Личная гигиена больных . . . 17 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личная гигиена больных . . . 17



МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. НИЗАМИ

 

ОБЩИЙ УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ И ПОРАЖЁННЫМИ,

ОСОБЕННОСТИ УХОДА ЗА ДЕТЬМИ

Методическое руководство для студентов и преподавателей

высших и средне-специальных учебных заведений в подготовке медицинских сестёр для гражданской защиты

ТАШКЕНТ – 2006

 

 

Общий уход за больными и поражёнными, особенности ухода за детьми / С.М.Эрматова, И.А.Алимова, Н.Х.Гумарова; Ташкентский Государственный Педагогический Университет им. Низами. 2006. с.

 

 

Данное методическое руководство предназначено для преподавателей и студентов высших учебных заведений, лицеев, колледжей, где ведётся подготовка медицинских сестёр для гражданской защиты. Руководство вооружает необходимыми знаниями по уходу за больными и поражёнными в стационарных, а также и в домашних условиях.

 

 

Составили: Кандидат биологических наук,

старший преподаватель Эрматова С.М.,

 

Кандидат медицинских наук,

доцент Алимова И.А.,

 

Старший преподаватель Гумарова Н.Х.

 

 

Рецензенты: Доктор медицинских наук,

профессор Садыкова Г.А.,

 

Кандидат медицинских наук,

доцент Хакимова Г.А.

 

 

Решением Учебно-методического Совета ТГПУ им.Низами, протокол

№ ____ от «____» ____________ 2006 г. рекомендовано к печати.

 

ТГПУ им.Низами

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ.................... 6

1. Значение ухода за больными. Роль и обязанности медицинской

Сестры....................... 7

1.1. Общее понятие об уходе за больными и их лечении. Роль меди-

цинской сестры в уходе и лечении больного

1.2. Моральный облик медицинской сестры

1.3. Обязанности палатной медицинской сестры, её рабочее место в лечебном отделении больницы. Хранение лекарств на посту медицинской сестры

1.4. Основные типы лечебных учреждений

1.5. Устройство лечебных отделений больницы. Оборудование палат, изоляторов и подсобных помещений

1.6. Внутренний распорядок в больницах

1.7. Уход за больными, применение и хранение лекарств, в домашних

условиях

Личная гигиена больных............... 17

2.1. Предметы ухода за больными и изучение техники их применения

2.2. Уход за кожей больного. Умывание и протирание тяжелобольного. Смена нательного и постельного белья

2.3. Профилактика пролежней. Промывание кожи дезинфицирующими растворами. Применение подкладного резинового круга

2.4. Гигиена ротовой полости, рук и всего тела (уход за волосами,

ногтями)

2.5. Промывание глаз, ушей, носовой полости. Закапывание лекарств

2.6. Уход за органами мочевыделительной системы, подмывание

Определение температуры тела, пульса, кровяного давления,

Частоты дыхания. Их оценка............. 26

3.1. Устройство медицинского термометра и его использование. Места

и продолжительность измерения температуры тела

3.2. Определение пульса (частота, ритм, наполнение, напряжение)

3.3. Понятие об артериальном давлении, его измерение

3.4. Типы и частота дыхания. Жизненная ёмкость лёгких. Одышка,

удушье, асфиксия

3.5. Особенности определения частоты дыхания, пульса и температуры

тела у детей

Меры воздействия на кровообращение......... 30

4.1. Показания к применению мер воздействия на кровообращение

4.2. Техника применения сухих медицинских банок

4.3. Применение горчичников

4.4. Согревающий компресс, правила его применения

4.5. Применение грелок

4.6. Применение холодных процедур. Пузырь со льдом

4.7. Лечебные ванны

Кормление больных. Уход за больными с заболеваниями органов пищеварения и мочевыделительной системы....... 35

5.1. Понятие о лечебном питании и диете при различных заболеваниях

5.2. Искусственное кормление больных. Применение тонкого зонда

5.3. Техника промывания желудка. Применение толстого зонда

5.4. Виды клизм (очистительная, лекарственная, питательная, сифонная).

Техника постановки клизм. Применение подкладных суден

5.5. Рвота, её происхождение, помощь при рвоте

5.6. Метеоризм. Применение газоотводной трубки

5.7. Применение катетера

ЛИТЕРАТУРА............. 60

 

ВВЕДЕНИЕ.

Огромную роль в выздоровлении больного играет уход за ним, а также правильное и своевременное выполнение всех назначений врача. Как известно, основным его помощником является медицинская сестра, в обязанности которой и входит профессиональное выполнение назначений, в том числе и различных медицинских манипуляций, предписанных со стороны лечащего врача.

В условиях чрезвычайных ситуаций, когда могут пострадать миллионы людей, вовлечение, в оказание помощи населению, медицинских сестёр для гражданской защиты, может оказаться необходимым.

В связи с этим, очень важно обучать нашу молодёжь знаниям по уходу и оказанию помощи больным и поражённым.

Данное методическое руководство предназначено для преподавателей и студентов высших учебных заведений, лицеев, колледжей, где ведётся подготовка медицинских сестёр для гражданской защиты, и вооружает их необходимыми знаниями по уходу за больными и поражёнными. Кроме того, эти элементарные знания по уходу необходимы каждому, чтобы оказать помощь не только окружающим, но и самому себе в выполнении назначений лечащего врача.

 

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА БОЛЬНОГО.

Гигиена ротовой полости.

Во время еды частицы пищи остаются между зубами, а также в полостях разрушающихся зубов и служат питательной средой для микроорганизмов. Кроме того, пищевые частицы, разлагаясь, могут вызвать воспаление слизистой оболочки полости рта.

Удаление налета, образующегося в течение ночи на слизистой оболочке полости рта и на зубах, а также остатков пищи осуществляется при помощи механической очистки зубов зубной щеткой вечером (перед сном) и утром. Днем во время жевания твердой пищи и при ее проглатывании происходит самоочищение полости рта.

У больных самоочищение полости рта нарушается. Кроме того, при некоторых заболеваниях через слизистую оболочку полости рта выделяются токсические продукты обмена веществ (например, азотистые вещества при почечной недостаточности, ацетон при сахарном диабете и др.). Эти вещества способствуют загрязнению слизистой оболочки и размножению на ней микроорганизмов.

Уход за полостью рта тяжелобольных состоит в основном в протирании, промывании или орошении, так как при пользовании зубной щеткой можно повредить слизистую оболочку десен.

Протирание зубов и языка производят с помощью зажатого в пинцет ватного шарика, смоченного в 0,5% растворе гидрокарбоната натрия, в изотоническом растворе хлорида натрия или 2—5% растворе буры. Протирают каждый зуб, особенно тщательно у шейки его. При протирании верхних коренных зубов нужно шпателем хорошо оттянуть щеку, чтобы не внести инфекцию в выводной проток околоушной железы, расположенный на слизистой оболочке щек на уровне задних коренных зубов. По этой же причине не рекомендуется протирать слизистую оболочку щек.

Промывание полости рта производят с помощью шприца, или из резинового баллона, или из кружки Эсмарха, снабженной резиновой трубкой и стеклянным наконечником. Для промывания используют 0,5% раствор гидрокарбоната натрия, изотонический раствор хлорида натрия, буры 2—5%, перманганата калия 1:1 0 000, перекиси водорода 0,5%. Больного усаживают или придают ему полусидящее положение с несколько наклоненной вперед головой для того, чтобы жидкость не попала в дыхательные пути. Шею и грудь закрывают клеенчатым фартуком, а под подбородок подставляют лоток или тазик. Угол рта оттягивают шпателем и струей жидкости под умеренным давлением промывают сначала загубные складки, а затем собственно полость рта.

Медицинская сестра должна уметь ухаживать за больными во время рвоты и при метеоризме.

Если позволяет состояние больного, то при рвоте лучше его посадить, поддерживая голову и плечи, подставить таз. После рвоты обтереть рот снаружи, дать воды для полоскания полости рта. Если больной сесть не может, то нужно убрать из-под головы подушку, а голову повернуть на бок, чтобы рвотные массы не попали в дыхательные пути и не вызвали воспаления легких. Под угол рта подставляют почкообразный лоток или подкладывают полотенце. После рвоты рот протирают снаружи полотенцем, а внутри — влажной марлевой салфеткой

Особого внимания и ухода требует больной при кровавой рвоте. Она бывает при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, раке желудка, а иногда при циррозе печени. При обильной кровопотере общее состояние больного тяжелое: слабость, бледность, головокружение, потемнение в глазах, тошнота, жажда, обморок При этом пульс частый, конечности холодные, артериальное давление понижено. При кровотечении из желудка наблюдается дегтеобразный стул, потому что гемоглобин процессе прохождения по кишечнику превращается в гематин черного цвета.

Применение горчичников.

Горчичники вызывают местный прилив крови и лимфы в коже, рефлекторное расширение сосудов глублежащих тканей и внутренних органов, а также оказывают болеутоляющее действие.

Показания к применению. Применяются при катарах верхних дыхательных путей, бронхите, воспалении лёгких, их прикладывают на грудь, при гипертонической болезни – на область затылка, при болях в сердце – на область сердца.

Техника применения. В домашних условиях к сухой горчице (горчичный порошок) нужно добавить равное количество крахмала или пшеничной муки и развести тёплой водой до кашецеобразного состояния. Получившуюся массу надо нанести ровным слоем на одну сторону лоскута материала толщиной 0,25 см и прикрыть другой стороной.

Готовые горчичники нужно смачивать только в тёплой воде, чтобы не удалить эфирные масла, которыми и достигается нужный терапевтический эффект. Прикладывают горчичники к телу на 10-15 мин. Через 2-3 мин. больной ощущает жжение и теплоту. Снимаются горчичники если жжение сильное и появилась боль. После снятия горчичников, сначала влажной марлевой салфеткой, а затем сухой, удаляют оставшиеся частицы горчицы.

Для предупреждения ожога, детям и взрослым с нежной кожей, горчичники прикладывают через слой тонкой бумаги или обратной стороной.

Применяют также и горчичные ванны (общие и местные) и горчичные обвёртывания.

Противопоказания. Горчичники нельзя использовать при кож-ных высыпаниях, при повышении температуры тела больного и др.

 

Применение грелок.

Грелку используют как отвлекающее средство.

Показания к применению. Применяют при ознобе, резком охлаждении тела, зубных болях и др.

Прикладывают к рукам или ногам (например, при охлаждении тела).

Техника применения. В грелку наливают горячую воду до 3/4 объёма, вытесняют воздух и завинчивают крышку. К голому телу грелку не прикладывают. Её необходимо обернуть полотенцем, во избежание ожога. Меняют грелку по мере того, как вода в ней стано-вится теплой.

Вместо грелки можно использовать бутылку с горячей водой, в домашних условиях прокалённые песок, соль кирпич или камень.

При ознобе, грелку прикладывают на область между коленками или на стопу с нижней стороны.

Противопоказания. Грелку противопоказано применять при острых воспалительных процессах, особенно в брюшной полости, и кровоточивости, при острых и внезапных болях в области живота (что является одним из признаков аппендицита).

 

Лечебные ванны.

Существуют несколько видов ванн. Ванны бывают общими, когда в ванну погружают всё тело больного, и местными (ручная, ножная, сидячая).

По химическому составу ванны бывают углекислые, кислородные, хвойные, сероводородные и т.д.

По температуре ванны могут быть горячие - 40оС и выше, тёплые - 37-39оС, холодные - ниже 20оС, прохладные - 13-20оС, индифферентные - 34-36оС.

По продолжительности ванны бывают кратковременные - 1-5мин., обычной длительности - 15-30 минут, длительные - несколько часов.

Исходя из состояния больного, врачом назначаются те или иные виды ванн. Если состояние больного удовлетворительное с гигиени-ческой целью ему назначают душ или общую ванну с погружением всего тела, за исключением верхней части груди, в полусидячем положении. Лежачим больным делают местные ванны. Температура воды должна быть +37-38оС, продолжительность процедуры - не более 15 минут.

Необходимо отметить, что приготовление ванн производится строго по назначению врача (по составу и температуре). Обязательным является наблюдение за общим состоянием больного, находящегося в ванне, если больной почувствует себя плохо, ванну прекращают, больного укладывают на кушетку, оказывают первую помощь и вызы-вают врача. Необходимо следить, чтобы больной не находился в ванне больше положенного времени. После ванны больной должен полчаса отдохнуть.

Применение катетера.

Воспаление мочевыводящих путей наблюдается при хроническом пиелонефрите. Одним из главных проявлений болезни является расстройство мочеиспускания (боли, рези, задержка или частые позывы). При задержке или отсутствии мочи, если другие меры оказываются не эффективными, следует провести катетеризацию мочевого пузыря. Эту процедуру также проводят для промывания и введения лекарственных препаратов в мочевой пузырь.

Катетер представляет собой узкую резиновую трубку.

Для катетеризации необходимы: перчатки, стерильный мягкий (резино-вый) катетер, зажим, ватный тампон, лоток для собирания мочи, стерильный глицерин (вазелин).

Больной лежит на спине, ноги раздвинуты и согнуты в коленях. Большим и указательным пальцами руки открывают большие и малые половые губы, это позволяет увидеть наружное отверстие мочеиспуска-тельного канала. Далее протирают его ватным тампоном, смоченным в анти-септическом растворе (0,02% раствор фурацилина). Смазывают конец катете-ра глицерином и осторожно вводят его на 5-7 см в мочеиспускательный ка-нал. Наружный конец катетера опускают в лоток, куда стекает моча из мочевого пузыря. После этого, катетер вынимают из канала и стерилизуют.

Если проводится промывание или введении лекарственных препаратов в мочевой пузырь, катетер не вынимают, а к нему подсоединяют шприц Жане и вводят антисептический раствор (например, 0,02 % раствор фурацилина) или другой лекарственный препарат, в количестве 150-200 мл. Температура раствора – 37оС. Далее, шприц отсоединяют и через катетер в лоток выливается введённый раствор. Эту процедуру повторяют несколько раз.

 

 

Разведение антибиотиков.

Антибиотики разводят раствором 0,5%-ного новокаина. Разведение производят в следующей пропорции:

ТРАНСПОРТИРОВКА БОЛЬНЫХ.

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. НИЗАМИ

 

ОБЩИЙ УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ И ПОРАЖЁННЫМИ,

ОСОБЕННОСТИ УХОДА ЗА ДЕТЬМИ

Методическое руководство для студентов и преподавателей

высших и средне-специальных учебных заведений в подготовке медицинских сестёр для гражданской защиты

ТАШКЕНТ – 2006

 

 

Общий уход за больными и поражёнными, особенности ухода за детьми / С.М.Эрматова, И.А.Алимова, Н.Х.Гумарова; Ташкентский Государственный Педагогический Университет им. Низами. 2006. с.

 

 

Данное методическое руководство предназначено для преподавателей и студентов высших учебных заведений, лицеев, колледжей, где ведётся подготовка медицинских сестёр для гражданской защиты. Руководство вооружает необходимыми знаниями по уходу за больными и поражёнными в стационарных, а также и в домашних условиях.

 

 

Составили: Кандидат биологических наук,

старший преподаватель Эрматова С.М.,

 

Кандидат медицинских наук,

доцент Алимова И.А.,

 

Старший преподаватель Гумарова Н.Х.

 

 

Рецензенты: Доктор медицинских наук,

профессор Садыкова Г.А.,

 

Кандидат медицинских наук,

доцент Хакимова Г.А.

 

 

Решением Учебно-методического Совета ТГПУ им.Низами, протокол

№ ____ от «____» ____________ 2006 г. рекомендовано к печати.

 

ТГПУ им.Низами

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ.................... 6

1. Значение ухода за больными. Роль и обязанности медицинской

Сестры....................... 7

1.1. Общее понятие об уходе за больными и их лечении. Роль меди-

цинской сестры в уходе и лечении больного

1.2. Моральный облик медицинской сестры

1.3. Обязанности палатной медицинской сестры, её рабочее место в лечебном отделении больницы. Хранение лекарств на посту медицинской сестры

1.4. Основные типы лечебных учреждений

1.5. Устройство лечебных отделений больницы. Оборудование палат, изоляторов и подсобных помещений

1.6. Внутренний распорядок в больницах

1.7. Уход за больными, применение и хранение лекарств, в домашних

условиях

Личная гигиена больных............... 17

2.1. Предметы ухода за больными и изучение техники их применения

2.2. Уход за кожей больного. Умывание и протирание тяжелобольного. Смена нательного и постельного белья

2.3. Профилактика пролежней. Промывание кожи дезинфицирующими растворами. Применение подкладного резинового круга

2.4. Гигиена ротовой полости, рук и всего тела (уход за волосами,

ногтями)

2.5. Промывание глаз, ушей, носовой полости. Закапывание лекарств

2.6. Уход за органами мочевыделительной системы, подмывание



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.65.61 (0.087 с.)