Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Руленкова Л. И., Смирнова О. И.Стр 1 из 29Следующая ⇒
Р85 Аудиология и слухопротезирование: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 208 с. 13ВН 5-7695-0964-3 В учебном пособии обобщены и систематизированы знания по анатомии и физиологии органов слуха, представлены современные методы исследования и диагностики слуха, а также подбора и применения слуховой аппаратуры. Впервые представлены новейшие сведения по слухопроте-зированию, описаны последние модели звукоусиливающей аппаратуры. Может быть использовано педагогами специальных учебных заведений и родителями глухих и слабослышащих детей. УДК 616.28.008.1(075.8) ББК 56.8я73 Учебное издание Руленкова Людмила Ивановна, Смирнова Ольга Ивановна Аудиология и слухопротезирование Учебное пособие Редактор Е.А.Кречетова. Ответственный редактор И.Б.Чистякова. Технический редактор Н.И.Горбачева. Компьютерная верстка: Р.Ю.Волкова. Корректоры В.Н.Рейбекель, М.А.Суворова Изд. № А-409. Подписано в печать 17.03.2003. Формат 60x90/16. Гарнитура «Тайме». Бумага тип. № 2. Печать офсетная. Усл. печ. л. 13,0. Тираж 20 000 экз. (1-й завод 1 — 5100 экз.). Заказ № 1601. Лицензия ИД № 02025 от 13.06.2000. Издательский центр «Академия». Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953.Д.002682.05.01 от 18.05.2001. 117342, Москва, ул. Бутлерова, 17-Б, к. 223. Тел./факс: (095)330-1092, 334-8337. Отпечатано с готовых диапозитивов на ОАО «Альянс «Югполиграфиздат» ИПК «Офсет» 400001, г. Волгоград, ул. КИМ, 6. © Руленкова Л.И., Смирнова О.И., 2003 ПРЕДИСЛОВИЕ Проблема снижения слуха волновала людей всегда. Глухота счи-! талась и считается одним из самых тяжелых недугов, так как вле-|'чет за собой немоту — потерю речи, вследствие чего нарушается связь человека с окружающими людьми и, как результат, возможна полная или достаточно ощутимая его изоляция. Врачи и сурдопедагоги постоянно искали и ищут пути восстановления (хотя бы частично) слуховой функции, ее компенсации и возвращения человека в мир звуков, формирования способности речевого общения при ограниченных анализаторных возможностях. В настоящее время существуют различные методы и системы реабилитации и обучения детей с нарушениями слуха. И все они предполагают развитие слухового восприятия, использование звукоусиливающей аппаратуры.
Авторы настоящей работы попытались обобщить и систематизировать знания по аудиологии, в том числе по анатомии и физиологии органов слуха, вскрыть причины снижения слуха, классифицировать их, рассказать о современных методах исследования слуха. В этом учебном пособии впервые представлены новейшие сведения о проблемах слухопротезирования и рассмотрены последние модели звукоусиливающей аппаратуры. Каждому молодому специалисту, посвятившему себя работе со слабослышащими и глухими детьми, необходимо обладать знаниями о диагностике слуха, о методах и приемах подбора слуховой аппаратуры, ее видах и типах, способах применения. Следует помнить, что хорошие результаты в развитии слухового восприятия и речи детей, имеющих нарушения слуха, можно получить только при использовании правильно подобранного и настроенного слухового аппарата; в противном случае можно нанести вред ребенку и вызвать у него негативное отношение к ношению аппарата. Авторы выражают глубокую признательность за предоставленные материалы Центру-Поликлинике «СУВАГ» (Загреб, Хорватия), фирме «Сименс» (Германия), фирме «Отикон» (Дания). Глава 1 АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ОРГАНОВ СЛУХА НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ ПО ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ АУДИОЛОГИИ Аудиология — учение о слухе — одна из наиболее молодых областей науки. Ее оформление как самостоятельной медицинской специальности состоялось в 1948 г. на Международном конгрессе в Стокгольме. Основной задачей аудиологии является всестороннее изучение слуховой функции в норме и при различных патологических состояниях для того, чтобы результаты этого изучения могли быть максимально использованы для диагностики, профилактики, лечения и компенсации недостатков слухового восприятия. История аудиологии неразрывно связана с достижениями клинической отиатрии, физики, физиологии, электроники, акустики. Практические основы аудиологии были заложены в глубокой древности. Человечество издавна стремилось познать сущность окружающих звуков и использовать их в своих интересах. С помощью звуковых сигналов люди обрели возможность общаться друг с другом, ориентироваться в различной обстановке, предупреждать об опасности и т.д.
Истоки науки о звуке, методах лечения глухоты восходят к трудам ученых Египта, Древней Греции, Рима. Одной из таких древних работ, дошедших до наших дней, является «Эберс папирус», который был написан около 1600 лет до н.э. Наряду с другими болезнями в нем описаны простейшие методы исследования слуха, а также дан перечень лекарств для лечения дефектов слуха. Большой вклад в развитие акустики в VI в. до н. э. внес греческий философ и ученый Пифагор. Изучая физику звуков на основе опытов со струнами разной длины, он установил зависимость высоты тона от длины струны и создал музыкальную шкалу. Другой ученый — Гиппократ (около 400 лет до н. э.) — дал описание анатомии слухового органа, а также ряда симптомов заболеваний уха и пришел к выводу, что звук проникает в мозг через барабанную перепонку и вследствие этого человек слышит. Через 50 лет философ Древней Греции Аристотель (384—322 гг. до н. э.) в экспериментах на животных установил, что ушная улитка является составной частью слуховой системы. В начале III в. до н.э. центр медицинской науки сосредоточился в Александрии, оставаясь там приблизительно до I в. н.э. Многие работы этого периода до нас не дошли, так как знаменитая Александрийская библиотека частично сгорела во время войны с Юлием Цезарем (48—47 гг. до н. э.) и была полностью уничтожена в VII в. н. э. войсками Арабского халифата. На рубеже старой и новой эры заметный вклад в отиатрию внес римский исследователь Корнелий Цельс, обобщивший работы своих современников в этой области медицины. Цельс разработал более тонкую дифференциацию заболеваний среднего уха, описал травмы и инородные тела уха, атрезии слухового проходаь Начиная со II в. н.э. и последующие 13 веков основополагающими в области отологии признавались труды греческого врача и философа Клавдия Галена. Он оставил после себя более 90 томов, в которых рассматривались различные вопросы анатомии, фармакологии, физиологии, терапии, подробно описал черепные нервы, в том числе и слуховой, первым применил термин «лабиринт» по отношению к внутреннему уху. В Средневековье крупнейшим представителем медицинской науки был выдающийся ученый из Бухары Ибн Ста (Авиценна). Ряд разделов его многотомного труда «Канон врачебной науки» был посвящен ушным патологиям — глухоте, ушным шумам, головокружению и методам их лечения. В XV—XVI вв. в итальянских университетах Падуи, Болоньи и Рима проводились значительные исследования в этой области. Особого внимания среди них заслуживают работы А. Везалия и Б. Ев-стахия. Последний высказал ряд теоретических положений по физиологии слуха, составил описание слуховых косточек среднего уха человека, строения улитки и слуховой трубы. Спустя 150 лет после его смерти слуховая труба была названа его именем — евстахиевой. К этому же периоду относятся работы английского врача Т. Виллиса, который посвятил ряд исследований слуху, представил анатомическое описание VII и VIII черепных нервов и выдвинул гипотезу о том, что барабанная перепонка приводится в движение звуками, вибрация которых передается во внутреннее ухо к слуховому нерву.
В 1683 г. в Париже профессор Ж.Дюверней в труде «Трактат об органе слуха» дал точное описание строения костного лабиринта и среднего уха. Его рисунки строения улитки признаны классическими и использовались во многих странах для подготовки врачей. Именно Дюверней установил, что выделение из уха не имеет связи с мозговой жидкостью. Совместно с физиком Э. Мариоттом Дюверней обосновал функциональное назначение различных анатомических структур уха, описал путь прохождения звуковых волн к улитке, разработал теорию слуха. Согласно его теории, барабанная перепонка реагирует на определенный диапазон частот и пропускает низкие или высокие звуки в зависимости от ее натяжения. Конечной воспринимающей структурой является костная спиральная пластина улитки с натянутыми чувствительными волосками, внизу она шире и поэтому отвечает на звуки низкой частоты, вверху — уже и отвечает на высокие звуки. Таким образом, несмотря на ошибочность некоторых положений Дювернея относительно механизма восприятия звука, его исследования предопределили появление резонансной теории слуха, выдвинутой спустя 200 лет Г. Гелъмголъцем. В 1707 г. французский анатом А. Валъсалъва в книге «Трактат об ухе человека» впервые описал отосклеротические очаги — сращение стремени с овальным окном; указал на значение слуховой трубы в развитии глухоты. В 1711 г. Дж.Шор разработал и предложил использовать для исследования слуха первые камертоны. XIX век характеризуется бурным развитием физиологии, акустики, физики. В это время были выполнены оригинальные исследования по физиологии слуха и вестибулярного аппарата, разработаны новые методы лечения ушных заболеваний. В 1828 г. французский физиолог П. Флуран в экспериментах на голубях определил функцию полукружных каналов ушного лабиринта и сделал вывод, что слуховой нерв состоит из двух частей, одна из которых отвечает на звуковые раздражители, а другая — на вестибулярные. В 1860 г. его соотечественник П. Менъер описал болезнь, сопровождавшуюся возникновением головокружения, тошноты, шума в ушах. Это состояние, при котором одновременно наблюдались слуховые и вестибулярные нарушения, было названо именем автора. В 1851 г. выдающийся итальянский анатом А. Корти опубликовал оригинальные исследования по изучению морфологического строения улитки, подробно описал базилярную мембрану с расположенными на ней клеточными структурами и чувствительными клетками, доказал, что эти образования являются звуковос-принимающими устройствами слухового органа. Впоследствии ре-цепторные структуры внутреннего уха получили название органа Корти (кортиев орган; в настоящее время — спиральный орган).
Э.Рейсснер (1824—1878) пришел к выводу, что улитковый ход представляет собой самостоятельную замкнутую систему. Во второй половине XIX в. наиболее значимые исследования в этой области медицины проводились в Германии и Австрии. Е. Ве-бер, Е.Ринне и Д. Швабах опубликовали описания исследований по тестированию слуха с помощью камертона, в которых были даны разработанные ими тесты для диагностики поражений орга- на слуха, впоследствии названные их именами. Эти тесты нашли широкое применение при акуметрических обследованиях и до настоящего времени не утратили своего диагностического значения в аудиологии как пробы, взаимно контролирующие и дополняющие друг друга. Основоположником современного учения о звуке с полным правом можно считать крупнейшего ученого XIX в. немецкого физика Г. Гелъмголъца. В книге «Учение о звуковых ощущениях» (1863) он представил строгое объяснение физической сущности звуков, разработал модель внутреннего уха, механизм взаимосвязи звуковых волн с рецепторными клетками, разделил все звуки на тоны и шумы на основе спектральных характеристик, ввел понятие «тембр звука». Для объяснения механизма восприятия звука Г. Гельм-гольц предложил резонансную теорию, на основе которой разработал учение о слуховых ощущениях. Г. Герц, ассистент Г. Гельмгольца, развил учение своего учителя. Он разработал теорию замкнутого резонанса, открытого вибратора, предложил единицу измерения частоты звука — число колебаний в секунду, получившую название герц (Гц). В 1875 г. в Петербургской медико-хирургической академии врач А. Борнгардт защитил диссертацию «Материалы для вопроса о значении полукружных каналов ушного лабиринта». В конце XIX в. благодаря развитию физики была создана электрическая вакуумная трубка. Ее высокая чувствительность позволила регистрировать электрические потенциалы в слуховой системе и разработать с использованием ее возможностей специальные электронные устройства для измерения слуховой чувствительности — аудиометры. На рисунке 1 изображен первый аудиометр, созданный в 1898 г. М. Р.Хатчинсоном. С его помощью можно было измерять различные частоты и громкости как по воздушной, так и по костной проводимости. Для проведения точных акустических исследований были оборудованы специальные помещения — камеры, изолированные от внешних звуков. Одна из первых звуконепроницаемых камер была сооружена Г. Цеардемакером в 1904 г. в Утрехте. В развитии отечественной отиатрии особое место принадлежит приват-доценту Московского университета С. Ф. Штейну (1855 — 1921). Он одним из первых четко разграничил функции ушного лабиринта на слуховую и вестибулярную, разработал центрифугу для исследования вестибулярного аппарата, гониометр для определения устойчивости равновесия, дал точное обоснование явлению головокружения при вестибулярных нарушениях.
Во время Второй мировой войны и вскоре после нее в ряде стран были предложены новые тесты для исследования слуха. К ним относятся тесты надпороговой аудиометрии для выявления слухо- Рис. 1. Аудиометр М.Р.Хатчинсона вой гиперчувствительности к изменениям интенсивности звука — так называемого феномена ускоренного нарастания громкости (ФУНГ). Из этих тестов в аудиологической практике широко применялся метод определения дифференциального порога восприятия силы звука (опыт Е.Ьшспег, 1951) и индекса малых приращений интенсивности — 8131-тест (1.-КЛег§ег, Е.НагГогс!, 1960). Из других методов исследования слуховой функции получили распространение метод автоматической аудиометрии, предложенный Д. Бекеши (1947), методы клинической идентификации и оценки глухоты центрального генеза (Е. Босса, С.Са1еаго, 1963), исследования слуховой адаптации (Ф.Д.Шейхон, 1953; Р.Кар-харт, 1957), шумовая аудиометрия по методике Б. Лангенбека (1963). В 1946 г. О. Метц сконструировал импедансный мост и впервые применил его в аудиологии для измерения акустического импеданса среднего уха. В настоящее время импедансная аудиометрия широко используется во многих странах для дифференциальной диагностики заболеваний уха, а также в научных исследованиях. Трудность обследования грудных детей, детей с умственной отсталостью, больных с нарушениями психики обусловила потребность в разработке объективных методов исследования слуха на основе достоверных электрофизиологических измерений. Э.Дж. Уивер и К. У. Брей еще в 1930 г. успешно регистрировали кох-леарные потенциалы общего действия VIII нерва в экспериментах на животных, однако эта работа не была замечена отиатрами. Лишь в дальнейшем метод электрокохлеографии стал постоянно исполь- зоваться в аудиологии. Благодаря компьютерной технике объективная аудиометрия получила широкое распространение во всем мире. Аудиология органически связана с акустикой, профессиональной патологией, психологией, сурдопедагогикой, слухопротези-рованием, сурдотехникой.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 492; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.218.164 (0.025 с.) |