Древнегреческий фольклор и мифология 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Древнегреческий фольклор и мифология



Гомеровский вопрос

-проблема возникновения и создания гомеровских поэм

· жил в «семи городах», приписывавших себе честь быть родиной

· время жизни - различные датировки, начиная с XII и кончая VII вв. до н. э.

· имя «Гомер» = «слепец», изображался слепым

· собирательный хар-р имени – Г. приписывались многие произведения и эпич и стихотворные. С V до н. э., с зарождением исторической критики, начинают отделять «подлинного» Г.

· В более позднее время отдельные античные ученые Г. приписывали только «И». А «О»-другой автор, но большинство: обе Г. Различие в стиле – Г. составил «И» в молодости, а «О» на склоне лет.

· текст гомеровских поэм прошел три этапа: целостный и законченный в устах самого Г.→ искажения со стороны рапсодов → редакция Писистрата восстановила целостность, не имея уже возможности устранить противоречия между отдельными песнями.

· до XVI в «И» и «О» были образцом и нормой художественного творчества, предметом «подражания» и «соревнования» для позднейших поэтов.

· В эпоху классицизма развилось отрицательное отношение. Критика искала недостатки, главное – невыполнения «правил» эпической композиции классицизма – нет единого плана, героя, повторения и противоречия. Аббат д`Обиньяк доказывал, что «И» - соединение самостоятельных песен об осаде Трои, что Г. не было, а было много слепых певцов, исполнявших эти песни. Современники не поддержали.

· 1-я научная постановка «гомеровского вопроса» - Вольф, 1795 «Приложение к Гомеру». «И» - свод разных песен, сочиненных в разные времена и разными поэтами.

· Немец Гердер к XVIII считал Г. народным поэтом, песни которого были записаны из уст позднейших певцов. Доказывает:

1. сравнительно позднее развитие письменности у греков, VII — VI вв. до н. э.

2. один человек не может в памяти столько удержать

3. отдельные вставки и противоречия в поэмах

· Считали, что единство и целостность поэм лежит в самом материале, в мифе, и не требует единого автора. Большинство песен принадлежит Г., позднее – просто добавляли.

· 1796 немец Шлегель, развивая положения Гердера и Вольфа, сделал вывод: худож. целостность поэм связана не с творческим замыслом индивидуального автора, а с единством «творящего народа». → результат коллективного творчества народных поэтов.

· После появления труда Вольфа исследователи «гомеровского вопроса» разделились на два лагеря – вольфианцев (= аналитики), считавших, что отдельные части гомеровских поэм сложены различными певцами и искали эти отдельные части, и унитариев (Гете) («единый» Г.).

· Позднее было доказано, что письменность была уже в VIII в.

· Последователи Вольфа: Лахман, Кирхгофф.

Несомненно:

1. в «И» и «О» имеются наслоения различного времени в пестром смешении.

2. несомненны элементы единства: построение сюжета, обрисовка действующих лиц.

3. неувязки, противоречий в движении сюжета, не доведенных до конца мотивов и т. л.

4. Песенная теория ошибочна, эпическое творчество поднимается на более высокую ступень по сравнению с песней, и она не может возникнуть из механического объединения песен. Создаваясь на основе песенного материала, поэма представляет собой творческую переработку этого материала в соответствии с более высоким культурным уровнем и более сложными эстетическими запросами.

5. Конкретная история сложения гомеровского эпоса остается, таким образом, спорной.

В основе поэм лежат циклы мифов. Это скорее мифологические поэмы, чем исторические. Со временем мифы все больше вытесняют факты.

 

Каллин Эфесский (1/2 VII до н.э.)

дошло только 4 отрывка, где он призывает молодежь спасти Эфес от нашествия врагов → наставление (слава лучше позора, лучшая гибель – в бою и т.п.)

Тиртей (2/2 VII до н.э.)

Жил в Спарте. Тема защиты родины. Главное – твердость воина. Идея героизма во имя родины. С этическими указаниями переплетаются практические советы. Поучение строится на конкретных примерах. Основатель: Эмбатерий – маршевая песня.

Мимнерм (~600)

Создатель любовной элегии. Сборник к Наннó → говорил о любви к героиням древних сказаний.

Восхваляет прелести юности. Предвосхитил современную элегию

Солон 638-558 гг. до н.э

Политич деятель и поэт. Запрет долгового рабства. В поэзии затрагивает общественную тематику. Предсказал расцвет драмы. Всем свойственно стремление к богатству (родовое проклятье)

Ямбографы:

Ямбы писали и врагам. Первый автор и первое дошедшее стихотворение – 6 апреля 648 года – Архилох

Архилох (сер VII до н.э. – по затмению)

Родился на о. Парос, отец – аристократ, мать – рабыня → не мог претендовать на наследство. Был воином-наёмником и поэтом, героизирован после смерти.

Особенности:

1. стихотворения дидактичны, выступает как наставник и руководитель

2. новое понимание человека – человек изменяется, на него влияют события

3. против войны

4. гомеровская лексика приобретает ироническое звучание (щит «безупречный»)

5. взлеты и падения в своей личной жизни делает типическими, показывает образцы поведения

6. жизнь человека для него – череда удач и неудач, так преодолевается высказанная им же идея человеческой беспомощности

7. сделал поэзию средством раскрытия личных чувств; сближение героя и слушателя

Семонид (Аморгский)

Особенности:

1. четкая назидательность, учит, что несчастье – удел всех людей и в этом должно быть утешение

2. его мир мелок и приземлен, человек ≈ овца, не знает, для чего живет

3. взгляды на жизнь ≈ Гесиода (труженик)

4. Поэма - порицание женщин

Гиппонакт (2/2 VI до н.э.)

Родился в г. Эффесе, за насмешки над правителями был выслан и стал странствующим певцом.

· его герой – озлобленный попрошайка, издевающийся над врагами и богачами

· есть пародии на «высокую» эпическую поэзию.

· обилие бытовых подробностей; комизм достигался помещением эпических героев в несвойственную им обстановку

· любимый размер – хромой ямб (последняя стопа 6-тистопного ямба заменяется хореем)

Мелическая поэзия

Сольная мелика:

Алкей

20-е VII в г. Мителене, мальчиком участвовал в междоусобной борьбе аристократов с тираном Меланхром, воевал с афинянами за г. Троады. В изгнание из Мителена из-за гражданских столкновений → странствовал→ дома амнистия →вернулся

- связь с эпосом – нередко обращается к темам троянских сказаний (идет борьба за Троаду). Осуждает Елену.

- из народной песни заимствует любовный мотив

- стих – разные стопы, повторяющиеся в ритмически сложном чередовании

Сапфо VII

Возглавляла один из девичьих союзов, главная функция союза – воспитание молодого поколения. → определяет поэзию. Тоже пережила изгнание.

- попытка изобразить чувства через внутреннее состояние

- Главный жанр – эпиталамия, свадебные гимн.– в обычной фольклорной манере. Песни для жениха и невесты, плачи

- часто – стихи о расставаниях, напутствия и утешения

Сапфическая строфа.

Анакреонт 2/2 VI

1. темы песен – Диониса, Эрота, Афродиту, вино, любовь, веселье

2. язык контрастен и ясен, строфы кратки

3. элегии, ямбы, военные песни и гимны

В историю литературы он входит как создатель легких песен о любви-флирте, игре. Ему принадлежат и философские стихи. Язык Анакреонта лишен украшений

 

Хоровая мелика:

сохранила наиболее тесную связь с культом и обрядом

Под кифару исполнялись гимны богов. В честь Диониса – дифирамб (Особенность – дифирамб исполнялся как диалог), Ареса и Аполлона – пэан. Просодии – маршевые песни. Гипорхемы – песни плясок. Парфении – песни девушек. Трены (френы) – похоронные песни. Энкомии – песни в честь отличившихся граждан. Эпиникии –песни победителям Олимпийских игр.

Пиндар (1/2 V)

Мастер Оды. Пиндар любил зашифровывать содержания своих од. Стиль Пиндара выделяется своей торжественностью и пышностью, богатством изысканных образов и эпитетов, зачастую сохраняющих еще тесную связь с образной системой греческого фольклора

1. первый стал писать эпиникии Симонид, но для П. доблесть представляла собой наследственную привилегию аристократов. Арете – доблесть

2. структура эпикиниев – сложна. Сост из строф (триад), в каждой из которых за двумя ритмически одинаковыми строфами (строфа- атристрофа) следует третья – эпод (припев)

3. каждая песня – отдельному конкретному подвигу

4. считает, что чел – слабое ничтожное существо

Вакхилид (500-450)

Кроме эпикиниев создаёт дифирамбы. Дифирамбы имеют характер баллад, в которых лирически разрабатываются отдельные эпизоды мифа. Видное место занимают афинские предания — результат роста политического значения Афин после греко-персидских войн. Восхваляет «доблесть», но понимает ее не как совокупность традиционных качеств аристократа, а как способность быть на высоте любой задачи.

 

 

Аристофан (446-384)

родился в семье состоятельного афинского гражданина, жил в период Пелопоннесской войны и кризиса афинского государства. Идеалом для себя избирает образ среднего крестьянина – имеет рабов, но и сам работает.

Аристофан издевался над Еврипидом, Сократом. Прием – карикатура, шарж, пародия и гротеск на грани фантастики.

Темы Аристофана:

1 война и мир 11 комедий дошло – везде есть слова о войне и мире, он был ярый сторонник мира. Шла Пелопонесская война (429-403) Как и трагедия, комедия связана с культом Диониса. Комические поэты защищают права земледельцев

2 критика политики современного правления («Всадники», «Осы»)

3 проблемы культуры: воспитания, театра, литературы («Лягушки», «Облака»)

 

19 Вопросы воспитания на примере комедии Аристофана «Облака»

«Облака» 423 г. Отличается от обычных комедий. Посвящена культурной проблеме: выступает против софистов и Сократа. Проблема воспитания молодежи. Афинянам вечные проблемы казались скучными. «Облака» оказались роковыми в жизни Сократа. Обличение в безбожности, безнравственности и развращении молодежи. На суде в качестве обвинения зачитывалась пьеса.

Сюжет комедии:

Старик Стрипсиад обеспокоен сыном Фидиппидом – тот играет на скачках, спустил все состояние. Стрипсиад узнает, что в Афинах есть мыслильня, хочет пойти туда учиться. Встречает там Сократа. Реальный Сократ не был таким смешным дураком. Афиняне прощали Сократу его внешний вид за его мысли. Всегда был готов к беседе – сократической беседе – приведение человека к выводу. У Аристофана Сократ – это чудак, сидящий в привязанной к стропилам корзине «парит в воздухе и размышляет о солнце». Этот Сократ изучает всякую дрянь. Проблемы: какой частью тела жужжит комар, измеряет шаг блохи. Сократ убеждает не верить в Зевса. Сократ принимает Стрепсиада в «мыслильню» и проделывает над ним обряд «посвящения». Мудрость софистов символизируется в хоре «божественных» облаков, почитание которых отныне должно заменить традиционную религию. Пародируются естественно-научные теории философов и новые софистические дисциплины, например грамматика. Стрипсиада выгоняют из мыслильни, посылает вместо себя сына. Происходит агон между Кривдой и Правдой – прежде всего о проблеме воспитания. восхваляет старое строгое воспитание. Кривда защищает свободу вожделений. Кривда побеждает. Фидиппид быстро овладевает всеми необходимыми уловками, и старик спроваживает своих заимодавцев.

Но вскоре искусство сына обращается против отца. Заканчивается все еще одним агоном. И сын, и отец идут на пир. Любитель старых поэтов Симонида и Эсхила, Стрепсиад не сошелся в литературных вкусах с сыном, поклонником Еврипида. Фидиппид поколотил старика, доказывает ему, что сын вправе бить отца. Стрепсиад готов признать силу этой аргументации, но, когда Фидиппид обещает доказать и то, что законно бить матерей, взбешенный старик поджигает мыслильню Сократа.но старику захотелось послушать Эсхила, а сыну – Еврипида. Сын побил отца и аргументировал это. Стрипсиад берет лестницу и факел – поджигает мыслильню.

Особенности:

1. Сократ - карикатура на софистику (далек). На деле – выступал на площади, здесь – в мыслильне.

2. комедия кончается без обычной обрядовой свадьбы

Образованный А. не враг науки, в софистике его пугает отрыв от полисной этики: новое воспитание не закладывает основ для гражданских доблестей

 

П л а т о н

Настоящее имя – Аристокл. Гибель учителя привело его к болезни. После смерти Сократа бежит из Афин. Изучает философию, мистику.

Идея Платона – в душе каждого есть истинные знания, он их правильными вопросами «высвобождал».

Платона считают основателем философского идеализма. Материю считает тленной и переходящей. Платон приходит к выводу, что где-то есть прообраз всего – идеи. Платон не мог решить, как взаимодействует мир идей и вещей. Он сказал, что идеи и вещи общаются. Много рассуждал о том, как сделать человека счастливым

Значение Платона:

1. В литературе – создал новый жанр – диалога (дошло 42 диалога).

В диалогах один выступающий – всегда Платон. Беседы на природе, в доме, на пиру, в конце жизни – в тюрьме. Может быть, не все диалоги подлинны. Назывались либо по имени собеседника («Гибий», «Федон», «Лисий»), либо по теме («Государство», «Законы»). Датировки не точны. «Законы» последние, писал в тюрьме, незакончены.

2. В философии – много новых философских идей:

-бессмертие души; -идея загробного воздаяния; -утопическое учение об идеальном государстве

Считает, что искусство нарушает душевное самообладание. Оно 1. возбуждает страсти → развращает 2. люди воспроизводят дурные поступки, показанные в произведении.

Считает, что нужны только религиозные гимны и музыка. Сам писал произведения разных жанров.

Аристотель (384 – 322)

Из Македонии (северная Греция), сын придворного врача.

367 – приехал в Афины и стал учеником Платона

342 – обратно в Македонию, был воспитателем Александра (сын Филиппа II). Переписка Аристотеля и Македонского выдумана.

335 – опять в Афины. Открыл школу в роще Апполона-Ликейского, учителя – перипатетики («гуляющие вокруг»).

323 – вынужден переехать на о. Евбею, т.к. его обвиняли в промакедонской ориентации.

Аристотель читал лекции два раза в день – утром и вечером. Много лекций посвящено критике идей Платона (Платон мне друг, но истина дороже»)

Аристотель – первый энциклопедист. Четыре группы: 1) сочинения по теории научного доказательства или органон; 2) естественно-научная группа произведений; 3) сочинения по этике, включают в себя политику; 4) курс по теории литературы и ораторскому искусству. «Ритоика» в трех книгах и «Поэтика» в двух.

Особое значение имеет «Поэтика». Сам Аристотель назвал ее техне – руководство. Написано скупо, как свод правил. Главный вопрос: соотнесенность искусства и действительности. Искусство подражает действительности – мимесис.

Объектом искусства является человек. Аристотель первым заговорил о гуманистических функциях искусства. Высшей формой искусства считал трагедию, которая ведет к катарсису. У Аристотеля много толкований катарсиса, но все можно свести к двум: медицинское – очищение от эффекта жалости и страха, как естественная функция. Этическое толкование – трагедия способствует нравственному очищению души.

Первый выделил 6 элементов трагедии: фабула, характеры, мысли, сценическая обстановка, текст, музыкальная обстановка. Для Аристотеля фабула и сюжет – одно и то же. Фабула должна быть законченной и органически целостной. Характеры должны быть правдоподобными, благородными и последовательными. Не должны быть идеальными или порочными – просто хорошие люди, совершившие ошибку.

Значение Аристотеля:

1. разделил литературу на виды

2. описал структуру эпоса, трагедии, комедии

3. описал комических и трагических героев; описал природу комического

Рим

Периодизация римской литературы:

I. Древнейший период — до появления в Риме литературы по греческому образу (до 240 г. до н. э.).

II. Архаический период — до начала литературной деятельности Цицерона (240 — 81 г. до н. э.).

III. Золотой век римской литературы:

а) время Цицерона — расцвет римской прозы (81 — 43 г. до н. э.),

б) время Августа — расцвет римской поэзии (43 г. до н. э. — 14 г. н. э.).

IV. Серебряный век римской литературы — до смерти императора Траяна (14 — 117 г. н. э.).

V. Поздний императорский период (117 — 476 г. н. э.)

 

долит-й период 8-3 вв до н.э. фольклор
эпоха республики ранняя III-II в. (рост рабовладельческой республики, экспансия на юг); Плавт Теренций
поздняя (период гражданских войн с конца II в. до 30-х гг. до н. э.).   Катулл; Цицерон Цезарь; Салюстий
принципат Августа 30-е до н.э. -14 г. н. э. «золотой век» Вергилий; Гораций Овидий; римские историки
эпоха империи I-II вв н. э. («серебряный век»);   Сенека; Петроний Марциал; Ювенал историки
позднейшая литература (II-476г.). Апулей

Теренций. Обзор творчества

Публий Теренций Афр (195-159)

Афр – прозвище «африканец». Родом из Карфагена.

В Рим он попал в качестве африканского раба и находился в услужении у сенатора Теренция Лукана. Хозяин заинтересовался даровитым рабом, дал ему образование и отпустил на волю.

Литературная деятельность Теренция продолжалась недолго. В промежутке между 166 и 160 гг. он поставил шесть комедий; все они полностью сохранились.

Комедии Теренция принадлежат к тому же «опереточному» жанру римской паллиаты, что и произведения Плавта, также являются обработками греческих пьес «новой» комедии, но и идейно и стилистически они резко отличны от комедий Плавта. Это проявляется уже в выборе оригиналов. Из шести комедий Теренция четыре («Андриянка», «Сам себя наказывающий», «Евнух» и «Братья») основаны на Менандре, а остальные две («Свекровь» и «Формион») представляют собой переделки пьес малоизвестного последователя Менандра Аполлодора Каристского. (то есть более серьёзные произведения) Теренций старается сохранить последовательное ведение характеров и серьезный тон своих оригиналов.

· сюжеты, персонажи-характеры, гуманная направленность – от Менандра

· пытается донести тонкость характеров, интрига – не главное. В “типы” пытается внести индивидуальные особенности

· впервые изображает любовь как особое состояние души – высокое и благородное чувство

· рассчитано на узкий круг образованных зрителей

 

Теренций проводит контаминацию так, чтобы она не нарушала целостности сюжета и последовательности характеров; не следуя в точности ходу действия греческой пьесы, он сохраняет структурный тип последовательно развивающейся драмы и тем самым воспроизводит стиль оригинала.

(Более осторожный и интеллигентный.. контаминатор))

Сложных лирических партий, которые любил Плавт, у Теренция уже не встречается, и это также является приближением к строгой форме менандровской комедии. В ведении диалога Теренций избегает шутовства или грубости. По примеру Менандра он придерживается стиля обыденной речи

 

Гней Невий

Вскоре после 240 г. начал свою драматическую деятельность второй римский поэт, Гней Невий. Он был уроженцем Кампании, участником первой Пунической войны. Невий работал в тех же жанрах, что и Ливий Андроник, но он всюду шел оригинальными путями, стараясь актуализировать литературу, обогатить ее римской тематикой. В его комедиях звучала карнавальная вольность, он не останавливался перед издевкой по адресу римских государственных деятелей, с открытым называнием имен. За такое Невий был выставлен у позорного столба и изгнан из Рима.

Большое распространение получил другой прием, применявшийся Невием при обработке греческих комедий. Это - контаминация, привнесение в переводимую пьесу интересных сцен и мотивов из других комедий. (Римская публика требовала более сильных комических эффектов, чем греческая).

Как трагический поэт Невий не ограничивался переделками греческих драм. Он составляет оригинальные трагедии с римским сюжетом. Трагедии эти назывались у римлян «претекстатами».

В соответствии с характером римских сказаний «претекстаты» писались на историческийсюжет, нередко черпая материал из современной истории.

Наиболее оригинальное достижение Невия - созданный им исторический эпос «Пуническая война». Тема - историческое событие недавнего прошлого, первая Пуническая война; но исторической части у Невия предшествует мифологическая, с участием богов по образцу греческих поэм. Невий начинал с гибели Трои, рассказывал о странствиях покинувшего Трою Энея, о буре, которую послала на него враждебная троянцам Юнона (Гера?), о прибытии Энея в Италию. С земным планом чередовался олимпийский: мать Энея, Венера (Афродита), заступалась за своего сына перед Юпитером (Зевс). Это повествование Невия, напоминающее некоторые эпизоды «Одиссеи», было впоследствии использовано Вергилием для «Энеиды».

Излагалось также сказание о Ромуле, которого Невий представлял себе внуком Энея. Эпос Невия, разделенный позднейшими римскими издателями на семь книг, был написан, как и «Латинская Одиссея» Ливия Андроника, сатурновым стихом.

 

Гай Юлий Цезарь (100 – 44)

Даже во время походов находил досуг для литературной работы

Исторические труды. Во время Галльской войны писал каждый год по книге записок → 7.

Словарный запас 1200-1300 ← нет неологизмов, архаизмов, редких слов и форм.

«Отбор слов - начало всякого красноречия». Цезарь выступает таким образом в защиту простого, но «чистого» языка.

«Записки о Галльской войне»

О войне в Галлии, Германии, Британии. Дошел до Лондона, дальше помешал лес.

написано сознательно безыскусственно, рассказывает просто.

Сенат не поручал Ц. эти завоевания, поэтому он вынужден оправдаться этим докладом. Все правда, но многое умалчивает.

Говорит о себе в 3-м лице. Воины его обожали ← делил добычу честно

важно не столько история, сколько замечания: в Ирландии день > ночи, в Британии не едят зайчатину

«Записки о гражданской войне». Изложение должно убедить читателя в том, что гражданская война произошла исключительно по вине противников Цезаря, а он имел мирные намерения и только защищал попранные права республики и народа. Над этим трудом Цезарь работал в последний год своей жизни и не закончил его.

 

 

Обзор творчества Вергилия

Этот период совпадает с правлением принципата Августа, кот. пришел к власти после гражданских войн. После смерти Цезаря побеждает Октавиан, Август – прозвище, «священный», потому что принес на римскую землю мир. Государству была нужна идеология. Понимал, что без культуры нет идеологии. У него был богатый друг – Меценат. Он создает условия для бедных поэтов, а те поддерживают Августа. В этот кружок входили: Вергилий, Гораций, Проперций… В противовес этому кружку создается кружок Корвина Мессала: Тибул и Овидий.

 

Публий Вергилий Марон (70 – 19) по сути пишет по заказу Августа все три поэмы. «Буколики» - пастушьи стихи, «Георгики» - земледельческие. «Энеида» - героический эпос. Объединяет их всех идея, отличная от греческой, – Вергилий отрекался от прошлого и звал к возрождению в будущем.

«Буколики»

1. пастушечья поэзия

2. включает 10 стихотворений - эклоги

3. прошлое всегда счастливо, настоящее печально

4. источники – идиллическая поэзия Феокрита, почти пересказ

отличия от Феокрита:

1. герои В. носят условные маски пастухов, на деле образованные поэты

2. мир природы – не просто фон, он исполнен таинственной жизни

3. образы неоднозначны, как в эллинистической поэзии

4. нестройность композиции – эклоги перекликаются парами

в 4-й книге предсказание рождения ребенка (→счастливый век, все делается само, не свойственно для формы буколик) → Христос для христиан

«Буколики», составлявшиеся в один из самых острых моментов гражданской войны, знаменовали бегство из действительности в идеальный мир.

«Георгики» («О земледелии»)

соотносятся человек и природа. Георгос – земледелец, человек улучшает землю. «Труд побеждает все». Вергилий думал, как улучшить природу.

писал 7 лет, 4 книги. Практических советов нет, цель – моралистическая.

1. о посеве хлеба, о почвах и их обработке

2. о вине, прививка фруктовых деревьев, о сортах винограда

3. о скотоводстве, дрессировке и обращению с животными

4. о пчелах – образец идеального гос хозяйства, пчелы – римляне

Особенности:

1. одухотворяет природу

2. много поэтических отступлений – во 2й книге – похвальное слово Италии

3. композиция – четные книги кончаются жизнерадостными картинами, нечетные – трагическими.

4. политические мотивы переплетаются с философскими, о человеке

5. источник – Гесиод

Творчество Вергилия находилось под влиянием греков. Прежде всего, александрийская «ученая» лирика, творчество Феокрита. Гесиода

 

Творчество Горация

Квинт Гораций Флак (65-8 до нэ)

Родился на ю. Италии в семье вольноотпущенника, откуда-то получил имение и жил с дохода. Много пишет об отце, мать не упоминается

Учителем его был Орбилий. Поехал Г. доучиваться в Афины, чтобы заработать на обучение сына. В Афинах писал по-гречески, слушал беседы философов «Новой Академии». Философские занятия Горация были прерваны гражданской войной (после убийства Цезаря (44 г.)). В Афины прибыл Брут, вербовавший приверженцев для защиты республиканского строя и борьбы с преемниками Цезаря, Горац поступил в его армию. Горац. в войске Брута стал командиром легиона (круто).

42 г (битва при Филиппах) – Брут с Касием разбиты Октавианом, Г. бежал «бросив щит» → общее место. Октавиан: «Кто сдаст сразу оружие → амнистия», 14 тыс перешло. Г. не сдал → долго слонялся по островам. Октавиан: «Амнистию всем, но без имущества» → Г. вернулся.

Становится писцом, начинает писать стихи «побуждаемый бедностью дерзкой». Они доходят до Вергилия, тот показывает их Меценату, понравились. Тот долго присматривается к Г.

Раннее творчество Горация имеет агрессивно-полемический характер; отливается оно в форму ямбографии или сатиры

«Эподы» - первый сборник (30-е гг.) – ямбографические стихотворения. Эпод в античности одна из строфических форм - двустишие, в котором второй стих короче первого..

-ямб, двустишья, образец – Архилох (именно в метрике и агрессии). Насмешки – на современников, но только на «маленьких».

-агрессивная ироническая поэзия, грубая, 17 эподов. Говорит, что Все сейчас плохо. Если -у Вергилия – надежда на «золотой век», то у Г. – только бежать подальше можно.

13 г – два сборника сатир. Счастье – в «золотой середине» (выражение принадл ему же) - самое главное в жизни – умеренность и покой. Независимая бедность лучше зависимого богатства.

«Сатиры»

- это жанр формы «просвещенной беседы» подходил для изложения «правильных ценностей жизни».

Каждой сатире соответствует одна определенная тема.

Лирика неотериков и любовная элегия, популярные, его не интересуют, для него главное – правильный выбор жизненного пути.

«Сатиры – 2»

- более зрелый, чем 1, много общих мест, усложняется композиция

- диалогическая форма преобладает

- автопортрет – как бы со стороны – непостоянство, лень, раздражительность, вспыльчивость

Говорит: Человек должен быть художником и мудрецом своей жизни, идеал – «довольство малым».

«О полевой и городской мыши» - басня, «Полевая мышь и хорек»

23 г– «Кармина»=«Оды» (песни) – употреблены новые размеры. 3 книги

образец – Сапфо, Анакреонт, Алкей и приспособил их размеры к римской литературе

разный поэт, но поэт мысли, а не чувства

темы различны – дружеские, гимны богам, размышления, любовная.

-Асклепиадов стиль – единицы деления – не строки, а строфы. 1-я книга «Од» начата 9-ю стихотворениями 9-ти разных размеров. Освоил и ввел в римскую литературу все размеры.

-Расстановка слов очень сложная.

-стихи конкретны, наглядны, вещественны («раскаленные колеса»). Каждая последующая -картина крупнее предыдущей и мгновенна

-концовка всегда падает, менее напряженная. Тот самый «Гимн Мельпомене»

«золотая середина» - относится ко всему.

· много возлюбленных, всегда легкая влюбленность. Любовная лирика – без страданий.

· ðсчастье не может быть совершенным → пофигист

· главное – независимость, з.с. – отказ от всего, что делает зависимым. На предложение Октавиана стать секретарем отказался.

· хорошо не испытывать сильных чувств

· плохо быть и бедным, и богатым

· не надо быть плохим, а надо быть хорошим

23 послания в гекзаметре -20 г.

- письма в стихотворной форме. Каждое как-нибудь называется, часто – греческими именами.

Форма – советы. Писал Меценату, Августу.

Впервые дает описание своей внешности.

 

13 г. - 4-ая книга из «Од» - посвящена Августу

2-ая книга «Посланий» - посвящ вопросам лит-ры. Сост из 3-х писем: Августу, второе и «Послание к Писонам».

идеи

· поэт должен быть образованным человеком, мыслителем

· поэзия – не развлечение

Стихотворение Горация почти всегда имеет форму обращения (почти всегда это – совет): поэт адресуется к некоему второму лицу.

Ямб, сатира, ода, послания («Гимн Мельпомене» - станет «Памятником» Пушкина)

 

 

Творчество Овидия

Публий Овидий Назон (43 до н.э. – 17 н.э.)

Жил в сложную идеологическую эпоху – борьба христианства и язычества. Рим постепенно скатывается в пропасть. Овидий прежде всего лирик – на протяжении всей своей жизни пишет стихотворения от первого лица.

Использовал приемы ораторского искусства в лирике и поэмах. В начале творческого пути испытывает славу, затем неожиданно попадает в опалу. Был в оппозиции, в кружке Корвина Мессала, но против Августа не выступал и фактически отошел от кружка.

Выделяется три периода его творчества:

1) 20 г до н.э. – 1 г н.э. Слава, сборники элегий. Последняя стадия совершенства римской элегии, начинается путь обратно, превращение в игрушку. Овидий берет условное имя Коринна, но тут же оговаривается, что это собирательный образ. Сразу игра. Себя он называет не влюбленным, а игроком в любовь. Сборник любовных элегий называется «Любови». Нет истинного чувства. Пародия на Катулла. Из субъективного и искреннего появляется обобщение. «Любовные послания героини» - большая доля искренности. Этот период – 3 дидактические новеллы. «Средства для лица», «Наука любви» и «Средства от любви».

2) 1-8 гг Понимает, что попадает в опалу. Пишет две монументальные мифологические поэмы «Метаморфозы» и «Фастф» от фаст-календарь. Задача описать все 365 дней и праздники, пишет только 6 книг, потом в ссылку.

3) 8-17 гг. «Скорбные элегии» и «Послания с Понта». Это субъективные элегии, не понимал, почему в опале.

· не был склонен идеализировать прошлое

· хотел восстановить старинную мораль и гражданскую былую доблесть

· в своих ранних «песнях любви» он выступал, как изнеженный эпикуреец, самый яркий представитель римской любовной элегии.

 

Древнегреческий фольклор и мифология

Фольклор: гимны, песни, сказки, басни, предания, легенды, мифы, пословицы.

Свадебные песни – гименеи. Из свадеб песни трудами Сапфо – особая форма лирического стихот-ия – эпиталамии. Похоронная – френос (тренос). (13 песня Илиады – песня, описание щита Ахилла. 22 – плач Андромахи, раньше – плач Брисеиды по Патроклу).

Гимны – песни, исполн хором (в тч дифирамбы – в честь Диониса)

Сказки (фиругир у Аристофана. Одиссея – из сказки)

Басни – Эзоп (из древн представлений – тотемизм) Пословицы, поговорки.

Периодизация:

1. Доклассическая (архаическая). (3 тысячелетие до нашей эры).

2. Классическая (олимпийская).

А) ранняя классика

Б) поздний героизм

(конец 3 тысячелетия – 2 тысячелетие).

3. послеклассический (самоотрицание) (конец 2 тысячелетия – начало 1 тысячелетия – 8 век до нашей эры).

Классическая мифология. (Олимпийская, фессалийская, антропоморфная, патриархальная).

А) Ранняя классика. В ней две темы – борьба с чудовищами и установление космоса (от слова «украшать» - нечто украшенное и упорядоченное). Боги порождают героев помочь им в борьбе с чудовищами.

Герой – прародитель, дитя богов и людей.

Б) Поздний героизм. Меняется взаимоотношение с богами, это вызвано социальными процессами. Уходят в прошлое родовые взаимоотношения. Раньше во главе стоял царь, знатный человек. Во главу встают благодаря уму. Появляются мифы о родовом проклятии, чтобы это объяснить.

Послеклассический период (самоотрицание). В этот период появляются мифы о гибели лучших родов Эллады – мифы о войнах (Троянская, Фиванская). Мифы о мировых катастрофах – Атлантида. Мифы о Прометее и Дионисе.

 

К древнейшему – архаическому (доолимпийскому) - периоду относятся мифы о хтонических (от хтон - земля) божествах.

В мифах олимпийского периода стихийная, неуправляемая мощь хтонических божеств сменяется упорядоченной, разумно выстроенной властью богов-олимпийцев.

Праматерью всех богов Гея - богиня земли. Возникнув из первобытного хаоса, она породила небо - Урана. От брака Геи и Урана произошли горы и моря, 12 титанов,

Уран испугался порожденных им чудовищ и заточил их в недра земли, отчего Гея приказала младшему из титанов, Крону, оскопить отца Из капель крови оскопленного Урана, упавших в море, родилась Афродита. Первоначально Афродита олицетворяла стихийную производительную силу природы. Но в олимпийский период она превратилась в богиню красоты и любви. В более поздних мифах говорится, что она родилась из морской пены, и ее имя часто переводят как "Пеннорожденная".

Крон воцарился над миром. Крон приказал Рее приносить ему всех рожденных ею детей и проглатывал их.
Рея решила обмануть Крона. Вместо Зевса она подсунула мужу завернутый в пеленки камень

В войне богов и титанов Гея помогала богам. Зевс побежденных титанов и отца Крона вверг их в Тартар. После победы над титанами Зевс и два его брата, Посейдон и Аид, разделили мир между собой:

В отличие от богов-олимпийцев (но в соответствии со своей хтонической природой) Гефест наделен безобразной внешностью. Гера сбросила его на землю. Теперь Гефест стал еще хромым.

Вторично его сбросил на землю Зевс, когда Гефест во время очередной ссоры Зевса с Герой встал на защиту матери.

Дочь Зевса Афина, богиня мудрости и честной войны (в отличие от Ареса - бога войны коварной, вероломной). Афина, в полном боевом вооружении появилась на свет из головы Зевса.

Аполлон был сыном Зевса и титаниды Лето. Гера, узнав, что супруг в очередной раз ей изменил, запретила твердой земле принимать свою беременную соперницу. Лето удалилась на плавучий остров Делос и там, под пальмой, которую потом стали считать священной, родила близнецов - сына Аполлона и дочь Артемиду.
Аполлон - светлое божество, покровитель красоты и изящных искусств, предводитель муз



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.200.143 (0.2 с.)