Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общелогические методы познания ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Данные методы используются и на эмпирическом и на теоретическом уровнях познания. Наиболее универсальные приёмы познания – анализ и синтез. Анализ – это практическое или мысленное разложение объекта на части и изучение этих частей. Под частью понимается не только материальное образование, но и свойство, связь, отношение, процесс, фаза развития. Синтез – это воссоздание целостности картины объекта на основе знания частей путём установления связей между ними. В процессе познания анализ и синтез функционируют в единстве, анализ обычно предшествует синтезу. На новом этапе познания происходит более глубокий и детальный анализ, который затем сменяется более богатым синтезом. По мере прогресса знания анализ углубляется, а синтез обогащается. Индукция и дедукция. Индукция – это умозаключение, при котором из частных посылок делается общий вывод. Основой индукции являются наблюдение и эксперимент, в ходе которых устанавливаются отдельные факты. Затем, обнаружив общий признак у нескольких явлений данного класса, делают вывод, в котором признак приписывается всему классу. Например, установив в опыте, что железо, свинец, олово электропроводны, делают вывод «Все металлы электропроводны». Индуктивный вывод сам по себе ещё не даёт достоверного знания, он имеет вероятностный, гипотетический характер и должен проверяться другими способами. Дедукция – это противоположный по сравнению с индукцией ход мысли, умозаключение от общего к частному. Одной из посылок дедукции обязательно является общее суждение. Например, из суждений «Все металлы электропроводны» и «Медь – металл» следует дедуктивный вывод «Медь электропроводна». В отличие от индукции дедукция даёт достоверное знание при условии, что посылки были верными. Некоторые авторы, например Декарт (см. §2 главы 6), под дедукцией понимали любой вывод по правилам логики. Аналогия – такой метод познания, при котором на основе сходства объектов в одних установленных признаках заключают об их сходстве и в других признаках. Так, при изучении природы света были установлены такие явления, как дифракция и интерференция. Эти же свойства ранее были обнаружены у звука и вытекали из его волновой сущности. На основе этого сходства Х.Гюйгенс заключил, что и свет имеет волновую сущность. Предпосылкой аналогии служит сравнение – сопоставление объектов с целью выявления признаков сходства или различия между ними. Выводы по аналогии, как и индукция, имеют вероятностный характер и служат обычно источником гипотез.
Моделирование – метод исследования, при котором изучаемый объект (оригинал) временно замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия к первому. Заключение по аналогии лежит в основе этого ныне широко распространённого метода. Впервые моделирование стало использоваться в механике (макеты зданий, мостов, кораблей и др.), затем в других разделах физики, в биологии, геологии, космологии, медицине. С возникновением новых поколений ЭВМ широкое распространение получило компьютерное моделирование на основе специальных программ. Необходимость моделирования возникает в следующих случаях: 1) оригинал недоступен для непосредственного изучения, например, ядро Земли, зарождение жизни и др., 2) эксперименты с оригиналом невозможны, например, при изучении этнических, классовых, многих экономических, демографических процессов, 3) эксперименты с оригиналом невыгодны из соображений безопасности и экономии (испытание моделей самолётов и других технических устройств), 4) когда объект сложен и его изучение удобнее производить на относительно простых моделях (например, исследование клеточных мембран), 5) когда объектом выступает человек и эксперименты на нём недопустимы по этическим причинам (к примеру, изучение влияния вредных факторов на организм производится не на человеке, а на биологических моделях – лабораторных животных). Наиболее значительная трудность при использовании моделирования – это перенесение знаний с модели на оригинал. Оно производится на основе теории подобия. Чем большим сходством с оригиналом обладает модель, тем легче осуществляется указанный перенос. Например, если при изучении лучевой болезни человека в качестве моделей используются, скажем, лягушка, кролик и шимпанзе, то наиболее близкими к человеческому организму результаты будут в опытах на шимпанзе.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.60.192 (0.006 с.) |