В оценке теоретической части занятия будет учитываться работа с методическим пособием, знание лекционного материала, учебника, методического пособия, практическая работа на занятии и написание СК. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В оценке теоретической части занятия будет учитываться работа с методическим пособием, знание лекционного материала, учебника, методического пособия, практическая работа на занятии и написание СК.



 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

ТЕМА: «Заболевания, сопровождающиеся общетоксическим синдромом (брюшной тиф и зоонозные инфекции)»

Место проведения занятия: АОКБ, ЦИБ.

Время проведения: 4 часа.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ

(в соответствии с ФГОС)

После изучения темы студент должен:

Знать:

1. Этиологию, эпидемиологию, патогенез, клинику брюшного тифа, паратифов, бруцеллеза.

2. Современное течение заболевания, специфические осложнения, методы диагностики.

3. Меры профилактики брюшного тифа и паратифов.

4. Тактику фельдшера при лихорадке у больного.

5. ПЭМ в очаге брюшного тифа.

6. Неотложную помощь при осложнениях брюшного тифа.

7. Этиологию, эпидемиологию, патогенез, клинику зоонозов: иерсиниозная инфекция, лептоспироз.

8. Методы диагностики данных инфекций.

9. Лечение, профилактику этих заболеваний.

Уметь:

1. Собрать жалобы, анамнез у лихорадящего больного при подозрении на тифо-паратифозную инфекцию, иерсиниоз, лептоспироз.

2. Провести осмотр кожи, слизистых на наличие сыпи.

3. Забрать кровь на гемокультуру, стерильность, серологическое обследование, желчь на биликультуру.

4. Оценить результаты серологических реакций, гемограммы.

5. Провести противоэпидемические мероприятия в очаге данных инфекций.

При подготовке к занятию ответьте устно на вопросы:

1. Вопросы этиологии, эпидемиологии, патогенеза брюшного тифа, паратифов А и Б, бруцеллеза.

2. Клиника, диагностика данных заболеваний.

3. Диагностика, дифференциальный диагноз, лечение, профилактика.

4. ПЭМ в очаге брюшного тифа.

5. Диагностика, лечение, профилактика данных заболеваний.

6. Этиология, эпидемиология, патогенез, клиника иерсиниоза, псевдотуберкулеза, лептоспироза.

ИЗУЧИТЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Перепишите в дневники:

I. Выписка из Приказа № 139 от 02.03.89. «О мероприятиях по снижению заболеваемости брюшным тифом и паратифами в стране»

1. Мероприятия в отношении больных:

Все больные с лихорадкой неясной этиологии, продолжающейся более трех дней, должны в амбулаторных условиях обследоваться методом гемокультуры. Такие больные на территориях с повышенной заболеваемостью брюшным тифом подлежат провизорной госпитализации в инфекционное отделение.

 

2. Мероприятия в очаге:

Наблюдения в очаге за контактными 25 дней с ежедневной термометрией. Проводится однократное (при необходимости двукратное) обследование кала и мочи на посев. У ранее переболевших брюшным тифом и лиц, страдающих хроническими заболеваниями печени, посев дуоденального содержимого и исследования крови на РНГА с эритроцитарным Vi-антигеном.

Специфическая профилактика в очаге – назначение бактериофага всем контактным. Назначают брюшнотифозный или поливалентный сальмонеллезный бактериофаг (для профилактики паратифов) для предохранения от заболевания.

Специфическая иммунизация - прививки проводят населению тех мест, где регистрируется повышенная заболеваемость брюшным тифом и лицам декретированной группы, вакцинация с 7-ми летнего возраста брюшнотифозной спиртовой, обогащенной Vi-антигеном вакциной однократно, ревакцинация через 2 года.

 

3. Выписка из стационара:

Выписка из стационара после полного клинического выздоровления, трех отрицательных анализов кала и мочи на посев и однократного желчи, взятых через день, через 3 дня после окончания лечения антибиотиками, но не ранее 21-23 дней нормальной температуры тела.

Рекомендуется на 2-3 месяца освобождение от тяжелого физического труда, занятий спортом, командировок. Диетическое питание на 2-3 месяца с исключением острой пищи, алкоголя, животных жиров.

 

4. Диспансерное наблюдение:

Не декретированная группа – 2 года, декретированная - на протяжении всей трудовой деятельности. Через 10 дней после выписки пятикратное обследование кала и мочи с интервалом 1-2 дня, затем 3 месяца – обследование 1 раз в месяц, однократно посев желчи, затем 1 раз в квартал.

У лиц декретированной группы – ежемесячно в течение года после выздоровления бактериологически обследуют кал и мочу, а в последующем на протяжении всей трудовой деятельности – исследования проводят раз в квартал.

 

II. Лист наблюдения за контактными в очаге брюшного тифа:

 

ФИО больного _______________________________________________________

Возраст _____________________________________________________________

Адрес больного ______________________________________________________

Заболел (дата) ________________________________________________________

Госпитализирован (дата) _______________________________________________

 

            Фагирование Наблюдение
I II III Врача М/с
                     

 

Дезинфекция ________________________________________________________

Сан. просвет. работа __________________________________________________

Наблюдение закончено ________________________________________________

Подпись врача _______________________________________________________

 

III. Диагностическая оценка брюшного тифа по Билибину:

Симптомы 1 неделя 2 неделя 3 неделя
1. Наводящие симптомы. Характер температурной кривой по постоянному типу, «тифозный язык», головная боль, бессонница, метеоризм, увеличение селезенки. Те же, что и на 1 неделе, «тифозный статус»  
2. Опорные симптомы. Эпид. анамнез, относительная брадикардия, лейкопения, с 4 дня с относительным лимфоцитозом. Те же, что и на 1 неделе, появляется розеолезная сыпь, дикротия пульса. Те же, что и на 2 неделе.
3. Абсолютные симптомы (решающие). Положительные посевы на гемокультуру, на биликультуру, результат посева пунктата костного мозга. Положительная реакция Видаля, те же, что и на 1 неделе, положительный результат посева содержимого розеол. Те же, что и на 2 неделе, положительные результаты посева испражнений, мочи, дуоденального содержимого.

IV. Схема лечения брюшного тифа:

1. Этиотропная терапия – фторхинолоны:

- ципрофлоксацин 0,5 х 2 раза в день;

- офлоксацин 0,4 х 2 раза в день;

- левомицетин 0,5 х 4 раза в день.

При тяжелом течении вначале назначают цефалоспорины (цефтриаксан 2,0 в/в ежедневно). Курс лечения до 10 дня нормальной температуры тела. Строгий постельный режим до 10 дня нормальной температуры тела, стол № 1, после нормализации температуры № 4.

2. Патогенетическая терапия – растворы глюкозы 5%, раствор Рингера, волювен, гелофузин в/в капельно.

3. Иммуномодулирующая терапия:

4. метилурацил 1,0 х 3 раза в день 2 недели;

5. аскорбиновая кислота 5% 3 - 5мл в/в, затем _per os.

V. При брюшнотифозном кровотечении:

1. Абсолютный покой.

2. Холод на живот.

3. Голод на 12 часов, затем стол № 1, через 5-7 дней - № 4.

4. Викасол 1% - 1,0 2-3 раза в день в/м.

5. Дицинон 2,0 2-3 раза в день в/м.

6. Кальция хлорид - 10% раствор 10мл в/в струйно 2 раза в день.

7. Аминокапроновая кислота 100мл в/в капельно.

При брюшнотифозной перфорации – перевод в хирургическое отделение, неотложная операция.

 

 

VI. Выберите правильные ответы в тестах, номера ответов запишите в дневники:

1. СОЧЕТАНИЕ КАТАРАЛЬНОГО, ДИСПЕПТИЧЕСКОГО, АРТРАЛГИЧЕСКОГО СИМПТОМОВ ХАРАКТЕРНЫ ДЛЯ:

 

5) брюшного тифа

6) бруцеллеза

7) иерсиниоза

8) лептоспироза

 

2. ПОРАЖЕНИЕ ПОЧЕК ХАРАКТЕРНО ДЛЯ:

 

1) брюшного тифа

2) бруцеллеза

3) иерсиниоза

4) лептоспироза

 

3. ИММУНОГЛОБУЛИН В ЛЕЧЕНИИ НАЗНАЧАЮТ ПРИ:

 

1) брюшного тифа

2) бруцеллеза

3) иерсиниоза

4) лептоспироза

 

4. СИНДРОМ КАПЮШОНА, ПЕРЧАТОК, НОСОК ХАРАКТЕРЕН ДЛЯ:

 

1) брюшного тифа

2) бруцеллеза

3) иерсиниоза

4) лептоспироза

 

5. БОЛЬНОЙ БРЮШНЫМ ТИФОМ НАИБОЛЕЕ ОПАСЕН ДЛЯ ОКРУЖАЮЩИХ

 

1) в первые дни болезни

2) в первую неделю

3) на 2-3 неделе

4) в течение всей болезни

 

6. БРЮШНОЙ ТИФ – ЭТО:

 

1) антропоноз

2) антропозооноз

3) зооноз

 

7. РОЗЕОЛЛЕЗНАЯ СЫПЬ ПРИ БРЮШНОМ ТИФЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ:

 

1) в инкубационном периоде

2) с появлением лихорадки

3) на 5-6 день лихорадки

4) на 8-9 день лихорадки

 

8. ПОДСЫПАНИЯ НА КОЖЕ:

 

1) обычно бывают

2) никогда не бывают

 

9. БРУЦЕЛЛЕЗ – ЭТО:

 

1) антропоноз

2) зооноз

3) антропозооноз

 

10.ТЕМПЕРАТУРНАЯ КРИВАЯ ПРИ БРЮШНОМ ТИФЕ ЧАЩЕ:

 

1) постоянного типа

2) гектическая

3) волнообразного типа

VII. Составьте таблицы дифференциального диагноза по клиническим симптомам между заболеваниями:

Симптомы Иерсиниоз Лептоспироз
1. Инкубационный период    
2. Начало заболевания.    
3. Длительность лихорадки.    
4. Боли в животе.    
5. Наличие сыпи.    
6. Боли в суставах.    
7. Гепатоспленомегалия.    
8. Поражение почек.    
9. Поражение нервной системы.    
10. Изменения в зеве.    
11. Осложнения.    
12. Изменения в гемограмме    
13. Кал на латексное обследование    
14. Серологическое обследование.    
15. Этиотропная терапия.    

VIII. Решите устно ситуационные задачи, ответы запишите в дневник:

ЗАДАЧА № 1

К фельдшеру ФАПа обратился больной Н., 30 лет, с жалобами на общую слабость, снижение аппетита, температуру 39°С. Болен шестой день. Температура поднималась постепенно с 37° до 39° к 5-ому дню болезни.

Объективно: лицо бледное, язык утолщен, обложен белым налетом, кожа чистая, живот мягкий, вздут, урчание, небольшое увеличение печени. Стул 1-2 раза в день типа «горохового пюре». Две недели назад приехал поездом с юга.

Вопрос:

1. Предположительный диагноз?

2. Действия фельдшера ФАПа?

 

ЗАДАЧА № 2

Больной Н., 35 лет, работающий с овцами, болен в течение 2-х недель. Температура постепенно повысилась до 39°С к пятому дню. Беспокоен, слабость, потливость, боли в суставах ног.

Объективно: кожные покровы чистые, язык обложен не густо, влажный. В зеве спокойно. Увеличены подчелюстные и заднешейные лимфатические узлы, безболезненные. Увеличение печени и селезенки, при пальпации безболезненные. Лечился у фельдшера ФАПа с диагнозом ОРЗ, но безрезультатно.

Вопрос:

1. Предположительный диагноз?

2. Действия фельдшера ФАПа?

 

ЗАДАЧА № 3.

Фельдшер «Скорой помощи» приехал на вызов к больному С. 35 лет, который жалуется на слабость, температуру до 38,9°С, резкие боли в коленных суставах; болен пятый день. Заболевание началось с болей в животе и жидкого стула без примесей (3 раза), затем поднялась температура до 37,8 - 39,7°С. Через 2 дня появилась мелкоточечная сыпь на груди и животе. Обратился к фельдшеру ФАПа, решили, что это аллергия на бисептол, который больной принимал самостоятельно 2 дня. Со вчерашнего дня появились боли в коленных суставах. Больной проживает в благоустроенной квартире вместе с женой и двумя детьми школьного возраста. Работает дворником. Заболевание ни с чем связать не может.

Вопрос:

1. Предположительный диагноз?

2. Действия фельдшера ФАПа (необходимость госпитализации, диагностика, лечение)?

ЗАДАЧА № 4.

К фельдшеру ФАПа обратился больной 52 лет с жалобами на повышение температуры до 39°С, сильную головную боль и боли в икроножных мышцах, тошноту, слабость. Болен третий день.

Объективно: желтушность кожи и склер, кровоизлияния в склеры глаз, лицо одутловато, язык сухой. Печень (+) 2см, безболезненная. Мочеиспускание безболезненное, но мочи мало. Больной работает скотником.

Вопрос:

1. Предположительный диагноз?

2. Действия фельдшера ФАПа (необходимость госпитализации, диагностика, лечение)?

 

IX. В оценке теоретической части занятия будет учитываться работа с методическим пособием, знание лекционного материала, учебника,работа с методическим пособием:

1 конспект нового материала пособия;

2 решение ситуационных задач, тестов;

3 составление таблиц дифференциального диагноза;

4 составление таблицы дифференциального диагноза между иерсиниозом и псевдотуберкулезом (на дополнительный балл)- указать не менее 15 симптомов.

X. Заключение:

Содержание данного учебно-методического пособия соответствует требованиям ФГОС для специальности 060101 «Лечебное дело». В пособии содержатся сведения о биопрепаратах, классификация вакцин, сывороток и бактериофагов, правила их применения. Также даются новые знания по диагностике и лечению брюшного тифа, выписка из Приказа №139 от 02.03.89г., ПЭМ в очаге брюшного тифа. Представлены задачи, тесты для самоконтроля студентов. Практическое использование УМК поможет студентам лучше усвоить материал по теме, а преподавателям более рационально использовать аудиторное время.

 

XI. Рекомендованная литература для студентов:

1. Основная:

2. Н.Д. Ющук «Инфекционные болезни», учебник, М 2008г, 325стр.

3. В.А. Малов, Е.А. Малова «Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии» учебник, М 2005г, 345стр.

 

2. Дополнительная:

3. А.И. Белоусов, В.Н. Дунайцева «Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии», 2009г (для ВУЗов).

4. В.И. Комар и др. «Инфекционные болезни. Практика среднего медицинского работника», 2008г.

3. Н.Д. Ющук, Ю.Я. Венгерова «Инфекционные болезни», М 2012г., 691 стр.

3. Использованные источники:

4. Приказ МЗ № 139 от 02.03.89г. «О мероприятиях по снижению заболеваемости брюшным тифом и паратифами в стране».

5. Н.Д. Ющук и др. «Инфекционные и паразитарные болезни в схемах и таблицах», М 2008г, 444стр.

6. Г.П. Котельников «Сестринское дело. Профессиональные дисциплины», М 2007г, 170стр.

7. Н.Д. Ющук, Ю.Я. Венгерова «Инфекционные болезни» учебник для студентов высшего профессионального образования, М 2012, 691стр.

8. Кафедра детских инфекционных болезней СГМУ «Инфекционные болезни у детей», Архангельск 2010г, 214стр.

 

Рецензия на УМК для самостоятельной подготовки студентов

По теме: «



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.052 с.)