Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дидактика школы глухих представляет собой науку о преподавании и: учении, которые относятся к числу ее основных понятий.
Преподавание — это управление сурдопедагогом учебно-познавательной деятельностью глухих учащихся. Оно, в свою очередь, связано с понятиями «обучение», «образование», «самообразование», «воспитание». Обучение представляет собой систематическое, планомерное и непосредственное руководство процессом учения в течение относительно долгого, многолетнего периода. В этом процессе выступают не только действия, связанные с учением, т. е. созданием условий, которые позволяют учащимся овладеть определенным количеством знаний, умений и навыков, но также и элементы контроля, благодаря которому преподаватель может вносить коррективы в процесс учебной деятельности учеников и предупреждать ошибки, которые могут возникнуть в процессе познания окружающей действительности и усвоения систематических знаний по общеобразовательным предметам. Чтобы преподавание, т. е. деятельность по организации учения глухих учащихся, привело к достижению нужных результатов, сурдопедагог должен обладать специальными знаниями, позволяющими определить компенсаторные возможности и пути развития каждого обучаемого в классе ребенка, выработать тот уровень образовательно-воспитательного воздействия на глухого ученика в процессе учебной работы, который способствует преобразованию его познавательной деятельности и формированию новых динамических связей, компенсирующих слуховую недостаточность, на основе которых и осуществляются преподавание и учение. Учение — это активный процесс усвоения знаний, умений и навыков. Своеобразие этого процесса у глухого учащегося сопряжено с особенностями: общего и речевого развития, с уровнем сформированности мотивов учебной деятельности, степенью развития активности и самостоятельности. Обучение — длительный процесс, и образование неслышащей молодежи продолжается 10—12 лет. Образование является результатом процесса обучения, в ходе которого происходит овладение учащимися системой знаний, умений, навыков из определенных областей науки, техники, культуры. Оно включает в себя развитие интереса и способности к познанию, развитие мышления, памяти и воображения, внимания и наблюдательности. Образование обеспечивает формирование у учащихся основ научного мировоззрения, способности к систематическому и самостоятельному приобретению знаний, к индивидуальной и коллективной познавательной деятельности, а также прививает им этические и нравственные ценностные нормы поведения. Своеобразие глухого школьника характеризуется тем, что отклонение в развитии словесной речи тормозит развитие всех познавательных процессов, накладывает отпечаток на развитие социальных потребностей, ограничивает общение с окружающими. Поэтому усвоение глухими учащимися объема школьных знаний сопряжено с коррекционной направленностью обучения через особые коррекционные предметы: предметно-практическое обучение, групповые и индивидуальные занятия по развитию речевого слуха и произносительной стороны речи, музыкально-ритмические занятия. Специальные методы обучения, особое структурирование содержания общих с массовой школой учебных предметов — особенно это касается русского языка, — создание особых условий сообщения и закрепления знаний, увеличение информационной насыщенности всех уроков, использование специальных технических средств обучения (индивидуальные слуховые аппараты, специальные классы, оборудованные современной слуховой аппаратурой) придают процессу обучения в школе глухих специфический характер. Обеспечение глухим учащимся равных со слышащими прав в получении образования ставит перед школой глухих задачи поиска дополнительных, специально ориентированных на глухого ребенка способов преодоления недостатков в развитии, обеспечивающих
подготовку к продолжению образования, к жизни и труду в различных отраслях народного хозяйства, к самосовершенствованию. Основываясь на технологической концепции саморазвивающего обучения Г.К. Селевко, можно утверждать, что важную роль в самосовершенствовании наряду с образованием играет самообразование. Самообразование основано на собственных усилиях учащихся, не подвержено внешнему контролю и осуществляется, главным образом, в соответствии с собственной, самостоятельно разработанной программой. Именно поэтому основными условиями успешного самообразования являются систематический самоконтроль и самооценка. Источником самообразования выступают потребности личности, исполнителем — сама личность, стремящаяся углубить свои знания путем индивидуального изучения интересующего ее материала.
Таким образом, самообразование необходимо рассматривать как стремление личности учащегося к высокому уровню познания, достижению личных и социальных целей, подготовке себя к процессу адаптации в обществе. Самообразование неслышащих учащихся можно рассматривать как достижение ими максимально возможной самостоятельности, высокого качества социализации и предпосылки для самовыражения и самоутверждения. Значительную роль в самообразовании играет развитие самостоятельности. В процессе учебной работы глухие учащиеся обучаются различным приемам мыслительной деятельности, логическим приемам формирования обобщенных понятий, определений, приемам творческой деятельности. Особое внимание уделяется формированию организационных умений и навыков работы с книгой, справочниками, дополнительными источниками информации по различным учебным предметам. Самообразование глухих учащихся предполагает овладение приемами самостоятельной творческой деятельности, формирование знаний, умений, навыков и личностных качеств, таких как общение, творчество, выявление своих способностей, самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность и др.
■ Функции процесса обучения В практической деятельности учителя условно выделяются образовательная, воспитательная и развивающая функции. Для практики обучения глухих учащихся характерна также коррекционная функция, пронизывающая весь педагогический процесс. Образовательная функция предполагает усвоение научных знаний, формирование специальных и общеучебных умений и навыков. Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. Специальные умения и навыки включают в себя характерные для соответствующего учебного предмета и отрасли науки практические умения и навыки. Например, по физике и химии — это решение задач, проведение лабораторных и исследовательских работ, показ, демонстрация. По географии — работа с картой, географические измерения, ориентирование с помощью компаса и других приборов и т. п. По математике — решение задач, работы с вычислительными машинами различного типа, с логарифмической линейкой, с моделями и др. По биологии — работа с гербариями, муляжами, коллекциями, препаратами, микроскопом. Кроме специальных умений и навыков в процессе образования учащиеся овладевают общеучебными умениями и навыками, которые имеют отношение ко всем предметам, например, навыками работы с книгой, справочниками, библиографическим аппаратом, навыками чтения и письма, рациональной организации учебного труда, соблюдения режима дня и др. Специфика учебного процесса в школе глухих требует овладения специфическими умениями и навыками: зрительного и слухозрительного восприятия устной речи (чтение с губ), пользования дактильной формой словесной речи, использования остаточного слуха в учебной деятельности с целью восприятия учебного материала. Реализуя образовательную функцию обучения, сурдопедагог должен организовать процесс овладения знаниями как активный, сознательный, по возможности максимально самостоятельный и творческий процесс, в котором должны принимать участие все учащиеся. В процессе образования формируется познавательная деятельность глухих учащихся, которая, по определению Ю.К. Бабанского, представляет собой «единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности».
Считается, что глухие учащиеся усваивают теоретические» знания формально, механически овладевают ими, а потому испытывают трудности применения этих знаний на практике. Продвижению глухих учащихся в умственном развитии способствуют не только приобретенные знания, но и его способы их усвоения. Важно отметить, что глубокое усвоение знаний глухими возможно только на основе овладения словесной речью, а для закрепления полученных знаний необходима их систематическая повторяемость. Считывая коррекционную направленность образовательной функции в школе глухих, процесс обучения предполагает разностороннюю деятельность учащихся с целью обогащения чувственного опыта и развития сенсорной базы, развития коммуникативных способностей. Следует избегать механической тренировки речевых умений и навыков. Осуществляя процесс обучения в единстве с формированием словесной речи, дидактика школы глухих разработала специальную систему использования различных видов речи на всех этапах образования глухих учащихся в коммуникативно-деятельностной системе. Научный подход к усвоению родного языка (С.А. Зыков) на основе учета социальной сущности и коммуникативной функции языка, его материальной природы с учетом своеобразия развития глухого ребенка позволил усваивать родной язык как средство общения и пользоваться им на всех этапах обучение в условиях социального взаимодействия при изучении всех общеобразовательных дисциплин. Эта система позволяет глухим учащимся сознательно овладевать учебным материалом и развивать свои познавательные возможности. Одновременно с образовательной процесс обучения реализует и воспитательную функцию, формируя у учащихся мировоззрение, нравственные, трудовые, эстетические, этические представления и взгляды, убеждения, способы соответствующего поведения и деятельности в обществе. Воспитательная функция обучения заключается в том, что образовательный процесс одновременно является и воспитывающим, направленным на определенные изменения в сознании и поведении учащихся.
Воспитательное воздействие процесса обучения глухих вытекает из содержания и методов обучения. Использование сурдопедагогом воспитательных возможностей учебного материала, связь изучаемых проблем с глубокими эмоциональными переживаниями на основе подбора подходящих фактов, использование художественных средств, выразительной речи и жестов обеспечивает осознание личной значимости для учащегося ценных в воспитательном отношении проблем, связанных с его личным опытом и переживаниями. Процесс воспитания при правильной организации оказывает благотворное влияние на ход обучения, способствует воспитанию трудолюбия, организованности, активности, создает условия для более активного и успешного обучения. Таким образом, между обучением и воспитанием существует двусторонняя связь, при которой эффективность обучения зависит от уровня воспитанности учащихся, а само обучение способствует формированию определенных взглядов, убеждений, нравственных норм и понятий, социальных установок, направленности личности на общественные, материальные и духовные ценности, воспитание предпочтительного отношения к тем или иным из них. Развивающая функция обучения направлена на обеспечение высокого уровня общего развития глухих учащихся. В процессе обучения ставятся познавательные задачи, которые постоянно побуждают и стимулируют развитие личности учащегося. Обучение при специальной направленности включает учащихся в такие виды деятельности, которые развивают у них сенсорное восприятие, двигательную, интеллектуальную, волевую, эмоциональную и мотивационную сферы. При такой направленности обучение осуществляет развивающую функцию. Содержание развивающей функции обучения представляет развитие и формирование психических процессов и свойств личности глухого ученика, его познавательной активности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Развивающая функция обучения в школе глухих определяется содержанием образования, где каждый этап обучения подготавливает школьников к переходу на следующую ступень в освоении учебных дисциплин и одновременно обеспечивает стимулирующее воздействие на развитие психической: деятельности ребенка данной возрастной группы. Коррекционная функция процесса обучения заключается в поддержке фундаментальных способностей глухого учащегося, позволяющей ему усвоить объем: знаний, требуемых программой, а также достичь уровня развития, необходимого для интеграции в обществе. Эта функция процесса обучения реализуется главным образом через коррекционные курсы обучения неслышащих, которые создают особую педагогически организованную слухоречевую среду, обеспечивают формирование и развитие речи в условиях предметно-практической деятельности. Коррекционная направленность обучения реализуется также на общеобразовательных предметах и обеспечивает неслышащим детям полное образование в объеме массовой общеобразовательной школы. Комплексное воздействие на нарушенные функции в специально организованном процессе обучения, обогащение мотивационно-потребностного плана взаимосвязанных видов деятельности в учебном процессе позволяют сгладить основной дефект и приблизить неслышащего ребенка к естественному пути развития.
Рассмотренные выше функции находятся в сложно переплетающихся связях, которые реализуются комплексом задач урока, направленных на образование, воспитание, развитие и коррекцию речевых недочетов и других отклонений в развитии личности неслышащего ребенка. Функции обучения рассматриваются с точки зрения системного подхода, позволяющего определить, чему нужно и возможно научить школьников. По своей сути рассмотренные выше функции фактически отражают сущность процесса обучения.
■ Сущность процесса обучения Современная дидактика в определении сущности обучения опирается на психологические корни усвоения, знаний отдельным человеком с учетом структуры его познавательных действий. Определить место познавательной деятельности ученика в системе общих законов диалектики — такова наиболее важная задача в понимании сущности обучения. Обучение, несмотря на периодически обновляемое содержание образования, представляет собой ограниченный определенными рамками процесс. Оно основывается на специально отработанных и педагогически переработанных данных, организуется как стройная система усложняющихся и углубляющихся знаний. При этом учитывается как логика развития самой науки, так и логика усвоения знаний, умений и навыков детьми, особенности их развития. Движущей силой обучения и развития учащихся является противоречие между природой детского познания и диалектикой развития объективной действительности. Решается это противоречие путем приведения в соответствие логики познания учащихся с логикой жизни. Познавательная деятельность, организуемая в процессе обучения и направленная на усвоение научных знаний на основе противопоставления репродуктивных способов преподавания готовых знаний исследовательским методам, позволяет детям непосредственно соприкасаться с логикой познания самой жизни. Обучение зависит как от закономерностей индивидуального развития личности, так и от общественно исторического познания. Таким образом, сущность процесса обучения следует определять, исходя из гносеологических основ, что соответствует природе и понятию процесса обучения.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.29.89 (0.016 с.) |