Глава 10. Нравственно-этические проблемы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 10. Нравственно-этические проблемы



 

Кроме «силовых» экономических и правовых механизмов рационального природопользования большое значение имеют «мягкие» стимулы, и в первую очередь – экологическая культура населения, которая формируется в процессе экологически ориентированного образования и воспитания. «Современное экологическое мировоззрение представляет собой следующий шаг развития гуманистической этики. Теперь уже речь идет не только о взаимном уважении между современниками, но и заботе о благополучии будущих поколений, о сохранении биосферы – «общего дома», в котором мы живем все вместе с множеством других населяющих ее видов живых существ» (Марфенин, 2000: с. 41).

10.1. Роль экологического образования в формировании экологической нравственности

 

Общество УР предполагает высокую экологическую культуру составляющих его индивидуумов. Экологическая культура – это мотивированное отношение к природе в рамках экологического императива, т.е. системы запретов на любые формы использования природы, способные нанести ей существенный ущерб. Основной экологической культуры является экологическая нравственность.

Нравственность заключается в осознании необходимости согласовывать свои действия (или действия группы личностей) с интересами общества. Применительно к задачам рационального природопользования нравственным может быть признано только то, что при использовании природы как общечеловеческого достояния ее не разрушает.

Любое действие, которое способно нанести вред природе, опосредствованно наносит вред всем другим природопользователям. Поэтому безнравственен отстрел лосей или лов рыбы сверх норматива, промысел видов растений или животных, занесенных в Красную книгу, загрязнение окружающей среды с превышением допустимой квоты и т.д.

Сегодня, когда человечество стоит на грани глобального экологического кризиса, возрастает роль «глобальной нравственности»: использование ресурсов одной страной на должно наносить ущерба состоянию природы в других странах. Так, безнравственна практика богатых стран по захоронению отходов и размещению «грязных» производств на территории бедных стран.

В воспитании экологической культуры большую роль играет семья, однако успех этого воспитания во многом зависит от экологического образования в средней и высшей школе.

Экологическое образование направленно на усвоение теории и практики рационального природопользования и охраны природы, формирование экологического мышления и мировоззрения, которые базируются на принципе индивидуальной экологической ответственности. «Экологическая грамотность», по Д.Рудмэну (2000), это, прежде всего, способность соединять, синтезировать знания из набора разных экологических дисциплин, чтобы увидеть общую картину. Основой экологического образования должен быть непрерывный диалог, во время которого идеи формулируются, проверяются ежедневным опытом и пересматриваются. Экологическое образование – непрерывный процесс, который начинается в дошкольных учреждениях и в младших классах школы и продолжается в старших классах школы, в вузах и на специальных курсах переподготовки специалистов.

 

Контрольные вопросы

1. Что такое экологическая нравственность?

2. Какую роль в построении общества УР должно сыграть экологическое образование?

3. Как реализуется принцип непрерывности экологического образования?

Преодоление потребительства

 

Под потребительством понимается тенденция наращивания потребления материальных благ населением. Оно ведет к большим расходам энергии, ресурсов и загрязнению окружающей среды.

Примером потребительства является образ жизни населения США, где при практически стабильной численности за период с 1950 по 1990 гг. количество автомобилей увеличилось в 3 раза, мопедов и мотоциклов – в 2,5 раза, количество используемых пластмасс – в 2,5 раза, объем авиаперевозок – в 25 раз. В течение последних 10 лет 2/3 американских семей приобрели видеомагнитофоны и микроволновые печи, а количество наиболее престижных (и энерго- и ресурсоемких) автомобилей «Ягуар» только за период 1978-1987 гг. увеличилось в 8 раз, средний возраст покупательниц шуб из натурального меха снизился с 50 до 26 лет. Жилплощадь, занимаемая средним американцем, в течение последних 30 лет увеличилась на 79% и составляет 72 м2 (в Японии она в 2 раза ниже, но за тот же период тоже возросла на 44%. Как известно, в России норма составляет 12 м2, однако для большинства семей она не выдерживается). В США ежегодно на работу кондиционеров затрачивается столько же энергии, сколько ее потребляется в Китае с населением 1200 млн. человек.

В России среди наиболее состоятельной части населения также наметилась тенденция усиления потребительства – резко возросло количество дорогих легковых автомобилей.

Отрицательная роль потребительства частично может быть снижена системой «распродаж», которые возникли в США для удлинения срока службы вещей (см. 6.1.3), и изменением рациона питания человека с уменьшением доли продуктов животноводства, которые энергетически много дороже продуктов растениеводства (см. 5.3).

Главным фактором, который способен остановить потребительство, является экономический (см. 9.1). Повышение цен на энергию и ресурсы неизбежно повышает стоимость престижных товаров и сокращает контингент их возможных покупателей. Важную роль играют и «зеленые налоги» (например, сверхвысокий налог на моторное масло в США). В преодолении потребительства велика роль образования и культуры, общественных движений, а также религии.

 

Контрольные вопросы

1. Каков экологический вред потребительства?

2. Какую угрозу представляет потребительство в РФ?

3. Как можно преодолеть потребительство?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.29.89 (0.005 с.)