Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Властелин теневого пространства Александр Крупенин
Московский театр теней успешно работает в наши дни. В его репертуаре не только теневые спектакли, но и обычные, кукольные Таинственное, страшное, смешное, грустное и непременно доброе - вот суть и форма спектаклей «царства теней», где свет и полутьма творят свои колдовские сюжеты. Гаснет свет, раскрывается занавес, и мы с вами попадаем в волшебное пространство. Куклы ожили, люди замерли в ожидании. Теневые фигурки на экране двигаются плавно, мягко и не очень четко очерчены. Поэтому зрителям кажется, что действие происходит ТЕНЕВОЙ ТЕАТР
как бы в подводном царстве или каком-то другом мире с более густым воздухом. Любая сказка живет в одном мире, одном пространстве: книжной страницы, кадров кинопленки, студии звукозаписи, сценической площадке. Здесь же, в театре теней, персонажи осваивают сразу три совершенно разных мира: мир плоских теневых кукол, мир марионеток и, наконец, наш с вами настоящий мир. О том, как поладить с вечно изменчивой тенью, о закулисных секретах работы уникального театра «Цветному миру» рассказал художественный руководитель Московского детского театра теней Александр Крупенин - человек, до тонкостей разбирающийся в театральном механизме вообще и в специфике теневого театра, в частности.
Александр Крупенин Александр Геннадьевич Крупенин оформил больше 80 спектаклей в драматических театрах Москвы, Кемерово, Омска, Тулы, Тамбова, Иванова, Ставрополя и Ярославля. 1985-1986 годы-главный художник Московского театра эстрады. Участник выставок театрально-декорационного искусства. Лауреат всероссийских и международных театральных фестивалей. С 1996года -художественный руководитель Московского детского театра теней. В основу спектаклей театра легли лучшие произведения таких писателей, как Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Ершов, Андерсен, Гоцци, Лонгфелло, Сент-Экзюпери, Лин-гренд, Трэзерс, Чуковский, Маршак и многих других. Совсем маленькие зрители с удовольствием посмотрят такие спектакли, как «Айболит» и «Приходи, сказка!». Детей постарше заинтересуют «Золушка», «Калиф-аист», «Конек-горбунок». А спектакли «Страна превращений», «Маленький принц», и «Черная курица» театр рекомендует для семейного просмотра. Что же касается спектакля «Любовь к одному апельсину», то он поставлен в стиле итальянской комедии масок дел ьарте и рассчитан на детей среднего возраста. Кроме спектаклей с теневыми куклами, в репертуаре театра есть еще и спектакли с куклами объемными. Это -«Аленький цветочек», «Лисенок-плут», «Тайна степной колдуньи», «Алиса», «Канакапури» и другие.
- От чего зависит выбор ре-пертура вашего театра? 33'
- Все сделано для того, чтобы малыши, придя в театр, встретились с уже знакомыми любимыми героями своих первых сказок. Да, ребенок может знать наизусть сюжет, картинки в книжке ему нравятся, но, когда он видит, как персонажи известной ему книжки вдруг оживают, начинают действовать, говорить, реакция может быть очень острой... Если первая встреча приносит детям радость, они с удовольствием приобщаются к театральному искусству вообще и, подрастая, становятся уже зрелой публикой, для которой театр становится уже потребностью. - По Вашим наблюдениям, - Нет, я этого как-то не ощутил.
ТЕНЕВОЙ ТЕАТР
- Помните ли Вы свою самую - Да, в детстве, в классе, ка - В чем специфика вашего - Теневой театр - это погранич китайские цветные тени. Есть еще черные тени, русские. Кроме этих средств выразительности, мы используем объемную куклу, перчаточную, тростевую, напольную, марионеточную и т.д. И, конечно, живой план, где играют артисты, сочетая все эффекты. Мы не ограничиваем себя в рамках и форме, как любой ГЛАВА I театр мира. Все зависит только от фантазии режиссера-постановщика, художников, артистов, которые вместе творят чудеса. Наш театр очень специфичен и узконаправлен. У него своя эстетика, своя стилистика. Да и технология далеко не та, что применяется в других кукольных театрах. - Расскажите, пожалуйста, - Расскажу о фигурах, управ
ТЕНЕВОЙ ТЕАТР дили слаженно, их, конечно, нужно хорошо отрепетировать. Теневая фигура имеет точные, скупые движения, количество которых сравнительно невелико. Поэтому их тщательно продумывают и отбирают. Полезно, чтобы актер сам проверял характерность фигуры, наблюдая ее тень на экране. - Между актерами не возни - Нет. Это театр. Все решает Большинство и объемных, и теневых фигур, «играющих» в спектаклях, изготовлены под руководством и при непосредственном участии Александра Крупенина. Александр Геннадьевич неустанно заботится о том, чтобы кукольные «артисты» были не только яркими и выразительными, но и удобными для актеров-кукловодов. Задача усложняется, когда кукла очень и очень непростенькая.
ГЛАВА I \
- При подготовке спектакля «Сказка о незадачливом драконе» я предлагал сделать дракона с одной головой - чисто технически и сделать такую фигуру, и управлять ею гораздо проще, чем многоглавым персонажем. Но режиссеру Владимиру Пронину захотелось, чтобы у дракона было три головы. Тем более, что автор пьесы (известный чешский драматург Ива Пержинова) старалась сыграть на разных характерах этих голов -одна поумнее, другая поглупее, а третья вообще все время спит. И вот - у актера две руки - он может управлять двумя головами, второй актер управляет третьей головой и туловищем, третий - лапами, четвертый - хвостом... Только представьте себе, какое согласье должно царить между актерами, играющими такого персонажа, чтобы спектакль получился!
- Теневой театр может позволить себе делать такие вещи, которые не подвластны театру объемных кукол. Например. .. В кукольном балете «Руслан и Людмила» по сцене бродит, как положено, сказочный кот на цепи, приплясывает, мигая рыжими огнями, изба на курьих ногах, и вообще творятся чудеса. Наина легким взмахом головы оборачивается то Людмилой, то вороной. Холм открывает глаза, поднимает голову и беседует с Русланом. И летают над Головой вороны и галки - хищные, совершенно живые, шаркающие крыльями по экрану. Блюда, кубки, волшебные гусли, шапка-невидимка весело отплясывают на свадьбе Руслана и Людмилы под музыку Глинки. Черномора без бороды выносят к столу на блюде. И дети очень веселятся, когда посрамленный злодей дерется с жареным поросенком на соседнем блюде. Мощный зеленый дуб со «златой цепью», который буквально держит на себе всю постановку, готов мгновенно превратиться и в стольный Киев-град, и в дремучий лес, и в замок колдуна-Черномора. В нем помещается весь бездонный мир пушкинской сказки, а сам он помещается в небольшие мешки и занимает совсем мало места (а это очень важно для гастрольных поездок). В спектакле по «Сказке о рыбаке; и рыбке» и «Сказке о золотом петушке» режиссер В. Беляев и А. Крупенин нашли необычное постановочное решение. Гаснет свет, экран, на котором разворачивается 38 ТЕНЕВОЙ ТЕАТР
действо, превращается в стол, затянутый зеленым сукном. Чернильница, луковица часов, перо, брошенное на листы со знакомым летящим почерком, - реалистически воссозданная обстановка Болдино, где и были написаны эти сказки. Вот задвигалось перо, зазвучала прекрасная музыка Н. Римского-Корсакова, и на чистом листе-экране появились герои «Сказки о рыбаке и рыбке». Решена она философски-глубоко и вместе с тем озорно, остроумно и изящно. Маленькие зрители визжат от восторга, когда старое корыто, угрожающе разевая пасть, гоняется за стариком. У новой избы, из окошка которой выглядывает вредная старуха, вдруг выросли курьи ножки. Растут амбиции старухи, растет и она сама - вот уже сапоги ее размером со старика. Кульминацией становится поистине волшебное превращение церквей и колоколен стоящего на холме города в зубцы короны на голове зловещей старухи-царицы... - Какими качествами должен - В современной сценографии
ганизации производства до сценического выпуска спектакля, включая сам его прокат. Пожалуй, в данную сферу деятельности входит вся «закулисная рутина» театральной жизни. Поскольку я работаю в театре главным художником, то просто обязан быть специалистом во всех театральных профессиях. Нас в Школе-студии МХАТ учили: театральный художник должен уметь все. Он отвечает за каждый гвоздь, забитый на сцене и в декорации. Не говоря уже о том, что он должен знать, как устроить сценическое пространство, какими механизмами, светом, звуком. Ведь он вот в этой коробочке сцены творит свое пространство, свою Вселенную. Причем по всем компонентам: пространственным, цветовым, световым, музыкальным и актерским. Все это художник должен учесть и связать воедино. Иначе все развалится. Адрес: Москва, Измайловский бульвар, 60/10 (Метро «Первомайская»).
ГЛАВА I
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.159.10 (0.02 с.) |