Перспективы обрезания у евреев 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перспективы обрезания у евреев



В то время, как обрезание стало распространенным явлением на Западе и правилом у основного населения США, у евреев, с постепенным забвением религиозных обрядов и традиций, наблюдается обратная тенденция. Как показали данные опроса Ж.Бенгиги, проведенного в начале 70-х гг. среди евреев — студентов медицинского факультета в Париже, 18 % процентов опрошенных заявили, что они не обрезаны. 17 % из них сказали, что не собираются делать обрезание своим детям, а из тех, что намерены были его сделать, каждый четвертый ссылался на гигиенические, а не религиозные соображения[487]. Подобная тенденция намечается и в Израиле.

Обрезание не передается по наследству, хотя и практикуется у евреев уже три тысячелетия. В начале прошлого века известный анатом Ксавье Биша задал вопрос о наследственности главному раввину Парижа и получил отрицательный ответ. Правда, позднее Дрюмон всерьез утверждал, что один врач из Франкфурта знал немало евреев, родившихся уже обрезанными[488]. Однако доказано, что евреи рождаются, как и все люди, с крайней плотью, а в наши дни все чаще сохраняют ее: таким образом, все меньше и меньше евреев несут на себе клеймо предков, которое так способствовало выделению этого народа из всех других.

 

УДАЛЕНИЕ КЛИТОРА У ЕВРЕЕК

Аналогом обрезания у мужчин для женщин является клиторидектомия, или удаление клитора. Оно до сих пор еще практикуется у десятков миллионов жительниц Африки и Ближнего Востока; возможно, эта операция в глубокой древности была в обычае и у евреев. Страбон упоминает, что у египтян и у евреев обрезали и мужчин, и женщин[489]. У евреев Эфиопии, в отличие от окружающих их народов, принято делать женщинам клиторидектомию, а ведь они сохраняют только ритуалы, датирующиеся эпохой до разрушения Первого Иерусалимского Храма[490]. В древнееврейских источниках удаление клитора нигде не упоминается, однако это может объясняться тем, что оно не носило ритуального характера. Ведь не говорится о нем и в Коране, а между тем оно принято у многих мусульман. Вероятно, этот обычай исчез у евреев очень давно, что могло способствовать раскрепощению еврейских женщин, избавленных от унизительной операции, сводящей на нет их женственность.

 

 

ГЛАВА 6

АНТИСЕМИТИЗМ В СЕКСУАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Антисемитизм зачастую проявляется в запрете или осуждении сексуальных отношений и даже просто телесных контактов между евреями и не-евреями.

 

СЕКСУАЛЬНЫЙ АПАРТЕИД

С тех пор, как римские императоры приняли христианство как официальную религию, сношения между христианами и иудеями сурово наказывались, а иногда даже карались смертной казнью[491]. В Северной Италии действовал Кодекс Феодосия, согласно которому на христианку, грешившую с евреями, накладывалась 9-летняя епитимья; на юге Италии даже рабыням рекомендовалось избегать связей с ними. В Испании Альфонс X в 1285 г. издал декрет, по которому иудей, имевший интимные отношения с христианкой, заслуживал смертной казни, ибо при крещении она становилась супругой Христа; сама она тоже рисковала при этом жизнью, а все ее имущество конфисковывалось[492]. Однако этот закон, похоже, нередко нарушался: судя по документам той эпохи, во время резни 1391 г. много евреев были убиты их собственными детьми, прижитыми с христианками. Вероятно, одной из причин изгнания евреев в 1492 г. были их участившиеся сексуальные сношения с христианскими женщинами[493].

В Германии в начале средних веков действовал Майенский закон, в котором говорилось, что «если кто-либо застигнет иудея с христианкой, он должен передать обоих властям, а виновному отрезать мужское естество»; женщина, правда, отделывалась в этом случае лишь ударами кнута[494]. Для того, чтобы помешать евреям соединяться с христианками, их вынуждали носить те или иные отличительные знаки: так, в Меце в 1703 г. они должны были носить бороду, что было несвойственно христианам[495]. В 1819 г. один немецкий памфлетист предложил, дабы покончить с ухаживаниями евреев за христианками, кастрировать их всех, а евреек вынудить торговать собой[496].

В XX столетии воинствующие антисемиты также не допускают сексуальных отношений между евреями и арийками. В Атланте в 1915 г. толпа линчевала еврея Франка: на фабрике, совладельцем которой он был, 14-летняя работница была найдена изнасилованной и убитой; перед смертью она указала на негра, но кто-то из рабочих обвинил Франка. Редактор местного журнала, ярый антисемит, воспользовался случаем, чтобы заявить со страниц своего издания, что «похотливое желание чернокожего по отношению к белой женщине ничем не хуже, чем похоть еврея по отношению к девушке более благородного происхождения»[497]; а другой журналист из той же Атланты заверял читателей, что все евреи — содомиты. Под градом столь позорных обвинений евреи вынуждены были бежать из города[498].

С самого зарождения нацизма гитлеровцы утверждали, что сыны и дочери Израиля представляют опасность в сексуальном плане. Юлиус Штрейхер уверял, что мужские способности арийца могут сильно пострадать от связи с еврейкой[499]. В своем антисемитском журнале «Штюрмер» («Штурмовик») Штрейхер помещал карикатуры на евреев, изображая их омерзительными похотливыми человечками, осаждающими своими грязными домогательствами прекрасных и чистых ариек; рядом с карикатурами читательские письма повествовали о многочисленных сексуальных зверствах иудеев. Эти карикатуры вывешивались повсюду; гротескные изображения евреев веселили юнцов, а их в высшей степени привлекательные жертвы будили в них подспудные желания. Во время войны охранники в лагерях, начитавшись этого журнала, с удвоенной яростью издевались над узниками. Р.Гесс, зловещий, но в высшей степени целомудренный комендант Освенцима, приходя в ужас от откровенно порнографических лозунгов журнала, считал, что им заправляет еврей[500].

На заре нацизма немок, вступивших в порочащие связи с евреями, принуждали носить на груди табличку с надписью: «Я совершила мерзость», их «нечистым» обольстителям тоже вешали на грудь не менее позорные таблички. С принятием в сентябре 1935 г. Нюрнбергского кодекса запрет получил законную силу. Только на четверть еврей мог жениться на арийке; евреям наполовину требовалось для этого специальное разрешение; если же полуеврей женился на еврейке, он становился евреем на все сто процентов. Когда женился эсэсовец, он должен был представить справку, что среди предков невесты не было ни одного еврея с 1750 г.[501]

Сексуальные отношения между евреями и арийцами также были запрещены законом. После «Хрустальной ночи» 9–10 ноября 1938 г., когда нацисты убили множество евреев и изнасиловали множество евреек, за убийства их не карали, но наказывали за изнасилования, нарушавшие законы расовой чистоты[502]. Этот же закон после вторжения немецкой армии в Польшу защитил от насилия женщин вильненского гетто[503]. Женщинам, беременным от представителей «низших» рас, в принудительном порядке делали аборт. В 1937 г. фюрер приказал — раз уж он не успел помешать им родиться — подвергнуть стерилизации всех «пащенков», родившихся от негров в период американской оккупации 1918 г.[504]

Поначалу еще допускали, чтобы богатые евреи держали служанок «высшей» расы, но они должны были быть не моложе определенного возраста и жить не менее чем в 10 метрах от хозяев[505].

Евреи, нарушившие законы расовой чистоты, сурово наказывались, некоторые даже карались смертной казнью. Юлиус Хан, который так и не смог решиться оставить арийку, прожив с ней много лет, был приговорен в Нюрнберге к 5 годам каторжных работ[506]. Другой еврей из Вюрцбурга, проживший с немкой десять лет, не смог после принятия Нюрнбергского кодекса легализовать их союз; его приговорили к 3 годам каторжных работ, а его подруга накануне суда покончила с собой. Любовники уверяли, что уже несколько лет не имели интимных отношений, но судьям было достаточно допустить такую возможность[507]. Глава еврейской общины в Нюрнберге в возрасте 70 лет был приговорен к смертной казни; его сообщница, 32-летняя немка, уверяла, что он не заходил дальше отеческих поцелуев, но суд счел, что «еврей виновен, даже если предается невинным утехам, и вина его усугубляется тем, что настоящие мужчины далеко»[508]. Гитлер, заинтересовавшись этим делом, запросил подробности, и ему их выслали. Немкам же не грозило никакое наказание, когда они выдавали властям своих любовников-евреев с обличающими подробностями. Один еврей по фамилии Схарп много лет скрывал свою национальность; когда он был разоблачен, 9 из 10 «оскверненных» им ариек выступили свидетельницами против него[509]. Процессов о нарушении законов расовой чистоты было немало; только за год после принятия Нюрнбергского кодекса их насчитывалось 500[510].

Чтобы уклониться от суровых законов расовой чистоты, евреи вынуждены были скрывать свою национальность. Так, известный писатель Арнольд Броннер, услугами которого нацистская партия пользовалась для своей пропаганды, заявил, когда выяснилось его еврейское происхождение, что он незаконный сын, прижитый его матерью, которая некогда изменяла его отцу со стопроцентным арийцем[511]. Мать генерала авиации Милха была арийкой, она поклялась под присягой, что не только изменяла своему мужу-еврею, но и родила сына от арийца. Т. к. никогда еще столько людей не объявляли себя бастардами, требовались доказательства; являлись свидетели, утверждавшие, что эти люди не имеют ни малейшего сходства со своими братьями и сестрами; в нацистском институте расовых исследований сравнивали фотографии и антропометрические данные; только для ушей существовало 23 параметра[512]. Немцы, женатые на еврейках, были вынуждены разводиться; известный актер Иоахим Готтшалк предпочел покончить жизнь самоубийством вместе с женой и 8-летним сыном в ноябре 1941 г. Чистокровная немка Теа фон Харбоу официально развелась с Фрицем Лангом, самым знаменитым немецким кинорежиссером, который на свою беду оказался сыном Израиля. Немецкий актер Ганс Альберг, сыгравший барона Мюнхгаузена в одноименном фильме, женатый на красавице-еврейке, которой он был во многом обязан своей карьерой, также вынужден был развестись с ней; много лет спустя после падения нацистского режима он к ней вернулся и умер в ее объятиях.

Арийцы карались даже за связи с полуеврейками. Так, некто И. из Дортмунда в 1938 г. предстал перед судом в Гамбурге за интимные отношения с девицей Г. У нее были голубые глаза и внешность чистокровной арийки; она оказалась наполовину еврейкой, но, учитывая ее внешний облик, подсудимого оправдали[513]. Для обвинения в нарушении расовой чистоты необязательно было иметь с еврейкой сексуальные сношения; немец мог попасть под суд только за то, что мастурбировал, глядя на еврейку[514]. В 1939 г. евреям было запрещено выходить на улицу после 8 часов вечера — в числе прочих причин этот запрет был введен и для того, чтобы они не могли подойти к немецким женщинам под покровом темноты. Чтобы подчеркнуть дистанцию, к евреям запрещалось обращаться «господин» и именовать их по званию[515]— в одержимой чинопочитанием Германии это было тяжелейшим оскорблением.

На оккупированных территориях нацисты порой пытались подменять местные власти, чтобы и здесь применять законы расовой чистоты. В письме нацистского командующего Данникера из Франции от 21 мая 1942 г. упоминается француз Жан Ж., собиравшийся жениться на еврейке из Бордо. Она была арестована и сослана в концентрационный лагерь, и Данникер писал, что это не единичный случай[516]. Страны — союзницы гитлеровской Германии с небольшим опозданием также ввели у себя законы расовой чистоты. В Италии браки между евреями и не-евреями были запрещены в ноябре 1938 г.; евреям также запретили держать служанок-христианок и появляться в общественных местах. Итальянские сефарды с горячей средиземноморской кровью плохо переносили эти ограничения своих прав; около 4 тысяч из 48 отреклись от иудаизма (двумя годами раньше таких было всего 101); 15 тысяч эмигрировали[517].

Во Франции еще до 1940 г. некоторые антисемиты мечтали распространить нацистское законодательство на свою страну. Профессор Монтандон в письме от 23 ноября 1938 г. одному из основоположников нацистской расовой теории Гансу Понтеру предлагал в порядке защиты от семитской угрозы «отрезать кончик носа еврейским женщинам, ибо они не менее опасны, чем мужчины». Дальше Монтандон рассказывал, что, когда он стажировался в Цюрихе, случайная травма кончика носа у одной еврейки дала блестящие результаты[518]. 3 мая того же года в Брюсселе под покровительством бельгийского пронацистского общества он работал над проблемой «еврейский этнос и наука» и требовал для евреев, нарушивших законы расовой чистоты, смертной казни или кастрации; евреям моложе 40 лет, по его предложению, следовало отрезать нос[519]. В августе 1940 г. Монтандон писал, что поддерживает предложение Селина уродовать лица всем еврейкам, «чтобы заставить скрыться самых хорошеньких»[520]. Быть может, эта навязчивая идея — обезображивать еврейкам лица — родилась вследствие какой-то загадочной любовной истории. Один из родственников Гобино во время оккупации, поссорившись с Монтандоном, рассказал, что тот был осужден в Швейцарии за преступление на сексуальной почве.

Правительство Виши быстро научилось обходить законы расовой чистоты; правда, оно лишило евреев гражданства, но не запрещало им браки и даже просто половые сношения с не-евреями. В 1942 г. пронацистский еженедельник, издававшийся в оккупированной зоне, сетовал, что в законе до сих пор нет статьи, запрещающей евреям жениться на француженках, поэтому пропадают впустую все усилия комиссара по делам евреев Даркье де Пеллепуа[521].

Однако время для любви между иудеями и христианами, хоть и не наказуемой законом, было неподходящее. Желтая шестиконечная звезда к любви не располагала. Исключение составляла Голландия, где евреи, женатые на арийках, были избавлены от этого клейма, если добровольно соглашались на стерилизацию[522]. Но главное — большинство населения Франции было заражено антисемитизмом, что сильно затрудняло контакты между иудеями и христианами. В 1943 г. комиссариат по делам евреев провел опрос общественного мнения в бывшей свободной зоне: из 3 150 человек, принадлежавших к самым разным слоям населения, 51,4 % заявили, что они антисемиты, 12 % оказались филосемитами[523]. Такое преобладание антисемитов тем более поразительно, что близился конец гитлеровской Германии и многие французы могли поддаться просемитским настроениям.

 

ЗАПРЕТ КОНТАКТОВ С ЕВРЕЯМИ

Помимо запретов на сексуальные отношения с евреями, всякий телесный контакт с ними не одобрялся с древнейших времен. Евреи считались народом, от которого следует держаться подальше, что отнюдь не способствовало и любовным отношениям между евреями и не-евреями. Так зарождался «эпидермический остракизм».

Вскармливание еврейских младенцев не-еврейскими кормилицами было запрещено во многих странах, несмотря на то что раввины его разрешали. Согласно Талмуду, следовало только, чтобы кормилица-иноверка жила у матери младенца[524]. В XI в. император Генрих IV, основатель Германской империи, благоволивший к евреям, разрешил христианкам вскармливать их детей. Даже два столетия спустя некоторые бургундки еще нанимались в кормилицы к евреям[525]. Но во многих областях это уже было запрещено. В 1581 г., после нескольких соборов, папа Григорий XIII вновь узаконил запрет. Чтобы у кормилиц не возникало искушения обойти его, их порой заставляли после причастия сцеживать молоко и сливать его в отхожее место[526]. В XVIII в. в католических странах запрет христианкам вскармливать еврейских младенцев все еще действовал[527]; даже в 1874 г. парижский медицинский журнал «Сайте Пюблик» писал, что «в Вене ни одна уважающая себя кормилица не возьмется вскармливать еврейского младенца, на это соглашаются только самые негодные. Это настоящее истребление невинных младенцев». Церковный совет предложил 5 флоринов премии кормилице, которая возьмется вскармливать еврейского младенца, и еще столько же, если он останется в живых; в первый год после этого детская смертность у евреев упала с 80 до 60 %[528].

Нацизм возобновил старые запреты с еще большей жестокостью. Арийкам категорически запрещалось вскармливать еврейских младенцев. 6 сентября 1937 г. еврейским детям законодательно отказали во вскармливании в 50 городах Германии. По этому поводу папа Пий XI произнес свою речь перед бельгийскими паломниками, закончив ее словами: «…духовно все мы — семиты»[529]. Однако официальная печать Ватикана поостереглась воспроизвести эту памятную фразу.

Поскольку еврейским детям было так трудно подыскать кормилицу, именно это могло натолкнуть еврейских педиатров и вообще евреев на поиски способов искусственного вскармливания. В конце XIX в. во многом благодаря доктору Абрахаму Якобу была установлена необходимость кипячения молока, а в 1892 г. богатейший филантроп Натан Штраус начал кампанию за его пастеризацию[530]. В 1917 г. у испанских детей возникли серьезные кишечные расстройства; еврей из Барселоны Даниэль Карассо предложил добавлять в молоко естественные ферменты, сквашивающие его; так родились знаменитые «Даноны» (от уменьшительного имени сына Карассо). Вскоре они завоевали весь мир[531].

Кормилицы-еврейки также не допускались к детям христиан; такой запрет существовал уже в XIII в.[532] и сохранялся в некоторых гетто вплоть до XVIII в.[533], а в XX в. был возобновлен нацистами. Гитлер узнал из ноты министра юстиции, что немецкие младенцы вскармливались молоком еврейки: скрыв свою национальность, она продавала молоко в клинику немецкого педиатра. Последовал приказ возбудить против нее судебное дело, но тайно, «чтобы не травмировать родителей-немцев»[534]. Ярые антисемиты отказывались и от еврейской крови. В больнице Кольмара некий пациент по примеру буров, отказывавшихся от негритянской крови, перед переливанием крови потребовал гарантии, что вливаемая ему кровь не от еврея[535].

Прикосновения, телесные контакты с евреями могут вызвать отвращение у людей, в которых — сознательно или подсознательно — живет антисемитизм. Анри Вожуа, создатель «Аксьон франсэз», утверждал, что у него кожная аллергия на евреев; именно он внушил совсем юному Шарлю Морра патологический антисемитизм[536]. Андре Жид, певший хвалу Селину за его антисемитские памфлеты, оттолкнул, хотя и был гомосексуалистом, Леона Блюма, попытавшегося в знак приветствия заключить его в объятия[537]. Для нацистов было немыслимо даже пожать еврею руку. В 1942 г. в минском гетто гауляйтер Кубе тепло пожал руку еврею в благодарность за то, что тот вывел его машину из горящего гаража; немедленно последовал донос одного из подчиненных[538]. Еще в 1977 г. опрос общественного мнения показал, что 14 % француженок и 9 % французов избегают обращаться к врачам-евреям[539]. Вообще-то, как показало обширное исследование, предпринятое комиссариатом по делам евреев в 1943 г., у женщин во Франции антисемитские тенденции менее ярко выражены, чем у мужчин; в данном случае более высокий процент женщин может объясняться более тесным контактом с лечащим врачом: в частности, прикосновение гинеколога к влагалищу может подсознательно восприниматься как коитус в миниатюре.

В былые времена христиане и мусульмане питали отвращение к вещам, которых касалась рука еврея, именно поэтому в XV в. в Авиньоне был издан закон, обязывающий их покупать те плоды, до которых они дотрагивались[540]. В Салон-де-Прованс в 1923 г. им было указом запрещено что-либо трогать на рынке. В Греции ни один христианин не согласился бы съесть что-то, до чего дотрагивался еврей. Еще сегодня в Иране еврей не может дотронуться до продуктов на Хамаданском базаре[541]. Не так давно во Франции Дрюмон объявил конкурс на лучший способ покончить с засильем евреев во Франции и обещал победителю «золотую медаль, причем девственно чистую, что значит, что до нее никогда не дотрагивался ни один еврей»[542].

Христиане и мусульмане брезговали и водой, «загрязненной» евреями. В средние века для евреев в городах существовали отдельные бани; им запрещалось купаться в реке рядом с другими горожанами. В Персии еще в XIX в. евреям не разрешалось выходить на улицу в дождь: оскверненная соприкосновением с ними вода могла потом брызнуть на мусульманина[543]. Во время оккупации один спортивный журнал обвинил пловца-сефарда Накаша в осквернении вод Сены[544]. В наши дни евреи буквально валом валят в Майами и другие фешенебельные курорты Флориды, словно для того, чтобы взять реванш за сравнительно недавнее прошлое, когда в такие места допускались лишь единицы из них[545]. Один израильский журналист пишет, что его соотечественники в отдельные сезоны составляют до 90 % отдыхающих; над пляжами летают самолеты с транспарантами «кошерная еда», к ярости антисемитов[546].

Христиане всегда, даже если не было прямых запретов, косо смотрели на тех, кто вступал в тесные контакты с евреями, часто с ними общался или жил в близком соседстве. Юный Гете однажды встал в цепь обитателей гетто, передающих из рук в руки ведра с водой во время пожара во Франкфурте, что очень удивило окружающих. В 1870 г. французы удивлялись тому, что прусские офицеры отказывались делить комнаты с коллегами-евреями. В 1938 г. в Берлине на скамейках в общественных местах можно было видеть таблички «Только для арийцев», для евреев были особые скамейки желтого цвета[547]. В это же время в Польше евреи сидели отдельно в школах и даже в высших учебных заведениях, где студенты обычно предпочитали стоять; доктор Корчак писал, что такая же сегрегация была обязательной в летних лагерях. Во Франции также требовали отделить детей Израиля от юных христиан[548]. В 1943 г. больница Ротшильда была целиком отведена евреям; в других больницах их присутствие было нежелательно для французов. В это же время евреям запретили пользоваться телефоном: брезговали даже голосом на расстоянии. В Нью-Йорке уже после войны отель «Уолдорф-Астория», гнездо снобизма, не принимал постояльцев-евреев. В Майами до 1949 г. на дверях гостиниц можно было прочесть, что евреям и собакам доступа нет. Сегодня многие отели превращены в закрытые клубы, чтобы допускать только христиан[549].

Тенденция к отделению евреев от христиан проявляется даже посмертно. Христиане не желают быть похороненными рядом с евреями. Прежде такой вопрос просто не стоял: все евреи хотели покоиться на своих кладбищах, умереть для них значило «лечь подле отцов»; самые набожные стремились получить место на кладбище рядом с могилой какого-нибудь знаменитого раввина. Но постепенно могилы евреев приближались к христианским, что не всегда обходилось без протестов. В прошлом верующих «сефардим» хоронили без гробов, прямо в земле; теперь они признали гробы, однако многие из них предпочитают недолговечные, быстро гниющие породы дерева, что позволяет им посмертно вернуться к обычаям предков, пусть даже рядом с христианами.

Несколько десятков лет назад ученики Дрюмона выражали свое возмущение: рядом с могилой их учителя, голова к голове, похоронили еврея Стависски, могила отстояла от захоронения создателя «Франс Жюив» всего на несколько сантиметров. В одном тулузском журнале красочно описывалось, как эти двое из могил обмениваются оскорблениями[550]. А в мае 1944 г. коллаборационистский журнал «Кроник де Пари» потребовал перезахоронить останки Дрюмона, «чтобы не оставлять их в двух шагах от еврейского воришки, на участке кладбища Пер-Лашез, который многочисленные могилы евреев превратили в базар». В том же месяце Французский Легион, отправляясь в немецкой форме на фронт, пришел поклониться могиле этого пламенного полемиста, несмотря на отвратительное соседство. Спустя годы вдова Дрюмона добилась от властей лишь одного — был очищен цоколь памятника на могиле ее мужа. Стависски же покоится по-прежнему под блестящей мраморной плитой.

После смерти Чарли Чаплина неизвестные лица похитили его останки с кладбища в Веве; считали, что это было сделано с целью получения выкупа от родных: еще в средние века нередко похищали и даже выкапывали из могил тела богатых евреев; их семьи были вынуждены платить, чтобы вернуть дорогие останки. Однако калифорнийская газета «Лос-Анджелес Геральд» предположила, что семьи похороненных на кладбище возмутились соседством еврея Чаплина и решили его устранить. Эта гипотеза, даже ничем не подтвержденная, говорит о старой, как мир, брезгливости. Она была отражена и на экране режиссером Полом Павликовски, который сам чудом избежал гибели во время войны. В фильме «Бал вампиров» еврей-трактирщик, став после смерти ночным призраком, пытается с наступлением рассвета лечь то в одну, то в другую могилу местных аристократов, а те гонят его с отвращением. Когда закоренелые антисемиты не могут избежать посмертного соседства христиан с иудеями, они рисуют на могилах евреев свастики, вероятно, не желая, чтобы их путали с христианскими.

 

 

ГЛАВА 7



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.03 с.)