Моделирование инновационного процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Моделирование инновационного процесса



Развитие образовательных систем происходит благодаря тому, что создаются, распространяются и осваиваются какие-то новшества. Каждое новшество в своем движении проходит определенные стадии. В инноватике их называют жизненным циклом новшества. Новшество когда-то возникает, используется, а по прошествии какого-то времени заменяется другими, более совершенными продуктами творчества. Существует несколько вариантов жизненного цикла новшества.

Так, С.Д. Поляков выделяет следующие стадии жизненного цикла новшества: зарождение нового, освоение его на определенном объекте, диффузия (распространение на другие объекты), рутинизация (превращение нововведения в традицию)[10].

В.И. Загвязинский предлагает более детализированную структуру жизненного цикла: старт, воз­никновение, быстрый рост (в борьбе с оппонентами и скептика­ми), зрелость, насыщение, связанное с более или менее широ­ким продвижением в практику, кризис и финиш, связанные, как правило, со снятием нововведения, как такового, в новой, более эффективной, нередко более общей системе[11].

В.С. Сластенин и Л.С. Подымова, обобщая имеющиеся в литературе варианты жизненного цикла новшества, выделяют в структуре инновационного процесса следующие шесть стадий (этапов).

1. Этап рождения новой идеи или возникновения концепции новшества; условно его называют этапом открытия, которое явля­ется результатом, как правило, фундаментальных и прикладных научных исследований (или мгновенного «озарения»).

2. Этап изобретения, т.е. создания новшества, воплощенного в какой-либо объект, материальный или духовный продукт-образец.

3. Этап нововведения, на котором находит практическое применение полученное новшество, его доработка; завершается этот этап получением устойчивого эффекта от новшества.

После этого начинается самостоятельное существование нов­шества, инновационный процесс переходит в следующую стадию, ко­торая наступает лишь при условии восприимчивости к новшеству. В фазе использования новшества выделяются следующие три эта­па.

4. Этап распространения новшества, заключающийся в его широком внедрении, диффузии (распространении) новшества в но­вые сферы.

5. Этап господства новшества в конкретной области, когда соб­ственно новшество перестает быть таковым, теряя свою новизну. Завершается этот этап появлением эффективной альтернативы или замены данного новшества более эффективным.

6. Этап сокращения масштабов применения новшества, связанный с заменой его новым продуктом[12].

Но эта линейная структура последовательно сменя­ющих друг друга временных этапов инновационного процесса представляет собой упрощенную схему его реального разверты­вания. Конкретный инновационный процесс не обязательно дол­жен включать все рассмотренные этапы в их строгой последовательности.

Анализ показывает, что во всех вариантах выделяются стадии создания, экспериментальной апробации, распространения, достижения насыщения в использовании новшества. В большинстве вариантов выделяется также стадия устаревания и замены новшества. Ее нет у С.Д. Полякова, но без этого жизненный цикл оказывается не законченным, не полным.

По мере продвижения новшества от стадии к стадии область его распространения сначала расширяется, а затем спадает (см. рис. 1)2.

       
 
 
   
Рис. 1. Изменение области распространения новшества на стадиях жизненного цикла

 

 


Он начинается с выявления необходимости изменений на каких-то участках образовательного процесса. Это становится результатом аналитической работы

специализированных научных организаций, органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений, педагогов. Известно много примеров, когда творческие учителя, будучи неудовлетворенными способами своей работы, создавали новшества, которые затем получали широкое распространение в практике образования. Разработка способов решения проблем – проектирование новшеств – может осуществляться как теми, кто выявил проблему, так и теми, кто возьмется за это по собственной инициативе или же по чьему-то заказу. На рисунке 2 представлена модель инновационного процесса.

 

 
 

 

 


Рис. 2. Модель инновационного процесса

 

Распространение новшеств требует решения специальных задач, включающих: издание необходимых учебных средств и дидактических материалов, доведение информации о новшестве до потенциальных потребителей, создание учебных программ для подготовки учителей, оказание консультативной помощи школам. Распространение новшества может идти успешно или, наоборот не так, как хотелось бы тем, кто его продвигает в практику. Поэтому должен осуществляться анализ хода распространения новшества, должны выявляться факторы, мешающие этому и реализоваться меры по их устранению. Следующая стадия инновационного процесса идет в образовательных учреждениях. Найденные новшества или новшества, информация о которых поступает из каких-либо источников, должны пройти внутреннюю экспертизу. Далеко не всегда новшества пригодные в одном учреждении могут быть использованы в другом. Поэтому экспертиза, которая осуществляется на стадии создания новшества, и экспертиза, на стадии освоения – имеют как общее, так и различное содержание. Задача, решаемая на этой стадии, состоит не только в том, чтобы оценить достоинства и недостатки новшества, но и возможность его внедрения. Не все новшества, которые будут оценены положительно, могут оказаться совместимыми, может оказаться недостаточно сил и средств для их одновременного внедрения, или обнаружатся другие обстоятельства, которые сделают успех внедрения маловероятным.

С принятием решения о внедрении новшества инновационный процесс переходит в стадию практического осуществления изменений. Процесс внедрения может быть разделен на два этапа: предварительного (экспериментального) внедрения и полного внедрения. По результатам предварительного внедрения принимается решение о переходе к полному внедрению или же отказу от новшества.

Последняя фаза процесса внедрения – институализация новшества, т.е. переход от режима внедрения в режим постоянного применения.

По мере того, как интенсифицировались процессы изменений в профессиональном образовании, обнаружилось несоответствие: одно и тоже новшество в разных образовательных учреждениях давало разные результаты. Чтобы решить эту проблему, необходимо найти эффективные способы действий учебных заведений в изменяющейся среде. Для этого необходимо определить находится ли учебное заведение в инновационном процессе, т.е. происходит ли его развитие за счет создания, освоения и распространения новшеств. Первый этап – выявление необходимости изменений в образовательном процессе. При этом потребность в поиске и освоении новшеств возникают тогда, когда руководством учебного заведения или педагогами выявлены недостатки в результате образовательной деятельности и проанализированы их причины. Затем разрабатываются способы решения проблемы, т.е. проектируется новшество. Это могут сделать те же, кто выявил проблему или те, кто возьмется за это по собственной инициативе или по заказу.

Разработанное новшество должно пройти экспериментальную апробацию с внесением необходимых поправок и корректив, а затем и экспертизу.

Следующим этапом является внедрение (освоение) новшества, его использование, оценка результатов и затем институализация, т.е. переход от экспериментального режима использования к режиму постоянного применения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.005 с.)