Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цель и задачи деятельности КС РФ.
Чтобы понять природу и особенности конституционного правосудия, важно уяснить соотношение целей и задач, функций и полномочий конституционных судов. К сожалению, между указанными категориями зачастую не проводится должного различия и данный вопрос не получил надлежащего и однозначного решения на доктринальном и законодательном уровнях. Сознательная деятельность всегда имеет цель, которая конкретизируется и получает предметное выражение в ее (деятельности) задачах. Цель и задачи деятельности конституционных судов по содержанию очень близки друг к другу и, как правило, определяются в специальных законах о конституционных судах (в ряде стран цели и задачи конституционного правосудия вообще не нашли какого-либо законодательного закрепления). Так, ст. 2 Закона Украины ≪О Конституционном суде Украины≫ устанавливает: ≪Задачей Конституционного суда Украины является гарантированное верховенство Конституции Украины как Основного Закона государства на всей территории Украины≫. В Законе о Конституционном суде Республики Молдова в ст. 1(3) сказано: ≪Конституционный суд: а) гарантирует верховенство Конституции; б) обеспечивает реализацию принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; в) гарантирует ответственность государства перед гражданином и граждан перед государством≫. Это же положение продублировано в ст. 2(2) Кодекса конституционной юрисдикции Республики Молдова. Ранее действовавший Закон РСФСР от 12 июля 1991 г. в ст. 2 ≪Цели и задачи Конституционного Суда РСФСР≫ предусматривал: ≪1. В целях охраны суверенитета народов РСФСР, защиты конституционного строя РСФСР, основных прав и свобод человека, признанных Конституцией РСФСР прав и законных интересов граждан и юридических лиц, поддержания верховенства и непосредственного действия Конституции РСФСР на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд РСФСР устанавливает соответствие Основному Закону РСФСР международных договоров РСФСР, законодательства РСФСР и республик в составе РСФСР, а также практики применения законодательства РСФСР. 2. Всей своей деятельностью Конституционный Суд РСФСР способствует утверждению законности, укреплению правопорядка, воспитанию в гражданах уважения к Основному Закону своей Республики≫.
В Федеральном конституционном законе от 21 июля 1994 г. в ст. 3 целями Конституционного Суда РФ названы защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации. Как видно из приведенных положений, законодатель не проводит четкого различия между целью (целями) и задачами осуществления конституционного правосудия. Однако различие цели и задач деятельности конституционных судов вполне возможно и необходимо. Цель рассчитана на длительную, стратегическую перспективу функционирования конституционного суда, которая конкретизируется через определенные задачи. Целью конституционного правосудия, а следовательно, деятельности конституционных судов является охрана и защита конституции, обеспечение ее верховенства и прямого действия на всей территории государства, т. е. установление конституционности в обществе и государстве. Задачами деятельности конституционных судов служат обеспечение, охрана и защита основ конституционного строя, фундаментальных конституционных ценностей и достижение конституционных идеалов. Например, Конституция РФ содержит гл. 1 ≪Основы конституционного строя≫. Согласно положениям указанной главы Конституции РФ к основам конституционного строя отнесены: народовластие; суверенитет Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории; федеративное устройство Российского государства, состоящего из равноправных субъектов; принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; признание человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности; гарантирование местного самоуправления; соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации как составной части ее правовой системы и др. (ст. 1—16). Функции КС РФ. Цели и задачи неразрывно связаны с функциями конституционного правосудия, которые представляют основные направления деятельности конституционных судов, предусматривающие выполнение задач конституционного правосудия. Осуществление функций конституционного правосудия в правовом государстве возможно только через реализацию полномочий конституционных судов, установленных конституцией и законами.
Функции конституционных судов, которые реализуются через их полномочия, можно назвать юрисдикционными (компетенционными). По значимости и распространению их можно классифицировать на основные и дополнительные (неосновные). К основным функциям конституционных судов следует отнести: • толкование конституции. Эта функция реализуется через специальное полномочие по официальному толкованию конституции и иные полномочия конституционного суда, что предполагает в каждом конкретном случае понимание и интерпретацию конституции {казуальное толкование) и по запросу компетентных субъектов права в рамках конституционного судопроизводства; • конституционный нормоконтроль, объектом которого являются законы и другие нормативные правовые акты, внутригосударственные и международные договоры, правоприменительная практика. При этом конституционный контроль может осуществляться в порядке абстрактного и конкретного нормоконтроля, предварительного и последующего контроля; • защиту прав и свобод человека и гражданина в целях восстановления нарушенных прав и свобод на основе индивидуальных и коллективных жалоб, в порядке конкретного нормо- контроля, а также опосредованно (косвенно) через реализацию всех иных полномочий конституционного суда в процедуре конституционного судопроизводства; • разрешение споров о компетенции в целях разграничения предмета ведения и полномочий между органами публичной власти, между органами федеральной и региональных властей, органами центральной власти и властями автономных и иных образований, наделенных законодательными полномочиями, между судебными органами. Дополнительными (неосновными) функциями конституционных судов можно считать: • содействие законотворчеству представительных органов публичной власти; • реализацию конституционной ответственности за нарушение конституции главы государства и других высших должностных лиц в порядке отрешения их от должности (импичмент), политических партий и общественных объединений в процедуре их приостановления или запрета; • дачу экспертных заключений по конституционным вопросам; • осуществление учредительно-регистрационных актов по вопросам конституционного значения. Дополнительные функции конституционных судов связаны с осуществлением их основных функций. Так, при осуществлении основных функций конституционные суды одновременно реализуют дополнительную функцию содействия законодательной деятельности, как в направлении ее совершенствования и развития, так и в утверждении конституционных начал в самом законодательном процессе. Правовые позиции Конституционного Суда РФ, содержащиеся в его решениях, лежат в основе будущего законодательного регулирования, выступают в качестве его критериев, параметров, своеобразных ≪моделей≫. На содействие законодателю в его деятельности направлены и такие полномочия конституционных судов, предусмотренные в ряде государств, как право внесения предложений по изменению и дополнению конституции, право законодательной инициативы, право посланий, докладов о своей деятельности (Россия, Молдова).
Функция дачи экспертных заключений по конституционным вопросам реализуется через полномочия по даче заключений о поправках к конституциям (Азербайджан, Кыргызстан, Молдова, Украина), о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения главы государства в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (Россия), по даче заключения либо согласования при решении вопроса о роспуске представительных(законодательных) органов государственной власти (Молдова, Узбекистан, Украина) и др. Многие конституционные суды осуществляют учредительно-регистрационные акты по вопросам конституционного значения. К полномочиям конституционных судов, опосредующих данную функцию, относятся: утверждение результатов выборов главы государства, парламента, результатов референдумов (Армения, Грузия, Молдова, Словакия); участие в процедуре принятия присяги главой государства (Россия); подтверждение стойкой неспособности президента по состоянию здоровья выполнять свои функции или констатация обстоятельства, оправдывающего временное отстранение от должности президента или временное исполнение обязанностей президента (Армения, Казахстан, Литва, Молдова, Эстония); постановление решения о принятии отставки президента (Азербайджан) и др. Целесообразно освобождаться от функций и полномочий, несвойственных конституционному правосудию. Конституционные суды, как правило, решают вопросы права, защищают и восстанавливают конституционность. Поэтому, например, более оперативно и профессионально дела о нарушениях конституционных норм о референдумах и выборах, о политических партиях и общественных объединениях могли бы решать административные суды либо суды общей юрисдикции, тем более что эти дела связаны с установлением фактических обстоятельств дела. Наделение конституционных судов такими полномочиями можно оправдать общественной значимостью конституционного решения этих вопросов. Не следует перегружать конституционное правосудие большим числом дополнительных функций за счет основных функций и опосредующих их полномочиями. В то же время отсутствие в ряде постсоветских государств таких основных функций и полномочий конституционных судов, как официальное толкование конституции, рассмотрение конституционных жалоб граждан, разрешение споров о компетенции, равно как и ограничение круга субъектов, имеющих право обращения в конституционный суд, ослабляет действенность конституционного правосудия, его авторитет и престиж.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 921; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.007 с.) |