Занятие 8. Физиология сенсорных систем. Слуховая, вестибулярная, двигательная, температурная, тактильная, висцеральная сенсорные системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 8. Физиология сенсорных систем. Слуховая, вестибулярная, двигательная, температурная, тактильная, висцеральная сенсорные системы



Цель: Анализ принципов работы сенсорных систем, частные механизмы слуховой, вестибулярной, двигательной, температурной, тактильной, висцеральной сенсорных систем.

Задачи: рассмотреть морфофункциональную организацию сенсорных систем, обучить студентов методам оценки функционального статуса сенсорных систем, изучить частныемеханизмы их работы.

Основные понятия

Острота слуха. Аудиометрия клиническая. Возбудимость вестибулорецепторов. Эстезиометрия. Термоэстезиометрия.

Вопросы к занятию

1. Каков диапазон частот, воспринимаемых органом слуха человека?

2. В области каких частот слух человека обладает максимальной чувствительностью?

3. Что относится к периферическому отделу слухового анализатора?

4. Охарактеризуйте физиологическое значение среднего уха.

5. Как осуществляется проведение звуковых колебаний к слуховым рецепторам?

6. Каковы современные пред­ставления о механизмах восприятия звуковых колебаний различной частоты (низких, средних, высоких тонов)? Как кодируется сила звука?

7. Ка­­кие физиологические механизмы позволяют определить направление источника звука в пространстве?

8. Что является адекватными раздражителями волосковых клеток преддверия, полукружных каналов?

9. Опишите реакции, возникающие при раздражении вестибулярного аппарата

10. Какое физиологическое значение имеет проприорецепция?

11. Что является адекватным раздражителем мышечных веретен?

12. Где расположены тельца Гольджи и когда они возбуждаются?

13. Какова физиологическая роль терморецепторов? Топография температурной чувствительности в полости рта.

14. Перечислите рецепторные образования тактильной сенсорной системы.

 

Рекомендуемая литература -

Нормальная физиология человека/ Под ред. А. В. Завьялова, В. М. Смирнова, М: МЕдпресс-информ. – 2009. – С. 664-679, 685-687.

Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии/ Под ред. С. М. Будылиной, В. М. Смирнова, М: Ак

 

Практические работы

РАБОТА 1. Руководство – с. 241, работа 6.12. Оценка воздушной проводимости и ее сопоставление с костной (проба Ринне).

Цель – сравнительная оценка воздушной и костной проводимости.

Результат – см. описание опыта

 

Ударьте по бранше камертона резиновым мо­лоточком. Приложите ножку камертона к сосцевидному отростку испы­туемого. Испытуемый слышит постепенно ослабевающий звук. При исчезновении звука камертон переносят непосредственно к уху. Отметьте, слышит ли он звук снова. Проба Ринне считается положительной (воздушная проводимость в норме), если испытуемый слышит некоторое время камертон после его перемещения с сосцевидного отростка к ушной раковине. Если не слышит - воздушная проводимость ниже костной - проба Ринне отри­цательная.

Указания к оформлению протокола

1. Какая проводимость у испытуемого лучше -

2. СДР - Ответьте на вопрос – какой отдел слухового анализатора поражен, если у испытуемого проба Ринне отрицательная –

РАБОТА 2. Опыт Вебера.

Цель – определение нарушений воздушной проводимости.

Результат – усиленное восприятие звука со стороны уха с нарушенной воздушной проводимостью.

 

Опыт позволяет определить нарушение воздушной проводимости. Приложите ножку звучащего камертона на сере­дину темени испытуемого. Сравните силу звукового ощущения в правом и левом ухе. Если сила звука оценивается одинаково, воздушная проводимость звука не нарушена или нарушена в одинаковой степени для правого и левого уха. Если сила звука оценивается по-разному, то воздушная проводимость звука нарушена в том ухе, в котором звук оценивается с большей силой. Чтобы оценить это, смоделируйте эту ситуацию. Для этого, закройте слухо­вой проход с одной стороны ватным тампоном. Одинаково ли вос­при­нимается звук? Со стороны уха, заложенного тампоном, звук будет казать­ся более сильным. Это объясняется тем, что звук камертона достигает слуховых рецепторов по костным тканям черепа при уменьшенных потерях звуковой энергии через закрытое наружное ухо.

Указания к оформлению протокола

1. Опишите результаты эксперимента –

 

РАБОТА 3. Исследование бинаурального слуха. Руководство – с. 242, работа 6.13.

Цель – исследование функциональной значимости бинаурального слуха.

Результат – бинауральный слух позволяет точно локализовать источник звук в пространстве.

 

а) Испытуемый сидит на стуле с закрытыми глазами. Расположите звучащий предмет (камертон, часы) в разных пунктах вблизи испытуемого, при этом он должен локализовать источник звучащего предмета в пространстве.

б) Испытуемому вставляют в слуховые проходы наконечники резиновой трубки. На середине трубки имеется отметка, а слева и справа от нее нанесены сантиметровые деления. Экспериментатор карандашом наносит легкие удары по срединной метке. Где испытуемый локализует звук в этом опыте?

в) Наносите удары слева или справа от срединной метки и определите, на каком минимальном расстоянии от нее испытуемый отмечает, что ощущение звука возникает справа или слева.

Указания к оформлению протокола

1.Какой физиологический механизм обеспечивает процесс локализации источника звука в пространстве –

 

 

2. СДР - Ответьте на вопрос – В какой плоскости перемещений источника звука в пространстве допускается наибольшее количество ошибок по локализации пространственного источника звука, почему?

РАБОТА 4. Исследование остроты слуха.

Цель – освоение методов оценки остроты слуха.

Результат – см. описание опыта.

 

а) Тест на шепотную речь. Испытуемый закрывает одно ухо и поворачивается к экспериментатору открытым ухом. Экспериментатор с расстояния 5 м шепотом называет числа - 26, 78, 39 и т. д. Если испытуемый правильно их воспринимает, повторите опыт, увеличивая расстояние на 1 шаг и так до тех пор, пока испытуемый не начнет ошибаться. Определите расстояние, характеризующее остроту слуха испытуемого - норма 5-6 м.

 

Указания к оформлению протокола

Результат проведения теста –

 

 

б) Оценка слышимости тонов разной частоты. Подключите динамик к генератору звуковых частот. Установите некоторую среднюю громкость зву­ча­ния. Оцените степень ощущения громкости звука при изменении частоты звука в диапазоне от 200 до 10000 гц. Установите наивысшую частоту звуковых колебаний, которая все еще вызывает звуковое ощущение - у молодых людей норма - 16000-20000 гц.

 

Указания к оформлению протокола

1. Отметьте, какой диапазон частот воспринимается нормальным человеком наилучшим образом –

 

 

2. Оцените нижний и верхний предел воспринимаемых человеком звуковых колебаний –

 

в) Аудиометрия. Чувствительность слухового анализатора оценивают по минимальной величине звукового давления на барабанную перепонку (воздушная проводимость), достаточной для возникновения слухового ощущения. Для этого используют аудиометр. Для того, чтобы охарактеризовать состояние слухового ана­лизатора у испытуемого, находят пороги слышимости для каждой фиксированной частоты звуковых колебаний (125, 250, 500, 1000, 2000, 3000, 4000, 60000, 8000 гц) и вычерчивают аудиограмму. Аудиограмма выражает зависимость слуховых порогов от высоты подаваемых в ухо тонов. Для выявления потери слуха сравнивают полученную аудиограмму с аудио­метрическим нулевым уровнем - порогами слышимости для различных тонов у людей с нормальным слухом. Слух считается нормальным, если кривая аудиограммы проходит в пределах отличий от нормы порядка 0-10 дБ. Степени снижения остроты звука: слабая - аудиограмма в пределах 10-30 дБ, средняя - 30-50 дБ, сильная - более 50 дБ.

 

Указания к оформлению протокола

 

1. Что отражает аудиограмма –

2. Оцените аудиограмму испытуемого А –

3. Оцените аудиограмму испытуемого Б –

 

 

 

Рис. Клинические аудиограммы двух испытуемых (А, Б). Сплошная линия – аудиограммы правого уха; пунктирная линия – аудиограммы левого уха

РАБОТА 5. Оценка возбудимости рецепторов полукружных каналов.

 

Руководство – с. 252. Работа – Изучение состояния вестибулярной сенсорной системы.

Цель – оценка возбудимости вестибулорецепторов.

Результат – при нормальной возбудимости – нистагм в течение 20-30 с.

 

А) Вращательная проба. Испытуемый садится в кресло Барани, закрыв глаза и наклонив голову вниз на 15 градусов для преимущественного раздражения горизонтальных полукружных каналов. После вращения (10 оборотов за 20 сек) у испытуемого наблюдается нистагм глазных яблок – медленное дви­жение глазных яблок в сторону, противоположную вращению с последующим их быстрым возвратом в первоначальное положение. При нормальной возбу­димости вестибулорецепторов нистагм продолжается 20-30 секунд.

 

 

Указания к оформлению протокола

1.Укажите продолжительность нистагма у разных испытуемых –

2. СДР - Какое состояние может возникнуть у человека при повышенной возбуди­мости вестибуло­рецепторов?

 

 

б) Проба с промахиванием. Положите перед испытуемым кусочек мела. Предложите ему закрыть глаза и пальцем коснуться мела. Повторите это же задание после стандартного вращения в кресле Барани. Обычно выполнить тест не удается, так как рука испытуемого после вращения непроизвольно отклоняется в сторону вращения.

 

 

в) Послевращательное нарушение походки. После стандартного вращения предложите испытуемому пройти по указанному направлению с открытыми глазами. Как правило, наблюдается нарушение походки и отклонение движения испытуемого в сторону вращения. Чем выше возбудимость полукружных каналов, тем сильнее и длительнее выражены наблюдаемые изменения походки.

 

 

г) Проба вертикального и горизонтального письма. Руководство – с. 256, Работа «Пишущие тесты».

Протокол выполнения теста вложить в тетрадь.

 

РАБОТА 6. Эстезиометрия (исследование тактильной чувствительности). Руководство – с. 243, работа 6.14.

Для работы необходимы – трафарет, волосок Фрея.

Результат – см. описание опыта.

 

а) Определение количества тактильных точек. Испытуемому на кожу ладони, предплечья, щеки, верхней губы накладывают трафарет с окошком площадью 1 кв. см. Испытуемый закрывает глаза. Экспериментатор волоском Фрея, не допуская его прогибания, последовательно касается всех участков очерченной поверхности и ведет счет точек, воздействие на которые сопровождается ощущением прикосновения.

б) Локализация прикосновения. К кожной поверхности участка верней конечности исследуемого, глаза которого закрыты, прикасаются карандашом и предлагают ему другим карандашом как можно точнее локализовать точку прикосновения. Проведите тест, нанося раздражение на кожу предплечья и ладони. Для оценки результатов тестирования каждый раз измеряйте линейкой расстояние между точками воздействия и локализации.

 

в) Пространственный порог тактильной чувствительности - минимальное расстояние между двумя точками на коже, при котором ощущается их раздельное раздражение. Испытуемый закрывает глаза. Ножки циркуля одновременно и без нажима опускают на кожу или слизистую оболочку. Определяют то минимальное расстояние между ножками циркуля, при котором при­кос­новение начинает вызывать у испытуемого ощущение двух изо­лиро­ванных раздражений. Это расстояние является мерой простран­ственного по­рога чувствительности. Пространственный порог тактильной чувстви­тель­ности неодинаков для различных участков. Сравните результаты по определению пространственного порога на ладони, на щеке, на коже и красной кайме верхней губы, на слизистой кончика языка и центрального десневого сосочка верхней челюсти.

г) Эстезиометрия кожи лица и слизистой оболочки полости рта.

 

Тупой иглой прикасайтесь последовательно – к красной кайме верхней губы, к слизистой кончика языка и центрального десневого сосочка верхней челюсти. Здоровый человек чувствует прикосновение иглы во всех участках.

Указания к оформлению протокола

 

1. Локализация прикосновения является наилучшей на участках кожи ___________________________________

 

 

2. Пространственные пороги тактильной чувствительности минимальные на участках _______________ ________________________________________

 

 

Пространственные пороги тактильной чувствительности максимальные на участках _________________ _______________________

 

 

 

РАБОТА 7.Определение порога различения веса. Даны две серии буты­лочек. В одной серии - бутылочки весом от 100 до 150 граммов (разница в весе 10 граммов); в другой серии - от 400-500 граммов (разница в весе 20 граммов). Перемешайте бутылочки каждой серии отдельно на столе и расставьте их с закрытыми глазами по возрастающему весу.

 

Указания к оформлению протокола - Отметьте, какую серию бутылочек легче расставить, объясните полученный результат с точки зрения физио­логических особенностей различения сигналов.

РАБОТА 8.Определение формы, размера и поверхности предмета в процессе осязания предметов. Испытуемый закрывает глаза. Экспериментатор кладет ему на ладонь предмет. Испытуемый ощупывает предмет и старается его узнать. Проследите за движениями пальцев испытуемого.

Указания к оформлению протокола - Объясните, какие рецепторы и механизмы участвуют в осязании предмета.

 

 

РАБОТА 9. Опыт Аристотеля. Руководство – с. 251, работа 6.22. Закройте глаза, зажмите маленький шарик между указательным и средним пальцами. При этом ощущается один шарик. Перекрестите пальцы так, чтобы шарик был зажат между лучевой стороной указательного и локтевой стороной среднего пальца. В этом случае создается ощущение восприятия двух шариков. Это связано с тем, что обращенные друг к другу поверхности пальцев в обычных условиях могут одновременно раздражаться только двумя предметами, что приводит к образованию соответствующей условной связи.

Протокол -

 

РАБОТА 10. Термоэстезиометрия.

Цель – определение локализации тепловых и холодовых точек в разных местах кожной поверхности.

Результат – констатация факта преобладания холодовых точек над тепловыми.

 

Руководство – с. 247, работа Термоэстезиометрия кожи лица и слизистой оболочки полости рта. В эксперименте используется термоэстезиометр - пробирка с впаянным медным стержнем. При заполнении пробирки водой со льдом - стержень охлаждается до 0 градусов; при наполнении пробирки горячей водой - стержень нагревается.

Испытуемому последовательно на кожу, красную кайму верхней губы, на слизистую кончика языка, центрального десневого сосочка верхней челюсти накладывают трафарет с окошком площадью 1 кв. см. Испытуемый закрывает глаза. Термоэстезиометром с интервалом 1-2 с производят 15 последовательных прикосновений на площади трафарета, экспериментатор считает точки, прикосновения к которым сопровождается ощущением холода. Аналогичным образом подсчитываются тепловые точки.

 

Указания к оформлению протокола

 

1. Каких точек на исследованных участках кожи больше тепловых или холодовых –

 

2. Что понимают под функциональной мобильностью терморецепторов? –

 

 

3. Опишите путь, который проходит возбуждение от температурных рецепторов до коры головного мозга –

 

 

Тема зачтена:

РАЗДЕЛ: «ИНТЕГРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА» Дата:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.061 с.)