Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура мультимодальной модели социальной и психологической помощи замещающей семье
Первый уровень помощи — экологический, т.е. социальная работа с семьей. Цель работы на данном уровне — создание социально-поддерживающих сетей для приемного ребенка. Под социально-поддерживающей сетью приемного ребенка понимается такая система социальных отношений, которая способна удовлетворить его специфические потребности в социальной, психологической и инструментальной поддержке (в защите, информации, практической помощи и т.д.). Социально-поддерживающую сеть можно условно изобразить в виде трех кругов (рис. 1). Первый круг представляет собой сеть замещающих семей, в кото-1 рую входят функционирующие или потенциальные замещающие се-1 мьи, подготовленные к приему детей. Основная задача в создании сети — привлечение ресурсных семей к замещающей заботе. Это требует: — организации пиар-кампаний, способных сформировать позитив — организации мониторинга общественного мнения об институте — организации собственно рекламной деятельности по привлече Одним из основных условий функционирования такой сети является удобное место проживания замещающих семей; они должны быть территориально доступны для специалистов из группы сопровождения. Второй круг — микросоциальная поддерживающая сеть самой принимающей семьи. Она включает в себя членов расширенной се- мьи, друзей, коллег, учителей школы, где учится ребенок, и т.д. Большим достижением является введение в данную структуру кровных родственников приемных детей. Целью создания микросоциальной сети является актуализация ресурсов поддержки семьи, формирование благоприятного социального контекста вокруг замещающей семейной заботы в ближайшем окружении семьи. Создание такой сети предполагает привлечение возможных участников, организацию для них эффективных способов общения и анализ того, какая помощь нужна для успешного функционирования сети. Третий круг — реабилитационное пространство. В данном случае под реабилитационным пространством понимается территориальная система учреждений, ведомственных структур, общественных инициатив, СМИ, принимающих участие в реабилитации ребенка, лишенного родительской заботы, профилактике его социальной дезадаптации через поддержку замещающей семьи. Целесообразно, чтобы руководители структур, входящих в реабилитационное пространство, становились членами попечительского совета учреждения, предоставляющего услуги по организации замещающей семейной заботы.
Организационной составляющей сети прежде всего является служба сопровождения семьи — уполномоченная служба, организованная на уровне образовательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или муниципалитета, которая объединяет элементы сети в единый социальный комплекс и является одним из основных источников социальной, психологической и инструментальной поддержки замещающей семьи. Второе направление работы на экологическом уровне — консультирование педагогов образовательных учреждений, в которых воспитываются и учатся приемные дети. Деятельность осуществляется специалистами службы сопровождения, которые высту- рис_ •/. Круги социальной поддержки В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот Часть III. Технология социальной и психологической помощи...
пают в роли посредников между учреждением и семьей. Цель деятельности — помочь ребенку интегрироваться в образовательное учреждение. Основные методы работы: ; — выездное консультирование педагогов образовательных учреждений по проблемам обучения, развития и воспитания детей с; депривационными нарушениями, взаимодействия с замещающей семьей, реализация индивидуальной программы развития и обучения; — организация модуля помощи приемному ребенку в образователь — контроль за психологическим состоянием, позицией в микро — посредничество в конфликтных ситуациях. Второй уровень помощи (рис. 2) включает работу с семьей на всем протяжении ее взаимодействия с учреждением, предоставляющим услуги по замещающей семейной заботе. Это взаимодействие осуществляется с момента первого обращения семьи в службу сопровождения до момента расторжения договора на замещение.
Деятельность службы сопровождения на данном уровне включает в себя: — отбор семьи: первичный — по социально-экономическим пока — подбор семьи и ребенка с учетом потребностей и возможностей — подготовку базисной семьи к замещающей заботе; — подготовку приемного ребенка к замещающей заботе; — совместную подготовку семьи и ребенка к замещающей заботе; — социальное, психологическое и педагогическое сопровождение Подготовка базисной семьи к замещающей заботе включает: — создание психологического пространства для приемного ребен — предупреждение неадекватных способов реагирования на про — повышение уровня родительской компетентности, обучение Подготовка ребенка к замещающей заботе включает: — работу над компенсацией депривационных нарушений в разви — развитие стратегий совладания со стрессом; — формирование навыков решения межличностных проблем. Совместная подготовка семьи и ребенка включает: — работу над восстановлением у ребенка способности к формиро
Рис. 2. Схема работы с семьей В.Н, Ослон. Жизнеустройство детей-сирот Часть III. Технология социальной и психологической помощи...
■.; — формирование психологических условий для принятия члена-' ми семьи приемного ребенка; — обучение членов базисной семьи и приемного ребенка поведению в наиболее сложных ситуациях межличностного взаимодействия. Необходимость тщательной процедуры отбора и подготовки семьи и ребенка обусловлена тем, что семья независимо от длительности приема должна предоставлять детям существенно лучшие условия, чем в учреждении общественного воспитания или в дисфункциональной семье. Миссия замещающей семьи, в том числе и профессиональной, заключается в том, чтобы дать ребенку модель близких принимающих отношений, отличающуюся от тех моделей, которые он наблюдал ранее. Продолжительность семейной заботы может определяться как идеей кратковременного замещения, так и философией «долговременного планирования». Многие дети, изъятые из своих семей, не могут вернуться обратно. При этом далеко не каждый ребенок может быть усыновлен. Поэтому для организации замещающей семейной заботы часто необходимо подбирать семьи, ориентированные на прием ребенка вплоть до его совершеннолетия и на сохранение с ним после «выпуска» из семьи дружеских, обеспечивающих душевную поддержку отношений.
В связи с этим возрастает значение социального, психологического и педагогического сопровождения семьи. : Сопровождение семьи включает: s — предупреждение и нивелирование негативных ситуаций, воз- ; никающих в процессе становления профессиональной замеща- ; ющей заботы; • — формирование новой целостности — профессиональной семьи; ! — актуализацию ресурсов семьи и выработку адекватных страте- ; гий поведения в ситуации семейного и индивидуального стресса. Социальное, психологическое и педагогическое сопровождение ©емьи включает: : — мониторинг развития семьи с приемными детьми: проведение исследований в домашних условиях каждые полгода приема; ; — организацию занятий «группы психологической поддержки», на которых обсуждаются и ищутся пути решения проблем, воз- никающих в процессе приема, а также проводится тренинг эффективного взаимодействия в семье; занятия должны проводиться не реже чем раз в два месяца; — организацию занятий «педагогических гостиных», служащих для — индивидуальное консультирование по личным проблемам. Не менее важным направлением работы на данном уровне является поддержание идентичности приемного ребенка с его биологической семьей. Нарушение идентичности с кровной семьей, даже если ребенок ее плохо помнит, приводит к формированию у него синдрома приемного ребенка, схожего по своим проявлениям с деп-ривационными нарушениями в развитии. Поэтому служба сопровождения должна организовывать поиск социально эффективных родственников ребенка и включать их в микросоциальную сеть. Для этого социально эффективные родственники после прохождения специального курса обучения объединяются в «группу посредников», которая, с одной стороны, знакомит детей с ресурсными фигурами семьи, историей их жизни, тем самым создавая позитивные модели для идентификации с кровной семьей, с другой — помогает приемной семье в разрешении проблем воспитания ребенка. В задачи «группы посредников» также входит активизация и регулирование отношений в системе «замещающая семья — приемный ребенок — кровные родители».
Работа на третьем уровне — это помощь в решении интрапсихи-ческих проблем членов семьи и прежде всего приемного ребенка. Основной целью деятельности на данном уровне является актуализация у приемных детей личностных ресурсов, выход на более высокий уровень личностного функционирования и, как следствие, успешная социализация. Работа с интрапсихическими проблемами ребенка включает: д: — мониторинг развития ребенка по основным направлениям; ■>. — реабилитацию депривационных нарушений в развитии, обус-.г ловленных психотравматическим опытом ребенка; — коррекцию интеллектуальных, речевых нарушений, общее раз 14 В. Н. Ослон В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот Часть III. Технология социальной и психологической помощи...
— профилактику (первичную или вторичную в зависимости от — формирование мотивации к развитию и успешной социали Основными формами работы являются индивидуальное консультирование по проблемам поведения и развития детей, организация репетиторства, логопедическая помощь и групповая работа по формированию «навыков жизни». Кроме того, работа на третьем уровне включает в себя медицинскую реабилитацию приемных детей. Последствия отягощенной наследственности, пре-, пери- и постнатального поражения ЦНС, различные хронические соматические заболевания, неадекватные психические реакции, аддиктивные нарушения — все это является предметом медицинского сопровождения детей. Программа медицинского сопровождения ребенка включает: — мониторинг состояния ребенка; — оздоровительные курсы (медикаментозное, физиотерапевтичес — санаторно-курортное лечение по типу «мать и дитя»; — наркологическую помощь (по необходимости); — информационный блок, знакомящий приемных родителей с 7.2. Модель диагностики семьи с приемным ребенком* Модель диагностики замещающей семьи основывается на муль-тимодальном подходе и позволяет диагностировать проблемы семьи и ребенка в различных контекстах. Она включает в себя конкретные методы диагностики семейной системы, которые позволяют определить ресурсы семьи для организации заботы, эффективность ее функционирования в процессе приема, динамику изменений состояния
Материалы к этому разделу см. в приложении 2. ребенка. Данная модель используется как на этапе подбора семьи и ребенка, так и на этапе мониторинга. В качестве основных принципов организации диагностических процедур можно выделить следующие: — выявление представлений каждого члена семьи о состоянии и : принимающие активное участие в ее жизнедеятельности (взрослые кровные дети, прародители); — проведение диагностических процедур в процессе «присоеди Исследование осуществляется с помощью применения одних и тех же психодиагностических методик и организуется по принципу отслеживания переменных, относящихся к основным системным семейным показателям, а именно: к структуре и микродинамике семьи, к некоторым аспектам семейной идеологии, к когнитивному, эмоциональному и поведенческому состоянию членов семьи. Показатель «структура личности родителей» является единственным, который рассматривается как константный и оценивается только один раз. Диагностика состояния семьи и ее членов также ведется в процессе групповой и индивидуальной работы с семьей (психологические консультации, тренинги подготовки к приему детей-сирот, занятия группы психологической поддержки профессиональной замещающей семьи). 7.2.1. Семья в контексте социальных связей. Первый, Изучение социальных связей семьи относится к первому уровню мультимодальной модели семьи по Оудсхоорну. Для изучения особенностей взаимоотношений семьи с социальным окружением, структуры социально-поддерживающей сети, потребностей в социальной В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот Часть III. Технология социальной и психологической помощи...
поддержке и способности семьи выстраивать конструктивные отношения с микросоциумом используются: 1) методика «Экологическая карта семьи» — техника, предложенная Эттенив [Atteneave, 1976] и Хартманом [Hartman, 1979]. Ее цель — схематически изобразить взаимосвязь семьи с другими семьями и социальными институтами. Экологическая карта позволяет изучить -, потребности семьи в социальной поддержке, характер взаимосвязи:.•; семьи с членами социально-поддерживающей сети; 2») «Экспертный лист для педагогов», позволяющий оценить уровень интегрированности приемного ребенка в образовательное учреждение (разработан автором, см. прилож. 2); 3) опросник для проведения социометрической процедуры по выявлению статуса ребенка в коллективе класса. ■. 7.2.2. Проблемы в семье. Второй уровень мультимодальной модели Изучение проблем внутри семьи относится ко второму уровню мультимодальной модели семьи по Оудсхоорну. Выбор методик обусловлен задачами анализа семейной системы с позиций ее структуры, микро- и макродинамики, семейной идеологии [Холмогорова, 2002]. Первый аспект анализа внутрисемейной ситуации — структура семьи. Этот показатель изучается с помощью следующих методик: 1) «Системный семейный тест» (FAST [Геринг, 1986]); 2) методика «Рисунок семьи» в традиционном и модифицированном 3) «Цветовой тест отношений» (ЦТО); 4) методика диагностики межличностных отношений («Социометрия»). Составленный комплекс диагностических методик позволяет изучить структуру семьи с учетом основных компонентов отношений в семье: когнитивного, эмоционального, поведенческого. «Системный семейный тест» (Family System-Test — FAST), был разработан Герингом и Вил ер в 1986 и 1993 гг. в качестве теста для измерения степени близости членов семьи и оценки иерархии отношений между ними. Тест адаптирован в лаборатории клинической психо- логии и психотерапии НИИ психиатрии (Москва) А.Б. Холмогоровой с сотрудниками и дает возможность провести сравнительный анализ когнитивных представлений о структуре системы членов семьи. Тестовый материал состоит из доски, разделенной на 81 квадрат (9 х 9), женских и мужских фигурок, а также цилиндрических блоков высотой 1,5, 3 и 4,5 см. На фигурках условно нанесены точки, изображающие глаза. Расстояние между фигурками на доске отражает степень сплоченности семьи и отдельных ее подсистем. Высота фигурок, регулируемая с помощью цилиндрических блоков, показывает семейную иерархию. Направление взгляда фигур является дополнительным качественным параметром, отражающим нюансы взаимоотношений членов семьи. «Системный семейный тест» Геринга может проводиться индивидуально с одним или несколькими членами семьи либо с семейной группой одновременно (групповой вариант). Существенные различия в восприятии членами семьи семейной структуры являются одним из показателей семейной дисфункции и затрудняют кооперацию в семье. Используются различные репрезентации теста, отражающие как структуру семьи в различных ситуациях, так и идеальное, по мнению респондента, распределение близости и иерархии в семье. Изменение расположения фигурок на доске от одной репрезентации к другой показывает степень гибкости семейной системы. Результаты теста анализируются и интерпретируются в отношении всей семьи в целом и двух ее подсистем отдельно — супружеской и детской. Различают низкий, средний и высокий уровни близости и иерархии в семье. Помимо этого, тест отражает наличие таких структурных нарушений, как перевернутая иерархия (высота фигурки ребенка равна или выше высоты фигурки одного или обоих родителей) и межпоколенные коалиции (расстояние между фигурками родителей больше, чем между ребенком и одним из родителей). Герингом и его коллегами проведены исследования, которые показали, что семьям, имеющим серьезные проблемы, соответствуют гораздо менее сбалансированные семейные структуры и многочисленные структурные нарушения. Данный подход позволяет выявить особенности ожиданий членов семьи от приема детей-сирот, возможности их реализации в процессе функционирования семьи в качестве замещающей. Тест проводится индивидуально с каждым членом семьи в возрасте от шести лет. Это помогает оценить сходство и различие в восприятии членами семьи их семейной структуры. Члены семьи, расставляя фигурки на поле, демонстрируют квазипространственные отношения в системе в четырех репрезентациях: — семья до решения принять детей в семью; — семья в настоящий момент; ; — будущая патронатная семья; — идеальная семья. В исследовании использованы и дополнительные показатели теста: «граница» семьи и отдельных подсистем, коалиции, индекс стрес-согенности жизни, степень открытости выражения чувств в семье. Мониторинговые исследования позволяют выявить динамику представлений членов семьи об особенностях структуры семьи. Методика «Рисунок семьи» использована в интерпретационной схеме Г.Т. Хоментаускаса [1995]. Данная методика позволяет! изучить представления о структуре семьи у детей начиная с трех лет, тем самым расширяя возрастные границы респондентов. Не менее важным является и возможность проанализировать переживания ребенка по поводу его места в семье, его отношения к семье и отдельным ее членам, способ переработки этих чувств. Дополнительно анализируются такие показатели, как любимый/нелюбимый член семьи, цвет, выбранный для каждого члена семьи, наличие деталей пейзажа и т.д. «Цветовой тест отношений» (ЦТО), разработанный А.М. Эткин-дом [1980] на основе теста цветовых выборов, созданного в 1948 г. Люшером. В контексте изучения структуры семьи тест позволяет определить структуру аутоидентификации членов семьи друг с другом (имеет место, если цветовые выборы у членов семьи совпадают) (прилож. 2). Методика диагностики межличностных отношений («Социометрия» [Moreno, 1934]; прилож. 2). И в процедуру тестирования, и в способ обработки результатов были внесены некоторые изменения. Основанием для них были этические соображения и малая числен- ность групп. В связи с этим из опроса были исключены негативные позиции («никогда бы не выбрал»), количество выборов было ограничено тремя. Обработка данных была значительно упрощена: под-считывалось количество взаимных выборов членов семьи по предложенным критериям. Вторым аспектом модели изучения семьи стала семейная мик родинамика. С целью исследования данного фактора были использованы следующие психодиагностические методики: 1) «Тест семейной динамики» (адаптация А.Б. Холмогоровой); 2) «Цветовой тест отношений» [Эткинд, 1980]; 3) методика диагностики межличностных отношений («Социомет 4) анкета «Семейные роли» [Ogden, Zevin, 1970]. «Тест семейной динамики». Данный тест позволил изучить оценки членов семьи старше двенадцати лет по основным показателям функционирования семьи на разных этапах организации замещающей заботы, выявить деструктивные «зоны» семьи, уровень общей дисфун-кциональности. Анализируются следующие показатели: — способность семьи как системы адаптивно и адекватно реаги- — согласованность и открытость ожиданий членов семьи друг от — открытость и ясность коммуникаций в семье; г — адекватность эмоционального реагирования членов семьи в:. процессе взаимодействия; — наличие эмпатических отношений в семье; способность семьи к — согласованность и конгруэнтность семейных норм и ценностей; — особенности контролирующего поведения в семье, влияние ак — социальная желательность и сопротивление; «Цветовой тест отношений» (ЦТО) позволил выявить особенности эмоционального компонента отношений к значимым людям
I (членам семьи) и самому себе. Как показали результаты обследования и интерпретации теста, наиболее адекватным является использование диагностической процедуры A.M. Эткиндом и интерпретации Л.Н. Собчик [1998]. Методика позволяет изучить с трудом поддающуюся рефлексии эмоциональную основу моделей взаимоотношений в семье, ведущие эмоциональные потребности членов семьи, которые они пытаются реализовать во взаимоотношениях друг с другом. Важной стала и возможность выявить стремление к самоидентификации с семьей у ее членов, особенности самооценки и своего положения относительно других членов семьи. Методика диагностики межличностных отношений («Социометрия»). В контексте изучения микродинамики данный тест позволяет выявить возможности семейной системы удовлетворять потребности членов семьи в совместном проведении досуга, инструментальной (практической) помощи, эмоциональной поддержке, экзистенциальном партнерстве. Анкета «Семейные роли» (прилож. 2) — авторская модификация ролевой карточной игры [Ogden, Zevin, 1970]. Представляет собой список из 26 ролей, который заполняется родителями совместно с экспериментатором. Для каждого члена семьи выбирается одна определенная роль. Третий аспект анализа семьи — семейная макродинамика. Основной метод диагностики — «Семейная генограмма» — позволяет изобразить родственные связи в семье в виде графической схемы [Bowen, 1978; Carter, McCildrick, 1980]. Данная техника может быть использована не только в качестве диагностического инструмента, но и в качестве терапевтического. Каждый из родителей рассказывает историю своей семьи в трех поколениях с указанием конкретных имен, дат рождения, браков, смертей, разводов и т.д. Родители пытаются воспроизвести семейные сценарии, свои представления о характере взаимоотношений в семье в целом, супружеской и детской подсистемах, об отношениях семьи с ближайшим социальным окружением (соседями). Генограмма позволяет выявить ресурсы семьи для изменений (в частности, интегра- ции ребенка-сироты), проанализировать способы сопротивления и избегания системы изменений, основные модели взаимодействия в вертикальной системе семьи. Четвертый аспект анализа — семейная идеология. С целью изу - 7.2.3. Индивидуальные проблемы членов семьи. Третий уровень мультимодальной модели Третий уровень модели мультимодальной диагностики связан с изучением индивидуальных проблем членов семьи. В нем выделяется три подуровня [Оудсхоорн, 1994]. Первый подуровень — проблемы развития в когнитивном, эмоциональном и поведенческом аспектах. На этом подуровне изучаются проблемы детей как приемных, так и кровных с помощью следующих методик: 1) «Шкала детского поведения» (Child Behavior Cheek list — CBCL 2) «Опросник детской депрессии» [Kovacs, 1992]; 3) «Экспертный лист для педагогов» (разработан автором). «Шкала детского поведения» (CBCL) — это тест, который проводится с родителями, учителями школ и воспитателями детских учреждений с целью выявления их оценок различных аспектов поведения детей в семье и вне ее. Оценивается степень выраженности как внутренних проблем (уклонение от контакта, соматические жалобы, страхи, депрессия), так и внешних (агрессивное, делинквент -ное поведение). Оцениваются и такие переменные, как наличие со- В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот циальных проблем, степень выраженности проблем внимания и мышления. «Опросник детской депрессии», адаптированный А.Б. Холмогоровой, позволяет определить количественные показатели спектра депрессивных симптомов: сниженного настроения, гедонистической способности, вегетативных функций, самооценки, межличностного поведения. Тест представляет собой шкалу самооценки из 27 пунктов для детей и подростков от 7 до 17 лет. «Экспертный лист для педагогов» (разработан автором, при-лож. 2) позволяет проследить динамику изменений развития ребенка в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах. Второй подуровень — изучение эмоциональных конфликтов с аспектом бессознательного. Для диагностики проблем данного уровня используется цветовой тест отношений [Эткинд, 1980], выявляющий бессознательные аспекты отношения приемного ребенка к себе и членам семьи в процессе интеграции в замещающую семью. Третий подуровень — изучение личностных расстройств и осо бых аномалий развития. Поскольку объектом исследования являются психически здоровые члены семьи, патологический контекст данного уровня исключается, что позволяет акцентировать внимание на особенностях структуры личности родителей замещающих семей, которые выявляются с помощью стандартизированного многофакторного метода исследования личности (СМИЛ — тест MMPI в модификации Л. Собчик [1990]). Сам тест очень объемен, поэтому в приложениях не приводится. В главе 6 приведены результаты анализа свойств личности приемных родителей с помощью данного теста. Для изучения объективных данных жизненного пути детей автором монографии разработан «Перечень травматических переживаний ребенка», который заполняется специалистами службы (при-лож. 2). Четвертый подуровень — изучение биологических нарушений. На этом уровне основным диагностическим методом является изучение амбулаторных карт детей. Часть III. Технология социальной и психологической помощи... 219 7.3. Показания и противопоказания
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.142.248 (0.097 с.) |