Развитие системы трудового обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие системы трудового обучения



В специальных учреждениях для глухих детей трудовая подготовка учащихся осуществляется с давних пор. Этому разделу работы значительное внимание уделялось в училищах для глухонемых уже в дореволюционной России. Система трудового обучения была чрезвычайно разнообразной и имела свои особенности в каждом училище. Общим же было то, что трудовое обучение носило узкоремесленный характер. Каждый учащийся должен был усвоить трудовые навыки в области того или иного ремесла и овладеть ими на уровне мастера или подмастерья. Трудовая подготовка учащихся осуществлялась непосредственно в кустарных ремесленных мастерских. Ученик в течение ряда лет путем наблюдения и копирования работы мастера усваивал определенные приемы и овладевал практическими умениями. Не имея достаточного уровня теоретических знаний, не получая сведений о технологических процессах, без предварительного изучения трудовых операций, определяющих и составляющих практическую основу той или иной профессии, глухой ученик изготовлял изделия, подражая мастеру.

В училищах для глухих детей крайне недостаточно учитывалось значение трудового обучения для всестороннего развития личности учащихся. В преобладающем большинстве случаев работа в мастерских рассматривалась лишь как доходная статья. Существенным недостатком было отсутствие надлежащей связи между общеобразовательной и трудовой подготовкой глухих. Не ставилась также задача формирования и развития словесной речи учащихся в процессе их трудовой подготовки.

С первых лет существования Советского государства в связи с перестройкой всей системы специального образования глухих возникла задача определения содержания и характера трудовой подготовки детей с недостатками слуха. Эта проблема имела широкое социальное значение. Впервые глухой получил все права наравне со слышащими, в том числе и право на труд.

Сложный путь прошло становление и развитие системы трудового обучения глухих. Изменялся характер подготовки школьников, его содержание и методика на различных этапах развития советской школы глухих, но всегда трудовое обучение занимала большой удельный вес в общей системе учебно-воспитательной работы.

Коренные изменения в систему трудового обучения были внесены в соответствии с требованиями закона «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в стране» (1958 г.). Вместо существовавших ранее двух этапов трудового обучения с ранней профессионализацией были выделены три этапа: ручной труд (I—IV классы), общетехнический труд (V—VIII классы), профессиональное обучение (IX— XII классы). К профессиональному обучению глухой школьник приступал с IX класса (с 16-летнего возраста), имея необходимый уровень знаний по общеобразовательным предметам и достаточное физическое развитие.

С этого времени специальная школа-интернат для глухих детей переходит на новое содержание обучения, в определении которого существенную роль сыграли исследования известных советских сурдопедагогов А. И. Дьячкова, А. П. Гозовой, Л. А. Новоселова.

В конце 60-х и начале 70-х годов под руководством С. А. Зыкова в школе глухих были проведены экспериментальные исследования, в результате которых разработана новая дидактическая система обучения и воспитания глухих учащихся младших классов. В основу этой системы положено широкое использование предметно-практической деятельности как важного условия повышения активности и самостоятельности и специфического средства всестороннего развития личности глухого ребенка. Учитывая эффективность результатов педагогического эксперимента, в 1972 г. в учебный план школы для глухих детей был включен новый учебный предмет под названием «Предметно-практическое обучение». Это внесло принципиальные изменения в систему трудового обучения глухих.

В свете требований реформы общеобразовательной и профессиональной школы внесены дальнейшие существенные изменения в содержание трудового обучения глухих школьников. Наряду с учебным предметом «Трудовое обучение» введен, начиная со II класса, «Обязательный общественно полезный, производительный труд». Значительно увеличен удельный вес трудовой практики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.006 с.)