Руленкова Л. И., Смирнова О. И. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Руленкова Л. И., Смирнова О. И.



Р85 Аудиология и слухопротезирование: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 208 с. 13ВН 5-7695-0964-3

В учебном пособии обобщены и систематизированы знания по анато­мии и физиологии органов слуха, представлены современные методы ис­следования и диагностики слуха, а также подбора и применения слухо­вой аппаратуры. Впервые представлены новейшие сведения по слухопроте-зированию, описаны последние модели звукоусиливающей аппаратуры.

Может быть использовано педагогами специальных учебных заведе­ний и родителями глухих и слабослышащих детей.

УДК 616.28.008.1(075.8) ББК 56.8я73

Учебное издание

Руленкова Людмила Ивановна, Смирнова Ольга Ивановна

Аудиология и слухопротезирование Учебное пособие

Редактор Е.А.Кречетова. Ответственный редактор И.Б.Чистякова.

Технический редактор Н.И.Горбачева. Компьютерная верстка: Р.Ю.Волкова.

Корректоры В.Н.Рейбекель, М.А.Суворова

Изд. № А-409. Подписано в печать 17.03.2003. Формат 60x90/16. Гарнитура «Тайме». Бумага тип. № 2. Печать офсетная. Усл. печ. л. 13,0. Тираж 20 000 экз. (1-й завод 1 — 5100 экз.). Заказ № 1601.

Лицензия ИД № 02025 от 13.06.2000. Издательский центр «Академия». Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953.Д.002682.05.01 от 18.05.2001. 117342, Москва, ул. Бутлерова, 17-Б, к. 223. Тел./факс: (095)330-1092, 334-8337.

Отпечатано с готовых диапозитивов

на ОАО «Альянс «Югполиграфиздат» ИПК «Офсет»

400001, г. Волгоград, ул. КИМ, 6.

© Руленкова Л.И., Смирнова О.И., 2003
I8ВN 5-7695-0964-3 © Издательский центр «Академия», 2003


ПРЕДИСЛОВИЕ

Проблема снижения слуха волновала людей всегда. Глухота счи-! талась и считается одним из самых тяжелых недугов, так как вле-|'чет за собой немоту — потерю речи, вследствие чего нарушается связь человека с окружающими людьми и, как результат, воз­можна полная или достаточно ощутимая его изоляция.

Врачи и сурдопедагоги постоянно искали и ищут пути восста­новления (хотя бы частично) слуховой функции, ее компенса­ции и возвращения человека в мир звуков, формирования спо­собности речевого общения при ограниченных анализаторных возможностях. В настоящее время существуют различные методы и системы реабилитации и обучения детей с нарушениями слуха. И все они предполагают развитие слухового восприятия, исполь­зование звукоусиливающей аппаратуры.

Авторы настоящей работы попытались обобщить и системати­зировать знания по аудиологии, в том числе по анатомии и физио­логии органов слуха, вскрыть причины снижения слуха, класси­фицировать их, рассказать о современных методах исследования слуха. В этом учебном пособии впервые представлены новейшие сведения о проблемах слухопротезирования и рассмотрены по­следние модели звукоусиливающей аппаратуры.

Каждому молодому специалисту, посвятившему себя работе со слабослышащими и глухими детьми, необходимо обладать знани­ями о диагностике слуха, о методах и приемах подбора слуховой аппаратуры, ее видах и типах, способах применения. Следует по­мнить, что хорошие результаты в развитии слухового восприятия и речи детей, имеющих нарушения слуха, можно получить только при использовании правильно подобранного и настроенного слу­хового аппарата; в противном случае можно нанести вред ребенку и вызвать у него негативное отношение к ношению аппарата.

Авторы выражают глубокую признательность за предоставлен­ные материалы Центру-Поликлинике «СУВАГ» (Загреб, Хорва­тия), фирме «Сименс» (Германия), фирме «Отикон» (Дания).


Глава 1 АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ОРГАНОВ СЛУХА

НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ ПО ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ

АУДИОЛОГИИ

Аудиология — учение о слухе — одна из наиболее молодых обла­стей науки. Ее оформление как самостоятельной медицинской специальности состоялось в 1948 г. на Международном конгрессе в Стокгольме.

Основной задачей аудиологии является всестороннее изучение слуховой функции в норме и при различных патологических состоя­ниях для того, чтобы результаты этого изучения могли быть мак­симально использованы для диагностики, профилактики, лече­ния и компенсации недостатков слухового восприятия.

История аудиологии неразрывно связана с достижениями кли­нической отиатрии, физики, физиологии, электроники, акусти­ки. Практические основы аудиологии были заложены в глубокой древности. Человечество издавна стремилось познать сущность ок­ружающих звуков и использовать их в своих интересах. С помощью звуковых сигналов люди обрели возможность общаться друг с дру­гом, ориентироваться в различной обстановке, предупреждать об опасности и т.д.

Истоки науки о звуке, методах лечения глухоты восходят к трудам ученых Египта, Древней Греции, Рима. Одной из таких древних работ, дошедших до наших дней, является «Эберс па­пирус», который был написан около 1600 лет до н.э. Наряду с другими болезнями в нем описаны простейшие методы исследо­вания слуха, а также дан перечень лекарств для лечения дефектов слуха.

Большой вклад в развитие акустики в VI в. до н. э. внес греческий философ и ученый Пифагор. Изучая физику звуков на основе опы­тов со струнами разной длины, он установил зависимость высоты тона от длины струны и создал музыкальную шкалу.

Другой ученый — Гиппократ (около 400 лет до н. э.) — дал опи­сание анатомии слухового органа, а также ряда симптомов забо­леваний уха и пришел к выводу, что звук проникает в мозг через барабанную перепонку и вследствие этого человек слышит. Через 50 лет философ Древней Греции Аристотель (384—322 гг. до н. э.)


в экспериментах на животных установил, что ушная улитка явля­ется составной частью слуховой системы.

В начале III в. до н.э. центр медицинской науки сосредоточился в Александрии, оставаясь там приблизительно до I в. н.э. Многие работы этого периода до нас не дошли, так как знаменитая Алек­сандрийская библиотека частично сгорела во время войны с Юлием Цезарем (48—47 гг. до н. э.) и была полностью уничтожена в VII в. н. э. войсками Арабского халифата.

На рубеже старой и новой эры заметный вклад в отиатрию внес римский исследователь Корнелий Цельс, обобщивший рабо­ты своих современников в этой области медицины. Цельс разра­ботал более тонкую дифференциацию заболеваний среднего уха, описал травмы и инородные тела уха, атрезии слухового проходаь

Начиная со II в. н.э. и последующие 13 веков основополагаю­щими в области отологии признавались труды греческого врача и философа Клавдия Галена. Он оставил после себя более 90 томов, в которых рассматривались различные вопросы анатомии, фарма­кологии, физиологии, терапии, подробно описал черепные нер­вы, в том числе и слуховой, первым применил термин «лаби­ринт» по отношению к внутреннему уху.

В Средневековье крупнейшим представителем медицинской на­уки был выдающийся ученый из Бухары Ибн Ста (Авиценна). Ряд разделов его многотомного труда «Канон врачебной науки» был посвящен ушным патологиям — глухоте, ушным шумам, голо­вокружению и методам их лечения.

В XV—XVI вв. в итальянских университетах Падуи, Болоньи и Рима проводились значительные исследования в этой области. Осо­бого внимания среди них заслуживают работы А. Везалия и Б. Ев-стахия. Последний высказал ряд теоретических положений по фи­зиологии слуха, составил описание слуховых косточек среднего уха человека, строения улитки и слуховой трубы. Спустя 150 лет после его смерти слуховая труба была названа его именем — ев­стахиевой.

К этому же периоду относятся работы английского врача Т. Вил­лиса, который посвятил ряд исследований слуху, представил ана­томическое описание VII и VIII черепных нервов и выдвинул ги­потезу о том, что барабанная перепонка приводится в движение звуками, вибрация которых передается во внутреннее ухо к слу­ховому нерву.

В 1683 г. в Париже профессор Ж.Дюверней в труде «Трактат об органе слуха» дал точное описание строения костного лабиринта и среднего уха. Его рисунки строения улитки признаны класси­ческими и использовались во многих странах для подготовки вра­чей. Именно Дюверней установил, что выделение из уха не имеет связи с мозговой жидкостью. Совместно с физиком Э. Мариоттом Дюверней обосновал функциональное назначение различных


 

анатомических структур уха, описал путь прохождения звуковых волн к улитке, разработал теорию слуха. Согласно его теории, барабанная перепонка реагирует на определенный диапазон час­тот и пропускает низкие или высокие звуки в зависимости от ее натяжения. Конечной воспринимающей структурой является кост­ная спиральная пластина улитки с натянутыми чувствительными волосками, внизу она шире и поэтому отвечает на звуки низкой частоты, вверху — уже и отвечает на высокие звуки. Таким обра­зом, несмотря на ошибочность некоторых положений Дювернея относительно механизма восприятия звука, его исследования пре­допределили появление резонансной теории слуха, выдвинутой спустя 200 лет Г. Гелъмголъцем.

В 1707 г. французский анатом А. Валъсалъва в книге «Трактат об ухе человека» впервые описал отосклеротические очаги — сраще­ние стремени с овальным окном; указал на значение слуховой трубы в развитии глухоты.

В 1711 г. Дж.Шор разработал и предложил использовать для исследования слуха первые камертоны.

XIX век характеризуется бурным развитием физиологии, акус­тики, физики. В это время были выполнены оригинальные иссле­дования по физиологии слуха и вестибулярного аппарата, разра­ботаны новые методы лечения ушных заболеваний.

В 1828 г. французский физиолог П. Флуран в экспериментах на голубях определил функцию полукружных каналов ушного лаби­ринта и сделал вывод, что слуховой нерв состоит из двух частей, одна из которых отвечает на звуковые раздражители, а другая — на вестибулярные. В 1860 г. его соотечественник П. Менъер описал болезнь, сопровождавшуюся возникновением головокружения, тошноты, шума в ушах. Это состояние, при котором одновремен­но наблюдались слуховые и вестибулярные нарушения, было на­звано именем автора.

В 1851 г. выдающийся итальянский анатом А. Корти опублико­вал оригинальные исследования по изучению морфологического строения улитки, подробно описал базилярную мембрану с рас­положенными на ней клеточными структурами и чувствительны­ми клетками, доказал, что эти образования являются звуковос-принимающими устройствами слухового органа. Впоследствии ре-цепторные структуры внутреннего уха получили название органа Корти (кортиев орган; в настоящее время — спиральный орган).

Э.Рейсснер (1824—1878) пришел к выводу, что улитковый ход представляет собой самостоятельную замкнутую систему.

Во второй половине XIX в. наиболее значимые исследования в этой области медицины проводились в Германии и Австрии. Е. Ве-бер, Е.Ринне и Д. Швабах опубликовали описания исследований по тестированию слуха с помощью камертона, в которых были даны разработанные ими тесты для диагностики поражений орга-


на слуха, впоследствии названные их именами. Эти тесты нашли широкое применение при акуметрических обследованиях и до на­стоящего времени не утратили своего диагностического значения в аудиологии как пробы, взаимно контролирующие и дополняю­щие друг друга.

Основоположником современного учения о звуке с полным правом можно считать крупнейшего ученого XIX в. немецкого фи­зика Г. Гелъмголъца. В книге «Учение о звуковых ощущениях» (1863) он представил строгое объяснение физической сущности звуков, разработал модель внутреннего уха, механизм взаимосвязи зву­ковых волн с рецепторными клетками, разделил все звуки на тоны и шумы на основе спектральных характеристик, ввел понятие «тембр звука». Для объяснения механизма восприятия звука Г. Гельм-гольц предложил резонансную теорию, на основе которой разра­ботал учение о слуховых ощущениях.

Г. Герц, ассистент Г. Гельмгольца, развил учение своего учите­ля. Он разработал теорию замкнутого резонанса, открытого виб­ратора, предложил единицу измерения частоты звука — число колебаний в секунду, получившую название герц (Гц).

В 1875 г. в Петербургской медико-хирургической академии врач А. Борнгардт защитил диссертацию «Материалы для вопроса о зна­чении полукружных каналов ушного лабиринта».

В конце XIX в. благодаря развитию физики была создана элек­трическая вакуумная трубка. Ее высокая чувствительность позво­лила регистрировать электрические потенциалы в слуховой сис­теме и разработать с использованием ее возможностей специаль­ные электронные устройства для измерения слуховой чувствитель­ности — аудиометры.

На рисунке 1 изображен первый аудиометр, созданный в 1898 г. М. Р.Хатчинсоном. С его помощью можно было измерять различ­ные частоты и громкости как по воздушной, так и по костной проводимости.

Для проведения точных акустических исследований были обо­рудованы специальные помещения — камеры, изолированные от внешних звуков. Одна из первых звуконепроницаемых камер была сооружена Г. Цеардемакером в 1904 г. в Утрехте.

В развитии отечественной отиатрии особое место принадлежит приват-доценту Московского университета С. Ф. Штейну (1855 — 1921). Он одним из первых четко разграничил функции ушного лабиринта на слуховую и вестибулярную, разработал центрифугу для исследования вестибулярного аппарата, гониометр для опре­деления устойчивости равновесия, дал точное обоснование явле­нию головокружения при вестибулярных нарушениях.

Во время Второй мировой войны и вскоре после нее в ряде стран были предложены новые тесты для исследования слуха. К ним относятся тесты надпороговой аудиометрии для выявления слухо-


Рис. 1. Аудиометр М.Р.Хатчинсона

вой гиперчувствительности к изменениям интенсивности звука — так называемого феномена ускоренного нарастания громкости (ФУНГ). Из этих тестов в аудиологической практике широко при­менялся метод определения дифференциального порога восприя­тия силы звука (опыт Е.Ьшспег, 1951) и индекса малых при­ращений интенсивности — 8131-тест (1.-КЛег§ег, Е.НагГогс!, 1960). Из других методов исследования слуховой функции получили распространение метод автоматической аудиометрии, предложен­ный Д. Бекеши (1947), методы клинической идентификации и оценки глухоты центрального генеза (Е. Босса, С.Са1еаго, 1963), исследования слуховой адаптации (Ф.Д.Шейхон, 1953; Р.Кар-харт, 1957), шумовая аудиометрия по методике Б. Лангенбека (1963). В 1946 г. О. Метц сконструировал импедансный мост и впервые применил его в аудиологии для измерения акустического импе­данса среднего уха. В настоящее время импедансная аудиометрия широко используется во многих странах для дифференциальной диагностики заболеваний уха, а также в научных исследованиях. Трудность обследования грудных детей, детей с умственной отсталостью, больных с нарушениями психики обусловила по­требность в разработке объективных методов исследования слу­ха на основе достоверных электрофизиологических измерений. Э.Дж. Уивер и К. У. Брей еще в 1930 г. успешно регистрировали кох-леарные потенциалы общего действия VIII нерва в экспериментах на животных, однако эта работа не была замечена отиатрами. Лишь в дальнейшем метод электрокохлеографии стал постоянно исполь-


зоваться в аудиологии. Благодаря компьютерной технике объек­тивная аудиометрия получила широкое распространение во всем мире.

Аудиология органически связана с акустикой, профессиональ­ной патологией, психологией, сурдопедагогикой, слухопротези-рованием, сурдотехникой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 492; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.218.164 (0.025 с.)