Дрессировщик — комплексный раздражитель 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дрессировщик — комплексный раздражитель



 

Самый главный раздражитель собаки — дрессировщик. Он действует на собаку своим запахом, тембром голоса, движениями, мимикой лица, позой, формой одежды, темпом движений и т.д. Более всего действуют голос дрессировщика, движения и запах. Собака хорошо различает особенности голоса (высоту, тембр, силу, интонацию), точно реагирует на произнесенные им команды и не реагирует на команды, которые подает посторонний человек. Собака без большого труда находит хозяина в толпе по пахучему следу.

Больше всего собака выделяет в семье того человека, который ее воспитывает, растит, дрессирует. Постоянный присмотр за собакой, кормление, прогулки очень укрепляют взаимный контакт.

Дрессировщик, воспитывая собаку, должен быть строгим, сдержанным и справедливым. Чрезмерная приветливость, частая игра с собакой отрицательно действуют на ее дисциплинированность.

При обучении собаки часто должен участвовать помощник дрессировщика, незнакомый собаке человек, иногда даже несколько. Помощник дрессировщика, как и сам дрессировщик, — комплексный раздражитель собаки (действует на собаку обликом, запахом, ударами прута, хлыста и т.д.). От помощника зависит качество дрессировки, выработка нужных навыков. Действия помощника должны быть обдуманы заранее, обращая внимание на поведение дрессируемой собаки. Дрессировщик обязан предварительно предоставить помощнику информацию о собаке, указать очередность действий. Помощник должен действовать правильно, быть проворным и находчивым. Самое главное — помощник дрессировщика не должен бояться собак. Лучше всего роль помощника выполняет человек, хорошо знающий правила дрессировки.

 

Методы дрессировки

 

Собаку дрессируют различными методами. Это комплекс способов и средств, с помощью которых вырабатываются условные рефлексы. В дрессировке собак применяются 4 основных метода: механический, вкусопоощрительный, контрастный и подражательный.

С помощью механического метода дрессировки условный раздражитель закрепляется механически (слегка стискивая, дергая поводок, ударяя прутиком). Например, произнеся команду «Сидеть!», рукой чуть нажимаем на поясницу и легко дергаем поводок вверх и назад.

Механическим методом можно выработать множество рефлексов, но не все. Применяя этот метод, нельзя научить собаку различать предметы по запаху, у нее может возникнуть чувство страха. Поэтому дрессировщик обязан обдуманно пользоваться этим методом, избегать частых и болезненных действий, обратить внимание на индивидуальные особенности поведения собаки.

Вкусопоощрительным методом закрепляют условный раздражитель, давая собаке лакомство. Например, произнеся команду «Ко мне!», показывают лакомство, а после того,как собака подойдет, дрессировщик скармливает ей это лакомство.

Применяя этот метод, можно намного быстрее сформировать условные рефлексы. Кроме того, усиливается привязанность собаки. К сожалению, не все навыки вырабатываются этим методом, поэтому он часто применяется наряду с механическим.

Суть контрастного метода в том, что условный рефлекс закрепляется механически, а после этого — через дачу лакомства. Произнося команду «Сидеть!», слегка нажимаем на поясницу собаки, дергаем за поводок вверх и назад, а когда собака садится, даем лакомство. Контрастный метод — основной метол дрессировки служебных собак.

Подражательный метол основан на использовании врожденных способностей собаки подражать другим собакам. Например, достаточно залаять одной собаке, как на ее лай начинают реагировать и другие. Этот метод применяют, обучая собаку преодолевать препятствия, задерживать «нарушителя», лаять по команде, а также воспитывая молодых щенков.

Желая как следует дрессировать собаку, надо в первую очередь сформировать нормальные отношения между собакой и дрессировщиком. Голос дрессировщика, жесты, темп движения, выражение лица, одежда, запах — все это самый главный и сильный раздражитель. О том, что взаимные отношения собаки и дрессировщика нормальные, что они основаны на доверии, говорит преданность собаки хозяину: она быстро подходит, когда зовут, слушается, не боится.

Важное значение имеют жесты дрессировщика. Неожиданные (лишние) движения, топанье ногой могут вызвать у собаки пассивно-оборонительную реакцию, сформировать отношения, основанные на страхе.

Дрессируя собаку, надо обязательно:

• знать особенности поведения собаки, ее характер (нежный, недоверчивый, сердитый);

• организовывать каждое занятие, имея четкую задачу;

• точно и терпеливо закреплять условный рефлекс, строго придерживаться выдвигаемых требований;

• не менять жесты, сигналы и словесные команды, произносить их ясно и всегда одинаково. Менять команды и интонации в зависимости от поведения собаки;

• за каждое правильно произведенное действие поощрять собаку;

• разнообразить занятия, внимательно наблюдать за собакой, обращать внимание на ее физическое состояние;

• своими действиями помогать собаке правильно выполнять команды (толково и вовремя поощрить собаку; если собака не прыгает через препятствие, перепрыгнуть самому);

• точно ограничить рабочее и свободное положение собаки во время занятий. В зависимости от этого меняются и действия дрессировщика: он должен быть подтянут, командовать приказным, требовательным и умеренным тоном. В перерывах надо дать собаке возможность свободно побегать, поиграть.

Во время занятий надо менять команды, потому что, выполняя команды в одном и том же порядке, собака все делает автоматически — задержался после одной команды произнести другую, а собака уже сама без команды выполняет действия в привычном порядке. Занятия не должны проходить постоянно в одном и том же месте и в одно и то же время. Так вырабатывается условная связь с местом и временем. Помощники дрессировщика на занятиях не должны быть одеты в одну и ту же одежду, поскольку это приучает собаку реагировать только на человека, одетого именно так.

 

 

ПРАКТИКА ДРЕССИРОВКИ

 

ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ДРЕССИРОВКИ

 

Общая дрессировка собак — выработка дисциплинирующих навыков: подчиняться, делать что-либо по команде и так далее. Выработав эти навыки у собак, можно будет позднее готовить их к различным специальным службам: поиск по следу, сторожевая и др. Но это уже специальная дрессировка.

Здесь дается курс основ общей дрессировки для любителей-членов клуба, дрессирующих собак под руководством инструктора.

Он может быть полезен и самим инструкторам по дрессировке, а кроме того, любителям, дрессирующим собак самостоятельно.

 

Общие советы

 

Самых лучших результатов можно добиться, начав дрессировать 2–3-месячных щенков. Методы дрессировки и щенков, и взрослых собак одни и те же, но надо обратить внимание на особенности возраста. Щенки более подвижны, косточки у них еще слабые, поэтому при дрессировке часто используют пищевые раздражители и легкие механические факторы. К месту будет подражательный метод, то есть при наличии возможностей хорошо было бы дрессировать щенков вместе со взрослой, уже дрессированной группой собак. Многим действиям щенка можно научить через игру.

Наиболее общие методы дрессировки собак изложены в разделе «Методика дрессировки собак». Их можно только дополнить несколькими конкретными указаниями, кое-что подчеркнув.

Как уже упоминалось, условный рефлекс у собаки быстрее всего срабатывается контрастным методом. В этом случае условный раздражитель (команда, жест) закрепляется сначала механическим раздражителем, позднее — поощрительным. Однако собаки не любят механические раздражители, поэтому пользоваться ими надо продуманно, особенно дрессируя молодых собак.

Вкусопоощрительный метод станет более действенным, если собака будет не кормлена или после кормления пройдет 2–3, а лучше 4 часа.

Каждое занятие продолжается не более 2 часов. Количество выполненных за одно занятие упражнений зависит от фазы дрессировки, уровня подготовки собаки и ее рабочих качеств.

В начальный период дрессировки за одно занятие можно повторить 2–3 упражнения. Позже количество упражнений постепенно увеличивают. Действия, формирующие новые условные рефлексы, обычно выполняются в начале занятия. После этого можно разрешить собаке 2–3 минуты побегать.

Количество повторений действия за одно занятие зависит от сложности этого действия, работоспособности собаки, особенностей у нее процессов возбуждения и торможения.

Действия, которые поощряются лакомым куском, можно выполнять 15–20 раз, а действия, поощряемые неприятным для собаки механическим воздействием, — до 5–10 раз. Разумеется, собака более заинтересована получить лакомство, чем чтобы ее дергали за поводок и др. Исключение — поглаживание собаки. Этот механический раздражитель приятен собаке и очень хорошо помогает образоваться условному рефлексу.

Для дрессировки и ухода за собакой надо иметь удобную и легко чистящуюся сезонную одежду. Летом удобно надевать спортивную одежду, зимой — теплую куртку или ватник.

На дрессировочных площадках пользуются специальными дрессировочными костюмами, специальными рукавами, стартовым пистолетом и другими средствами.

Общаясь с собакой, надо соблюдать правила гигиены. Каждый раз после общения с собакой мыть руки. Нельзя позволять собаке прыгать на себя, хватать за руки, ноги, а тем более лизать лицо.

Начинающему дрессировщику всегда пригодится консультация опытного специалиста. Поэтому лучше всего посещать курсы клубов служебного и декоративного собаководства, а учиться дрессировке — на дрессировочных площадках, при участии инструктора.

Инструкторы контролируют, должным ли образом выполняются действия, указывают на ошибки, демонстрируют способы выполнения тех или иных действий. Кроме занятий на дрессировочных площадках, каждый дрессировщик самостоятельно дрессирует собаку дома, придерживаясь режима, рекомендованного инструктором.

Для занятий на начальном этапе дрессировки подбирают место в стороне, где нет интенсивного движения, животных и других раздражителей.

Позже, когда навыки уже усвоены, условия дрессировки усложняются. Прежде чем отправиться на дрессировку, обдумывают план будущей работы: какие действия будет выполнять собака, сколько и в каком порядке, какой понадобится инвентарь и др.

 

Налаживание отношений

 

Хорошие взаимоотношения дрессировщика и собаки устанавливаются в процессе их общения. Дрессировщик должен ежедневно чистить собаку, кормить, поить, водить на прогулку. Когда собака привыкнет к дрессировщику, будет доверять ему, нужно начинать ее дрессировать. Если при приближении дрессировщика собака радостно лает, прыгает, ласкается, когда он уходит, смотрит вслед, пытается бежать за ним, если дрессировщик, спрятавшись, зовет собаку, она ищет его, при повышении голоса не пугается — значит, отношения собаки и дрессировщика хорошие.

 

Возможные ошибки дрессировщика:

 

• грубое обращение с собакой, неожиданный рывок поводка без причины, крик, вызывающий у собаки боязнь или агрессивность;

• слишком нежное обращение с собакой, частые и не к месту игры, мешающие формированию у собаки дисциплинированности;

• боязливое, нерешительное обращение с собакой, вызывающее у нее недоверчивость или настороженность.

 

Кличка

 

Кличка собаки — звуковой сигнал привлечения внимания. Кличка выбирается короткая, звучная. Обычно собака приучается к кличке смолоду. Иногда приходится приучать и взрослую собаку, не имеющую клички (когда не знают ее или хочется поменять).

Приучают так: каждый раз, подходя к собаке на расстояние 3–4 метров, 2–3 раза ласково произносят кличку. После этого приближаются совсем и дают лакомство. Пока собака ест, кличку повторяют еще 2–3 раза. Через несколько дней, когда собака начинает реагировать на кличку, вместо еды или лакомства поощряют поглаживанием и произносят «Хорошо!». Позже, когда собака привыкнет к кличке, поощряют все реже.

 

Возможные ошибки дрессировщика:

 

• слишком громкое повторение клички;

• слишком частое повторение клички, особенно перед каждой командой, что приучает собаку выполнять команду только вместе с повторением клички.

 

Ошейник, поводок, намордник

 

К ошейнику и поводку приучают еще молодого щенка. Начинают с ошейника: подобрав мягкий ремешок, кладут его перед собакой и позволяют обнюхать. После этого, гладя собаку, накидывают ремешок на шею так, чтобы собака его не видела, а концы держат в руках. Отвлекая внимание собаки игрой, застегивают ремешок. Если собака ведет себя спокойно, то ремешок на некоторое время оставляют на шее. Если же собака неспокойна, ремешок снимают и позже повторяют все сначала. С каждым днем ремешок все дольше оставляют на шее, пока собака окончательно не привыкнет к нему.

Начиная приучать к поводку, вначале берут легкую 5–6-метровую веревку. Гладя собаку, пристегивают к заранее надетому ошейник> поводок и выводят погулять. Бегающая собака почти не реагирует на поводок. Если собака беспокойна, надо дать ей кусочек пищи погладить, поиграть с ней. Надо следить, чтобы собака не хватала поводок зубами и не игралась с ним.

Приучая собаку к ошейнику и поводку, ее нельзя бить, наказывать, так как это может вызвать страх перед ошейником и поводком недоверие к дрессировщику.

К наморднику приучают также еще молодую собачку. Намордник подбирается по форме и размеру готовы собаки. Бородатым собакам намордник подбирается большего размера, чтобы шерсть от бороды не лезла в пасть. Перед выходом на прогулку или на прогулке дрессировщик, придерживая собаку на поводке рядом с собой, показывает ей намордник, дает обнюхать его и, уловив подходящий момент, правой рукой надевает на морду и застегивает ремешок. Если собака пытается снять намордник, надо с ней побегать, поиграть или дать кусочек пищи (просунуть через намордник). Через 3–4 минуты намордник снимают, собаку поощряют лакомством, поглаживанием. Упражнение повторяют 3–4 раза. Меньше всего собака реагирует на намордник, если долго не выводилась на прогулку.

 

Движение рядом

 

С первых занятий собака всегда должна двигаться рядом с дрессировщиком с левой стороны.

Условный раздражитель — команда «Рядом!», безусловный — неожиданный рывок поводка, угощение лакомством. Пристегнув короткий поводок, ставят собаку так, чтобы колено левой ноги дрессировщика касалось лопатки собаки. Поводок накидывают на кисть правой руки, а свободную часть поводка, свернув, забирают той же рукой. Левой рукой берут за поводок на расстоянии 20–30 см от ошейника. Чтобы обратить внимание собаки, зовут ее по кличке, затем произносят команду «Рядом!», натягивают поводок и одновременно делают шаг вперед. Если собака не идет рядом, надо еще раз произнести команду «Рядом!» и потянуть поводок вперед. Если собака отстает, тянут поводок вперед, если забегает вперед или отходит в сторону, тянут на себя. Если собака правильно выполняет упражнение, ее надо погладить и поощрить словом «Хорошо!».

Обучая собаку идти рядом, реагировать на жесты дрессировщика, надо взять поводок в правую руку, похлопать ладонью левой руки себя по левому бедру, произнести команду «Рядом!», дернуть поводок вперед и двигаться. Когда собака уже реагирует на жест, команду «Рядом!» и натягивание поводка производят все реже. Позже достаточно только жеста. Гуляя рядом с собакой, надо смотреть, чтобы поводок был всегда свободным и собака могла бы делать ошибки. Каждую такую ошибку исправляют командой «Рядом!» и рывком поводка.

На первых занятиях надо двигаться по прямой и с одинаковым темпом. Выработав у собаки навыки, условия дрессировки усложняют, меняют темп движения, направление. Проделывая все это, вначале произносят команду «Рядом!» и только после этого дергают за поводок. Поворачиваясь на месте и при ходьбе, произносят команду «Рядом!», после этого дергают за поводок: поворачиваясь направо, дергают вперед, налево — назад, поворачиваясь кругом через правую сторону (правое плечо), поводок тянут вперед. Обучая собаку идти рядом с дрессировщиком без поводка, вначале поводок ослабляют.

Если собака слабо реагирует на команду, то при ходьбе сильно дергают за поводок, перед этим произнеся команду «Рядом!» с угрожающей интонацией. Когда собака начинает хорошо выполнять команды дрессировщика, поводок снимается. Собаку, точно выполнившую команду, надо похвалить, погладить, дать лакомство. Если собака не реагирует на рывок поводка, то понадобится парфорс (колючий ошейник), но его используют только в самых крайних случаях.

 

Возможные ошибки дрессировщика:

 

• слишком неожиданный и сильный рывок поводка, слишком громкие команды и слишком частое использование угрожающей интонации;

• использование парфорса без надобности;

• постоянное натягивание поводка, создающее у собаки нежелательную привычку постоянно тянуть хозяина за собой;

• слишком частое повторение команды «Рядом!» без закрепления ее рывком поводка.

 

Свободное положение

 

Время от времени собаке надо почувствовать себя свободно (занять свободное положение) — на прогулке, отдыхая на занятиях по дрессировке, на службе.

Условный раздражитель — команда «Гуляй!» и жест — выбрасывание правой руки ладонью вниз в направлении желательного движения собаки и ее отпускание к бедру правой ноги, всем корпусом чуть подаваясь вперед.

Безусловный раздражитель — естественная внутренняя жажда у собаки свободы.

Упражнение выполняется на прогулке в то же самое время, когда вырабатывают навыки слушать команду «Ко мне!» и «Рядом!».

Посадив собаку у левой ноги, дрессировщик пристегивает к ошейнику длинный поводок. Произнеся команду «Гуляй!», делает жест рукой в направлении желательного движения собаки и несколько шагов пробегает вместе с ней.

После этого собаке разрешается свободно погулять на всю длину поводка (10–12 метров от дрессировщика). Через 2–3 минуты собаку подзывают, поощряют поглаживанием, лакомствами и повторяют упражнение.

Позднее упражнение усложняют. Занять свободное положение разрешается из положений «Сидеть!», «Стоять!», «Лежать!».

Собака, начинающая обучаться упражнению без поводка, должна быть с намордником и хорошо к нему привыкнуть.

Навык считается закрепленным, если собака после первой команды «Гуляй!» и жеста дрессировщика сразу занимает свободное положение в любой обстановке из различных положений и не убегает от дрессировщика.

 

Возможные ошибки дрессировщика:

 

• неожиданный рывок поводка и грубые восклицания во время выполнения упражнения (нарушается контакт с собакой и усложняется закрепление навыка);

• невнимательность к поведению собаки, позволяющая ей занять свободное положение (у собаки могут образоваться нежелательные привычки: искать пищу и поедать ее, бросаться на птиц и животных);

• слишком быстрое разрешение занять свободное положение без поводка.

 

Подход

 

Этот навык дисциплинирует собаку, она вовремя подходит к дрессировщику на зов.

Условный раздражитель — команда «Ко мне!» и жест — поднятие правой руки в сторону на уровне плеч ладонью вниз и опускание к правому бедру.

Безусловные раздражители — лакомства, рывок поводка, поглаживание собаки.

Уже молодых щенков начинают приучать подходить к дрессировщику по команде «Ко мне!».

Собаку, выведенную гулять на удлиненном поводке, называют по кличке, затем произносят команду «Ко мне!» и показывают лакомство в правой руке. Как только собака подбегает, команду повторяют, собаку поощряют лакомым кусочком, поглаживают или хвалят. Если собака не подходит к дрессировщику, команду «Ко мне!» повторяют, показывают лакомство и, легко натягивая поводок, притягивают собаку к себе. Если собака идет к дрессировщику медленно, надо еще раз показать лакомство и отступить. Подошедшую собаку надо поощрить. Упражнение повторить 5–6 раз. Позже, когда собака приобретет навыки, после произнесения команды «Ко мне!» показывают жест. Опытную собаку подзывают или командой, или жестом. Впоследствии подзывают собаку из любых положений: сидя, лежа, стоя.

Когда собака начинает подходить к дрессировщику по команде, ее учат обходить дрессировщика с правой стороны и садиться у его левой ноги.

Вначале дрессировщик показывает лакомство, держа его в правой руке. Как только собака подходит к дрессировщику, он прячет руку за спину и перекладывает лакомство в левую руку, поощряя собаку следить за его действиями. После этого он приподнимает руку вверх и немного отодвигает назад, что поощряет собаку сесть. Если собака не садится, произносится команда «Сидеть!». Когда собака садится у левой ноги дрессировщика, он левой рукой поправляет положение собаки, поощряет ее кусочком пищи.

Все это проделывается, постоянно наращивая темп, чтобы собака по команде «Ко мне!» быстро подбегала к дрессировщику, обегала его и садилась по правилам к левой ноге. Если собака, обойдя дрессировщика, садится дальше впереди него или за его спиной, дрессировщик должен поправить положение собаки, потянув за ошейник. На заключительном этапе увеличивают расстояние между собакой и дрессировщиком, выбирают местность для дрессировки с более сильными раздражителями, дрессируют в разное время суток и при разных погодных условиях.

Навык закреплен, если собака с любого расстояния, в любое время, при наличии различных раздражителей, по первой команде и жесту быстро подбегает к дрессировщику, обегает его с правой стороны и садится к его левой ноге.

 

Возможные ошибки дрессировщика:

 

• произнесение команды «Ко мне!» с угрожающей интонацией;

• слишком резкий рывок поводка:

• наказание собаки, уже подошедшей к дрессировщику.

 

Сидеть

 

Основное положение собаки при выполнении большинства упражнений — это положение сидя.

Условные раздражители — команда «Сидеть!» и жест — быстро поднятая в сторону согнутой в локте правая рука на уровень плеч ладонью вперед и затем опущенная к бедру.

Безусловный раздражитель — кормление лакомством, нажатие на круп, а также легкий рывок поводка вверх и назад.

Собаку учат садиться тогда, когда у нее уже сформировались начальные условные рефлексы на команды «Гуляй!», «Ко мне!», «Рядом!». Рефлекс можно вырабатывать двояко: используя поощрительный метод и контрастный метод. Выбор этот зависит от индивидуальных особенностей собаки. Первый способ чаще всего используют при дрессировке молодых собак и собак с преобладающей пищевой реакцией. Для дрессировки злых собак пользуются вторым методом.

Первый метод. К ошейнику собаки пристегивают короткий поводок. Дрессировщик берет его левой рукой в 20–30 см от ошейника. Держа в правой руке лакомство, он становится справа от собаки и называет ее по кличке. После непродолжительной паузы он с приказной интонацией произносит команду «Сидеть!» и подносит руку с лакомством к морде собаки, чтобы она обнюхала его. Затем медленно поднимает руку над головой собаки в направлении холки. Собака старается достать лакомство, но поскольку поводок не позволяет ей подпрыгнуть вверх, она задирает голову и постепенно садится. Когда собака сядет, ее надо поощрить кусочком, погладить и похвалить.

Второй метод. Дрессировщик держит собаку, стоящую у его левой ноги, за короткий поводок. Затем поворачивается к собаке и перекладывает поводок в правую руку, в 10–15 см от ошейника. Произносит с приказной интонацией команду «Сидеть!», кладет левую руку на поясницу собаки большим пальцем к себе, рядом с крестцом, и нажимает на это место, заставляя собаку сидеть. Одновременно правой рукой натягивает поводок вверх и назад.

Как только собака садится, дрессировщик, повторив команду «Сидеть!», поощряет ее кусочком, поглаживает и хвалит. Дав собаке посидеть 10–15 секунд, он произносит команду «Гуляй!». Упражнение повторяют через 5–6 минут.

Когда собака начинает реагировать на команду «Сидеть!», упражнение усложняют. Дрессировщик усаживает собаку поодаль от себя. Постепенно он увеличивает расстояние между собой и собакой, пока она не научится выполнять упражнение на расстоянии требуемых 15 метров. Дрессировщик, удаляющийся от собаки, должен следить, чтобы она не меняла положения. Сначала, пока собака не привыкла, дрессировщик удаляется пятясь. Если собака пытается встать и идти следом за удаляющимся дрессировщиком, он подает команду «Сидеть!». Ее произносят громко, с угрожающей интонацией и, закрепляя, нажимают на поясницу и дергают за поводок, тем самым усаживая собаку снова. Увеличивая расстояние, увеличивают и время сидения собаки.

Выработав и закрепив у собаки одним из описанных способов навык садиться, обучают это делать по жесту. Дрессировщик поворачивает у стоящей собаки ошейник с коротким поводком застежкой вниз и, отойдя на 2–3 шага, становится лицом к собаке. Поводок он держит в левой руке и понемногу его натягивает, а правой рукой снизу ударяет по поводку, одновременно произнося команду «Сидеть!». Через секунду правую руку он опускает и, сделав шаг вперед, гладит собаку или дает ей кусочек. При повторении этого упражнения наблюдают, чтобы собака, поднимаясь, не трогалась со своего места вперед, а садясь, не подтягивала задние лапы, в то время как передние она должна подтянуть под себя.

Навык выработан, если собака безупречно, из любого положения садится по первой команде дрессировщика или по его жесту, находясь от него за 15 метров, и может пробыть в этом положении 5 минут до новой команды.

 

Возможные ошибки дрессировщика:

 

• неподходящее использование поводка при удалении от собаки - она чувствует боль;

• вовремя не исправленные ошибки неправильно севшей собаки:

• слишком частое подзывание собаки из положения сидя (собака с трудом соблазняется сидеть нужное время);

• многократное повторение команды перед воздействием безусловного раздражителя.

 

Лежать

 

Навык собаки ложиться очень пригодится во время работы с ней. Лежа собака отдыхает, в этой позе ей лучше всего прятаться.

Условный раздражитель — команда «Лежать!» и жест — правая рука вытягивается вперед, ладонью вниз на уровне плеч и быстро опускается к бедру.

Безусловные раздражители — даваемое лакомство, нажатие на холку собаки, вытягивание вперед передних лап, рывок поводка.

Упражнение начинают с собакой, выработавшей начальный рефлекс команды «Сидеть!».

Выучить собаку ложиться по команде можно тремя способами, поощряя лакомством, нажимая на холку собаки и вытягивая ее передние лапы вперед, а также дергая за поводок. Способ подбирают, исходя из индивидуальных особенностей собаки, т.е. из преобладающей реакции.

Первый способ. Собака на коротком поводке стоит у левой ноги дрессировщика. Посадив собаку, дрессировщик поворачивается к ней вполоборота и левой рукой берет поводок недалеко от ошейника. После этого, нагнувшись, выпрямляет правую руку с лакомством перед мордой собаки и произносит команду «Лежать!» Постепенно опуская руку вниз и вытягивая вперед, заставляет собаку лечь. Когда она ложится, он поощряет ее кусочком, поглаживанием. Собака лежит 10–15 секунд, после этого ей разрешаю! побегать.

Если собака пытается встать, дрессировщик произносит команду «Лежать!» с угрожающей интонацией и левой рукой нажимает на холку, заставляя лежать.

Второй способ. Собака — у левой ноги дрессировщика. Дрессировщик поворачивается вполоборота к ней и, наклонившись, кладет левую руку на холку, а правой схватывает передние лапы. После этого, произнеся команду «Лежать!», нажимая на холку, тянет вперед лапы, заставляя собаку лечь. Как только она ложится, ее тут же поощряют и держат в таком положении 10–15 секунд; попытка собаки встать пресекается командой «Лежать!», произнесенной с угрожающей интонацией, и нажатием на холку.

Третий способ. Собака — у левой ноги дрессировщика. Дрессировщик поворачивается вполоборота к ней, правой рукой берет за поводок на расстоянии 10–20 см от ошейника, который поворачивает застежкой вниз. Левую руку кладет на холку. Произнеся команду «Лежать!», нажимает на холку, а другой рукой в это же время тянет поводок вниз и немного вперед. Как только собака ложится, ее сразу поощряют. Если собака пытается сесть, встать, с угрожающей интонацией произносят команду «Лежать!», в то же время дернув поводок вперед и нажав на холку. В этом положении держат собаку 10–15 секунд, поощряют и дают побегать. Когда начальный навык закрепляется, увеличивают расстояние, продолжительность лежания, исправляя позу собаки.

Вместе с этим обучают собаку ложиться по жесту. Дрессировщик, посадив собаку, удаляется от нее на 1–2 шага, держа поводок в левой руке, и поворачивается к ней. После этого вытягивает правую руку вперед на уровень плеч и, мгновенно опуская руку вниз, задевает ненатянутый поводок, который легонько дергает собаку книзу. Так собаку вынуждают лечь. Когда ложится, ее поощряют лакомством, поглаживают и хвалят.

Надо следить, чтобы собака, ложась, не тронулась со своего места вперед, не скрещивала задние лапы. Навык совершенствуют, выполняя это упражнение вместе с другими.

Навык выработан, если собака из любого положения по первой команде или жесту дрессировщика, находящегося за 15 метров от нее, без ошибок ложится и находится в этой позе 15 минут до следующей команды.

 

Возможные ошибки дрессировщика:

 

• слишком неожиданный рывок поводка, слишком долгое принуждение собаки лежать на начальном этапе дрессировки;

• укладывание собаки на мокрую землю на начальном этапе дрессировки;

• несвоевременное закрепление команды безусловным рефлексом.

 

Стоять

 

Этот навык нужен собаке, когда ее чистят, надевают на нее намордник и др.

Условный раздражитель — команда «Стоять»' и жест — мах правой, чуть согнутой в локте рукой ладонью вверх от бедра вперед до талии и опускание ее к бедру.

Безусловные рефлексы — приподнимание собаки под живот, рывок поводка, угощение лакомством. Совершенствовать упражнение начинают только с собакой, выработавшей условные рефлексы на команды «Сидеть!», «Лежать!» с сохранением положения до одной минуты.

Упражнение выполняют следующим образом. Собака сидит у левой ноги дрессировщика. Дрессировщик поворачивается к ней вполоборота, произносит команду «Стоять!» и, подсунув руку собаке под живот, приподнимает ее, одновременно правой рукой поддергивая поводок вверх, чтобы собака стояла на месте. Если собака ложится, снова произносят команду «Стоять!», левую руку подсовывают под живот, правой рукой подтягивают поводок вверх, снова ставят собаку на лапы. Вставшую собаку дрессировщик поощряет кусочком, гладит, хвалит. После недолгого перерыва упражнение повторяется.

Позже собаку приучают стоять и в отдалении от дрессировщика на удлиненном поводке. Если собака пытается сесть, с более строгой интонацией говорят команду «Стоять!», дергают за поводок, подбегают к собаке и снова ставят ее в нужное положение, произнося команду «Стоять!» и приподнимая ее под живот. Собаку, вставшую правильно, поощряют лакомством и похвалой. Расстояние между дрессировщиком и собакой увеличивают до 15 метров. Позднее собаку приучают работать без поводка, увеличивают время нахождения в данном положении, расстояние. Поскольку собака из положения стоя склонна продвинуться вперед или идти к дрессировщику, то будет неправильным часто подзывать ее к себе из этого положения.

Жестом собаку ставят следующим образом: дрессировщик, посадив собаку, становится перед ней на расстоянии 2–3 шагов. В левой руке — поводок, и правой производит жест и произносит команду «Стоять!». Едва собака встает, ее поощряют лакомством, поглаживают, хвалят. Впоследствии команду после жеста произносят все реже. Навык закреплен, если по первой команде или жесту из любого положения собака, находящаяся за 15 метров от дрессировщика и без поводка, встает и остается в этом положении 5 минут.

 

Возможные ошибки дрессировщика:

 

• слишком долгое принуждение собаки стоять на начальном этапе дрессировки;

• частое подзывание из положения стоя:

• слишком сильный рывок поводка, заставляющий собаку сдвинуться с места;

• поправление не вовремя собаки стронувшейся с места.

 

Ползать

 

Навык ползания нужен на специальной службе, когда собаке приходится незамеченной преодолеть отрезок пути, а также в летнем многоборье со служебными собаками.

Условный раздражитель — команда «Ползи!», безусловные — нажатие на холку, легкие рывки поводка, поощрение лакомством. Обучают ползать собаку, уже выработавшую условные рефлексы на команды «Сидеть!» и «Лежать!». Первые упражнения выполняются на равнинной, сухой, открытой местности, где нет камней и других острых предметов.

Дрессировщик, пристегнув к ошейнику короткий поводок, ложится сам и укладывает рядом собаку, с левой стороны. Затем, взяв в правую руку сложенный поводок, кладет ладонь левой руки на холку собаки и, произнеся команду «Ползи!», начинает сам ползти вперед. Одновременно правая рука легко дергает поводок, побуждая собаку ползти рядом. Если собака пытается встать, дрессировщик нажимает ладонью на холку и повторяет команду «Ползи!». Хорошо ползущую собаку поощряют лакомством, поглаживают. Вначале заставляют собаку ползти 1–2 метра, поскольку она быстро устает. После небольшого перерыва упражнение повторяют.

Возможен и другой способ обучения. Дрессировщик, уложив собаку, дает ей обнюхать лакомство в правой руке и, произнеся команду «Ползи!», на уровне передних лап передвигает руку с лакомством вперед. Одновременно левой рукой, лежащей на холке, не позволяет собаке встать и побуждает ползти вперед. Если собака пытается встать, дрессировщик произносит команду «Ползи!», восклицает «Хорошо!» и, как только собака начинает ползти, отдает ей лакомство. Вместо лакомства можно использовать апортировочный предмет, мягкие игрушки и др.

Когда собака научится ползти рядом с дрессировщиком, начинают второй этап обучения. По команде «Лежать!» собаку укладывают и на расстоянии 2–3 метров от нее кладут лакомство или другой любимый предмет. Затем дрессировщик подходит к собаке, произносит команду «Ползи!», левой рукой придерживает за холку, побуждая собаку ползти вперед и не давая ей встать. Как только собака доползет до того места, где лежит лакомство, дрессировщик правой рукой подает его собаке, хвалит, поглаживает.

Некоторые собаки не ползут, ложатся на спину. В таком случае навык вырабатывается в том же порядке, только собаку держат за поводок и насильно тянут вперед. Если и тогда собака ложится на спину, дрессировщик садится на лежащую собаку верхом и не позволяет ей лечь навзничь, а руками, заставляет двигаться вперед, перед этим произнеся команду «Ползи!». Начавшую ползти собаку дрессировщик поощряет лакомством и снова повторяет команду «Ползи!».

Впоследствии, выработав начальные рефлексы ползания, условия усложняют: увеличивают расстояние, дрессируют на неровном рельефе, влажном грунте, побуждают ползти из разных положений.

Навык выработан, если собака по первой команде быстро и безупречно проползет 15 метров вместе с дрессировщиком и без него по местности средней сложности.

 

Возможные ошибки дрессировщика:

 

• слишком сильные рывки поводка на начальном этапе дрессировки:

• слишком большие расстояния для ползания на начальном этапе дрессировки;

• слишком сложные условия ползания: мокрая трава, камен<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.55.14 (0.006 с.)