Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные направления кадровой работы в современной организации. Кадровые функции руководителя и основные принципы их реализации.Стр 1 из 12Следующая ⇒
Набор и отбор персонала Под набором персонала понимается создание резерва кандидатов, формирование в процессе работы организации ее «потенциального персонала». В него входят все лица, которые в условиях рынка труда и потенциальной избыточности рабочей силы ориентированы на работу в данной организации. Вербовка потенциального персонала может быть прямой (через создание резерва кандидатов, которые при возникновении вакансии готовы ее занять) и косвенной (создание положительного имиджа организации, повышение ее престижа и популярности в обществе). Отбор персонала осуществляется путем выбора из потенциального резерва тех кадров, которые по своим деловым (профессиональным) и личностным (психологическим) характеристикам максимально удовлетворяют разработанной ранее системе профессионально- квалификационных требований к персоналу. Определение системы стимулирования Традиционная система стимулирования работников в организации включает материальные и нематериальные виды вознаграждении (продвижение по службе, создание возможностей для дальнейшего обучения, похвала, демонстрирующая прочность положения сотрудника в организации, предоставление более сложных и ответственных заданий, и т.п.). Основная задача разработки системы стимулирования в организации - максимально эффективное и полное мотивирование персонала на выполнение работы. Подбор и расстановка кадров включает оптимизацию распределения должностных обязанностей, типов выполняемых работ и их сложности. Распределение кадров осуществляется на основе учета профессионально-личностных качеств сотрудников. Профессиональная адаптация Профессиональная подготовка и переподготовка Профессиональная подготовка и переподготовка кадров в организации осуществляется в форме обучения персонала, его переподготовки и повышения квалификации. Обучение персонала - это планируемый процесс улучшения качества труда, накопление знаний, умений и навыков с целью повышения эффективности в одном или нескольких видах деятельности. Переподготовка кадров подразумевает подготовку работников к выполнению новых функций и реализации новых обязанностей. Под повышением квалификации имеется в виду повышение готовности к профессиональному росту и его реальному воплощению в деятельности.
Синдром профессионального выгорания (СПВ).
Перед проведением диагностики уровня профессионального выгорания, обратимся к теории вопроса. В последние годы в России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального сгорания или выгорания работников. Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. По существу, профессиональное выгорание — это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома — стадия истощения (по Г. Селье). Как отмечает П.С. Сидоров [7]СПВ - это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. В литературе в качестве синонима синдрома профессионального выгорания, используется термин "синдром психического выгорания" или «синдром эмоционального выгорания». Первые работы по этой проблеме появились в США. Американский психиатр H.Frendenberger в 1974 г. описал феномен и дал ему название "burnout", для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с пациентами (клиентами) в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Социальный психолог К.Maslac (1976 г.) определила это состояние как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам [8]. Первоначально под СПВ подразумевалось состояние изнеможения с ощущением собственной бесполезности. Позже симптоматика данного синдрома существенно расширилась за счет психосоматического компонента. Исследователи все больше связывали синдром с психосоматическим самочувствием, относя его к состояниям предболезни. В Международной классификации болезней (МКБ-Х) СПВ отнесен к рубрике Z73 - "Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни" [6].
Главной причиной СПВ считается психологическое, душевное переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к СПВ. Установлена связь выявленных изменений с характером профессиональной деятельности, сопряженной с ответственностью за судьбу, здоровье, жизнь людей. Эти изменения расценены как результат воздействия продолжительного профессионального стресса. Среди профессиональных стрессоров, способствующих развитию СПВ, отмечается обязательность работы в строго установленном режиме дня, большая эмоциональная насыщенность актов взаимодействия. У ряда специалистов стрессогенность взаимодействия обусловлена тем, что общение длится часами, повторяется в течение многих лет, а реципиентами выступают больные с тяжелой судьбой, неблагополучные дети и подростки, преступники и пострадавшие в катастрофах, рассказывающие о своем сокровенном, страданиях, страхах, ненависти. Стресс на рабочем месте - несоответствие между личностью и предъявляемыми к ней требованиями - является ключевым компонентом СПВ. По мнению Зимбардо Ф., Водопьяновой Н.Е., Старченковой Е.С. [5], к основным организационным факторам, способствующим выгоранию, относятся: высокая рабочая нагрузка; отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и руководства; недостаточное вознаграждение за работу; высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы; невозможность влиять на принятие решений; двусмысленные, неоднозначные требования к работе; постоянный риск штрафных санкций; однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность; необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реалиям; отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы. Среди профессий, в которых СПВ встречается наиболее часто (от 30 до 90% работающих), следует отметить врачей, учителей, психологов, социальных работников, спасателей, работников правоохранительных органов, т.е. профессии, которые предполагают работу с людьми любой направленности и уровня. В данном случае имеется в виду, что более 70% своего рабочего времени ты посвящаешь общению с людьми, а не работе с бумагами и механизмами. Как пишет Ронгинская Т.И. [8], симптомы, составляющие синдром профессионального выгорания, условно можно разделить на три основные группы: психофизические, социально-психологические и поведенческие. К психофизическим симптомам профессионального выгорания относятся такие, как: · чувство постоянной, непроходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости); · ощущение эмоционального и физического истощения; · снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
· общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей); · частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта; · резкая потеря или резкое увеличение веса; · полная или частичная бессонница (быстрое засыпание и отсутствие сна ранним утром, начиная с 4 час. утра или, наоборот, неспособность заснуть вечером до 2-3 час. ночи и «тяжелое» пробуждение утром, когда нужно вставать на работу); · постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня; · одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке; · заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений;
К социально-психологическим симптомам профессионального выгорания относятся такие неприятные ощущения и реакции, как: · безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности); · повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; · частые нервные «срывы» (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, «уход в себя»); · постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности); · чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»); · чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или человек «не справится»; · общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «Как ни старайся, все равно ничего не получится»).
К поведенческим симптомам профессионального выгорания относятся следующие поступки и формы поведения работника: · ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее; · сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит либо, наоборот, поздно приходит на работу и рано уходит); · вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает; · руководитель отказывается от принятия решений, формулируя различные причины для объяснений себе и другим; · чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
· невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий; · дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности; · злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств [10].
Развитию СПВ способствуют личностные особенности: высокий уровень эмоциональной лабильности; высокий самоконтроль, особенно при волевом подавлении отрицательных эмоций; рационализация мотивов своего поведения; склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью "внутреннего стандарта" и блокированием в себе негативных переживаний; ригидная личностная структура. Среди производственных стресс-факторов можно выделить:
· физические (вибрация, шум, загрязненная атмосфера); · физиологические (сменный график, отсутствие режима питания); · социально-психологические (конфликт ролей и ролевая неопределенность, перегрузка или недогрузка работников, неотлаженность информационных потоков, межличностные конфликты, высокая ответственность, дефицит времени); · структурно-организационные ("организационный стресс").
Существует тесная взаимосвязь между профессиональным выгоранием и мотивацией деятельности. Выгорание может приводить к снижению профессиональной мотивации: напряженная работа постепенно превращается в бессодержательное занятие, появляется апатия и даже негативизм по отношению к своим обязанностям, которые сводятся к минимуму. Психическому выгоранию в большей степени подвержены трудоголики - те, кто работает с высокой самоотдачей, ответственностью, установкой на постоянный рабочий процесс. Елдышова О.А. [4] считает, что СПВ рассматривается как результат неблагоприятного разрешения стресса на рабочем месте, при этом следует отметить, что профессиональная специфика сказывается лишь на определенной степени стрессогенности отдельных факторов. Связь между производственными стресс-факторами и симптомами выгорания выявлена: · между общим (суммарным) показателем выгорания и характеристиками работы (значимостью задачи, продуктивностью, намерениями поменять работу); между деперсонализацией и недисциплинированностью, плохими отношениями с семьей и друзьями; · между эмоциональным истощением и психосоматическими заболеваниями, между персональными достижениями и отношением к профессиональным обязанностям, значимостью работы и др.
Поскольку в муниципальном учреждении Переславского муниципального района Ярославской области «Молодежный центр» в основном работают педагоги, психологи, специалисты по социальной работе с молодежью и социальные педагоги, следует отметить, что профессиональная деятельность социального работника, вне зависимости от вида исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Она требует большой эмоциональной нагрузки, ответственности и имеет весьма неопределенные критерии успеха. Негативное влияние на здоровье оказывают постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает этот работник в процессе социального взаимодействия с клиентом, постоянного проникновения в суть его проблем, а также по причине личной незащищенности и других морально-психологических факторов.
Формирование СПВ в профессиональной деятельности социального работника может быть связано с такими факторами, как ситуации изменения или утраты социального статуса, - риск, экстремальные условия, неопределенные ситуации. Вероятность возникновения СПВ увеличивается в следующих условиях: вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточном признании; работа с "немотивированными" клиентами, постоянно противодействующими усилиям помочь им; недостаточность условий для самовыражения на работе; напряженность и конфликтность в профессиональной среде; неудовлетворенность своей профессией. Риск развития СЭВ оказывается более высоким для молодых специалистов, и объясняется это тем, что в зрелом возрасте уже пройден этап профессионального становления и адаптации к профессии, определены конкретные цели, сформированы профессиональные интересы, выработаны механизмы профессионального самосохранения. В значительной степени подвержены развитию СЭВ педагоги. Объясняется это тем, что профессиональный труд педагогов отличается очень высокой эмоциональной напряженностью. Известно большое количество объективных и субъективных эмоциогенных факторов, которые оказывают негативное воздействие на труд педагога, вызывая сильное эмоциональное напряжение и стресс. Следует также учитывать, что это одна из профессий альтруистического типа, где вероятность возникновения психического выгорания достаточно высока. Этапы консультирования Практически все направления пришли к тому, что консультирование состоит из одинаковых этапов: 1. Этап установления контакта 2. Выделение проблемы 3. Определение целей консультирования 4. Диагностическое исследование – поиск сильных сторон личности, ресурсы личности 5. Поиск альтернатив (рабочий этап) 6. Обобщение. Специфика ППР 1. В ППР челк не всегда руководствуется правильной действительностью, а руководствуется субъективной выгодой, ищет приемлемые ответы, а не истинно верный. Мы реализуем ту альтернативу, которая реализуема. 2. Теория д-ти имеет инвариантную структуру, те компоненты и структуру, которые реализуются в любой д-ти. ППР включает 7 компонентов, которые образуют структуру => ППР также имеет инвариантную структуру основных компонентов. 1) альтернатива (А) 2) гипотеза (Н) 3) Информационная основа (ИО) = информационный баланс - информационный дефицит + информационная избыточность 4) критерий ПР (К) – некоторая обобщенная установка, которая регулирует пр-с переработки информации в ситуации выбора 5) решающие правила (N) – в качестве правил могут выступать очень разные внешние регуляторы (социальные роли, законы формальной логики, социальные нормы) – внутренние и внешние 6)Способы подготовки и принятия решения или стратегии (С) 7) Цель ПР – она не является конечной целью, т.к. эту выбранную альтернативу мы будем реализовывать. В теории ПР «жесткие» компоненты и «мягкие» компоненты – насколько компонент обусловлен внешней средой или является продуктом активности субъекта выбора. I уровень – базовый – обусловлен жесткими компонентами, обусловленный средой (ИО, N, К, С) II уровень – гораздо в большей степени обусловлен мягкими компонентами. Сама суть Н и А заключается в том, что они должны сами выступать в качестве продукта человека. III уровень – системообразующая роль ко всем другим. 3. ППР отличается полиморфизмом – разнообразие форм (индивидуальные и групповые; рациональные и нерациональные; осознанные и неосознанные и т.д.) 4. ППР может быть разным по сложности. Любой психический процесс может лежать в основе процессв выбора. ППР может быть бесконечно простым – лежать в области ощ-й и м.б бесконечно сложным – в области мыслительных процессов. Большой диапазон изменения сложности. 5. Психофизиологическая проблема – взаимодействие психического и физиологического. Необходим обратный переход психического в материальное. Эта проблема перехода слабо осознана и не имеет названия. В первой части переход осуществляется через ощущения, а потом – переходный компонент ППР. 6. Трудность интроспективного изучения ППР. Большая часть реализуется в неосознанном состоянии. Состояние пострешенческого конфликта. 7. 3 уровень РФ 2 уровень Планир, Целепол, Прогн, Антиц, ПР, Прог, Контр 1 уровень Воспр, Ощ, Предст, Вн-е, Вообр, Пам, М-е, Эм, М-ция, Воля когнитивные процессы ППР – психический процесс, но не только когнитивный, он предполагает зависимость эмоций, М-ции и воли. ПР не сводится к 4 основным процессам, а включает в себя все 4 основных класса психических процессов и выступает как продукт закономерной интеграции всех этих процессов. Все 3 уровня осознанны, под ними лежат неосознаваемые физиологические процессы. Метакогнитивизм. – изучает не первичные познавательные процессы, а вторичные познавательные процессы. (метапамять – память на особенности своей памяти). Таблица Способы преодоления сопротивления организационным изменениям
Психологическая защита - это система регуляторных механизмов, которые направлены на устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. Для психологической защиты характерна системно-структурная регуляция. В ее основе лежат следующие закономерности. - Психические защиты выступают как простейшие механизмы адаптации личности. - Целостные психические акты защитного поведения выступают как поведенческие модели. - Психологические защиты являются системокомплексами личности. - Психологическая защита выступает системообразующим фактором для формирования адаптационных моделей (форм) поведения. Рассмотрим подробнее структуру психологической защиты. Она включает следующие составляющие: ИСТОЧНИК - внешнее воздействие, нарушающее внутреннюю гармонию личности; внутриличностный конфликт; бессознательные влечения, вытесненные цензурой ЭГО и на сознательном уровне трансформированные в чувство тревоги. ЦЕЛЬ - стремление к восстановлению внутриличностного баланса и его стабилизации. НАПРЯЖЕНИЕ - определенное количество психической энергии, которым обеспечена активная форма защитного поведения. ОБЪЕКТ - то, на что направлена активность личности при соответствующих формах защиты. ЛОКАЛИЗАЦИЯ - сфера внутреннего или внешнего пространства личности, в котором осуществляется защитное поведение. Арестова О.Н. предложила выделить уровни, на которых актуализируются защитные механизмы. Основой для построения уровневой модели являются представления о строении деятельности и взаимосвязь уровней для решения конкретной задачи. Защитное поведение можно рассматривать как специфическую деятельность, следовательно, применение к нему модели построения деятельности вполне оправдано. - Инструментальный уровень. Это бессознательная реакция на ситуацию информационного дефицита. Как правило, она выражается в «уходе» от травмирующего фактора. К механизмам инструментального уровня мы относим все реакции вытеснения. - Атрибутивный уровень. Это бессознательная перекомпоновка особенностей ситуации в форму более приемлемую для личности. Это обеспечивается, прежде всего, механизмами компенсации, рационализации, проекции. - Смысловой уровень. Переструктурирование касается не ситуации, а самой личности, ее самооценки и мировоззрения. Основными являются механизмы сублимации и интелектуализации. В реальном поведении возможна индивидуальная перестройка взаимосвязей уровней, взаимодополняемость уровней и их взаимозаменяемость в зависимости от ситуации. Отдельные уровни в личности могут выступать в роли ведущих и вспомогательных. Психологическая защита личности - многокомпонентное образование. Ее можно рассматривать с собственно психологической, перцептивной стороны; на уровне эмоциональных проявлений; она имеет инструментально-процессуальную характеристику, интерактивную выраженность и социальный аспект. Психологическая защита имеет системно-иерархическое строение. Прежде всего, можно охарактеризовать объективный и субъективный уровни проявления психологической защиты. Психологическая защита может быть понята так же, как уровень биопсихической 1 уровень - биопсихический. Это генетически заданная форма реакции на дисгармонирующие обстоятельства. Она строится на вытесненных в область бессознательного влечениях, дискриминированных ЭГО-уровнем (по Фрейду) и выражается в достаточно примитивных формах поведения. Например, физическая изоляция от опасности: убежать, закрыть глаза и т.п. На данном уровне защитные формы поведения обусловливаются конкретными защитными механизмами, которые можно назвать родовыми (элементарными). 2 уровень - собственно психологический. По мере формирования когнитивных структур формируются более сложные образования, в основе которых лежат родовые механизмы. Но их внешне поведенческое выражение приобретает качественную специфику соответственно условиям реагирования. Структурно эти формы представляют объединение родовых механизмов в систему или реконструкцию данных форм в новые варианты. Например, вариантами проекции становятся смещение, идентификация, аннулирование и т.п. Эти сис- 3 уровень - личностный. Формирование «Образа-Я» требует от личности целостного поведения, обеспечивающего не одиночное реагирование на ситуацию, а целостную поведенческую модель, адаптивную к широкому диапазону вариативности внешних и внутренних условий существования личности. Когнитивные образования предыдущего уровня входят составляющими в целостные поведенческие модели, но на этапе функционирования приобретают качественную специфику, обусловленную личностными свойствами субъекта и ситуациями поведения. На этом уровне формирование моделей поведения в состоянии психологической защиты зависит от системы отношений и специфики профессионального опыта. Идет формирование самозащиты личности как стилевого поведения. Может 4 уровень - социально-личностный. Психологическая защита, получившая на предыдущем уровне статус общеличностной формы поведения, начинает сама продуцировать расширение границ взаимосвязей личности в окружающей среде. Это расширение идет за счет принятия стереотипов, традиций и социально (идеологически, массово) декларируемых образцов и эталонов. Например, мода на одежду времяпрепровождение, формально нормативные приоритеты в организации жизни становятся социальной защитой личности от энтропии окружающего мира (религия в современное время стала популярной формой защитного поведения для многих людей). В основе социального уровня защиты сохраняется выработанный на предыдущем этапе стиль защитного поведения. Однако его проявление становится относительно управляемым и социально контролируемым. Нередко защитой на этом уровне выступает конформизм. Выделенные уровни представляют собой структуру защитного поведения и соединены многочисленными связями. Системообразующей детерминантой выступает функция адаптации. Процессуальное направление Является самым ранним. Смысл: существуют ли стабильные этапы в пр-се ПР и существует ли закономерная последовательность? Выделяется несколько подходов. 1. Дифференцируется на 3 макроэтапа а) стадия информационной подготовки б) стадия собственно выбора в) стадия реализации принятого решения - главное отличие от решения задач 2. Выделяются 5 макроэтапов а) информационная подготовка решения б) собственно выбор в) реализация ПР-я г) получение обратной связи о результатах ПР-я д) компенсация неэффективного или неправильного решения. 3. Козелецкий а) создание субъективного представления о задаче ПР-я б) этап создания множества альтернатив (из вне – навязывание; сами – добровольные) в) оценка последствий альтернатив г) выбор максимизированной альтернативы. 4. ELMA Эдвардс – выделяет 10 этапов. 1) создание субъективных представлений о задаче выбора 2) формирование исходного множества альтернатив 3) формулировка критерия элиминации альтернатив (устранение, сокращение) 4) этап элиминации или этап формирования конечного множества EL - элиминация 5) формулировка критериев максимизации альтернатив 6) ранжирование альтернатив 7) транспонирование матрицы ранговых мест (чем выше вес, тем больше значимость – весовые значения). 8) определение интегрального (общего) веса альтернатив 9) выбор максимизированной альтернативы МА - максимизация 10) этап компенсации Эта схема поддерживает поликритериальность, если критерии равнозначны, для снятия введены поправочные коэффициенты к критериям. Типологический подход исследуются основные типы ситуации выбора. Задача: показать как ППР зависят от специфики ситуации выбора: 1) Разделение всех ситуаций ПР: - открытые (плохо определенные) - закрытые (хорошо определенные) Качество решения открытых задач ниже; время, затраченное в ППР в открытой больше; при открытых значительно больше стратегий; уровень напряженности субъекта у открытых больше. 2) – навязанного выбора и добровольного выбора 3) – ситуации прозрачного или просчитываемого выбора и ситуации непрозрачного или непросчитываемого выбора 4) 3х-мерная классификация – куб Говарда – все ситуации выбора можно разделить по трем основным параметрам: неопределенность, сложность, динамичность ситуации. 5) – индивидуальные и групповые а) паритетные – группа состоит из равностатусных членов б) иерархические или субординационные Мотивационные концепции. Концепцию Маслоу преобразовал А. Ро. Все потребности делятся на высшие и низшие. Высшие появляются быстрее. Реализация челом высших потребностей приносит больше удовлетворения. В каждый момент времени у чела сущ-т доминирующая мотивация, которая хар-ся конкретной ситуацией и конкретными психическими особенностями личности. Профессион6альная д-ть – фокус человеческой жизни, где удовлетворяются все потребности, но способы их удовлетворения могут быть разными. На разных этапах профессионализации разные мотивы оказываются доминирующими. Главное нужно знать доминирующую м-цию в конкретный момент времени. В пр-се овладения профессии возрастает роль внутренней м-ции, связанной с самоутверждением себя как профессионала. Также оказывают большое влияние внешние факторы (социальная среда). Отечественные подходы Концепция Гуревича – профессиональная пригодность – некий синдром, состоящий из 3-х основных компонентов: - успешность проф. д-ти - удовлетворенность трудом - цена психофизиологических затрат Основной тезис – изоморфность между требованиями профессии и возможностями личности Концепция Климова – сформулировал концепцию профессионального становления – целостный процесс, в ходе него субъект обретает проф. зрелость. Идея о стадиях профессионального становления: 1. Возникновение и формирование профессиональных намерений под влиянием общего развития и первоначальные ориентировки в различных сферах труда. В результате – социально-психологический выбор профессии. 2. Собственно проф. обучение – целенаправленная подготовка к избранной профессии. Критерий – проф. самоопределение. 3. Процесс вхождения в профессию (проф. адаптация в нек-х случ-х). Профессионал приобретает необх-е ф-ции и требования. Критерий – достаточно высокие показатели производственной деятельности, определенный уровень развития ПВК, психологический комфорт. 2 типа вхождения чела в профессию: - осущ-ся на начальном этапе проф. обучения. - вхождение в проф. д-ть на начальных этапах самостоятельной д-ти.
Основные направления кадровой работы в современной организации. Кадровые функции руководителя и основные принципы их реализации. Основные направления кадровой работы в организации принято выделять по хронологическому принципу, т.е. по времени их появления в процессе функционирования организации. Выделяют следующие направления кадровой работы: - формирование мер кадровой политики организации; - кадровое планирование; - разработка профессиональных квалификационных требований к персоналу; - набор и отбор персонала; - определение системы внешнего и внутреннего стимулирования; - подбор и расстановка кадров внутри организации; - профессиональная адаптация; - профессиональная подготовка и переподготовка; - аттестация и оценка качества работы сотрудника; - карьеровое продвижение сотрудников: повышение, понижение, перевод, увольнение. Рассмотрим подробнее каждое из указанных направлений. Формирование мер кадровой политики - деятельность, связанная с решением базовых вопросов кадрового менеджмента в организации любого типа деятельности и формы собственности. Она связана, прежде всего, с решением задач стратегического планирования и является важнейшей ею частью. Оно базируется на анализе внешней среды Кадровая политика организации должна руководствоваться кодексом законов о труде и общепринятой практикой решения вопросов, связанных с кадровым менеджментом, преломленной в контексте местных условий. Кадровое планирование - это деятельность, результаты которой должны обеспечивать ориентирами использование инструментов управления человеческими ресурсами. Основной целью кадрового планирования является обеспечение организации рабочей силой в нужное время и в необходимом количестве, требуемого качества подготовки с учетом необходимых издержек. Кадровое планирование включает в себя ряд этапов: 1. Установление главных задач кадрового планирования исходя из целей деятельности предприятия. 2. Формирование кадровой стратегии предприятия на основе анализа ориентиров его развития и обновления. 3. Оценка наличных кадровых ресурсов. 4. Оценка будущих кадровых потребностей. 5. Разработка программы удовлетворения кадровых потребностей предприятия. Разработка профессиональных квалификационных требований к персоналу является частной формой кадрового планирования и проводится на основании прогноза численности и состава кадров по отдельным видам работ. В этот процесс также входит определение организаций, в которых будет проходить профессиональная подготовка
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.137.17 (0.121 с.) |