Особенности речи слабослышащего ребенка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности речи слабослышащего ребенка.



 

Ограниченное понимание речи — один из наиболее заметных и массивных симптомов. Экспрессивная речь характеризуется следующими особенностями: запас слов ограничен, отличается диффузностью, расширенностью и неточностью их значений.

 

В грамматическом строе отмечаются более или менее грубые нарушения (от однословного предложения до развернутой фразы, с ошибками в падежных согласованиях, в употреблении предлогов).

 

В произношении слов имеется много искажений в структуре слова: интересно, что обычно сохраняется контур слов или хотя бы ударный слог, как наиболее слышимый, на этом основании могут смешиваться слова фонетически сходные.

 

Характер звукопроизношения слабослышащих детей будет следующим: а) смешение звонких и глухих при явлениях озвончения глухих согласных; б) сигматизмы (в основном призубный и боковой), длительно удерживающиеся замены шипящих свистящими и смешение свистящих и шипящих; неправильное произнесение

соноров р и л; в) недостатки смягчения; г) позднее формирование аффрикат, д) выпадение при стечении согласных одной из согласных.

 

Голос слабослышащего ребенка обычно глухой, интонация малоразвита и невыразительна. Недостаточность своей речи он дополняет жестикуляцией.

 

Большинство из указанных недостатков соответствует особенностям речи нормального ребенка периода речевого развития; другие недостатки характеризуются неправильными навыками, обусловленными недостаточными и искаженными восприятиями, поступающими в слуховой анализатор. К последним относятся: глухой и слабо модулированный голос, упорные смешения звонких и глухих при явлениях озвончения глухих согласных, трудность воспитания правильных свистящих согласных.

 

Для выяснения и уточнения тех данных, которые характеризуют слабослышащего ребенка и возможности его дальнейшего развития и обучения, проводится обследование. Оно должно носить комплексный медико-педагогический характер. Одно из важных мест в нем занимает обследование слуха.

 

 

Обследование слуха речью

 

проводится следующим образом. Предварительно логопед путем беседы с ребенком, показа и называния предметных картинок устанавливает его обиходный словарь с характерными для него названиями предметов, например но вместо слова «лошадь»; амка или жучка вместо слова «собака» и т. д. (из практики известно, что восприятие незнакомых или малознакомых слов оказывается более трудным даже при нормальном слухе).

 

В этом словаре должны быть слова с различной частотной характеристикой составляющих их звуков (к высоким звукам относятся И, Э, С, 3, Щ, Ч, Ж; к низким — У, О, М, И, Р).

 

Для иллюстрации последнего приводим частично слова из таблицы, предложенной Л. В. Нейманом: «мама, дом, стол, дедушка, парта, собака, рука, барабан, кошка, шуба, мальчик, лампа, нос, часы, сапоги, муха, заяц, тетрадь, суп, чернила, петух, папа, шапка, карандаш, уши, мяч» и т. д. (состав и объем словаря будет зависеть от уровня речи обследуемого).

 

Слова из этого словаря логопед произносит голосом разговорной силы на разных расстояниях, начиная с близкого расстояния, постепенно отходя от исследуемого до тех пор, пока он не перестанет правильно повторять большинство предъявляемых ему слов. Во избежание считывания с губ лицо обследуемого должно быть отвернуто от говорящего или обследующий прикрывает свой рот листом бумаги.

 

Полезно применить и такой прием, как: ребенок доказывает воспринятый на слух предмет на соответствующей картинке или же выполняет воспринятое на слух приказание (закрыть дверь, поднять вверх руки, встать со стула и др.). Последние два приема обеспечивают не только эхолалическое повторение воспринятого на слух, но и проверку понимания его смысла.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.218.230 (0.006 с.)