Государственное устройство франков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное устройство франков



1. Центральные органы государственного управления Поскольку в государстве франков различия между общегосударственными вопросами и делами королевского дворца еще не проводилось, то главные управляющие королевским хозяйством - министериалы - стали приобретать значение высших должностных лиц государства и фактически возглавили государственное управление и суд. Наиболее важными министериалами были следующие:

· палатный мэр, или майордом, - главный управитель королевского дворца, а затем глава королевской администрации. Обладатели этой должности упразднили ее после того, как сами заняли королевский трон;

· дворцовый граф, или пфальцграф, - сначала наблюдал за королевскими слугами, в дальнейшем стал выполнять судебные функции (руководил судебными поединками, исполнением приговоров), затем возглавил дворцовый суд;

· тезаурарий - государственный казначей, руководивший учетом материальных ценностей, поступавших в распоряжение короля;

· маршал - начальник конного войска;

· архикапеллан - духовный наставник короля, старший среди дворцового духовенства, участник королевского совета.

2. Система местного самоуправлениясвободных франков постепенно замененялась системой назначаемых должностных лиц - уполномоченных короля.

Главной территориальной единицей страны стал сельский округ (паги), включавший несколько сотен. В состав сотни входили общины (марки), первоначально представлявшие собой объединение дворов свободных

крестьян по соседскому принципу и сохранявшие самоуправление: народные собрания сотен под председательством выборного сотника решали военные, административные и другие вопросы. Управление округом возглавлял граф, имевший в своем распоряжении военный отряд и командовавший ополчением паги. При правлении Меровингов выборных лиц заменяют назначаемые лица - центенарии на Севере и викарии на Юге. Они подчинялись графу и осуществляли его власть в пределах сотни.

На границах страны были созданы герцогства, состоявшие из нескольких округов. Управление ими вручалось герцогам, которые были командирами местного ополчения. На них была возложена оборона границ.

3. Высшую судебную власть осуществлял монарх совместно с представителями знати. Наиболее опасные правонарушения находились в компетенции королевского совета.

Основными судебными учреждениями страны были местные суды - "суды сотни". Они рассматривали подавляющую часть дел, так как поначалу члены сотни участвовали в управлении и судопроизводстве. Народное собрание сотни - мальберг - выбирало из своей среды судей - рахинбур-гов, как правило, состоятельных, пользующихся уважением людей. Суд проходил под руководством выборного председателя - тунгина. На судебном заседании присутствовали все свободные и полноправные жители сотни.

При Каролингах общие судебные собрания были заменены коллегиями присяжных, назначавшихся сверху: посланцы короля - миссии - получили право вместо рахинбургов назначать членов суда - скабинов. Обязанность свободных людей присутствовать на суде была отменена. Со временем судебная власть сосредоточивалась в руках феодалов. Сначала граф, центенарии или викарий лишь созывали мальберг и следили за правильностью судопроизводства. Постепенно уполномоченные короля становятся председателями судов вместо тунгинов. Из подчинения графам и маркграфам изымались только владения сеньоров, пользовавшихся иммунитетом. Вотчинники-иммунисты (сеньоры, а также высшие иерархи церкви) обладали полной властью в области суда над крестьянами, жившими на их землях.

4. Армия В ходе феодализации изменилась структура войска. Общефранкские военные сборы народного ополчения свободных крестьян-франков были окончательно заменены ежегодными смотрами феодального рыцарского ополчения. Было также ограничено участие в ополчении рядовых свободных людей.

Реформа Карла Мартелла привела к формированию большого, хорошо вооруженного конного рыцарского войска, состоявшего из держателей бенефиций, которые помогали и в борьбе с народными восстаниями.

В 843 г. раскол государства был юридически закреплен в договоре, заключенном в Вердене внуками Карла Великого. Правопреемниками империи стали три королевства: западнофранкское, восточнофранкское и срединное (будущие Франция, Германия и отчасти Италия).

 

 

22. Салическая правда как памятник раннефеодального права.

Общие положения Параллельно с формированием государственности у франкских племен шло создание права. С этой целью осуществлялась письменная фиксация древнегерманских обычаев - запись обычного права германских племен. Таким образом были записаны "варварские правды": Салическая, Рипуарская, Бургундская, Аллеманнская и др.

Салическая правда (Салический закон) создана в начале VI в., в последние годы жизни и правления короля Хлодвига, и является одним из самых древних сборников записей обычного права германцев. Она делится на титутлы (главы).

Салической правде присущи казуистический характер и отсутствие общих, абстрактных понятий; описанные в ней правовые действия и акты отличаются формализмом. Она воспроизводит различные этапы архаической судебной процедуры.

Основное содержание Салической правды - перечень правонарушений и соответствующих им наказаний (главным образом штрафов). Текст Салической правды дает некоторое представление об общественном строе франков начала VI в.

2. Обязательственные отношения в Салической правде освещаются слабо, что объясняется неразвитостью товарно-денежных отношений, частной собственности.

Упоминаются такие виды сделок: купля-продажа, ссуда, заем, наем, мена, дарение.

Передача права собственности при сделках осуществлялась публично путем простой передачи вещи.

Неисполнение обязательств или просрочка в их исполнении влекли за. собой имущественную ответственность. Истребование долга происходило в строго установленной форме.

3. Брачно-семейные отношения Салическая правда описывает в общих чертах.

Брак заключался в форме покупки невесты женихом. Похищение девушки с целью вступления в брак наказывалось штрафом. Препятствиями к заключению брака служили следующие обстоятельства:

· существование законного брака;

· объявление лица вне закона;

· наличие близкого кровного родства;

· несвободное состояние человека.

О расторжении брака Салическая правда не упоминает.

Положение женщины в семье определяли пережитки матриархального строя.

4. Салическая правда предусматривает наследование по закону и по завещанию.

Наследование по закону осуществлялось различно применительно к движимому и недвижимому имуществу. При наследовании движимого имущества первую очередь составляли дети, затем мать, братья и сестры, сестры матери, сестры отца, ближайшие родственники. Из числа наследников недвижимости женщины исключались, земля передавалась только по мужской линии.

Наследование по завещанию осуществлялось путем дарения (аффатомии), совершавшегося публично в народном собрании в строго установленной форме: имущество передавалось третьему лицу, которое было обязано не позже чем через год после смерти дарителя передать это имущество указанному лицу.

5. Определения преступления Салическая правда не дает. Из смысла статей, посвященных преступлениям, вытекает, что в это понятие включались причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского мира.

Виды преступления по Салической правде можно разделить на четыре группы:

· преступления против личности - убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование;

· преступления против собственности - кража, поджог, грабеж;

· преступления против порядка отправления правосудия - неявка в суд, лжесвидетельство;

· нарушение предписаний короля.

Салической правде известно понятие отягчающих обстоятельств, каковыми считаются групповое убийство, убийство в походе, попытка скрыть следы преступления, а также понятие подстрекательства - к краже или убийству.

Субъектами преступления могли быть свободные франки, литы и рабы. Целью наказания являются возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира.

6. Судебный процесс Салическая правда наделяла состязательным характером. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализмом. Дело возбуждалось только по инициативе истца. Стороны имели равные права.

Уголовное и гражданское судопроизводство осуществлялось в одинаковых формах.

В качестве доказательств на судебном процессе Салическая правда признает следующие:

· соприсяжничество - соприсяжниками, "свидетелями доброй славы" обвиняемого являлись его родственники, друзья или соседи;

· свидетельства очевидцев;

· ордалии.

 

 

23. Сеньориальная монархия во Франции. Реформы Людовика IX Святого.

Сеньориальная монархия во Франции обычно датиру­ется IX—XIII в.

В этот период в условиях политической децентрализации, приведшей к глубокой территориальной раздробленности, коро­левская власть утратила свое былое значение. Король рассмат­ривался феодалами как «первый среди равных» (рп'ггшз т(ег рагез). Фактически его власть распространялась только на ко­ролевский домен. В 987 г., с избранием королем Гуго Капета (графа Парижского), прекращается династия Каролингов. При первых Капетингах выборность короля сохраняется, но будущий преемник избирался еще при жизни правящего короля; в XII в. утверждается порядок передачи королевского трона по наслед­ству.

Королевский двор, осуществлявший правление, состоял из знатных феодалов и дворцовых слуг (министериалов), главную роль в королевской администрации до конца XII в. играл сене-шал, также влиятельными придворными были коннетабль (гла­ва королевской конницы), королевский казначей, королевский канцлер. Развитие феодальных отношений нашло свое отраже­ние в собрании королевских вассалов — курии короля (сипа Кед15). Органы местного королевского управления (прево — вы­полняли административные функции, бальи — судебные) созда­вались лишь в королевском домене, в крупных сеньориях дей­ствовала своя система местного управления, замкнутая на со­ответствующего феодала (герцога, графа, барона).

Значительно повысили эффективность королевской власти реформы короля Людовика IX Капетинга (1226—1270 гг.):

1. Военная реформа — феодальное ополчение в значительной степени было заменено отрядами наемников и городской милиции.

2. Значительное ограничение (фактически запрет) частных войн между вассалами короля.

3. Из королевской курии выделяются специализированные центральные ведомства (например, счетная палата, ведавшая королевскими финансами). В 1260 г. на базе королевской курии был создан высший судебный орган — Парижский парламент.

4. Введение единых денег во всей Франции (до этого каждый крупный феодал чеканил Собственную монету).

Преобразование сеньориальной монархии в сссловно-представительную во Франции обычно Датируется 1302 г., когда король Филипп IV созвал Генеральные штаты (правда, название этого верховного французского сословно-представительного органа появилось позже).

 

24. Раннефеодальная и сеньориальная монархия в Англии.

Первые раннефеодальные государства в Англии стали образовываться в результате разложения родоплеменных отно­шений среди англосаксонских племен. В течение IX—XI вв. в Англии окончательно побеждают феодальные отношения: все свободное население несет различные тяготы в пользу государства, зависимые и крепостные крестьяне — в пользу феодалов, об­ладающих над ними судебной и личной властью.

Вся власть в государстве сосредотачивается в руках короля и знати, которая образует королевский совет - уантагемот («собрание мудрых»). Именно уантагемот становится высшим органом государственной власти. Без его согласия король не имел права ни издавать законы, ни осуществлять какие-либо другие важные государственные мероприятия.

Новый этап истории английской феодальной государствен­ности связан с завоеванием страны в 1066 г. норманнским гер­цогом Вильгельмом Завоевателем, ставшим английским королем Вильгельмом I.

После норманнского завоевания в Англии было образовано централизованное государство с сильной королевской властью.

Королю принадлежали верховные права на все земли страны, что обеспечило ему власть над феодалами. В руках короля были сосредоточены законодательная, судебная и военная власть.

При короле действовала так называемая Королевская курия — совещательный орган из знати и приближенных короля. Высши­ми должностными лицами были: маршал, командующий войском; камерарий, управляющий землями и имуществом короля; канц­лер, руководитель королевской канцелярии; юристиарий, первый помощник короля, замещавший его во время отсутствия.

В начале XII в. из Королевской курии выделяется специальный орган, ведавший исключительно вопросами финансов, — палата Шахматной доски.

1. Основными этапами развития английского феодального государства являются:

· период англосаксонской раннефеодальной монархии (IX - XI вв.);

· период централизованной сеньориальной монархии (XI - XII вв.);

· период сословно-представителъной монархии (вторая половина XIII в. - XV в.);

· период абсолютной монархии (конец XV в. - середина XVII в.).

2. Основные черты общественного строя В I в. н. э. Британия была одной из окраинных провинций Римской империи.

В начале V в. н. э. римское владычество здесь прекратилось. Началось завоевание Британии англосаксами - северогерманскими племенами англов, саксов и ютов, оттеснивших кельтское население (бриттов) на окраины острова.

К концу VI в. на территории Британии образовалось семь раннефеодальных королевств (Уэссекс, Сассекс, Кент, Мерсия и др.), которые в IX в. под главенством Уэссекса объедиинились в англосаксонское государство - Англию.

Главной особенностью становления феодализма у англосаксов является сохранение в течение длительного времени свободной сельской общины.

В первое столетие после завоевания основу общества составляли свободные крестьяне-общинники (керлы) и знатные люди (эрлы). Родовая знать сначала занимала особое положение, но постепенно была оттеснена дружинниками, на которых опирался король, утверждая свою власть, и которым он раздавал земельные пожалования - общинные земли вместе с жившими на них крестьянами. Крестьяне несли в пользу земельных собственников повинности и становились лично зависимыми от своих господ. Те крестьяне, которые оставались свободными, выполняли повинности в пользу государства.

По мере роста социального неравенства и разложения общины эрлы превращались в крупных землевладельцев.

К XI в. благодаря поддержке как со стороны королевской власти, так и церкви, поощрявшей развитие феодальной собственности на землю и оправдывавшей закабаление крестьян, общинные отношения были заменены феодальными.

3. Характеристика государственного строя В англосаксонскую эпоху потребности обороны в борьбе с набегами норманнов и необходимость сплочения всех сил господствующего класса с целью преодоления сопротивления крестьян закрепощению создали предпосылки для возвышения и укрепления королевской власти. Несмотря на то, что еще сохранялись отношение к королю как к военному предводителю и принцип выборов при замещении престола, монарх постепенно утвердил:

· свое право верховной собственности на землю;

· монопольное право на чеканку монеты, пошлины;

· право на получение натуральных поставок со всего свободного населения;

· право на военную службу со стороны свободных.

Королевский двор сделался центром управления страной, а королевские приближенные - должностными лицами государства. Высшим государственным органом был витанагемот - совет витанов, в который входили король, высшее духовенство, светская знать. Основными функциями совета витанов были избрание королей и высший суд. Местное управление в Англии сохраняло принципы территориального самоуправления.

Главными территориальными единицами страны в X в. стали 32 округа -графства, центрами которых были укрепленные города. Наиболее важные местные дела дважды в год обсуждались на собрании графства. В нем должны были участвовать все свободные люди округа. Города и порты имели свои собственные собрания, со временем превратившиеся в городские и купеческие суды. Существовали также собрания деревень.

Графство возглавлял элдормен, назначаемый королем с согласия вита-нагемота из представителей местной знати и руководивший собранием графства, а также его вооруженными силами.

К X в. приобретает полицейские и судебные полномочия личный представитель короля - герефа (назначался королем из среднего слоя служилой знати), надзирающий за своевременным поступлением в казну налогов и судебных штрафов.

Период централизованной сеньориальной монархии В течение периода централизованной сеньориальной монархии (XI - ХIIвв.) в Англии завершилось становление феодального строя. После нормандского завоевания (1066 г.) закрепилась характерная особенность английского феодализма - политическое объединение страны и централизация государственной власти.

Короли Нормандской династии находили прочную опору в слое средних и мелких феодалов; поддержка крупных феодалов носила относительный и временный характер, так как они сами стремились к самостоятельности. Тем не менее при оформлении феодально-иерархической лестницы установилась прямая вассальная зависимость всех феодалов от короля, что отличает Англию от других стран Европы. В 1086 г. была проведена всеобщая поземельная перепись ("Книга Страшного суда"), закрепившая за каждым феодалом его земельные владения и место в системе феодальной иерархии.

Свободные крестьяне по большей части были записаны в ней как крепостные - вилланы; оставшиеся - как фригольдеры.

· для английских вилланов характерны повинности "по воле лорда", тяжелая барщина, строгое ограничение прав ухода с надела, подсудность только суду своего лорда (сеньориальная юстиция);

· фригольдерство предполагало свободное держание, противопоставлявшееся вилланскому держанию, на условиях выплаты ренты (сравнительно низкой). Для крестьян-фригольдеров были характерны личная свобода, фиксированность ренты, право свободного завещания, раздела и отчуждения держания, а также право защиты в королевских судах. В результате реформ Генриха (правил в 1154 - 1189 гг.) укрепились судебные, военные и финансовые полномочия королевской власти.

Основные направления этих реформ - создание системы центральных финансовых и судебных учреждений, а также реорганизация армии. Усилению монархии способствовали также появление (с X в.) и рост городов как центров ремесла и торговли. Города обычно получали право на самоуправление и ежегодно уплачивали королю (по большей части они были расположены на королевской земле) определенную денежную сумму.

Горожане и фригольдеры нуждались в охране со стороны королевской власти и поддерживали ее, что также усиливало монархию. Ввиду развития товарно-денежных отношений и роста рыночных связей подати и повинности все больше приобретали денежный характер:

· рыцари, обязанные сюзерену военной службой, уже в XII в. часто заменяли ее денежным взносом - так называемые "щитовые деньги";

· крестьяне также взамен исполнения повинности часто вносили денежные платежи.

 

25. Великая хартия вольностей 1215 г. и образование сословно-представительной монархии в Англии.

В XIII в. в Англии развернулась острая политическая борьба, определившая ее последующее политическое развитие. Сильной королевской власти противостояли оформившиеся сословия. Это было время расцвета феодального строя. Централизация ленных отношений в Англии достигла такого уровня, которого не знал западноевропейский феодализм того времени. Королевская власть осуществляла политическое господство над значительным большинством населения. Противниками сильной королевской власти были феодальные магнаты, которые хотя и не обладали в Англии таким могуществом, как в континентальных странах, но тем не менее с успехом могли противостоять королевской власти. При Иоанне Безземельном (1199-1216) борьба баронов приобрела национальный характер и получила поддержку других активных политических сил страны - дворянства и городской верхушки. В стране образовался общий антикоролевский фронт, возглавляемый баронами и высшим духовенством.

Ситуация обострилась в связи с неудачной внутренней и внешней политикой. Иоанн вел бесперспективную войну во Франции и вступил в конфликт с могущественным папой римским, закончившийся победой последнего. Недовольство вызывали и многочисленные поборы, взимаемые вопреки феодальным обычаям. В таких условиях бароны вместе с рыцарями и лондонской верхушкой заставили Иоанна Безземельного 15 июля 1215 г. подписать Великую хартию вольностей. Образцом для нее послужила Хартия вольностей Генриха I однако по своему содержанию Хартия 1215 г. богаче и шире. Центральное место в Хартии занимают статьи, выражающие интересы баронов, возглавлявших движение. Баронские лены объявлялись свободно наследуемыми владениями. Король не имел права требовать от вступавшего в наследство молодого барона больше установленного исстари в феодальном договоре платежа - рельефа и обещал не злоупотреблять правом опеки над несовершеннолетними вассалами. Хартия восстанавливала некоторые сеньориальные права баронов, ущемленные в результате расширения королевской юрисдикции. Так, запрещалось переносить по королевскому приказу иски о собственности из курии барона в королевскую курию. Король обещал устранить всякий произвол при обложении баронов денежными повинностями. Только в трех случаях бароны были обязаны давать королю умеренную денежную помощь: при выкупе короля из плена, при посвящении в рыцари его старшего сына, на свадьбу старшей дочери от первого брака. Вместе с тем некоторые постановления Хартии защищали интересы других участников движения. Так, подтверждались существовавшие ранее привилегии и свободы церкви и духовенства, в частности свобода церковных выборов. В отношении рыцарей в Хартии было предусмотрено обещание баронов не брать со своих вассалов каких-либо сборов без их согласия, кроме обычных феодальных пособий, а также не понуждать их к выполнению повинностей в большем размере, чем тот, который следует по обычаю. Хартия подтверждала древние вольности Лондона и других городов, а также право купцов, в том числе иноземных, свободно выезжать из Англии и въезжать в нее, вести торговлю без каких-либо стеснений. В Хартии было установлено необходимое для торговли единство мер и весов. Свободным крестьянам было обещано не обременять непосильными поборами, не разорять штрафами. Некоторые положения Хартии сыграли значительную роль в политической эволюции Англии. Речь идет прежде всего о статьях 12 и 14. В статье 12 указывается: "Ни щитовые деньги, ни (какое-либо иное) пособие не должны взиматься в королевстве нашем иначе, как по общему совету королевства нашего". Статья 14 определяет состав этого совета: "А для того чтобы иметь общий совет королевства при обложении пособием в других случаях, кроме вышеназванных, или для обложения "щитовыми деньгами", мы повелим позвать архиепископов, епископов, аббатов, графов и старших баронов нашими письмами каждого отдельно и, кроме того, повелим позвать огулом, через шерифов и бейлифов наших, всех тех, кто держит от нас непосредственно".

Таким образом, совет королевства - это собрание всех королевских вассалов, которое можно рассматривать как прототип палаты лордов. Если к этому собранию королевских вассалов добавить представителей от графств и городов, то налицо английский средневековый парламент. Таким образом, Великая хартия вольностей была прологом в истории английского парламента. Большое внимание заслуживают статьи 39 и 40 Хартии. Первая из них гласит: "Ни один свободный человек не будет задержан или заключен в тюрьму, или лишен имущества, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо иным способом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе, как по законному приговору равных его (его пэров) и по закону страны". В то время понятием "свободный человек" обозначался феодал. Однако в дальнейшем под "свободным человеком" формально стали понимать всякого свободного жителя Англии. Содержание статьи 39 Хартии было впоследствии развито в Петиции о праве 1628г. и в Хабеас Корпус Акте 1679 г. Статья 40 Хартии, в которой говорится: "Никому не будем продавать справедливость и правосудие, никому не будем отказывать в них или их затягивать", - тесно связана по своей сути со статьей 39.

Иоанн Безземельный, уступив перед вооруженной силой своих подданных, впоследствии отказался от Хартии. Снова началась вооруженная борьба, но смерть Иоанна (1216) помешала довести ее до какого-либо определенного результата.

В начале XIII в. королевская власть потерпела неудачи во внешней политике (в частности, в крестовых походах), по­этому очень нуждалась в деньгах, которые пыталась получить от своих подданных. Но королевский произвол натолкнулся на сопротивление со стороны баронов, которых поддержали рыцари и фригольдеры (свободные держатели земельных наделов). Король Иоанн Безземельный в 1215 г. был вынужден под их дав­лением принять Великую хартию вольностей, которая считается первым английским конституционным актом.

Большинство статей Хартии касается вассально-ленных отношений короля и баронов и стремится ограничить произвол короля в использовании его сеньориальных прав, связанных с земельными владениями. Эти статьи регламентируют порядок опеки, получения рельефа (платы за вступление в наследство), взыскания долга и т.п. (ст. 2-11 и др.).

Вместе с тем среди чисто «баронских» статей Хартии выде­ляются такие, которые имели общеполитический характер. Наиболее откровенно политические претензии баронства выраже­ны в ст. 61 Хартии. В ней прослеживается стремление к созданию баронской олигархии путем учреждения комитета из 25 баронов с контрольными функциями в отношении короля. Ст. 12, 14 предусматривали создание совета королевства, ог­раничивающего власть короля по одному из важных финансо­вых вопросов — взиманию «щитовых денег». Статьи 21, 34 были. направлены на ослабление судебных прерогатив короля (также в пользу баронов).

Гораздо более скромное место в Хартии занимают статьи, отражающие интересы других участников конфликта (рыцарей, горожан, купцов). Так, например, ст. 41 Хартии разрешает всем купцам свободное и безопасное передвижение и торговлю внут­ри страны без взимания с них незаконных пошлин.

Большое значение имела многочисленная группа статей Хартии, направленных на упорядочение деятельности королев­ского, судебно-административного аппарата. Так, ст. 40 запрещала взыскивать произвольные и непропорциональные судеб­ные пошлины, а ст. 39 запрещала арест, заключение в тюрьму, лишение владения, объявление вне, закона, изгнание или «обез-доливание каким-либо образом» свободных людей иначе, как по законному приговору равных и по закону страны.

Великая хартия вольностей отразила соотношение социаль­но-политических сил в Англии начала XIII в., и прежде всего временный компромисс короля и баронов. Политические статьи Хартии свидетельствуют о том, что бароны стремились сохра­нить часть своих иммунитетов и привилегий, поставив осуще­ствление отдельных прерогатив центральной власти под свой контроль или ограничив их использование в отношении феодаль­ной верхушки.

Судьба Хартии отчетливо продемонстрировала бесперспек­тивность баронских притязаний и необратимость процессов го­сударственной централизации Англии. Через несколько месяцев после окончания конфликта с баронами король Иоанн Беззе­мельный, опираясь на поддержку папы римского, отказался от соблюдения Хартии. В дальнейшем короли неоднократно подтверждали Хартию (1216, 1217, 1225, 1297), однако из нее было изъято более 20 статей.

Из политических институтов, предусмотренных «баронскими» статьями Хартии, более или менее утвердился Большой совет королевства, имевший совещательные функции и состоявший из крупных феодальных магнатов. В середине XIII в. он часто име­новался «парламентом». Однако такой «парламент» не был ни сословным, ни представительным учреждением. Настоящий парламент появился в Англии чуть позже.

Первый настоящий английский сословно-представительный парламент был созван в 1265 г. в результате борьбы трех груп­пировок: сторонников короля, баронов и рыцарства. В 1295 г. был созван «образцовый» парламент, состав которого послужил моделью для последующих английских парламентов. Помимо лично приглашенных королем крупных светских и духовных феодалов в него вошли по два представителя от 37 графств (рыцари) и по два представителя от важнейших городов.

Создание парламента повлекло за собой изменение формы феодального государства, возникновение монархии с сословным представительством. До середины XIV в. английские сословия заседали вместе, а затем разделились на две палаты. При этом рыцари от графств стали заседать вместе с представителями городов в одной палате (палата общин) и отделились от круп­нейших светских и духовных магнатов, образовавших верхнюю палату (палату лордов).

Первоначально при выборах в парламент не существовало избирательного ценза. Статут 1430 г. установил, что в собрани­ях графств, избиравших представителей в парламент, могут участвовать фригольдеры, получавшие не менее 40 шиллингов годового дохода.

Переход к новой форме государства - к сословно-представительной монархии (вторая половина XIII в. - XV в.) - осуществился в результате гражданской войны 1263 - 1267 гг.

С конца XII в. королевская власть стала наносить ущерб интересам значительной части населения: проводились конфискации земель, притеснялись крупные земельные собственники, вводились новые денежные поборы и повинности. Страна ответила на это рядом оппозиционных выступлений, и в начале XIII в., после восстания баронов, поддержанного рыцарями и горожанами, король Иоанн Безземельный подписал Великую хартию вольностей (1215 г.), которая считается первым конституционным актом Англии. Главное содержание Хартии - компромисс короля с баронами; требованиям рыцарей, горожан, купцов уделено значительно меньше внимания.

После нового политического конфликта в 1258 г. король Генрих III утвердил Оксфордские провизии, устанавливавшие режим баронской олигархии. В ответ недовольные рыцари при поддержке горожан и некоторых баронов потребовали от короля подписания Вестминстерских провизии, защищавших рыцарство и свободных крестьян от произвола крупных феодалов и королевской администрации. В 1263 г. началась гражданская война, длившаяся до 1267 г. Ее итогом было создание первого английского парламента, окончательно утвердившегося при Эдуарде I. В XIV в. парламент стал двухпалатным:

· верхняя палата - палата лордов, где заседали бароны и высшее духовенство;

· нижняя палата - палата общин, где заседали рыцари и городская верхушка вместе с низшим духовенством.

Их прочный союз обеспечил палате общин большее политическое влияние, чем сословно-представительных собраний в других странах.

Первоначально парламент лишь определял размеры налогов на недвижимость и подавал коллективные петиции на имя короля, но постепенно закрепил свою компетенцию в следующих вопросах:

· право на участие в издании законов;

· право решать вопросы о поборах с населения в пользу государственной казны;

· право контроля над высшими должностными лицами;

· право выступать в качестве высшего судебного органа.

Управление на местах осуществляли шериф с помощником - бейлифом, а также избиравшиеся в местных собраниях коронеры и констебли.

Полицейскими и судебными полномочиями наделялись назначаемые королем мировые судьи.

Высшими судами в этот период были Суд королевской скамьи, Суд общих тяжб и Суд казначейства.

Первый настоящий английский сословно-представительный парламент был созван в 1265 г. в результате борьбы трех груп­пировок: сторонников короля, баронов и рыцарства. В 1295 г. был созван «образцовый» парламент, состав которого послужил моделью для последующих английских парламентов. Помимо лично приглашенных королем крупных светских и духовных феодалов в него вошли по два представителя от 37 графств (рыцари) и по два представителя от важнейших городов.

Создание парламента повлекло за собой изменение формы феодального государства, возникновение монархии с сословным представительством. До середины XIV в. английские сословия заседали вместе, а затем разделились на две палаты. При этом рыцари от графств стали заседать вместе с представителями городов в одной палате (палата общин) и отделились от круп­нейших светских и духовных магнатов, образовавших верхнюю палату (палату лордов).

Первоначально при выборах в парламент не существовало избирательного ценза. Статут 1430 г. установил, что в собраниях графств, избиравших представителей в парламент, могут участвовать фригольдеры, получавшие не менее 40 шиллингов годового дохода.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 4684; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.125 (0.083 с.)