Структура мультимодальной модели социальной и психологической помощи замещающей семье 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура мультимодальной модели социальной и психологической помощи замещающей семье



Первый уровень помощи — экологический, т.е. социальная работа с семьей. Цель работы на данном уровне — создание социально-поддер­живающих сетей для приемного ребенка. Под социально-поддерживаю­щей сетью приемного ребенка понимается такая система социальных отношений, которая способна удовлетворить его специфические потреб­ности в социальной, психологической и инструментальной поддержке (в защите, информации, практической помощи и т.д.).

Социально-поддерживающую сеть можно условно изобразить в виде трех кругов (рис. 1).

Первый круг представляет собой сеть замещающих семей, в кото-1 рую входят функционирующие или потенциальные замещающие се-1 мьи, подготовленные к приему детей. Основная задача в создании се­ти — привлечение ресурсных семей к замещающей заботе. Это требует:

— организации пиар-кампаний, способных сформировать позитив­
ное общественное мнение в отношении замещающей семейной
заботы;

— организации мониторинга общественного мнения об институте
замещающей заботы;

— организации собственно рекламной деятельности по привлече­
нию семей.

Одним из основных условий функционирования такой сети яв­ляется удобное место проживания замещающих семей; они должны быть территориально доступны для специалистов из группы сопро­вождения.

Второй круг — микросоциальная поддерживающая сеть самой принимающей семьи. Она включает в себя членов расширенной се-


мьи, друзей, коллег, учителей школы, где учится ребенок, и т.д. Боль­шим достижением является введение в данную структуру кровных родственников приемных детей.

Целью создания микросоциальной сети является актуализация ресурсов поддержки семьи, формирование благоприятного социаль­ного контекста вокруг замещающей семейной заботы в ближайшем окружении семьи. Создание такой сети предполагает привлечение возможных участников, организацию для них эффективных способов общения и анализ того, какая помощь нужна для успешного функци­онирования сети.

Третий круг — реабилитационное пространство. В данном случае под реабилитационным пространством понимается территориальная система учреждений, ведомственных структур, общественных инициа­тив, СМИ, принимающих участие в реабилитации ребенка, лишенного родительской заботы, профилактике его социальной дезадаптации че­рез поддержку замещающей семьи. Целесообразно, чтобы руководите­ли структур, входящих в реабилитационное пространство, становились членами попечительского совета учреждения, предоставляющего услу­ги по организации замещающей семейной заботы.

Организационной составляющей сети прежде всего является служба сопровождения семьи — уполномоченная служба, организованная на уровне образовательного учреждения, учреждения социальной защи­ты населения или муниципали­тета, которая объединяет элемен­ты сети в единый социальный комплекс и является одним из основных источников социаль­ной, психологической и инстру­ментальной поддержки замеща­ющей семьи.

Второе направление работы на экологическом уровне — кон­сультирование педагогов образо­вательных учреждений, в которых воспитываются и учатся прием­ные дети. Деятельность осуществ­ляется специалистами службы сопровождения, которые высту- рис_ •/. Круги социальной поддержки


В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот


Часть III. Технология социальной и психологической помощи...



 


пают в роли посредников между учреждением и семьей. Цель деятель­ности — помочь ребенку интегрироваться в образовательное учрежде­ние. Основные методы работы:

; — выездное консультирование педагогов образовательных учреж­дений по проблемам обучения, развития и воспитания детей с; депривационными нарушениями, взаимодействия с замещаю­щей семьей, реализация индивидуальной программы развития и обучения;

— организация модуля помощи приемному ребенку в образователь­
ном учреждении, который включает социального педагога шко­
лы, классного руководителя, учителей-предметников и команду
службы сопровождения;

— контроль за психологическим состоянием, позицией в микро­
социуме и процессом обучения);

— посредничество в конфликтных ситуациях.

Второй уровень помощи (рис. 2) включает работу с семьей на всем протяжении ее взаимодействия с учреждением, предоставляю­щим услуги по замещающей семейной заботе. Это взаимодействие осуществляется с момента первого обращения семьи в службу сопро­вождения до момента расторжения договора на замещение.

Деятельность службы сопровождения на данном уровне включа­ет в себя:

— отбор семьи: первичный — по социально-экономическим пока­
зателям; вторичный — после глубокого обследования базисной
семьи по психологическим показателям;

— подбор семьи и ребенка с учетом потребностей и возможностей
обеих сторон, их психологической совместимости;

— подготовку базисной семьи к замещающей заботе;

— подготовку приемного ребенка к замещающей заботе;

— совместную подготовку семьи и ребенка к замещающей заботе;

— социальное, психологическое и педагогическое сопровождение
семьи с приемным ребенком.

Подготовка базисной семьи к замещающей заботе включает:

— создание психологического пространства для приемного ребен­
ка в семейной системе;

— предупреждение неадекватных способов реагирования на про­
блемы ребенка;


— повышение уровня родительской компетентности, обучение
методам работы с негативными проявлениями в поведении при­
емного ребенка.

Подготовка ребенка к замещающей заботе включает:

— работу над компенсацией депривационных нарушений в разви­
тии на четырех уровнях: сенсорном, когнитивном, эмоциональ­
ном и социальном;

— развитие стратегий совладания со стрессом;

— формирование навыков решения межличностных проблем.

Совместная подготовка семьи и ребенка включает:

— работу над восстановлением у ребенка способности к формиро­
ванию чувства привязанности;

 

Подбор ресурсной семьи   Подготовка семьи к приему   Подготовка ребенка к приему   Совместная подготовка семьи и ребенка   Сопро­вождение семьи
       
  г     г     г     г     г
Диагности- ка состоя- ния семьи, диагности- ка лич- ностных особеннос- тей членов семьи   Тренинг для подготовки к замеща- ющей заботе, индивиду- альное консульти- рование семьи   Групповые и индиви- дуальные занятия   Тренинг для подготовки семьи и будущего приемного ' ребенка к совместной жизни   Монито- ринг развития семейной системы с приемным ребенком, группа психологи- ческой поддержки, педагоги- ческая мастерская для родите- лей, инди- видуальное консульти- рование
       
       
       
     
  ■' * 5;  
     
     
     
   
   
 
 
 
 
 
 
 
                       

Рис. 2. Схема работы с семьей


В.Н, Ослон. Жизнеустройство детей-сирот


Часть III. Технология социальной и психологической помощи...


 


■.; — формирование психологических условий для принятия члена-' ми семьи приемного ребенка;

— обучение членов базисной семьи и приемного ребенка поведению в наиболее сложных ситуациях межличностного взаимодействия.

Необходимость тщательной процедуры отбора и подготовки се­мьи и ребенка обусловлена тем, что семья независимо от длительно­сти приема должна предоставлять детям существенно лучшие усло­вия, чем в учреждении общественного воспитания или в дисфункци­ональной семье. Миссия замещающей семьи, в том числе и профес­сиональной, заключается в том, чтобы дать ребенку модель близких принимающих отношений, отличающуюся от тех моделей, которые он наблюдал ранее. Продолжительность семейной заботы может оп­ределяться как идеей кратковременного замещения, так и философи­ей «долговременного планирования». Многие дети, изъятые из своих семей, не могут вернуться обратно. При этом далеко не каждый ребе­нок может быть усыновлен. Поэтому для организации замещающей семейной заботы часто необходимо подбирать семьи, ориентирован­ные на прием ребенка вплоть до его совершеннолетия и на сохране­ние с ним после «выпуска» из семьи дружеских, обеспечивающих душевную поддержку отношений.

В связи с этим возрастает значение социального, психологичес­кого и педагогического сопровождения семьи.

: Сопровождение семьи включает:

s — предупреждение и нивелирование негативных ситуаций, воз-

; никающих в процессе становления профессиональной замеща-

; ющей заботы;

• — формирование новой целостности — профессиональной семьи;

! — актуализацию ресурсов семьи и выработку адекватных страте-

; гий поведения в ситуации семейного и индивидуального стресса.

Социальное, психологическое и педагогическое сопровождение ©емьи включает:

: — мониторинг развития семьи с приемными детьми: проведение исследований в домашних условиях каждые полгода приема;

; — организацию занятий «группы психологической поддержки», на которых обсуждаются и ищутся пути решения проблем, воз-


никающих в процессе приема, а также проводится тренинг эф­фективного взаимодействия в семье; занятия должны прово­диться не реже чем раз в два месяца;

— организацию занятий «педагогических гостиных», служащих для
повышения уровня родительской компетентности; занятия дол­
жны проводиться не реже чем раз в два месяца;

— индивидуальное консультирование по личным проблемам.

Не менее важным направлением работы на данном уровне яв­ляется поддержание идентичности приемного ребенка с его биоло­гической семьей. Нарушение идентичности с кровной семьей, даже если ребенок ее плохо помнит, приводит к формированию у него синдрома приемного ребенка, схожего по своим проявлениям с деп-ривационными нарушениями в развитии. Поэтому служба сопро­вождения должна организовывать поиск социально эффективных род­ственников ребенка и включать их в микросоциальную сеть. Для этого социально эффективные родственники после прохождения спе­циального курса обучения объединяются в «группу посредников», которая, с одной стороны, знакомит детей с ресурсными фигурами семьи, историей их жизни, тем самым создавая позитивные модели для идентификации с кровной семьей, с другой — помогает прием­ной семье в разрешении проблем воспитания ребенка. В задачи «груп­пы посредников» также входит активизация и регулирование отно­шений в системе «замещающая семья — приемный ребенок — кров­ные родители».

Работа на третьем уровне — это помощь в решении интрапсихи-ческих проблем членов семьи и прежде всего приемного ребенка.

Основной целью деятельности на данном уровне является актуа­лизация у приемных детей личностных ресурсов, выход на более высокий уровень личностного функционирования и, как следствие, успешная социализация.

Работа с интрапсихическими проблемами ребенка включает: д: — мониторинг развития ребенка по основным направлениям; ■>. — реабилитацию депривационных нарушений в развитии, обус-.г ловленных психотравматическим опытом ребенка;

— коррекцию интеллектуальных, речевых нарушений, общее раз­
витие ребенка;


14 В. Н. Ослон



В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот


Часть III. Технология социальной и психологической помощи...



 


профилактику (первичную или вторичную в зависимости от
состояния ребенка) девиантного поведения, делинквентных и
аддиктивных нарушений;

— формирование мотивации к развитию и успешной социали­
зации.

Основными формами работы являются индивидуальное консуль­тирование по проблемам поведения и развития детей, организация репетиторства, логопедическая помощь и групповая работа по форми­рованию «навыков жизни». Кроме того, работа на третьем уровне вклю­чает в себя медицинскую реабилитацию приемных детей. Последствия отягощенной наследственности, пре-, пери- и постнатального пораже­ния ЦНС, различные хронические соматические заболевания, неадек­ватные психические реакции, аддиктивные нарушения — все это явля­ется предметом медицинского сопровождения детей.

Программа медицинского сопровождения ребенка включает:

— мониторинг состояния ребенка;

— оздоровительные курсы (медикаментозное, физиотерапевтичес­
кое лечение);

— санаторно-курортное лечение по типу «мать и дитя»;

— наркологическую помощь (по необходимости);

— информационный блок, знакомящий приемных родителей с
особенностями физического и психического развития детей, с
доступными методами медицинской реабилитации.

7.2. Модель диагностики семьи с приемным ребенком*

Модель диагностики замещающей семьи основывается на муль-тимодальном подходе и позволяет диагностировать проблемы семьи и ребенка в различных контекстах. Она включает в себя конкретные методы диагностики семейной системы, которые позволяют опреде­лить ресурсы семьи для организации заботы, эффективность ее функ­ционирования в процессе приема, динамику изменений состояния

Материалы к этому разделу см. в приложении 2.


ребенка. Данная модель используется как на этапе подбора семьи и ребенка, так и на этапе мониторинга.

В качестве основных принципов организации диагностических процедур можно выделить следующие:

— выявление представлений каждого члена семьи о состоянии и
развитии как семьи в целом, так и отдельных ее членов. С
целью реализации данного подхода опрашиваются все члены
семьи, достигшие трех лет, как проживающие с семьей, так и

: принимающие активное участие в ее жизнедеятельности (взрос­лые кровные дети, прародители);

— проведение диагностических процедур в процессе «присоеди­
нения» к семье через призму включенного наблюдения: иссле­
дование жизни семьи в привычных домашних условиях во вре­
мя посещений семьи.

Исследование осуществляется с помощью применения одних и тех же психодиагностических методик и организуется по принципу отслеживания переменных, относящихся к основным системным се­мейным показателям, а именно: к структуре и микродинамике семьи, к некоторым аспектам семейной идеологии, к когнитивному, эмоци­ональному и поведенческому состоянию членов семьи.

Показатель «структура личности родителей» является единствен­ным, который рассматривается как константный и оценивается толь­ко один раз.

Диагностика состояния семьи и ее членов также ведется в про­цессе групповой и индивидуальной работы с семьей (психологичес­кие консультации, тренинги подготовки к приему детей-сирот, заня­тия группы психологической поддержки профессиональной замеща­ющей семьи).

7.2.1. Семья в контексте социальных связей. Первый,
уровень мультимодальной модели >

Изучение социальных связей семьи относится к первому уровню мультимодальной модели семьи по Оудсхоорну. Для изучения осо­бенностей взаимоотношений семьи с социальным окружением, струк­туры социально-поддерживающей сети, потребностей в социальной




В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот


Часть III. Технология социальной и психологической помощи...



 


поддержке и способности семьи выстраивать конструктивные отно­шения с микросоциумом используются:

1) методика «Экологическая карта семьи» — техника, предложенная Эттенив [Atteneave, 1976] и Хартманом [Hartman, 1979]. Ее цель — схематически изобразить взаимосвязь семьи с другими семьями и социальными институтами. Экологическая карта позволяет изучить -, потребности семьи в социальной поддержке, характер взаимосвязи:.•; семьи с членами социально-поддерживающей сети; 2») «Экспертный лист для педагогов», позволяющий оценить уровень интегрированности приемного ребенка в образовательное учреждение (разработан автором, см. прилож. 2);

3) опросник для проведения социометрической процедуры по выяв­лению статуса ребенка в коллективе класса.

■. 7.2.2. Проблемы в семье.

Второй уровень мультимодальной модели

Изучение проблем внутри семьи относится ко второму уровню мультимодальной модели семьи по Оудсхоорну. Выбор методик обус­ловлен задачами анализа семейной системы с позиций ее структуры, микро- и макродинамики, семейной идеологии [Холмогорова, 2002].

Первый аспект анализа внутрисемейной ситуации — структура семьи. Этот показатель изучается с помощью следующих методик:

1) «Системный семейный тест» (FAST [Геринг, 1986]);

2) методика «Рисунок семьи» в традиционном и модифицированном
вариантах (при наличии детей до пяти лет) [Хоментаускас, 1995];

3) «Цветовой тест отношений» (ЦТО);

4) методика диагностики межличностных отношений («Социометрия»).

Составленный комплекс диагностических методик позволяет изу­чить структуру семьи с учетом основных компонентов отношений в семье: когнитивного, эмоционального, поведенческого.

«Системный семейный тест» (Family System-Test — FAST), был разработан Герингом и Вил ер в 1986 и 1993 гг. в качестве теста для измерения степени близости членов семьи и оценки иерархии отноше­ний между ними. Тест адаптирован в лаборатории клинической психо-


логии и психотерапии НИИ психиатрии (Москва) А.Б. Холмогоровой с сотрудниками и дает возможность провести сравнительный анализ когнитивных представлений о структуре системы членов семьи.

Тестовый материал состоит из доски, разделенной на 81 квадрат (9 х 9), женских и мужских фигурок, а также цилиндрических бло­ков высотой 1,5, 3 и 4,5 см. На фигурках условно нанесены точки, изображающие глаза.

Расстояние между фигурками на доске отражает степень спло­ченности семьи и отдельных ее подсистем. Высота фигурок, регули­руемая с помощью цилиндрических блоков, показывает семейную иерархию. Направление взгляда фигур является дополнительным качественным параметром, отражающим нюансы взаимоотношений членов семьи.

«Системный семейный тест» Геринга может проводиться индиви­дуально с одним или несколькими членами семьи либо с семейной группой одновременно (групповой вариант). Существенные различия в восприятии членами семьи семейной структуры являются одним из показателей семейной дисфункции и затрудняют кооперацию в семье.

Используются различные репрезентации теста, отражающие как структуру семьи в различных ситуациях, так и идеальное, по мнению респондента, распределение близости и иерархии в семье. Изменение расположения фигурок на доске от одной репрезентации к другой показывает степень гибкости семейной системы.

Результаты теста анализируются и интерпретируются в отноше­нии всей семьи в целом и двух ее подсистем отдельно — супружеской и детской. Различают низкий, средний и высокий уровни близости и иерархии в семье. Помимо этого, тест отражает наличие таких струк­турных нарушений, как перевернутая иерархия (высота фигурки ре­бенка равна или выше высоты фигурки одного или обоих родителей) и межпоколенные коалиции (расстояние между фигурками родите­лей больше, чем между ребенком и одним из родителей).

Герингом и его коллегами проведены исследования, которые по­казали, что семьям, имеющим серьезные проблемы, соответствуют гораздо менее сбалансированные семейные структуры и многочис­ленные структурные нарушения.

Данный подход позволяет выявить особенности ожиданий чле­нов семьи от приема детей-сирот, возможности их реализации в про­цессе функционирования семьи в качестве замещающей.



Тест проводится индивидуально с каждым членом семьи в возра­сте от шести лет. Это помогает оценить сходство и различие в вос­приятии членами семьи их семейной структуры.

Члены семьи, расставляя фигурки на поле, демонстрируют ква­зипространственные отношения в системе в четырех репрезентациях:

— семья до решения принять детей в семью;

— семья в настоящий момент;

; — будущая патронатная семья;

— идеальная семья.

В исследовании использованы и дополнительные показатели те­ста: «граница» семьи и отдельных подсистем, коалиции, индекс стрес-согенности жизни, степень открытости выражения чувств в семье. Мониторинговые исследования позволяют выявить динамику пред­ставлений членов семьи об особенностях структуры семьи.

Методика «Рисунок семьи» использована в интерпретацион­ной схеме Г.Т. Хоментаускаса [1995]. Данная методика позволяет! изучить представления о структуре семьи у детей начиная с трех лет, тем самым расширяя возрастные границы респондентов. Не менее важным является и возможность проанализировать пережи­вания ребенка по поводу его места в семье, его отношения к семье и отдельным ее членам, способ переработки этих чувств. Дополни­тельно анализируются такие показатели, как любимый/нелюбимый член семьи, цвет, выбранный для каждого члена семьи, наличие деталей пейзажа и т.д.

«Цветовой тест отношений» (ЦТО), разработанный А.М. Эткин-дом [1980] на основе теста цветовых выборов, созданного в 1948 г. Люшером. В контексте изучения структуры семьи тест позволяет определить структуру аутоидентификации членов семьи друг с дру­гом (имеет место, если цветовые выборы у членов семьи совпадают) (прилож. 2).

Методика диагностики межличностных отношений («Социомет­рия» [Moreno, 1934]; прилож. 2). И в процедуру тестирования, и в способ обработки результатов были внесены некоторые изменения. Основанием для них были этические соображения и малая числен-


ность групп. В связи с этим из опроса были исключены негативные позиции («никогда бы не выбрал»), количество выборов было огра­ничено тремя. Обработка данных была значительно упрощена: под-считывалось количество взаимных выборов членов семьи по предло­женным критериям.

Вторым аспектом модели изучения семьи стала семейная мик­ родинамика. С целью исследования данного фактора были использо­ваны следующие психодиагностические методики:

1) «Тест семейной динамики» (адаптация А.Б. Холмогоровой);

2) «Цветовой тест отношений» [Эткинд, 1980];

3) методика диагностики межличностных отношений («Социомет­
рия» [Moreno, 1934]);

4) анкета «Семейные роли» [Ogden, Zevin, 1970].

«Тест семейной динамики». Данный тест позволил изучить оценки членов семьи старше двенадцати лет по основным показателям функ­ционирования семьи на разных этапах организации замещающей за­боты, выявить деструктивные «зоны» семьи, уровень общей дисфун-кциональности. Анализируются следующие показатели:

— способность семьи как системы адаптивно и адекватно реаги-
(■ ровать на изменения требований жизни;

— согласованность и открытость ожиданий членов семьи друг от
друга, их способности приспосабливаться к новым ролям, воз­
никающим в процессе семейного функционирования;

— открытость и ясность коммуникаций в семье;

г — адекватность эмоционального реагирования членов семьи в:. процессе взаимодействия;

— наличие эмпатических отношений в семье; способность семьи к
удовлетворению эмоциональных потребностей ее членов, орга­
низации автономной жизни взрослых членов семьи;

— согласованность и конгруэнтность семейных норм и ценностей;

— особенности контролирующего поведения в семье, влияние ак­
тов контроля на состояние членов семьи;

— социальная желательность и сопротивление;

«Цветовой тест отношений» (ЦТО) позволил выявить особен­ности эмоционального компонента отношений к значимым людям


Часть III. Технология социальной и психологической помощи...
B.H. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот

I


(членам семьи) и самому себе. Как показали результаты обследова­ния и интерпретации теста, наиболее адекватным является использо­вание диагностической процедуры A.M. Эткиндом и интерпретации Л.Н. Собчик [1998].

Методика позволяет изучить с трудом поддающуюся рефлексии эмоциональную основу моделей взаимоотношений в семье, ведущие эмоциональные потребности членов семьи, которые они пытаются реализовать во взаимоотношениях друг с другом. Важной стала и возможность выявить стремление к самоидентификации с семьей у ее членов, особенности самооценки и своего положения относитель­но других членов семьи.

Методика диагностики межличностных отношений («Социомет­рия»). В контексте изучения микродинамики данный тест позволяет выявить возможности семейной системы удовлетворять потребности членов семьи в совместном проведении досуга, инструментальной (практической) помощи, эмоциональной поддержке, экзистенциаль­ном партнерстве.

Анкета «Семейные роли» (прилож. 2) — авторская модифика­ция ролевой карточной игры [Ogden, Zevin, 1970]. Представляет со­бой список из 26 ролей, который заполняется родителями совместно с экспериментатором. Для каждого члена семьи выбирается одна оп­ределенная роль.

Третий аспект анализа семьи — семейная макродинамика. Ос­новной метод диагностики — «Семейная генограмма» — позволяет изобразить родственные связи в семье в виде графической схемы [Bowen, 1978; Carter, McCildrick, 1980]. Данная техника может быть использована не только в качестве диагностического инструмента, но и в качестве терапевтического.

Каждый из родителей рассказывает историю своей семьи в трех поколениях с указанием конкретных имен, дат рождения, браков, смертей, разводов и т.д. Родители пытаются воспроизвести семейные сценарии, свои представления о характере взаимоотношений в семье в целом, супружеской и детской подсистемах, об отношениях семьи с ближайшим социальным окружением (соседями). Генограмма позво­ляет выявить ресурсы семьи для изменений (в частности, интегра-


ции ребенка-сироты), проанализировать способы сопротивления и избегания системы изменений, основные модели взаимодействия в вертикальной системе семьи.

Четвертый аспект анализа — семейная идеология. С целью изу­
чения данного аспекта предлагается разработанное автором «Стан­
дартизированное интервью для родителей» (прилож. 2). В него вклю­
чены следующие блоки: семейные ценности; семейные правила; ожи­
дания от отношений в супружеской, детской подсистемах; мотивы
приема детей-сирот в семью; полоролевые предпочтения; антиципа­
ция отношений с приемными детьми в будущем; степень удовлетво­
ренности различными аспектами жизнедеятельности (прием детей,
личная жизнь, брак, семья, карьера и т.д.). ■■•

- 7.2.3. Индивидуальные проблемы членов семьи. Третий уровень мультимодальной модели

Третий уровень модели мультимодальной диагностики связан с изучением индивидуальных проблем членов семьи. В нем выделяет­ся три подуровня [Оудсхоорн, 1994].

Первый подуровень — проблемы развития в когнитивном, эмо­циональном и поведенческом аспектах. На этом подуровне изучают­ся проблемы детей как приемных, так и кровных с помощью следую­щих методик:

1) «Шкала детского поведения» (Child Behavior Cheek list — CBCL
[Achenbach, 1991]);

2) «Опросник детской депрессии» [Kovacs, 1992];

3) «Экспертный лист для педагогов» (разработан автором).

«Шкала детского поведения» (CBCL) — это тест, который про­водится с родителями, учителями школ и воспитателями детских учреждений с целью выявления их оценок различных аспектов по­ведения детей в семье и вне ее. Оценивается степень выраженности как внутренних проблем (уклонение от контакта, соматические жа­лобы, страхи, депрессия), так и внешних (агрессивное, делинквент -ное поведение). Оцениваются и такие переменные, как наличие со-


           
 
 
   
   
 

 

В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот

циальных проблем, степень выраженности проблем внимания и мышления.

«Опросник детской депрессии», адаптированный А.Б. Холмого­ровой, позволяет определить количественные показатели спектра деп­рессивных симптомов: сниженного настроения, гедонистической спо­собности, вегетативных функций, самооценки, межличностного пове­дения. Тест представляет собой шкалу самооценки из 27 пунктов для детей и подростков от 7 до 17 лет.

«Экспертный лист для педагогов» (разработан автором, при-лож. 2) позволяет проследить динамику изменений развития ребен­ка в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах.

Второй подуровень — изучение эмоциональных конфликтов с аспектом бессознательного. Для диагностики проблем данного уров­ня используется цветовой тест отношений [Эткинд, 1980], выявляю­щий бессознательные аспекты отношения приемного ребенка к себе и членам семьи в процессе интеграции в замещающую семью.

Третий подуровень — изучение личностных расстройств и осо­ бых аномалий развития. Поскольку объектом исследования являют­ся психически здоровые члены семьи, патологический контекст дан­ного уровня исключается, что позволяет акцентировать внимание на особенностях структуры личности родителей замещающих семей, которые выявляются с помощью стандартизированного многофак­торного метода исследования личности (СМИЛ — тест MMPI в мо­дификации Л. Собчик [1990]). Сам тест очень объемен, поэтому в приложениях не приводится. В главе 6 приведены результаты анали­за свойств личности приемных родителей с помощью данного теста.

Для изучения объективных данных жизненного пути детей ав­тором монографии разработан «Перечень травматических пережи­ваний ребенка», который заполняется специалистами службы (при-лож. 2).

Четвертый подуровень — изучение биологических нарушений. На этом уровне основным диагностическим методом является изучение амбулаторных карт детей.


Часть III. Технология социальной и психологической помощи... 219

7.3. Показания и противопоказания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.142.248 (0.097 с.)