Общелогические методы познания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общелогические методы познания



 

Данные методы используются и на эмпирическом и на теоретическом уровнях познания. Наиболее универсальные приёмы познания – анализ и синтез. Анализ – это практическое или мысленное разложение объекта на части и изучение этих частей. Под частью понимается не только материальное образование, но и свойство, связь, отношение, процесс, фаза развития. Синтез – это воссоздание целостности картины объекта на основе знания частей путём установления связей между ними. В процессе познания анализ и синтез функционируют в единстве, анализ обычно предшествует синтезу. На новом этапе познания происходит более глубокий и детальный анализ, который затем сменяется более богатым синтезом. По мере прогресса знания анализ углубляется, а синтез обогащается.

Индукция и дедукция. Индукция – это умозаключение, при котором из частных посылок делается общий вывод. Основой индукции являются наблюдение и эксперимент, в ходе которых устанавливаются отдельные факты. Затем, обнаружив общий признак у нескольких явлений данного класса, делают вывод, в котором признак приписывается всему классу. Например, установив в опыте, что железо, свинец, олово электропроводны, делают вывод «Все металлы электропроводны». Индуктивный вывод сам по себе ещё не даёт достоверного знания, он имеет вероятностный, гипотетический характер и должен проверяться другими способами.

Дедукция – это противоположный по сравнению с индукцией ход мысли, умозаключение от общего к частному. Одной из посылок дедукции обязательно является общее суждение. Например, из суждений «Все металлы электропроводны» и «Медь – металл» следует дедуктивный вывод «Медь электропроводна». В отличие от индукции дедукция даёт достоверное знание при условии, что посылки были верными. Некоторые авторы, например Декарт (см. §2 главы 6), под дедукцией понимали любой вывод по правилам логики.

Аналогия – такой метод познания, при котором на основе сходства объектов в одних установленных признаках заключают об их сходстве и в других признаках. Так, при изучении природы света были установлены такие явления, как дифракция и интерференция. Эти же свойства ранее были обнаружены у звука и вытекали из его волновой сущности. На основе этого сходства Х.Гюйгенс заключил, что и свет имеет волновую сущность. Предпосылкой аналогии служит сравнение – сопоставление объектов с целью выявления признаков сходства или различия между ними. Выводы по аналогии, как и индукция, имеют вероятностный характер и служат обычно источником гипотез.

Моделирование – метод исследования, при котором изучаемый объект (оригинал) временно замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия к первому. Заключение по аналогии лежит в основе этого ныне широко распространённого метода. Впервые моделирование стало использоваться в механике (макеты зданий, мостов, кораблей и др.), затем в других разделах физики, в биологии, геологии, космологии, медицине. С возникновением новых поколений ЭВМ широкое распространение получило компьютерное моделирование на основе специальных программ.

Необходимость моделирования возникает в следующих случаях: 1) оригинал недоступен для непосредственного изучения, например, ядро Земли, зарождение жизни и др., 2) эксперименты с оригиналом невозможны, например, при изучении этнических, классовых, многих экономических, демографических процессов, 3) эксперименты с оригиналом невыгодны из соображений безопасности и экономии (испытание моделей самолётов и других технических устройств), 4) когда объект сложен и его изучение удобнее производить на относительно простых моделях (например, исследование клеточных мембран), 5) когда объектом выступает человек и эксперименты на нём недопустимы по этическим причинам (к примеру, изучение влияния вредных факторов на организм производится не на человеке, а на биологических моделях – лабораторных животных).

Наиболее значительная трудность при использовании моделирования – это перенесение знаний с модели на оригинал. Оно производится на основе теории подобия. Чем большим сходством с оригиналом обладает модель, тем легче осуществляется указанный перенос. Например, если при изучении лучевой болезни человека в качестве моделей используются, скажем, лягушка, кролик и шимпанзе, то наиболее близкими к человеческому организму результаты будут в опытах на шимпанзе.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.60.192 (0.006 с.)