Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Введение в физиологию спортаСтр 1 из 19Следующая ⇒
СТРУКТУРА И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ЛЕКЦИЯ 1 Введение в физиологию спорта Вопросы для рассмотрения: 1. Предмет, цели и задачи физиологии спорта, ее связь с другими науками. 2. Методы исследования в физиологии спорта. ЛЕКЦИЯ 2-3 Физиологическая классификация и характеристика физических упражнений применительно к видам спорта Вопросы для рассмотрения: 1. Основные критерии классификации физических упражнений. 2. Современная физиологическая классификация физических упражнений в спорте (по Фарфелю В.С.). 3. Физиологическая характеристика спортивных поз и статической нагрузки. 4. Физиологическая характеристика циклических физических упражнений. 5. Физиологическиая характеристика ациклических физических упражнений. 6. Физиологическиая характеристика ситуационных физических упражнений. Вопрос 2. Современная физиологическая классификация физических упражнений в спорте (по Фарфелю В.С.) Общепринятой в настоящее время считается классификация физических упражнений, предложенная московским физиологом В. С. Фарфелем (1970). В этой системе в силу многообразия и разнохарактерности физических упражнений применены различные критерии классификации. Согласно схеме (В. С. Фарфель (1970) все спортивные упражнения разделены первоначально на позы и движения (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 – Схема физиологической классификации упражнений в спорте (по В.С.Фарфелю)
Позы включают лежание, сидение, стояние и с опорой на руки. Движения подразделены по критерию стандартности на стандартные или стереотипные (с повторяющимся порядком действий) и нестандартные или ситуационные (спортивные игры и единоборства, кроссы). Стандартные движения разбиты на 2 группы: 1 – по характеру оценки спортивного результата, к ним относятся упражнения качественного значения (с оценкой в баллах) и количественного значения (с оценкой в килограммах, метрах, секундах); 2 – по структуре – на циклические и ациклические упражнения. Среди ациклических упражнений выделены собственно-силовые (тяжелая атлетика), скоростно-силовые (прыжки, метания) и прицельные (стрельба). Циклические упражнения по предельному времени работы разделены по зонам относительной мощности – максимальной мощности (продолжающиеся до 10-30 с), субмаксимальной (от 30-40 с до 3-5 мин), большой (от 5-6 мин до 20-30 мин) и умеренной мощности (от 30-40 мин до нескольких часов). При этом учитывалось, что основной величиной, характеризующей физиологическую нагрузку, является предельное время выполнения работы.
Вопрос 4. Физиологическиая характеристика ситуационных физических упражнений К нестандартным или ситуационным движениям относят спортивные игры (баскетбол, волейбол, теннис, футбол, хоккей и др.), единоборства (бокс, борьба, фехтование), кроссы (из-за большой сложности профиля современных трасс). Физиологическая характеристика ситуационный физических упражнений: - энерготраты сравнительно низкие, - ЧСС, постоянно колеблется в диапазоне от 130 до 180-190 уд • мин-1; - частота дыхания - от 40 до 60 вдохов в 1 мин, - вес тела спортсмена после соревновательных нагрузок, снижается на 1-3 кг в связи с большими потерями воды, а также рабочими энерготратами, - ведущими системами являются ЦНС, сенсорные системы, двигательный аппарат. ЛЕКЦИЯ 4 Вопрос 6 Разминка Разминка – выполнение упражнений перед соревнованиями (тренировкой), оптимизирующих предстартовое состояние, обеспечивающих ускорение процессов врабатывания, повышающих работоспособность. Физиологическое значение разминки: 1. Повышает возбудимость сенсорных и моторных нервных центров коры больших полушарий, вегетативных нервных центров, усиливает деятельность желез внутренней секреции. 2. Усиливает деятельность всех звеньев кислородтранспортной системы (дыхания и кровообращения): повышаются ЛВ, скорость диффузии О2 из альвеол в кровь, ЧСС и сердечный выброс, АД, венозный возврат, расширяются капиллярные сети в легких, сердце, скелетных мышцах. 3. Усиливает кожный кровотоки снижает порог начала потоотделения. 4. Повышает температуру тела, и особенно рабочих мышц. Важнейший результат активной разминки – регуляция и согласование функций дыхания, кровообращения и двигательного аппарата в условиях максимальной мышечной деятельности. По целям и характеру различают общую и специальную разминку.
Общая разминка состоит из разных упражнений, которые способствуют повышению температуры тела, возбудимости ЦНС, усилению функций кислородтранспортной системы, обмена веществ в мышцах и других органах и тканях тела. Специальная разминка состоит из упражнений, соответствующих предстоящей деятельности. Продолжительность и интенсивность разминки, интервал между разминкой и основной деятельностью определяются: -характером предстоящего упражнения, -внешними условиями (температурой и влажностью воздуха и др.), -индивидуальными особенностями и эмоциональным состоянием спортсмена. Оптимальный перерыв между разминкой и основной деятельностью не более 15 мин, на протяжении которых еще сохраняются следовые процессы от разминки.
ЛЕКЦИЯ 5 ЛЕКЦИЯ 6 ЛЕКЦИЯ 7 ЛЕКЦИЯ 8 ЛЕКЦИЯ 9 ЛЕКЦИЯ 10 ЛЕКЦИЯ 11 Вопрос 6. Суточные (циркадные) биоритмы. Формирование суточных биоритмов организма (ритмогенез). Десинхроноз (внешний, внутренний). Факторы, влияющие на скорость адаптации спортсмена к смене часовых поясов. Реадаптация Биологические ритмы – ритмы физиологических функций организма, которые сформировались в соответствии с ритмическими изменениями явлений природы. Различают биоритмы суточные (околосуточные), околомесячные, сезонные (или годичные), многолетние и др. Околосуточные, или циркадные (циркадианные) ритмы – повторяющиеся суточные колебания среды в виде смены дня и ночи (период колеблется около 24 часов). Они влияют на деятельность около 60 функций организма: высших отделов ЦНС, гемодинамику и дыхание, на систему крови и терморегуляцию, деятельность ЖКТ и обмен веществ, мышечную силу, быстроту и выносливость, физическую и умственную работоспособность и другие проявлениях жизнедеятельности организма. Строгое чередование физиологических процессов во времени является одним из выражений биологической целесообразности и физиологической целостности организма. Возможность нарушения суточных биологических ритмов обусловлена двумя факторами: 1) сменной работой (ночные смены, вахты), 2) быстрым перемещением людей в широтном направлении при пересечении нескольких часовых поясов. При нарушении физиологических биоритмов у человека наблюдается состояние "десинхроноза". Проявляется субъективными и объективными нарушениями, такими как: быстрая утомляемость, слабость, бессонница в ночное время и сонливость в дневные часы, изменения функций организма, пониженная работоспособность. Выраженность десинхроноза, характер и скорость адаптационных перестроек в новых условиях зависят от величины поясно-временных сдвигов, направления перелета, контрастности поясно-климатического режима в пунктах постоянного и временного проживания, характера двигательной деятельности спортсменов. При возвращении в место постоянного жительства возникает обратные изменения в функциях организма – реадаптация. Протекает в более короткий период, чем адаптация к новым условиям. Формирование суточных биоритмов (ритмогенез). В основе формирования суточной периодики лежит условно-рефлекторный динамический стереотип, образование которого в новых условиях проходит несколько фаз:
- 2-5-е сутки после перелета характеризуются снижением функций организма и прямых показателей работоспособности; - 6-10-е сутки сопровождаются колебаниями названных показателей; - 11-14-е сутки сопровождаются полным их восстановлением; - после 15 суток иногда отмечается превышение исходного уровня (сверх-восстановление). Существенное влияние на процессы адаптации к новым поясно-климатическим условиям у спортсменов оказывает специфика двигательной деятельности. В частности, десинхроноз больше сказывается на выполнении скоростных, скоростно-силовых и сложно-координационных упражнений, в упражнениях на выносливость его влияние значительно меньше. Работоспособность спортсменов изменяется также от месяца к месяцу, от сезона к сезону, т. е. зависит от биоритмов с длительными периодами. СТРУКТУРА И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ЛЕКЦИЯ 1 Введение в физиологию спорта Вопросы для рассмотрения: 1. Предмет, цели и задачи физиологии спорта, ее связь с другими науками. 2. Методы исследования в физиологии спорта.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 725; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.165.131 (0.019 с.) |