Введение в физиологию спорта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение в физиологию спорта



СТРУКТУРА И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

ЛЕКЦИЯ 1

Введение в физиологию спорта

Вопросы для рассмотрения:

1. Предмет, цели и задачи физиологии спорта, ее связь с другими науками.

2. Методы исследования в физиологии спорта.

ЛЕКЦИЯ 2-3

Физиологическая классификация и характеристика физических упражнений применительно к видам спорта

Вопросы для рассмотрения:

1. Основные критерии классификации физических упражнений.

2. Современная физиологическая классификация физических упражнений в спорте (по Фарфелю В.С.).

3. Физиологическая характеристика спортивных поз и статической нагрузки.

4. Физиологическая характеристика циклических физических упражнений.

5. Физиологическиая характеристика ациклических физических упражнений.

6. Физиологическиая характеристика ситуационных физических упражнений.

Вопрос 2. Современная физиологическая классификация физических упражнений в спорте (по Фарфелю В.С.)

Общепринятой в настоящее время считается классификация физиче­ских упражнений, предложенная московским физиологом В. С. Фарфелем (1970). В этой системе в силу многообразия и разнохарактерности физиче­ских упражнений применены различные критерии классификации.

Согласно схеме (В. С. Фарфель (1970) все спортивные упражнения разделены первоначально на позы и дви­жения (рисунок 2.1).

 

Рисунок 2.1 – Схема физиологической классификации упражнений в спорте (по В.С.Фарфелю)

 

Позы включают лежание, сидение, стояние и с опорой на руки. Движения подразделены по критерию стандартности на стандартные или стереотипные (с повторяющимся порядком действий) и нестандартные или ситуационные (спортивные игры и единоборства, кроссы). Стандартные движения разбиты на 2 группы:

1 – по характеру оценки спортив­ного результата, к ним относятся упражнения качественного значения (с оценкой в бал­лах) и количествен­ного значения (с оценкой в килограммах, метрах, секундах);

2 – по структуре – на циклические и ациклические упражнения. Среди ациклических упражнений выделены собственно-силовые (тяжелая атлетика), скоростно-силовые (прыжки, метания) и прицельные (стрельба).

Циклические упражнения по предельному времени работы разделены по зонам относительной мощности – максимальной мощности (продолжающиеся до 10-30 с), субмаксимальной (от 30-40 с до 3-5 мин), большой (от 5-6 мин до 20-30 мин) и умеренной мощности (от 30-40 мин до нескольких часов). При этом учитывалось, что основной вели­чиной, характеризующей физиологическую нагрузку, является предельное время выполнения работы.

Вопрос 4. Физиологическиая характеристика ситуационных физических упражнений

К нестандартным или ситуационным движениям относят спортивные игры (баскетбол, волейбол, теннис, футбол, хоккей и др.), единоборства (бокс, борьба, фехтование), кроссы (из-за большой сложности профиля современных трасс).

Физиологическая характеристика ситуационный физических упражнений:

- энерготраты сравнительно низкие,

- ЧСС, постоянно колеблется в диапазоне от 130 до 180-190 уд • мин-1;

- частота дыхания - от 40 до 60 вдохов в 1 мин,

- вес тела спортсмена после соревновательных нагрузок, снижается на 1-3 кг в связи с большими потерями воды, а также рабочими энерготра­тами,

- ведущими системами являются ЦНС, сенсорные системы, двига­тельный аппарат.

ЛЕКЦИЯ 4

Вопрос 6 Разминка

Разминка – выполнение упражнений перед соревнованиями (тренировкой), оптимизирующих предстартовое состояние, обеспечивающих ускорение процессов врабатывания, повышающих работоспособность.

Физиологическое значение разминки:

1. Повышает возбудимость сенсорных и моторных нервных центров коры больших полушарий, вегетативных нервных центров, усиливает деятельность желез внутренней секреции.

2. Усиливает деятельность всех звеньев кислородтранспортной системы (дыхания и кровообращения): повышаются ЛВ, скорость диффузии О2 из альвеол в кровь, ЧСС и сердечный выброс, АД, венозный возврат, расширяются капиллярные сети в легких, сердце, скелетных мышцах.

3. Усиливает кожный кровотоки снижает порог начала потоотделения.

4. Повышает температуру тела, и особенно рабочих мышц.

Важнейший результат активной разминки – регуляция и согласование функций дыхания, кровообращения и двигательного аппарата в условиях максимальной мышечной деятельности.

По целям и характеру различают общую и специальную разминку.

Общая разминка состоит из разных упражнений, которые способствуют повышению температуры тела, возбудимости ЦНС, усилению функций кислородтранспортной системы, обмена веществ в мышцах и других органах и тканях тела.

Специальная разминка состоит из упражнений, соответствующих предстоящей деятельности.

Продолжительность и интенсивность разминки, интервал между разминкой и основной деятельностью определяются:

-характером предстоящего упражнения,

-внешними условиями (температурой и влажностью воздуха и др.),

-индивидуальными особенностями и эмоциональным состоянием спортсмена.

Оптимальный перерыв между разминкой и основной деятельностью не более 15 мин, на протяжении которых еще сохраняются следовые процессы от разминки.

 

ЛЕКЦИЯ 5

ЛЕКЦИЯ 6

ЛЕКЦИЯ 7

ЛЕКЦИЯ 8

ЛЕКЦИЯ 9

ЛЕКЦИЯ 10

ЛЕКЦИЯ 11

Вопрос 6. Суточные (циркадные) биоритмы. Формирование суточных биоритмов организма (ритмогенез). Десинхроноз (внешний, внутренний). Факторы, влияющие на скорость адаптации спортсмена к смене часовых поясов. Реадаптация

Биологические ритмы – ритмы физиологических функций организма, которые сформировались в соответствии с ритмическими изменениями явлений природы.

Различают биоритмы су­точные (околосуточные), околомесячные, сезонные (или годич­ные), многолетние и др.

Околосуточные, или циркадные (циркадианные) ритмы – повторяющиеся суточные колебания среды в виде смены дня и ночи (период колеблется около 24 часов). Они влияют на деятельность около 60 функций организма: высших отделов ЦНС, гемодинамику и дыхание, на систему крови и терморегуляцию, деятельно­сть ЖКТ и обмен веществ, мышечную силу, бы­строту и выносливость, физическую и умственную работоспособность и другие проявлениях жизнедеятельности организма.

Строгое чередование физиологических процессов во времени является одним из выражений биологической це­лесообразности и физиологической целостности организма.

Возможность нарушения суточных биологических ритмов обу­словлена двумя факторами: 1) сменной работой (ночные смены, вахты), 2) быстрым перемещением людей в широтном направлении при пересече­нии нескольких часовых поясов.

При нарушении физиологических биоритмов у человека наблюдается состояние "десинхроноза". Проявляется субъективными и объективными нарушениями, такими как: быстрая утомляемость, слабость, бессонница в ночное время и сонливость в дневные часы, изме­нения функций организма, пониженная работоспособность.

Выраженность десинхроноза, характер и скорость адаптационных пере­строек в новых условиях зависят от величины поясно-временных сдвигов, направления перелета, контрастности поясно-климатического режима в пунктах постоянного и временного проживания, характера двигательной деятельности спортсменов.

При возвращении в место постоянного житель­ства возникает обратные изменения в функциях организма – реадаптация. Протекает в более короткий период, чем адаптация к новым условиям.

Формирование суточных биоритмов (ритмогенез).

В основе формирования суточной периодики лежит условно-рефлекторный динамический стереотип, образование которого в новых ус­ловиях проходит несколько фаз:

- 2-5-е сутки после перелета характеризуются снижением функций организма и прямых показателей работоспособности;

- 6-10-е сутки сопровождаются колебаниями названных показателей;

- 11-14-е сутки сопровождаются полным их восстановлением;

- после 15 суток иногда отмечается превышение исходного уровня (сверх-восстановление).

Существенное влияние на процессы адаптации к новым поясно-климатическим условиям у спортсменов оказывает специфика двигательной деятельно­сти. В частности, десинхроноз больше сказывается на выполнении скоро­стных, скоростно-силовых и сложно-координационных упражнений, в упражнениях на выносливость его влияние значительно меньше.

Работоспособность спортсменов изменяется также от месяца к месяцу, от сезона к сезону, т. е. зависит от биоритмов с длительными периодами.

СТРУКТУРА И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

ЛЕКЦИЯ 1

Введение в физиологию спорта

Вопросы для рассмотрения:

1. Предмет, цели и задачи физиологии спорта, ее связь с другими науками.

2. Методы исследования в физиологии спорта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 725; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.165.131 (0.019 с.)