Обратите внимание на место ударения в словах, различающихся значением, но сходных по форме. Прочитайте и объясните их значение по образцу. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обратите внимание на место ударения в словах, различающихся значением, но сходных по форме. Прочитайте и объясните их значение по образцу.



Образец: язык о вая (колбаса) — языков а я (подготовка); з а нятый (дом) — занят о й (человек).

 

Бр о ня — брон я; в я занка — вяз а нка; и рис — ир и с; к и рка (кирха) — кирк а; кл у бы — клуб ы; остр о та — острот а;

Обходной — обходный; переходной — переходный, переводной — переводный, переносной — переносный, подвижной — подвижный, призывной — призывный, развитой — развитый, чудной — чудный.

 

Задание 3.

Поставьте ударение в сочетаниях существительных с предлогами.

За город, за душу, за руку, за угол, на дом, на зиму, на ногу, под гору, по небу, по полу, без толку.

Запомните!

Задание надом— посмотреть на дом

Задание 4.

Поставьте ударение в именах и фамилиях русских и зарубежных деятелей науки, культуры и искусства.

Алексий II Патриарх Московский и всея Руси.

Алферов Жорес — физик.

Амаду Жоржи — бразильский писатель.

Бальмонт Константин — поэт.

Брыльска Барбара — польская актриса.

Бэлза Святослав – литературный и музыкальный критик, телеведущий.

Волчек Галина — актриса, режиссер.

Габен Жан — французский киноактер.

Грабарь Илья — художник.

Денев Катрин — французская актриса.

Иванов Александр — художник.

Иванов Всеволод — писатель.

Искандер — псевдоним А.И.Герцена.

Искандер Фазиль — писатель.

Каллас Мария — греческая певица.

Коненков Сергей — скульптор.

Кустодиев Борис — художник.

Лажечников Иван — писатель.

Лысенко Николай — композитор.

Лысенко Трофим — биолог.

Майков Аполлон — поэт.

Майков Василий — поэт.

Новиков Анатолий — композитор.

Новиков Иван — писатель и литературовед.

Новиков Николай — русский просветитель.

Ньютон Исаак — английский математик, астроном и физик.

Одоевский Александр — поэт.

Ожегов Сергей — языковед.

Радонежский Сергий — основатель Троице-Сергиева монастыря.

Рыленков Николай — поэт.

Хичкок Альфред — англо-американский режиссер.

Языков Николай — поэт.

 

Задание 5. Завершите синонимические ряды.

 

Горе – печаль, тоска, грусть…

Большой – огромный, громадный…

Взять – умыкнуть, забрать…

Спешить – торопиться, мчаться…

Крошечный – мизерный, микроскопический…

Встреча – саммит, форум, сходняк…

Руководитель – лидер, вождь…

Красивый – прелестный, изящный…

 

Задание 6. Объясните, чем различаются слова. При выполнении этого задания обязательно пользуйтесь толковыми словарями. Составьте предложения с этими словами.

1. Годовщина – юбилей.

2. Выставка – вернисаж.

3. Занять – одолжить.

4. Рассмотреть – разглядеть.

5. Обессилить – обессилеть.

6. Округ – околоток.

7. Прийти – подойти.

8. Форум – кворум.

9. Соперник – соратник.

10. Проблема – дилемма.

Задание 7. Какие языковые явления служат источником словесной игры? Как вы понимаете эти выражения?

 

1. На политической кухне не все котелки варят.

2. Не по зубам оказывается чаще всего пища для ума.

3. Самые здоровые сердца у бессердечных.

4. И первые ласточки способны петь лебединые песни.

 

Рекомендуемая литература

Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М., 1989.

Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка. М., 1994.

Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А.Кузнецов. СПб., 1998.

Большой академический словарь русского языка / Гл. ред. К.С. Горбачевич. М., 2004-2013.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебник/ Серия «Учебники РАГС». – М., 2010.

Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. М., 1984.

Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю.Шведовой. М., 1999.

Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И. Молоткова. М., любой год издания.

 

 


 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

 

ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛЕВАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ СЛОВА

 

Задание 1. Найдите стилистические недочёты, связанные с использованием канцеляризмов. Исправьте предложения.

 

1. В марте прошлого года при аналогичных обстоятельствах пострадал работник метлы на улице Академика Королева.

2. Деньги из госказны ушли на наши затраты по поводу поиска денег.

3. У него был гараж для неимеющегося в наличии автомобиля.

4. Приношение и распивание спиртных напитков в кафе строго запрещается.

5. Не собираетесь ли вы принимать какие-либо меры в связи с упомянутием этого факта?

6. Взяткодатие наказывается так же сильно, как и взяткобратие.

7. Проводится обязательная обработка квартиры на предмет очистки ее от грызунов.

8. Мы решили высказать свое мнение по вопросу о гимне.

9. Жена нашего сотрудника сказала, что он получил простудное заболевание вследствие пребывания в холодной воде в результате опрокидывания лодки.

10. Восемь школ, которые дислоцируются в нашем районе, переполнены, и нашему сыну приходится ездить в школу за тридевять земель.

 

Задание 2. Найдите канцеляризмы, исправьте предложения.

 

1. Ввиду отсутствия дисциплины класс не пошел в театр.

2. Всем ученикам надлежит знать об изменениях в расписании уроков.

3. Вышеупомянутые ученики не пришли в школу.

4. Необходимо довести до сведения всех учеников о проведении общего собрания.

5. На собрании остро стоял вопрос о дисциплине.

 

Задание 3. Отметьте, какие из данных предложений содержат речевые штампы.

 

1. Отец не решился появиться на горизонте жизни дочери.

2. Именно в это время телезрители начинают «изменять» голубому экрану.

3. Герои, знакомые нам по первому фильму, продолжают самоотверженно бороться с силами Империи.

4. На холоде, у костров люди быстро сходились друг с другом, сплачивались перед лицом общей опасности.

5. Этот праздник оставил неизгладимый след в душах учеников.

6. При голосовании поднялся лес рук.

 

Задание 4. Найдите разговорные и просторечные слова. Определите их стилистическую функцию и уместность употребления. При необходимости сделайте стилистическую правку.

 

1. Ученые предупреждают: еще пара веков так — и хана! Ничего, отвечают люди, потомки что-нибудь придумают. Авось утрясется. Нет, других-то вы прижучьте, но уж я-то свой миллион на нефти сделаю, не мешайте.

2. А кто виноват, ежели Гегель излагал свои истины так, что их и профессиональные философы не шибко понимают?

3. Певец втихаря признался, что любит леденцы.

4. Оба они люди с юмором: то, что называется в народе «поржать», — это у них завсегда.

5. Они так удачно играли, что их заприметило телевизионное начальство.

6. После прикрытия передачи он подался на Высшие режиссерские курсы.

7. Хочется догнать тучу, чтобы попасть на границу дождя. Петру Николаевичу тоже хочется, и он слегка ускоряется.

8. Главная редакторша утверждала, что кто-то из очень влиятельных людей обещался ей достать по блату эту вещь

9. Мы всегда ждем чуда и крепко серчаем, если оно не наступает.

 

Задание 5. Определите значения просторечных слов, замените их литературными.

 

1. Богатей, вдогон, горбач, махра, наискосоки, оскома, промеж, расценок, рисковый, свал, сжадничать, сморода, смуглявый, спечь, статуй, супротивник, теперича, туфель, убивец, упредить.

2. Аккурат, барахло, брага, манатки, небось, потрафить, пузо, смотаться, сохатый, сызмала, трафить, тутошний, умаяться, шибко.

3. Балбес, брюхо, гляделки, зубодер, обжулить, облапошить, околпачить, растяпа, расфуфыриться, сдрейфить, смыться, спятить, сызмальства, укокошить.

 

Задание 6. Найдите нелитературную лексику (жаргонные слова). Определите стилистическую функцию этих слов в предложениях. Сделайте стилистическую правку, заменив жаргонное слово его литературным синонимом.

 

1. Отделы пропаганды при ГИБДД уже не один десяток лет пытаются вправить мозги школьникам, втолковывая им правила дорожного движения.

2. Несмотря на то, что это хорошо раскрученное издание, о чем красноречиво говорит тираж, в наш город «МК» пришел не сразу.

3. Как сообщили в Московском региональном управлении по борьбе с организованной преступностью, детективная история начала раскручиваться 1 апреля.

4. Певец, видимо, решил покончить с блатным прошлым и перейти на обычную попсятину.

5. Вся новая одежда требует суперпродвинутых мозгов производителей.

6. Джордж Майкл закадрил Уитни Хьюстон?

7. К столь сугубой дате все начнут мутить всевозможные акции.

8. Мощный адреналин стекал со сцены и качал загипнотизированный зал.

9. Недоумение нарисовалось на лицах некоторых членов российской делегации.

10. Во-первых, получает он нехилый оклад как депутат.

11. А министр — его «дружбан» по партии.

12. Что касается использования нестандартных технологий, то это не их собачье дело!

 

Задание 7. Укажите случаи неоправданного употребления стилистически сниженной лексики (слова разговорные, просторечные, жаргонные); исправьте предложения.

 

1. Автор лучшего на выставке снимка — заядлый охотник; он рассказал мне уйму охотничьих историй, приключившихся с ним, но пересказывать — их дело безнадежное.

2. В портфелях творческих объединений «Мосфильма» немало задумок, творческих заявок и уже сработанных сценариев.

3. На предприятии систематически хромает учет загрузки и использования технологического оборудования.

4. На собраниях не раз поднимался вопрос о моечной и раздатке.

5. Директор отдал распоряжение перевести рабочих на оплату по индивидуальной сдельщине.

 

Задание 8. Ответьте на следующие вопросы.

 

1. Часто ли вы используете в своей речи жаргонизмы? В каких случаях это происходит?

2. Считаете ли вы, что жаргонизмы засоряют нашу речь? Если да, то нужно ли с этим бороться, и каким образом? Если нет, объясните, почему вы так думаете?

3. Допустимо ли использование жаргонных слов в средствах массовой информации? Если да, то в каких случаях? Если нет, то почему?

4. Нужен ли, на ваш взгляд, специальный комитет по контролю за использованием жаргонизмов в СМИ? Если да, то каким он должен быть — государственным или общественным?

Задание 9. Приведите примеры слов-терминов из области следственной деятельности (не менее 10; с точным определением значения и ссылкой на источник).

Рекомендуемая литература

Большой академический словарь русского языка / Гл. ред. К.С. Горбачевич. М., 2004-2013.

Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А.Кузнецов. СПб., 1998.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебник/ Серия «Учебники РАГС». – М., 2010.

Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю.Шведовой. М., 1999.

Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М., 1998.

Толковый словарь русского языка конца 20 века. Языковые изменения / Под ред. Г.Н.Скляревской. СПб., 1998.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

 

ЗАИМСТВОВАННАЯ ЛЕКСИКА. УСТАРЕВШИЕ СЛОВА

 

Задание 1. Определите значения иностранных слов и подберите к ним русские синонимы.

 

Альтруизм, альянс, амбиция, апартеид, апогей, апокалипсис, аудит, беллетристика, вернисаж, деструкция, дифирамб, импичмент, инаугурация, инвестиции, инсинуация, интерпретация, инфантилизм, инцидент, катаклизм, мораторий, остракизм, панацея, прецедент, стагнация, суверенитет, электорат, эпатаж.

Адекватный, беспрецедентный, индифферентный, лояльный, меркантильный, одиозный, перманентный, рентабельность, спонтанный, тривиальный, унитарный, фатальный, фиктивный.

Доминировать, имитировать, инкриминировать, инспирировать, манкировать, превалировать, функционировать.

 

Задание 2. Укажите случаи неправильного или стилистически не оправданного употребления заимствованных слов; замените иноязычные слова, имеющие окраску книжности, общеупотребительными словами; исправьте предложения.

 

1. Нельзя к работе строителей подходить абстрактно, нивелировать оплату бригадам, работающим нередко в несопоставимых условиях.

2. Принятое решение следует квалифицировать, по крайней мере, как несвоевременное.

3. В докладе были констатированы факты прямых нарушений регламента работы аптек.

4. Депутаты должны быть вовремя информированы о повестке дня и времени начала работы.

5. Для обоснования и корректирования проекта планировки пригородной зоны потребуется масштабная карта окрестностей города.

6. Самоходное шасси — в том или ином амплуа — может работать весь год.

 

Задание 3. Определите уместность использования иноязычной лексики в приводимых предложениях; произведите, где нужно, синонимические замены.

 

1. В качестве свидетелей на суде фигурировали самые разнообразные люди.

2. Среди собравшихся превалировали представители молодежи.

3. Эффективность режима экономии во многом зависит от того, насколько лимитируются финансовые расходы.

5. Карди­нальный пункт расхождений между участниками дискуссии путем компромисса был сведен на нет.

6. Истинным стимулом деятельности каждого человека должно быть сознание долга и ответственности перед коллективом.

7. Характеризуя роль отдельных видов искусства в жизни общества, нельзя игнорировать их специфические особенности.

8. Идентичное решение было принято студентами второго курса.

9. Никакие резоны не действовали на упрямого спорщика, и никакие аргументы не могли его переубедить.

 

Задание 4. Прочитайте высказывания и прокомментируйте употребление иностранных слов. Всегда ли оно уместно и почему?

 

1. Не будем экстраполировать вопрос инфляции.

2. Эти новации направлены на укрепление ресурсной базы коммерческого банка.

3. Сравнение разных регионов с этой стороны может привести бизнес к решению не вступать в данный ареал.

4. Так в конце XIX века формировался имидж ивановских предпринимателей: заводчиков, купцов, подрядчиков.

5. В новом альянсе соединились и средства, и возможности.

6. Отраслевые органы управления становятся ориентированными на выполнение функций, делегированных им основным производственным звеном.

7. Все сильнее ностальгия по прекрасному.

 

Задание 5. Пользуясь словарями, определите значения устаревших или редко употребляемых слов.

 

1. Бобыль, деверь, золовка, зять, кузен, кузина, кум, кума, названый брат, пасынок, посаженый отец, сват, сваха, свекор, свояченица, сноха, тесть, шурин.

2. Алтарь, апокалипсис, апостол, архангел, благовест, Благовещение, Великий пост, Вербное воскресенье, крестный ход, Масленица, Пасха, Покров, Святки, Сочельник, престольный праздник, родительская суббота, треба.

 

Задание 6.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.078 с.)