его проведения от 15 до 40 мин. После того как все дети группы научатся хорошо ходить на лыжах, можно устраивать для них прогулки за пределами участка дошкольного учреждения – в парке, в лесу, на стадионе. Длительность прогулок – от 30 до 60 мин. Дети старшего дошкольного возраста способны участвовать и в туристических прогулках. К участию в них важно подключать родителей, которые могут также закреплять полученные детьми навыки в выходные дни.

Обучение ходьбе на лыжах детей 3–4 лет (младшая группа)

Дети 3–4 лет, овладевая новым видом движения – ходьбой на лыжах, используют двигательный опыт обычной ходьбы. При этом ребенок сохраняет прямое положение туловища, нога незначительно сгибается в колене. Ему трудно удержать равновесие и сохранить направление. Отмечается неравномерность длины шагов, неустойчивость темпа, часто при передвижении нарушается ритмичность и координация.

Многие особенности передвижения детей 3–4 лет на лыжах обусловлены необычным ощущением отягощения ног лыжами. В результате ребенок беспорядочно балансирует руками, корпусом, делает лишние движения, теряет равновесие, лыжи расходятся или скрещиваются, и он падает. «И что это я все падаю?», «Лыжи не слушаются», «Лыжи меня почему-то за ноги держат», – так реагируют дети на свои неудачи.

Стремясь удержаться на узкой площади опоры, ребенок широко расставляет руки и ноги, медленно переставляет напряженные ноги.

Задачи обучения:

• заинтересовать ребенка предстоящими лыжными занятиями;

• познакомить с лыжным инвентарем, научить надевать и снимать лыжи, стоять на параллельно лежащих лыжах;

• помочь детям освоить новое для них чувство отягощения ног лыжами;

• способствовать овладению динамическим равновесием при ходьбе на лыжах;

• обучать передвижению на лыжах ступающим и скользящим шагом;

• учить детей поворотом переступанием.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста применяются разнообразные формы обучения ходьбе на лыжах: занятия индивидуальные и с подгруппой детей, непродолжительные прогулки.

Большое внимание в этом возрасте следует уделить подготовительным занятиям еще до выхода на снег.

Стремясь вызвать интерес к ходьбе на лыжах, можно рассказать детям в доступной форме о том, как приятно скользить на лыжах, скатываться с гор; показать фотографии и иллюстрации; познакомить с куклой-лыжником. Все это способствует уточнению основных понятий: лыжи, лыжник, крепления, и пробуждает интерес к ходьбе на лыжах.

Дети должны знать стойку для лыж, как брать из стойки лыжи, как их переносить к месту занятий (держа на плече, чтобы концы лыж смотрели назад), как пользоваться лыжными креплениями.

Лыжные крепления для детей 3–4 лет очень просты (носковой ремень). Это необходимо для того, чтобы при падении ребенок мог легко сбросить лыжи и самостоятельно подняться.

Обучение ходьбе на лыжах детей младшей группы проходит на участке детского сада.

Основная задача при обучении – освоение нового комплекса ощущений, связанных с отягощением ног лыжами («чувство лыж»). С этой целью можно предложить детям сначала походить на небольших, хорошо отшлифованных дощечках (40–50 см длиной и 5–6 см толщиной с ременным креплением). Ходьба на таких дощечках помогает овладеть динамическим равновесием.

На первом занятии на снегу с целью освоения «чувства лыж» воспитатель может провести с детьми ряд упражнений, постоять на лыжах, несколько раз присесть, поднять поочередно каждую ногу с лыжей, походить по снегу, прихлопывая лыжами, чередуя движения ног с хлопками рук. Это упражнение проводится в форме игры. «Ручки, ручки – хлоп, хлоп; ножки, ножки – топ, топ», – говорит воспитатель, и дети повторяют за ним, делая то или иное движение.

Необходимо, чтобы на первых же занятиях дети сделали несколько шагов на лыжах. Эти шаги, безусловно, будут робкими, как бы нащупывающими. Малышам, впервые вставшим на лыжи, более всего доступен ступающий шаг. При этом скольжения еще нет. Носки лыж несколько приподнимаются, и лыжи ставятся на снег с легким прихлопыванием.

Воспитатель идет вместе с детьми и говорит: «Длинный, длинный шаг; короткий, короткий шаг».

Для развития устойчивого равновесия на лыжах у детей трех лет воспитатель проводит игры.

«Лошадки». Дети бегут, часто прихлопывая лыжами по снегу. По сигналу воспитателя: «Тпру!» – все останавливаются и натягивают воображаемые вожжи.

«Большие и маленькие». Дети ходят по снегу. На слова воспитателя: «Вот какие стали большие!» – все выпрямляются, стоя на лыжах, и вытягивают руки вверх. На слова: «А вот такие мы маленькие были», – дети останавливаются и приседают.

Ходьба на лыжах с предметом (игрушкой) в руках также упражняет в развитии чувства равновесия.

Детям этого возраста трудно ходить по одной лыжне друг за другом, так как двигательный навык несовершенен, различен и темп их передвижения. Поэтому при ходьбе ступающим шагом дети идут параллельно друг с другом по 3–4 человека. При расстановке детей на параллельных лыжнях можно провести знакомые детям игры – «Идите ко мне», «Догоните меня» и др.

Следующей задачей обучения детей является овладение скользящим шагом. Чтобы ребенок почувствовал, как можно скользить на лыжах, воспитатель прикрепляет к поясу ребенка два ремня, за которые он держится. Другие концы ремня воспитатель держит сам и как бы катит ребенка за собой (буксировка).

На следующем этапе воспитатель показывает скользящий шаг, медленно проходя перед детьми, и говорит: «Посмотрите, как долго я не отрываю лыж от снега, я скольжу, а не иду. Чтобы правильно скользить, нужно колени немножко согнуть, вот так (показывает)». Затем предлагает детям повторить это движение в медленном темпе. «На одной ноге долго скользим, а потом скользим на другой», – поясняет воспитатель и идет на лыжах рядом с детьми.

Можно предложить ребенку скользить до определенного ориентира (флажок на расстоянии
8–10 м). Это задание хорошо провести в игровой форме. Ребенок доходит до флажка, берет его, размахивает им и ставит на место.

Дальнейшее усложнение состоит в ходьбе между двумя рядами разноцветных флажков (на ширине 1 м). Это повышает эмоциональное настроение ребенка, вызывает интерес к выполнению движения. Навык скольжения отрабатывается на всех последующих занятиях с детьми.

При ходьбе на лыжах на участке детского сада возникает необходимость обойти скамейку, дерево, кустарник, т.е. сделать поворот. Детям 3–4 лет доступны несложные повороты – это попеременное переставление лыж мелкими шажками в направлении поворота.

Обучение ходьбе на лыжах детей 4–5 лет (средняя группа)

В средней группе продолжается формирование двигательных навыков ходьбы на лыжах, во время передвижения ребенок еще широко расставляет руки и ноги. При этом он долго не может найти правильного положения туловища, чаще всего стоит прямо, сохраняя привычное равновесие. Недостаточный сгиб ноги в коленях не дает необходимой силы для отталкивания. Скольжение в этом возрасте едва намечается; это даже не скольжение, а своего рода подтаскивание ноги с лыжей до уровня опорной ноги. У детей 4–5 лет еще нет прямой зависимости между темпом и длиной скользящего шага, частота шагов довольно высокая. С возрастом и с формированием навыка увеличивается длина шага и скорость передвижения.

Анализ техники передвижения на лыжах детей 4–5 лет позволил определить наиболее часто встречающиеся особенности. Это короткие шаги; неравномерность последовательных шагов; положение тела ребенка характеризуется малым наклоном вперед; в скольжении выражена двухопорность; передача тяжести тела с одной ноги на другую происходит с трудом.

Дети 4–5 лет могут не только ходить по снежной целине и равнине, но и успешно овладевают спусками с невысоких склонов. При спусках они значительно быстрее овладевают правильной техникой передвижения на лыжах; динамическим и статическим равновесием. Это объясняется тем, что при спусках ребенок затрачивает меньше усилий, лыжи сами скользят вперед.

Задачи обучения:

• закреплять умение надевать и снимать лыжи, стоять на параллельно лежащих лыжах;

• освоить чувство отягощения ног лыжами;

• развивать динамическое равновесие;

• закреплять умение ходить на лыжах ступающим и скользящим шагом, делать повороты на месте переступанием;

• учить спуску с пологих склонов в низкой стойке и подъему на склон «лесенкой».

В подготовительный период воспитатель проводит с детьми беседу «Как мы ходили на лыжах в младшей группе», вспоминает основные понятия («лыжи», «лыжники», «крепления»), уточняют правила ухода за лыжным инвентарем и т.д. Для игр детям можно дать куклу-лыжника.

Первые занятия на снегу проводятся с целью восстановления навыка передвижения на лыжах ступающим и скользящим шагом, поворотов.

Вначале воспитатель показывает эти движения, сопровождая показ пояснением, обращает внимание детей на то, что при скольжении нога сгибается в колене и выдвигается вперед, затем происходит одновременное выпрямление ноги, находящейся сзади, и за счет этого отталкивание. Туловище при скольжении слегка наклоняется вперед. Тяжесть тела переносится на выдвигаемую ногу. Необходимо следить за тем, чтобы правая рука выносилась вперед вместе с левой ногой, а левая рука вместе с правой ногой.

Большое внимание на втором году обучения уделяется поворотам на лыжах переступанием вправо и влево вокруг пяток лыж. На свежевыпавшем снегу хорошо показать детям, как можно «нарисовать» лыжами веер (переступанием носками лыж, оставляя задний конец лыж в неподвижном состоянии.

Дети учатся поворотам, обходя различные предметы на участке детского сада («грибок», беседку, навес и т.д.).

Обучение спускам и подъемам на лыжах можно начинать после того, как дети овладеют динамическим равновесием, чувством отягощения ног лыжами и усвоят навыки ступающего и скользящего шага.

Вначале проводится спуск с очень пологого склона, с длиной ската 3–4 м. Ребенок должен низко присесть и спуститься по проложенной лыжне. От занятия к занятию немного увеличивается длина и крутизна склона, и к концу сезона можно разрешить детям четырех лет спуск с невысокого склона при длине ската 7–8 м. Для них доступен подъем типа «лесенка». При подъеме «лесенкой» ребенок встает боком к склону и передвигается вверх приставными шагами. Основная трудность заключается в умении параллельно ставить лыжи.

Для освоения подъема «лесенкой» вначале дети делают боковые переступания на свежевыпавшем снегу по прямой. Необходимо следить, чтобы они ставили лыжи параллельно. Оставшийся на снегу след они называют дорожкой.

Подъем переступанием проводится вправо и влево, чтобы нагрузка на обе стопы была равномерной.

Для закрепления приобретенных навыков в конце сезона хорошо провести лыжную прогулку в сквер, поле, парк.

Обучение ходьбе на лыжах детей 5–6 лет (старшая группа)

Под влиянием обучения у детей значительно улучшается качество ходьбы на лыжах. Они правильно держат корпус, немного наклоняясь вперед, появляется большая согласованность рук и ног, отталкивание производится носком ноги.

При многократном повторении упражнений формируется и закрепляется двигательный навык; увеличивается скорость передвижения, длина шага, дети овладевают относительно равномерным скользящим шагом. Но все же резко выражено многошажие, которое следует перевести в определенный способ передвижения.

У детей этого возраста отмечается некоторое снижение интереса к лыжным занятиям. Видимо, это связано с тем, что ребенку приходится преодолевать целый ряд трудностей, когда двигательный навык еще не автоматизировался, а новизна деятельности уже исчезла. Новая задача совершенствования навыка движений требует больших волевых усилий, а к этому ребенок еще не готов, возникает своеобразное внутреннее противоречие. Именно в этот период для поддержания интереса к лыжам необходимо разнообразить методические приемы (проведение занятий в разных условиях, более широкое применение игровых приемов и т.д.).

Интересен и тот факт, что под контролем воспитателя 80 % детей соблюдают технику передвижения, а во время свободного катания уже только 45 % детей точно выполняют правила ходьбы на лыжах. Остальные дети идут, напряженно сгибая ноги, не переносят вес тела с одной ноги на другую. Дети хотя и знают, как нужно правильно идти, но все же ошибаются, т.е. навык еще не закрепился, не автоматизировался.

Задачи обучения:

• развивать «чувство лыж», «чувство снега»;

• развивать равновесие;

• способствовать овладению чувством ритмичной ходьбы на лыжах;

• учить спускам с гор в средней стойке и подъему ступающим шагом;

• закреплять навык подъема «лесенкой»;

• продолжить обучение скользящему шагу, добиваясь правильной посадки лыжника с одновременным перенесением веса тела с одной ноги на другую, удлиняя шаг, согласовывать работу рук и ног при ходьбе на лыжах без палок;

• закреплять навык поворотов переступанием на месте и в движении;

• познакомить детей с торможением лыжами «упором».

Подготовка к лыжным занятиям начинается задолго до выхода детей на снег.
В физкультурные занятия включаются упражнения: ходьба на носках, на наружных краях стоп, приседания, ходьба по уменьшенной площади опоры, пролезание в обруч и т.д. Перед выходом на снег, так же как и в предыдущей группе, хорошо провести с детьми беседу «Как мы ходили на лыжах в прошлом году». Воспитатель напоминает детям правила пользования лыжным инвентарем, уточняет гигиенические требования (при ходьбе на лыжах дышать через нос, после занятий нельзя пить холодную воду и т.д.). Первые 2–3 занятия проводятся с целью восстановления навыка ходьбы на лыжах.

Каждое занятие необходимо начинать с принятия правильного исходного положения лыжника. Правильная поза помогает сосредоточить внимание ребенка на предстоящем двигательном действии.

Чтобы проверить готовность детей старшей группы к занятию, хорошо использовать построение в шеренгу и обратить внимание на одежду детей, соответствие лыж и палок росту детей. Построение проводится быстро и помогает организовать детей.

В шеренге ребенок ставит скрепленные лыжи у носка правой ноги ходовой поверхностью от себя. Правой рукой придерживает лыжи за грузовую площадку.

Для развития «чувства лыж», как одной из основных задач обучения, хорошо использовать в этой группе упражнения на лыжах: ходьба ступающим шагом по неглубокой целине, ходьба боковыми шагами («лесенка», «разгладим снег»), повороты («веер», «солнышко»); ритмичная ходьба вдвоем, взявшись за руки, под хлопки или счет воспитателя.

Сохранение равновесия в ходьбе на лыжах – также очень важная задача обучения пятилетних детей. Для этого детям предлагают пройти скользящим шагом по учебной лыжне с закругленными углами (дистанция увеличивается до 100 м), пройти по лыжне держа руки за спиной, неся в вытянутых руках комочки снега; ритмично поднимать и опускать гимнастическую палку; ходьба между флажками, с условием не сбить их; ходьба «змейкой» вслед за воспитателем; ходьба между шестью – восемью лыжными палками, стоящими по прямой линии на расстоянии 2–3 м друг от друга. Эта ходьба упражняет детей в динамическом равновесии, способствует развитию пространственных ориентировок (ребенок должен соотнести длину лыж с расстоянием до препятствия, пройти, не задев стоящих палок).

Ходьба по учебной лыжне для детей 5–6 лет обязательна на каждом занятии. На этой лыжне отрабатываются основные элементы техники передвижения. Воспитатель, находясь в середине круга, по мере необходимости (если дети допускают ошибки) может показать детям отдельные элементы ходьбы на лыжах.

Каждое движение имеет свой, присущий только ему ритмический рисунок. Овладение чувством ритма позволяет выполнять движение с большей четкостью и легкостью. Кроме того, ритм придает эмоциональную окраску движениям, обусловливает чередование физического напряжения и отдыха. Ритмичные движения легче автоматизируются.

Для развития ритмичной ходьбы на лыжах можно применять бубен. Это поможет детям согласовывать свои движения с четкими ударами в бубен. Большое место в работе с детьми старшей группы занимает обучение спускам и подъемам на пологие склоны, при длине спуска
10–12 м. Перед спуском со склона воспитатель обращает внимание детей на стойку лыжника, предлагает ребенку слегка согнуть ноги в коленях, голени наклонить вперед.

На первых занятиях при обучении детей спускам допускается широкое ведение лыж с целью удержания динамического равновесия. Для большего контроля за детьми проводится спуск прямо, только по одной заранее проложенной лыжне, с середины зимы разрешается спуск по параллельным лыжням сразу нескольким детям. К концу года проводится спуск наискось и по снежной целине.

Правильность стойки лыжника проверяется на ровной поверхности, а затем ребенок принимает это же положение на краю склона. В этот момент особенно важно напомнить, что при спуске одна нога на полступни выдвигается вперед, руки сгибаются в локтях. Воспитатель вначале сам показывает, как надо спуститься, обращает внимание детей на уверенный спуск их товарищей.

Для предупреждения распрямления ног при спуске детям рекомендуются пружинистые покачивания на ногах.

Для развития динамического равновесия при спуске хорошо применять упражнения – пружинить ногами, ритмично поднимать носок, не отрывая пятки. С этой же целью можно использовать игровые моменты. Например, группа детей делится на две подгруппы. Одна подгруппа спускается, а другая находится внизу склона. Детям, стоящим на верху склона, во время спуска предлагается принять какую-нибудь фигуру (позу): «зайчик» – прижать пальчики (ушки) к голове, «матрешки» – скрестить руки на груди или одну руку прижать к щеке, дозорные – смотреть вперед в «бинокли» (кулачки) и т.д. Дети, стоящие внизу, должны определить, какую фигуру изображает тот или иной ребенок, кто выполнил фигуру лучше всех, чье задание было самым интересным. Затем они меняются ролями. Игра повторяется снова.

В старшей группе подъемы «лесенкой» еще более совершенствуются. Воспитатель старается чаще обращаться к детскому опыту, следит за большей четкостью выполнения движений. Обучение подъемам здесь также требует большой подготовительной работы. Воспитатель показывает детям подъем ступающим шагом и говорит, что при этом ноги работают как при обычной ходьбе.

При подъеме «лесенкой» надо четко отработать боковые шаги, где лыжи ставятся строго параллельно. А для этого также проводятся упражнения со зрительными ориентирами (перешагивание 3–5 палок, параллельно лежащих друг другу на расстоянии шага). Для ощущения переноса веса тела с одной ноги на другую хорошо проводить первые подъемы на «лесенку-ступеньку», заранее сделанную в снегу. Воспитателю необходимо следить, чтобы все дети стремились преодолеть подъем, не снимая лыж.

В старшей группе более совершенствуется и навык скользящего шага. Если в предыдущих группах мы говорили только о становлении этого навыка, то в этой группе воспитатель стремится к тому, чтобы скользящий шаг ребенка был длинным, накатистым, ритмичным. На каждом занятии необходимо проводить упражнения в скольжении по прямой лыжне.

С первых же занятий большое внимание уделяется правильной посадке лыжника. Воспитатель показывает позу лыжника и поясняет: «Ноги нужно слегка согнуть в коленях, плечи немного наклонить вперед, руки опустить, а смотреть прямо». Затем дети принимают эту позу, а воспитатель исправляет положение ног и туловища.

Воспитатель всегда должен следить за выполнением основных моментов скользящего шага:

• правильностью исходного положения, посадки лыжника;

• удержанием равновесия при скольжении;

• длительностью скольжения на одной ноге;

• соблюдением перекрестной координации рук и ног.

Для того чтобы дети научились держать тело в небольшом наклоне, можно провести упражнения: ходьба на лыжах под воротца или под планку. Сохраняя туловище прямым, дети проходят под 6–8 воротцами, мягко сгибая ноги в коленях. Воротца располагаются на расстоянии 2–3 м друг от друга. Пройдя воротца, дети распрямляются, подбрасывают и ловят какой-либо предмет или стараются достать рукой ветку и т.д.

Чтобы шаг у детей был длинным, скользящим, воспитателю надо обращать внимание на полное распрямление толчковой ноги, научить ребенка переносить тяжесть тела с одной ноги на другую. Этому помогают упражнения: ходьба в медленном темпе с утрированным переносом тяжести тела, скольжение на одной ноге (другая в это время отталкивается без лыжи).

Ходьба вслед за воспитателем по лыжне также способствует приобретению навыка скольжения. Этой же цели служит задание – пройти расстояние 10 м с меньшим количеством шагов (дети сами подсчитывают число шагов, побеждает тот, кто прошел расстояние с меньшим числом шагов).

Дети 5–6 лет стремятся к быстрой динамике движений, к быстрому скольжению, поэтому целесообразно предложить задание типа соревнований «Кто скорей добежит до флажка?» (10–15 м).

В старшей группе совершенствуется умение детей делать повороты на лыжах. Повороты выполняются на месте переступанием вокруг носков и задников лыж вправо и влево.

Для закрепления навыка поворотов с детьми проводятся игры «Кто первый повернется?»,
«У кого ярче солнышко?» и т.д.

Навыки ходьбы на лыжах закрепляются на лыжных прогулках вне территории участка.

К концу года дети овладевают относительно правильным рисунком техники передвижения на лыжах. Движения детей становятся координированными, отдельные циклы движений более стандартными, значительно уменьшаются боковые раскачивания.

Профилактика травматизма при проведении занятий на лыжах

При проведении занятий на лыжах особенно важно помнить о профилактике травматизма. Каковы же причины детского травматизма при обучении детей ходьбе на лыжах?

Основной причиной является отсутствие последовательности во время обучения. Выполнение непосильных детям упражнений или быстрый переход от простых и легких упражнений к сложным и трудным часто ведет к травмам.

Нельзя, например, разрешать детям спуск с высоких, крутых склонов, предварительно не отработав движения на пологом склоне или даже на ровном месте.

Не менее важной причиной травм является недостаточность общей физической подготовленности ребенка. С этой целью самым главным в профилактике травматизма является укрепление мышц стопы и голеностопного сустава в подготовительном периоде. Систематические занятия физическими упражнениями укрепляют стопу ребенка, позволяют твердо стоять на узкой площади опоры.

Необходимо также учитывать индивидуальные особенности ребенка, его подготовку к занятию, обращать внимание на утомляемость ребенка, т.е. понижение работоспособности организма, ухудшение координации движений, ослабление внимания и нарушение дисциплины. Этим увеличивается опасность травм.

Одной из причин травматических повреждений является недостаточное внимание к выбору местности для занятий с детьми.

Прежде чем проводить занятия на лыжах, надо тщательно выбрать место для лыжни и особенно для спусков со склонов. Это место должно быть ровным, без скрытых под снегом выбоин, канав, камней, кустов, без торчащих предметов, пней (особенно если снежный покров очень тонок), вдали от обрывов, мест проезда транспорта и т.д. Лыжня по возможности не должна быть обледенелой.

Большого внимания требует организация детей на занятиях: организованный приход и уход, воспитание у детей навыка спусков и подъемов на склоны через определенные интервалы (не подниматься на склоны в том месте, где другие скатываются с него) и т.п.

Особой осторожности требует обучение детей передвижению на лыжах с лыжными палками. Воспитатель должен помнить, что лыжные палки можно давать ребенку, уже овладевшему навыком ходьбы на лыжах без палок.

Немаловажное значение в профилактике травматизма имеют одежда и обувь ребенка, которые должны отвечать особенностям лыжных занятий и метеорологическим условиям. Обувь ребенка не должна быть тесной, это предотвратит возможность обморожения и потертостей.

После болезни ребенок допускается к занятиям на лыжах только по разрешению врача детского сада, а в некоторых случаях необходим осмотр врачом-специалистом.

 

Катание детей на санках

 

Детей раннего возраста катают взрослые. Дети 3 лет уже сами возят санки за веревку, катая кукол и перевозя снег. На четвертом году жизни дети катаются с небольшой горки, а также катают на санках друг друга (рисунок 9) по дорожке: один ребенок садится на санки, двое (или один более сильный ребенок) везут его до определенного места, подтягивая санки за веревку или подталкивая их сзади (держась за спинку). Взрослые следят, чтобы катающиеся менялись местами.

Воспитатель объясняет, как нужно сидеть на санках: голову и туловище держать прямо, смотреть вперед, ноги вытянуть вдоль санок (сомкнуть или расставить на ширину плеч); руки положить на ноги или взяться за борта санок. Ребенок, который везет санки, держит веревку двумя или одной рукой, меняя их время от времени.

На пятом году жизни дети катают друг друга не только по прямой, но по кругу, змейкой. Для этого на снегу ставят предметы, обозначают круг и рисуют змейку. Дети выполняют задания: довезти на санках до предмета, обогнуть его и вернуться на место.

 

Рисунок 9. Катание на санках

 

На санках можно передвигаться и самому с помощью ног: сесть на конец санок спиной вперед и, отталкиваясь ногами, передвигать их вперед. Есть и другой способ: опираясь руками на конец санок, идти или бежать, передвигая их вперед.

Катание на санках нередко организуется в игровой форме. Из двух или трех санок, соединяя их веревками, составляют «поезд». Сидящие на санках (в вагонах), передвигая ногами по снегу, помогают движению вперед. Прибыв в условленное место, пассажиры встают, а на их место садятся те, кто везли «поезд».

С детьми старшего возраста можно проводить игры-эстафеты. Например, опираясь руками на конец санок, дети везут их до какого-либо ориентира (предмет, снеговик), обегают его, возвращаются на исходную позицию. В другом случае они садятся на конец санок спиной вперед и, отталкиваясь ногами, продвигаются вперед до указанного места. Задача ― пройти до финиша как можно быстрее. Воспитатель отмечает, кто выполнил задание первым. Расстояние до ориентира может увеличиваться в зависимости от возраста детей и их подготовленности.

При катании на санках с горки прежде всего воспитатель знакомит детей с правилами: скатившись, не останавливаться с санками внизу ската или на дорожке, а отойти в сторону; скатываться после того, как отойдет в сторону впереди едущий ребенок; не носить санки на верхнюю площадку в руках, а везти за веревку по лотку; не входить с санками по скату горки.

Воспитатель учит детей посадке на санках: для спуска с горки нужно сесть посередине санок; туловище слегка отклонить назад; ноги вытянуть вперед, упираясь ими в полозья, или слегка расставить их в стороны, обеими руками держаться за веревку, натягивая ее. Чтобы санки ехали прямо, надо натянуть обе веревки одинаково. Когда нужно, например, повернуть направо, то сильнее натягивают правую часть веревки, а массу тела переносят на правую часть санок. Управлять санками можно и ногами.

Детям младшей группы воспитатель помогает скатываться с горки. Вместе с малышами он поднимается на площадку, усаживает их на санки и осторожно спускает вниз. Если ребенок боится, то воспитатель берет веревку в руки и бежит около горки, направляя санки. Иногда он предлагает скатываться вдвоем и впереди сажает более смелого. Постепенно дети становятся решительнее и скатываются с горки самостоятельно. На небольших горках они катают в санках своих кукол и скатываются с ними сами.

Дети старшего возраста спускаются с более крутых и длинных горок из разных исходных положений: сидя, стоя на коленях, стоя, лежа на животе, по одному и вдвоем.

Когда скатываются двое, то они садятся вплотную друг за другом, вытягивают ноги и упираются ими в переднюю закругленную часть полоза, впереди сидящий натягивает веревку и управляет санками, сзади сидящий держится за рулевого.

При скатывании можно одному ребенку стоять сзади на коленях (они слегка расставлены, спина прямая, взгляд обращен вперед), держаться за плечи впереди сидящего и управлять санками с помощью веревки, а в случае необходимости наклонять туловище вправо или влево.

Скатываясь на санках с горки лежа на животе, нужно поднять голову, смотреть вперед, расправить плечи, руки согнуть в локтях и держаться руками за перекладины спереди. Управлять санками можно с помощью веревки и ног.

Скатывание на санках в положении стоя на коленях и лежа на животе – трудные упражнения. Поэтому воспитатель разрешает выполнять их только дисциплинированным и достаточно подготовленным детям.

Спуск с горок на санках можно усложнять различными заданиями. Для этого над скатом, на его середине, протягивается веревка на высоте вытянутой вверх руки сидящего на санках ребенка. На эту веревку вешают несколько разноцветных лент или колокольчики. Проезжая на санках, ребенок снимает одну из лент или звонит в колокольчик. Можно предложить детям скатываться с вытянутыми в стороны руками; попасть снежком в цель (в стоящий сбоку горки ящик, корзину); взять один из предметов, положенных вдоль спуска (например, еловые шишки); проехать в «ворота» (между флажками); повернуть в конце спуска направо или налево. Задания постепенно усложняются.

Воспитатель следит, чтобы дети долго не ждали очереди, но и не скатывались с горки беспрерывно, так как в первом случае они могут озябнуть, а во втором переутомиться. Если катаются 6–8 человек, то дети успевают отдохнуть. Через 20–30 мин следует предложить детям другие виды деятельности.

 

 

Катание детей на велосипеде

 

Нет ребенка, который не любил бы кататься на велосипеде. Действительно, это – занятие увлекательное. И если пользоваться велосипедом правильно, то полезное. Малоподвижным, инертным детям оно помогает обрести уверенность и ловкость в движениях. Для шустрых, очень подвижных это – средство «разрядки энергии».

Велосипед – колёсное транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой человека через ножные педали или (редко) через ручные рычаги.

В результате регулярной езды на велосипеде развивается не только мускулатура ног, но в значительной мере и рук. Улучшается деятельность сердечнососудистой системы и органов дыхания, повышается выносливость, воспитываются смелость, решительность, находчивость.

Для детей 3–4 лет трехколесный велосипед – прекрасная игрушка (рисунок 10).

Пока их не увлекает процесс быстрого движения, и потому можно не опасаться, что они переутомятся. Катаясь в разных направлениях, дети как бы познают пространство, пополняют свой двигательный опыт; они, развивая воображение, превращают велосипед в автомобиль, мотоцикл, лошадь. Для младших дошкольников (3–5 лет) приемлем любой тип трехколесного велосипеда, однако более удобны и манёвренны детские двухколесные велосипеды (рисунок 11).

 

Рисунок 10. Катание на трехколесном велосипеде

 

 

Рисунок 11. Катание на двухколесном велосипеде

 

Навык езды на трехколесном велосипеде формируется в этом возрасте легко, но важно, чтобы с самого начала он был правильным. А это в значительной мере зависит от размеров велосипеда. Ребенок должен, сидя в седле, свободно доставать до педали в нижнем ее положении слегка согнутой ногой. Сидеть он должен прямо, не сутулясь, слегка сгибая руки. К 5–6 годам чувство равновесия развивается настолько, что детям становится доступен двухколесный велосипед.
В начале обучения следует опустить седло так, чтобы, сидя на нем, ребенок мог достать носками обеих ног до земли. Помощь взрослого требуется лишь на первых порах. Научите ребенка держать руль свободно, не напряженно; объясните ему, что при потере скорости и остановке, чтобы не упасть, следует опереться на одну ногу, слегка наклонив велосипед в сторону. Поддерживать велосипед за седло, как это обычно делают, не стоит, лучше слегка «страховать» ребенка, положив ему руку на спину. Длительные поддержки лишь тормозят обучение. Как только ребенок почувствует уверенность в движениях, он начинает с успехом самостоятельно совершенствовать этот навык.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1637; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.132 с.)