Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал)



ИНСТИТУТ СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (ФИЛИАЛ)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» В Г.ШАХТЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(ИСОиП (филиал) ДГТУ в г. Шахты)

 

 

На правах рукописи

 

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине

«Культурология»

 

Составитель д.ф.н., проф., Шубина М.М.,

 

 

Рассмотрен и рекомендован

для использования в учебном процессе на заседании кафедры «Социально-гуманитарные дисциплины»

Протокол № 1 от 02.09.2016 г.

 

Шахты 2016


Глава 1. Культурология как наука

 

Предмет культурологии

 

Наука возникает тогда, когда есть некое явление, иными словами, предмет, целесообразность изучения которого обусловлена общественной потребностью, значимостью его функциональных свойств. Таково условие и мотивационная основа научного интереса.

Культурология – одна из молодых научных дисциплин, формирующаяся на стыке многих наук: философии, социологии, психологии и др. Вместе взятые они особым образом интегрированы в систему так называемого культурологического знания. Она синтезирует знания различных наук о культуре в целостную систему, формируя представления о сущности, функциях, структуре и динамике культуры как таковой.

Исследование культуры имеет глубокие философские традиции (философия истории, философия культуры) и привлекает внимание представителей других наук, прежде всего археологии, этнографии, психологии, истории, социологии. Однако только в XX веке появляются попытки реализации все более осознаваемой потребности и возможности специального межпредметного исследования культуры. Основы культурологии как самостоятельной научной дисциплины, предмет изучения которой – культура, не сводим к объектам философского и других подходов к этому феномену. Культурологии как самостоятельной науки в прошлом не было. Примечательно, что не сложился и свой научный инструментарий. Идея выделения культурологии в самостоятельную область связывается с именем американского антрополога Л.Уайта. Однако впервые этот термин был предложен немецким философом Оствальдом в 1909 г., который под «культурологией» понимал науку, изучающую культуру, общие закономерности культурно-исторического процесса и специфики человеческой культуры.

Под культурологией понимают науку, которая описывает, классифицирует и объясняет феномен культуры в совокупности его ценностно-смысловых, нормативно-регулятивных и знаково-коммуникационных характеристик. К собственно культурологическим могут быть отнесены лишь те исследования, в которых культура представлена как целостный объект познания.

Культурология в нынешнем ее видении представляется как наука о наиболее общих законах развития культуры как системы со сложной внутренней структурой, находящейся в постоянном развитии и взаимосвязи с другими системами и обществом в целом. Трудности становления культурологии вызваны, прежде всего, сложностью, многоплановостью понятия культуры как «онтологического» феномена. Она является междисциплинарной областью научного знания, носящего интегративный и полифункциональный характер.

В настоящее время существует множество представлений о культурологии. Однако среди этого многообразия можно выделить три основных подхода:

1. культурология как комплекс дисциплин, изучающих культуру. Образующим моментом здесь является цель изучения культуры в ее историческом развитии и социальном функционировании, а результатом – система знаний о культуре.

2. культурология как раздел дисциплин, изучающих культуру.

3. культурология как самостоятельная научная дисциплина. Это предполагает определение предмета и метода исследования, места культурологии в системе социально-гуманитарного знания.

Культурология как методология наук о культуре формирует категориальный аппарат, необходимый для анализа ее проблематики. О нем следует сказать особо, так как теоретически он на сегодняшний день разработан недостаточно. Такое положение дел вполне объяснимо тем, что культурология как наука практически только складывается – определяет свой предмет, его рамки и содержательное наполнение.

Культурология, если она претендует на роль научной дисциплины и собственный предмет исследования, с неизбежностью обращается к «археологии культуры», выявляет ее генезис, функционирование и развитие, раскрывает способы культурного наследования и устойчивости, «код» культурного развития. Все эти соображения дают возможность сделать некоторые выводы о предмете и задачах культурологии как научной дисциплины. В настоящее время культурология еще находится в стадии становления, уточнения своего предмета и методов. Ее облик как научной дисциплины еще не обрел теоретической зрелости.

Предметом культурологии является происхождение, функционирование и развитие культуры как специфически человеческого способа жизни. Этот способ раскрывает себя исторически, как процесс культурного наследования, внешне сходного, но существенно отличного от наследования в мире живой природы. Культурология рассматривает культуру в ее конкретных формах, изучает взаимодействие элементов культуры: традиций, норм, обычаев, социальных институтов, культурных кодов, идеологий, изучает разумную человеческую форму существования. Как предмет культурологии являются объективные закономерности общечеловеческого и национального культурных процессов, явления материальной и духовной культуры, факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных процессов и потребностей людей, их участием в создании, сохранении и передаче культурных ценностей.

 

Глава 2. Сущность культуры

 

Основные функции культуры

Культура представляет собой многофункциональную систему. Функциональный анализ культуры предполагает наличие в любом социуме аналогичных явлений, которые выполняют определенные функции (нормы, ритуалы, общение, производство и т. д.).

Познавательная (гносеологическая) функция связана со способностью культуры концентрировать социальный опыт множества поколений людей. Тем самым она имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире, создавая тем самым благоприятные возможности для его познания и освоения. Эти знания могут существовать как на уровне обыденно-эмоционального – психологического сознания, так и на уровне теоретического. Н. А. Бердяев по этому поводу писал: «Она (культура) осуществляет лишь истину в познании, в философских и научных книгах, добро – в нравах, бытии и общественных установлениях; красоту – в книгах, стихах и картинах, в статуях и архитектурных памятниках, в концертах и театральных представлениях».

Процесс познания характеризуется отражением и воспроизведением действительности в мышлении человека. Познание выступает необходимым элементом и трудовой, и коммуникативной деятельности. Существуют как теоретические. Так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе.

Информационная функция культуры обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Культура в человеческом обществе – это большое информационное поле. Оно включает в себя машинный язык, память, программы переработки информации. Культура дает обществу языки – знаковые системы. Ее необходимым элементом является социальная память, в которой хранятся духовные достижения человечества. В ней содержатся программы человеческого поведения, отражающие опыт многих поколений. Поэтому культура выступает как своего рода информационное обеспечение общества, причем общество само создает свое информационное обеспечение. Мир культуры представлен в трех основных аспектах: как мир артефактов, мир смыслов и мир знаков. Феномен культуры – это любые артефакты (искусственные созданные людьми предметы и явления), которые несут в себе смыслы, т.е. выступают как знаки, обладающие значениями. Совокупности знаков образуют тексты, в которых содержится социальная информация.

Эту функцию называют также функцией трансляции (передачи) социального опыта. Она проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накопления, хранения и систематизации информации. Культуру считают социальной памятью человечества. Она опредмечена в знаковых системах: устных преданиях, памятниках литературы и искусства, «языках» науки, философии, религии и др. В современную эпоху каждые 15 лет происходит удвоение информации. С. Лем обращал внимание на то, что объем неизученных проблем, увеличивается прямо пропорционально объему накопленных знаний. Ситуация «информационного взрыва» потребовала создания качественно новых способов обработки, сохранения и передачи информации. Однако это не просто «склад» запасов социального опыта, а средство жесткого отбора и активной передачи лучших ее образцов. Отсюда всякое нарушение данной функции чревато для общества серьезными последствиями. Разрыв культурной преемственности приводит к аномии, обрекает новые поколения на полную потерю социальной памяти (феномен манкуртизма).

Культура не наследуется или почти не наследуется генетическим и биологическим путем. Каналом передачи информации во времени и пространстве является не только духовная, но и материальная культура. Любое орудие производства или предмет потребления, представляя собой лишь очередное звено в неразрывной цепи родственных изделий или явлений, по законам семиотики несет на себе определенную информацию о человеке, об общественных отношениях своей эпохи и своей страны.

Коммуникативная функция культуры. Культура – есть условие и результат общения людей. Благодаря усвоению культуры между людьми устанавливаются подлинно человеческие формы общения; культура дает им средства общения – знаковые системы, языки. Результат – только благодаря общению люди могут создавать, сохранять и развивать культуру: в общении они научились пользоваться знаковыми системами, фиксировать в них свои мысли и усваивать зафиксированные мысли других людей. Коммуникация – это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков или знаковых систем. Без изучения соответствующих знаковых систем невозможно овладеть достижениями культуры. Человек как существо социальное для достижения различных целей нуждается в общении с другими людьми. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык представляет важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Собственными языковыми системами располагают и естественные науки (физика, математика, биология, химия). Именно с помощью коммуникации происходит координация сложных действий. Основными каналами коммуникации являются зрительный, речевой, осязательный. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации, адекватные условиям жизнедеятельности людей. Суть коммуникационного процесса состоит в достижении культурно-социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента.

Развитие форм и способов коммуникации – важнейший аспект культурной истории человечества. На самых ранних этапах антропогенеза люди могли входить в контакты друг с другом лишь путем непосредственного восприятия жестов и звуков. Принципиально новым средством коммуникации стала членораздельная человеческая речь. Следующий этап начинается с появления специальных средств связи. Изобретение письменности создало основу для широкого распространения коммуникации во времени и пространстве; расстояния и годы перестают быть непреодолимым препятствием к общению. Однако парадоксом современной культуры стал дефицит общения при огромной массе контактов.

Нормативная (регулятивная) функция культуры связана с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. Вспомним, что еще Т. Парсонс наряду с символичностью и волюнтаристичностью считал нормативность одним из важнейших признаков культуры. Эта функция обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей.

Регулятивная функция культуры осуществляется ею на целом ряде уровней: высшим из них являются нормы морали, а потом права. Если нормы морали содержатся в основном в религиозных текстах, а также в светской морализаторской литературе, то нормы права, неизменно основываясь на нормах морали и конкретизируя их, подробно излагаются в конституциях и законах. При этом они приобретают не только нравственную, но и юридическую силу.

Можно назвать юридические нормы, регулирующие взаимоотношения между людьми, социальными институтами, отдельными людьми и социальными институтами; технические нормы, вызванные производственной практикой; этические нормы регламентации повседневной жизни; экологические нормы и др. Многие нормы тесно связаны с культурной традицией и укладом жизни народа.

Неотъемлемой частью культуры, где проявляется ее нормативная функция, выступают обычаи и обряды. По сравнению с нормами права обычаи изменить гораздо труднее, почти невозможно.

Преобразующая функция культуры. Освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человека, поскольку «сущность человека не исчерпывается склонностью к самосохранению и, соответственно, склонностью к созданию удобств, более того, специфически человеческая сущность выражается в чем-то ином, по отношению к чему созидаемые удобства и обусловленное этим самосохранение составляют лишь необходимую базу».

Если рассматривать человека только как существо, стремящееся к максимальным удобствам и самосохранению, то тогда на каком-то историческом этапе его экспансия во внешнюю среду должна прекратиться, т. к. в процессе освоения и обустройства мира всегда есть определенная доля риска, сохраняющаяся с увеличением размеров преобразований. Однако этого не происходит. Ведь человеку имманентно присуще стремление к выходу за пределы наличной данности в преобразовании и творчестве.

Адаптивная функция культуры. Культура обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде. Человек как биологический вид не имеет своей природной экологической ниши. У него не хватает инстинктов, его биологическая организация не приспособлена к какой-либо устойчивой форме животного существования. Поэтому, чтобы выжить, человек вынужден создавать вокруг себя искусственную культурную среду. Биологическая незавершенность, неспециализированность, неприспособленность рода человеческого к определенной экологической защите обернулась способностью осваивать любые природные условия – не за счет изменения биологических видовых признаков, а путем формирования способности создавать искусственные условия существования. Уменьшая свою зависимость от сил природы, человек попадает в зависимость от сил культуры.

Интегративная функция культуры. Культура объединяет народы, социальные группы, государства. Этносы, нации и страны разделены не столько географией и политическими границами, которые легко преодолимы и изменяемы, сколько своими культурно-психологическими особенностями, имеющими многовековую историю и огромную сопротивляемость к ассимиляции и чужеродным влияниям. Таким образом, культура может выступать как фактор дифференциации и разграничения между человеческими группами, что не исключает, однако, и процессов их взаимообогащения. Более того, любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой. В еще больших масштабах проявляется объединяющая роль науки, которая по мере своего развития все более становится коллективным делом всего человечества.

Функция социализации. Под социализацией понимаются включение индивидов в общественную жизнь, усвоение ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе, социальной роли. Процесс социализации позволяет личности стать полноценным членом общества, занять в нем определенную позицию и жить так, как того требуют обычаи и традиции. Вместе с тем этот процесс обеспечивает сохранение общества, его структуры и сложившихся в нем форм жизни.

Культура является важнейшим фактором социализации, определяющим ее содержание, средства и способы. Каждый человек рано или поздно оказывается погруженным в определенный культурный контекст, из которого он черпает свои идеалы, представления, правила жизни, способы действия. Культура по-разному регламентирует и гендерные (половые) социальные роли мужчин и женщин. Культурный контекст определяет формы деятельности, с которыми связана занимаемая личностью в обществе позиция.

Компенсаторная функция культуры состоит в том, что культура позволяет творчески восполнить, возместить труднопостижимое, утраченное, уравновешивает дисбаланс между потребностями и возможностями их удовлетворения.

Духовно-охранительная функция культуры состоит в том, что в культуре формируется система нравственных ценностей общества, которая способствует духовному и нравственному единству социума. Если в обществе надежно защищены нравственные ценности общечеловеческого значения, то в подобном случае и человек, и общество в целом способны избежать глубоких кризисов в области нравственности. В подобных обстоятельствах не будет почвы для существования двойной морали, пустых деклараций, раздвоения сознания, который из сферы морально-нравственной незамедлительно экстраполируются в область искусства, науки, религии, права и политики. Разрушение этой системы неизбежно приводит к духовному и нравственному кризису.

Символическая функция культуры состоит в том, что в культуре различные явления и предметы превращаются в ее символы, которые несут в себе смысл реальных предметов.

Аккумулирующая функция культуры выполняет роль человеческой памяти, с ее помощью отбираются и хранятся духовные ценности общечеловеческого и национального характера.

Рекреативная функция культуры проявляется в создании способов и учреждений, где человек получает возможность восстанавливать свои духовные силы. Обновлять и приводить в норму свой духовный потенциал, проводить своеобразную профилактику своего духовного состояния, то, что обычно называется «очищением души». Это можно делать в театре, а можно и в храме или на карнавале. В открытой культуре человек свободен в своем выборе и поэтому ему доступны все формы и функции культуры.

Эстетическая функция культуры – это функция эстетизации человеческой жизнедеятельности. Культура по своей природе является эстетико-художественным феноменом, в котором особое значение приобретает стремление человека к красоте природы и человеческих отношений, к осознанию художественных произведений. Это художественное удвоение мира в соответствии с представлениями об идеале, реализация способности человека в свободной «игре воображения». (И. Кант)

Нами рассмотрены лишь основные функции культуры. Особое внимание следует обратить на то, что каждому элементу культуры (науке, искусству, морали, праву, экономике и др.) могут быть свойственны различные функции. Так, мораль, реализуя человеческое поведение, пронизывает практически все сферы жизнедеятельности человека, нравственный аспект присутствует в каждом элементе культуры. Например, искусство, наряду с художественно-эстетической, гедонистической, выполняет и духовно-нравственную, воспитательную роль. Нравственность становится системой построения религиозных систем. В экономической культуре, предпринимательстве, политике также существуют свои «моральные заповеди».

Однако не все в культуре может быть объяснено с помощью функционального анализа. Функциональная интерпретация показывает лишь то, как культура обслуживает человека и общество.

 

Культура и цивилизация

 

Проблема соотношения цивилизации и культуры многогранна. Сложность анализа этой проблемы в том, что оба понятия – как «цивилизация», так и «культура» - имеют множество значений. Оба эти термина тесно связаны как по происхождению, так и по основным значениям. Тем не менее, между этими понятиями имеются существенные различия по смыслу, по употреблению в тех или иных случаях в различных контекстах.

1. и «культура», и «цивилизация» могут в одинаковой степени означать общее отличие человека от природы, человеческого общества от естественной среды.

2. оба понятия могут употребляться как антонимы понятий «дикость», «варварство», «невежество» и т.п.

3. они применяются для обозначения определенных исторических типов культуры, эпох в истории культуры, имеющих конкретную географическую привязку форм культуры.

4. оба слова могут указывать на процесс развития человечества, которое перешло от жизни по законам природы к культурному или цивилизованному состоянию. Однако, как правило, культура мыслится как нечто, возникшее раньше, чем цивилизация.

5. различия между значениями понятий «культура» и «цивилизация», оттенки их смысла во многом связаны с их происхождением. Поскольку понятие «культура» происходит из сферы религии (почитания богов), педагогики и философии (образование, воспитание и обучение), оно чаще применяется к явлениям т.н. «духовной культуры»: образованию, науке, искусству, философии, религии, морали. Понятие «цивилизация» ведет свое происхождение из политического и юридического словаря Древнего Рима, а создано оно философами Просвещения, в центре внимания которых находились общественные проблемы их времени. Неудивительно, что слово «цивилизация» обычно относится к явлениям т.н. «материальной культуры» и к общественной жизни.

Характерно, что когда говорят о «цивилизованных странах», имеют в виду страны с высоким уровнем экономического, технического и социального развития. Однако, «культурной страной», «страной высокой культуры» могут назвать и относительно бедную страну с низким или средним уровнем социально-экономического развития.

6. Понятие «цивилизация» чаще всего обозначает особенности социально-культурной системы, а понятие «культура» - культурные национальные особенности, хотя такое словоупотребление не носит строгого характера. Например, говорят об «английской культуре» и о «европейской цивилизации», однако возможно в том же смысле сказать и о «европейской культуре».

Понятия «культура» и «цивилизация» не разведены еще и в античности, где культура рассматривалась скорее как следование человека за космической упорядоченностью, а не как результат его творения.

Средневековье, сформировав теоцентрическую картину мира, трактовало человеческое бытие как исполнение людьми заповедей Бога-Творца, как приверженность букве и духу Священного Писания. Следовательно, в этот период культура и цивилизация в сознании человека не разделялись.

Соотношение культуры и цивилизации обозначилось впервые, когда в эпоху Возрождения культура стала связываться с индивидуально-личностным творческим потенциалом человека, а цивилизация – с историческим процессом гражданского общества.

В эпоху Просвещения культура рассматривалась как индивидуально-личностное и общественно-гражданское обустройство жизни, и тем самым культура и процесс цивилизационного развития наложились друг на друга. Собственно и термин «цивилизация» был введен французскими просветителями прежде всего для обозначения гражданского общества, в котором царствуют свобода, справедливость, правовой строй, т.е. для обозначения некоторой качественной характеристики общества, уровня его развития.

Понимание культуры как земного самостоятельного процесса в противоположность средневековой ее трактовке как заданного человеку вероисповедания начинает в Новое время формировать сознание культуры как определенного самосознания человека в качестве субъекта истории. Культура наполняется духом повседневного человеческого бытия.

В работах просветителей, романтиков, представителей немецкой классической философии и эстетики несовпадение целей цивилизации и культуры осознавалась как острая и углубляющаяся проблема. Высказывались идеи, что, выигрывая в качестве в процессе материально-экономического развития, человек проигрывает в качестве личности. Рост технического совершенства, улучшение материальных условий жизни человека – закономерная и желанная цель, но в процессе этой тенденции человек утрачивает целостность своего духовного бытия, полноту отношений с миром.

Соотношение понятий «культура» и «цивилизация» в культурологии является краеугольным камнем. Как первое, так и второе понятие отличаются многозначностью смыслов. В трактовке их соотношения существуют три основные тенденции: отождествление, противопоставление и частичное взаимопроникновение. Суть каждой из названных тенденций будет определяться трактовкой содержания данных понятий.

Проблема культура и цивилизация различными исследователями культуры интерпретируется различно. Понятие «культура» часто интерпретируется как синоним понятия «цивилизация». При этом под цивилизацией подразумевают или совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии, или только материальную культуру. Так же цивилизация противопоставлялась культуре, например, как бездушное вещное «тело» общества в противоположность культуре как началу духовному. Получила распространение интерпретация этого понятия в негативном смысле как общественного состояния, враждебного гуманным, человеческим аспектам социальной жизни.

Так, Тайлор отождествляет культуру и цивилизацию, считая, что это не что иное, как совокупность материальных и духовных достижений общества. На позиции отождествления культуры и цивилизации стоял З. Фрейд, который считал, что и то, и другое отличает человека от животного. М.Вебер и А.Тойнби полагают, что цивилизация это особый социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками, основу которых составляет религия.

В то же время достаточно часто в общественных науках и социальной философии, в том числе у А.Тойнби, понятие цивилизации используется для характеристики конкретного общества как социокультурного образования, локализованного в пространстве и во времени, или как фиксация определенного уровня технологического развития.

Противопоставление культуры и цивилизации свойственно О.Шпенглеру, Н. Бердяеву, Т. Маркузе. Шпенглер считает, что цивилизация – это совокупность технико-механистических элементов, а культура – царство органично-жизненного. Цивилизация – заключительный этап развития культуры, где наблюдается упадок литературы и искусства. Цивилизация – внешний по отношению к человеку мир, воздействующий на него и противостоящий ему, а культура – внутреннее достояние человека, являющееся символом его духовного богатства. Эпоха поздней, угасающей культуры (или цивилизации) характеризуется упадком и деградацией религии, философии, искусства и одновременным расцветом машинной техники и технологии, управления людьми, стремлением к комфорту, скоплением огромных человеческих масс в городах, истребительными войнами. Цивилизация – период распада органичности и целостности культуры, предвещающий ее скорую гибель.

Шпенглер разводит эти понятия чисто хронологически, культура для него сменяется цивилизацией, что приводит к ее упадку и деградации. «Цивилизация – есть совокупность крайне внешних и крайне искусственных состояний… цивилизация есть завершение». (Шпенглер О. Закат Европы. М., 1933. С. 42.)

Н. Бердяев считал, что практически на всем протяжении своего существования культура и цивилизация развиваются синхронно, за исключением истока, что дало возможность философу сделать вывод о первичности цивилизации, так как удовлетворение материальных потребностей предвосхищало удовлетворение духовных. В анализе соотношений цивилизации и культуры можно выделить черты как сходства, так и различия.

Н. Бердяев выявляет, прежде всего, различия, подчеркивает особенные черты и культуры, и цивилизации. По его мнению, в культуре акцентируются духовное, индивидуальное, качественное, эстетическое, выразительное, аристократическое, стабильно устойчивое, иногда консервативное начало, а в цивилизации – материальное, социально-коллективное, количественное, тиражированное, общедоступное, демократическое, прагматически-утилитарное, динамично-прогрессивное. Тот же Бердяев замечает, что «цивилизация всегда имеет вид parvenue (выскочка). Ее происхождение мирское, она родилась в борьбе с природой вне храмов и культа». (Бердяев Н.А. О культуре.//С.П. Мамонтов, А.С. Мамонтов. Антология культурологической мысли. М., 1996. С. 195.)

Позиция противопоставления содержательной сути цивилизации и культуры характерна для Т. Маркузе, считающего, что цивилизация – это холодная, жестокая, повседневная реальность, а культура – вечный праздник. В свое время Маркузе писал: «Духовный труд культуры противостоит материальному труду цивилизации, как будний день противостоит выходному, работа – досугу, царство необходимости – царству свободы.» (Цит. по: Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994. С. 27-28) Таким образом по Маркузе, цивилизация – это жестокая необходимость, а культура – некий идеал, иногда утопия. Но, в сущности, культура как духовный феномен – это не только иллюзия, но и реальность.

Шпенглер, Бердяев, Маркузе, ставя цивилизацию в оппозицию культуре как понятия-антиподы, все-таки понимали, что они взаимозависимы и взаимообусловлены. В научной литературе в попытках поставить знак равенства между культурой и цивилизацией есть причины. Они обусловлены чертами сходства, к которым следует отнести:

· Социальную природу их происхождения. Ни культура, ни цивилизация не могут существовать вне человеческого начала.

· Цивилизация и культура является результатом человеческой деятельности. Это искусственная среда обитания человека, вторая природа.

· Цивилизация и культура результат удовлетворения потребностей человека, но в одном случае преимущественно материальных, а в другом – духовных.

· Цивилизация и культура являются различными сторонами общественной жизни.

Понятие «цивилизация» возникает в XVIII веке, его использование связано с именем Гольбаха. Слово «цивилизация» французского происхождения, но берет свое начало от латинского корня civilis – гражданский, государственный. Существует ряд определений «цивилизации», среди которых можно выделить следующие:

· Синоним культуры.

· Уровень и степень общественного развития.

· Эпоха, следующая за варварством.

· Период деградации и упадка культуры.

· Степень господства человека и общества над природой посредством орудий труда и средств производства.

· Форма социальной организации и упорядоченности мира, основанная на приоритете развития новых технологий.

В настоящее время понятие «цивилизация» интерпретируют в трех смыслах: унитарном, стадиальном, локально-историческом. В унитарном смысле цивилизация рассматривается в качестве идеала прогрессивного развития общества в целом. В стадиальном под цивилизацией понимаются особые типы этого развития (выделяя аграрную, индустриальную, постиндустриальную, космогенную, техногенную и антропогенную). В локально-историческом – цивилизациями называют уникальные исторические образования, ограниченные определенными пространственно-временными рамками. В русле культурологического подхода цивилизация – это историческое социокультурное образование, основу которого составляет однородная культура; социологического – цивилизация понимается как синоним социального образования, имеющего общий временной и пространственный ареал; этнопсихологического – понятие цивилизации связывают с особенностями этнической истории, а цивилизационный критерий усматривают в специфике психологии или национального характера того или иного народа.

Таким образом, цивилизация и культура сосуществуют вместе, они рядорасположены и, видимо, с этим необходимо согласиться и постараться уяснить точки их соприкосновения, взаимодействия и взаимопроникновения. Цивилизация и культура неразделимы, одно без другого существовать не может.

Цивилизация и культура – результат человеческой деятельности по преобразованию природы и человека. Цивилизация позволяет человеку решить вопрос социальной организации и упорядоченности окружающего мира, а культура – духовно-ценностной ориентации в нем. Русский писатель М. Пришвин как-то заметил, что цивилизация – это сила вещей, а культура – связь людей. Для Пришвина культура – союз творческих личностей, антитеза цивилизации, основанной на стандарте. Обе – и культура, и цивилизация, сосуществуют в его представлении параллельно и состоят из различных рядов ценностей. Первая включает в себя «личность – общество – творчество – культуру», а вторая – «размножение – государство – производство – цивилизацию». (Пришвин М. Дневник писателя 1931-1932.//Октябрь. 1990. №1. С.147.)

Основное направление влияния культуры на цивилизацию осуществляется посредством ее гуманизации и внесения в человеческую деятельность осознания творческого аспекта. Цивилизация же с ее прагматическими установками зачастую теснит культуру, сжимая ее духовное пространство. В различные исторические периоды культура и цивилизация, сосуществуя и взаимодействуя, занимали в социуме различный удельный вес. К XX веку ощутима тенденция увеличения пространства цивилизации по сравнению с культурой. И в настоящее время актуален вопрос о поисках реальных механизмов их обоюдного плодотворного сосуществования.

 

Причины различий культур

  Запад Восток
Климат Прохлада и холод, менее благоприятные условия для земледелия Тропический, континентальный; резкие перемены температуры, влажности, изобилие растительности
Динамика социально-экономического развития Существование многих государств на относительно небольшой территории; меньший срок существования государств Обширность территорий, затрудненность торгово-экономических связей; длительное существование больших имперских систем
Межкультурные контакты Перекличка этнических культур, готовность усваивать опыт других культур, опирающаяся на религиозное единство Замкнутость этнических культур, слабость взаимообмена между ними; наличие нескольких религий

 

Несмотря на различия, существует определенный параллелизм культурного развития Востока и Запада (так, по мнению востоковедов, Восток имел свою эпоху Ренессанса, который выражался в специфически восточных формах). В настоящее время стало почти общепризнанным, что взаимодействие западной и восточной культур необходимо и полезно для культурного прогресса человечества. Несомненно, оно ведет к их сближению. Однако это не означает исчезновения различий между ними.

Глава 5. Динамика культуры.

 

Типы культурных процессов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.1 (0.053 с.)