V.7. Коррекционно-педагогическая работа по развитию слухового восприятия у детей с недостатками слуха 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V.7. Коррекционно-педагогическая работа по развитию слухового восприятия у детей с недостатками слуха



РСВ- формирование и развитие навыков восприятия, развитие остаточного слуха, соверш-ся слухо-зрительная основа восприятия устной речи, формируются навыки речевой коммуникации.

Работа по РСВ с исп-ем звукоусиливающей аппаратуры. Остаточный слух важен для формирования слухо-зрительного восприятия речи, при коррекции произношения.

РСВ происходит в процессе слухо-зрительного восприятия устной речи и слухового восприятия ограниченной части речевого материала на всех занятиях и вне их, при условии постоянного использования звукоусиливающей аппаратуры.

Важным является обогащение представлений детей о звуках окружающего мира.

На занятиях речевой материал воспринимается детьми слухо-зрительно. На фронтальных занятиях проводится работа по восприятию на слух и воспроизведению темпо-ритмической стороны речи.

Содержание и методы развития слухового восприятия

Первоначально детей учат реагировать на различные неречевые и речевые звуки(барабана, бубна, гармони), так и на основе ис­пользования речевого материала (слогов, слов). Работа по формированию условно-двигательной реакции на неречевые звучания (начинать топать по движениям флажка) или другому сигналу ведется на фронтальных и индивидуальных занятиях.

На всех годах обучения проводится работа по различению неречевых звучаний и речевого материала. Различение на слух при наличии наглядного подкрепления значений слов и фраз

 

 

 

детей – умение слушать звуки всем телом или рукой, положенной на горло (щеку или рот) поющего или говорящего взрослого.

В развитии слепоглухого ребенка дошкольного возраста на ведущее место выступает формирование первых средств общения – жестов. Благодаря взрослому, ребенок постепенно усваивает очередность повседневных бытовых ситуаций (утренний туалет, завтрак, игры, обед, дневной сон, полдник, прогулка, ужин, вечерний туалет, и подготовка ко сну и т.п.).

Предмет или жест, изображающий действие с предметом, могут стать сигналом каждой такой значимой для него ситуации. Сделать естественных жест знаком определенного отдельного предмета и действия с ними. Все это подготавливает замену естественного жеста условным знаком: жестом языка глухих, дактильным или устным словом, а затем и письменной фразой (написанной рельефноточечным шрифтом Брайля).

Огромное значение для формирования правильных представлений об окружающем имеет для слепоглухого ребенка лепка, моделирование, рисование и игра. Обучение идет через организацию совместного со взрослым действия с предметом, а потом и полностью самостоятельное действие. Организуя наблюдение руками ребенка за повседневными действиями окружающих, мы расширяем его собственный опыт и представления о занятиях других людей. В случаях сложного нарушения особенно велика вероятность ущербного иждивенческого и эгоистического развития личности ребенка, создаваться ситуация гиперопеки. Возможным результатом становится завышенная самооценка ребенка, стремление уйти от любых трудностей, а не преодолеть их.

 

в виде игрушек, картинок, с пиктограмм, схем, табличек.

Работа по развитию неречевого слуха связана с обучением различению звучания музыкальных игрушек. При отборе речевого материала педагог руководствуется необходимостью слов и фраз для общения, степенью понимания их значения. Слова сначала воспр-ся слухо-зрительно, а затем педагог предъявляет слова только на слух. После ребенок повторяет его и указывает на соот-ую картинку или игрушку. Более высокий уровень опознаванию на слух речевого материала без наглядного подкрепления.Для опознавания предлагается знакомое слово, со звукоусиливающей аппаратурой и без нее. Более сложной оказывается для детей, особенно глухих, работа с содержанием небольших текстов.

О полноценном восприятии на слух небольшого текста свидетельствует точное опознавание отдельных слов и фраз, правильные ответы на вопросы по его содержанию. В качестве методических приемов при обучении различению или опознаванию речевого материала используются демонстрация предмета или картинки, выполнение действий, ответы на вопросы, рисование, работа с сюжетной картинкой, серией картин по знакомой тематике, складывание разрезной картинки с изображением предмета, название которого предлагается на слух, работа с использованием фланелеграфа, дидактические игры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.34.146 (0.004 с.)