Тема 1. Музыкальная культура Древней Руси 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Музыкальная культура Древней Руси



Содержание курса семинарских занятий

ТЕМА 1

Музыкальная культура Древней Руси.

1. Древнейшие сведения о музыкальной культуре восточных славян (докиевский период).

2. Музыкальная культура Киевской Руси.

3. Музыкальная культура Руси периода феодальной раздробленности.

4. Музыкальная культура Руси периода образования централизованного государства.

5. Музыкальная культура Руси XVII века.

6. Церковно-певческое искусство в Древней Руси.

7. Народная и светская музыка в Древней Руси.

 

ТЕМА 2

Музыкальная культура России XVШ века.

1. Общая характеристика музыкальной культуры России XVIII в., национальная композиторская школа.

2. Музыкальный фольклор XVIII века, его собирание, изучение, обработка и использование в творчестве композиторов этого периода.

3. Хоровая музыка XVIII в.

4. Камерная вокальная музыка XVIII в.

5. Музыка к драматическому спектаклю в XVIII в. Мелодрама Е. Фомина «Орфей».

6. Опера XVIII в.

7. Инструментальная музыка XVIII в.

 

ТЕМА 3

Музыкальная культура России начала XIX века.

1. Общая характеристика музыкальной культуры России I половины XIX в.

2. Музыкальный фольклор I половины XIX в., его собирание, изучение, обработка и использование в творчестве русских композиторов этого периода.

3. Романс начала XIX в.

4. Опера начала XIX в.

5. Инструментальная музыка начала XIX в.

 

ТЕМА 4

Творчество М.И. Глинки.

1. Творческий путь Глинки.

2. Творческий облик Глинки.

3. Камерное вокальное творчество Глинки.

4. Опера Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»).

5. Опера Глинки «Руслан и Людмила».

6. Музыка Глинки к трагедии Кукольника «Князь Холмский».

7. Симфоническое творчество Глинки.

8. Камерно-инструментальные ансамбли Глинки.

 

ТЕМА 5

Творчество А.С. Даргомыжского.

1. Творческий путь Даргомыжского.

2. Творческий облик Даргомыжского.

3. Камерное вокальное творчество Даргомыжского.

4. Опера Даргомыжского «Русалка».

5. Опера Даргомыжского «Каменный гость».

6. Симфоническое творчество Даргомыжского.

 

ТЕМА 6

Музыкальная культура России 1860–1870-х гг.

 

1. Общая характеристика музыкальной культуры 1860–1870-х гг.

2. Основные композиторские силы данного периода.

3. Тематика и проблематика творчества, музыкальные жанры.

 

ТЕМА 7

Творчество А.Н. Серова и А.Г. Рубинштейна.

1. Оперное творчество Серова.

2. Основные направления музыкально-общественной и творческой деятельности Рубинштейна. Творческий облик Рубинштейна-композитора.

3. Инструментальное творчество Рубинштейна.

4. Камерное вокальное творчество Рубинштейна.

5. Оперное творчество Рубинштейна. «Демон».

 

ТЕМА 8

Творчество П.И.Чайковского.

1. Творческий путь Чайковского.

2. Творческий облик Чайковского.

3. Романсы Чайковского.

4. Общая характеристика оперного творчества Чайковского.

5. Опера Чайковского «Евгений Онегин».

6. Опера Чайковского «Мазепа».

7. Опера Чайковского «Пиковая дама».

8. Балеты Чайковского. «Спящая красавица».

9. Ранние симфонии Чайковского. Симфония № 1.

10. Симфония Чайковского № 4.

11. Симфония Чайковского № 5.

12. Симфония Чайковского № 6.

13. Программные симфонические произведения Чайковского. «Ромео и Джульетта», «Франческа да Римини».

14. Оркестровые сюиты Чайковского. Сюита № 3.

15. Концертное и камерно-инструментальное творчество Чайковского.


Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины

  1. Рекомендуемая литература (основная):

 

Карта обеспеченности студентов учебной литературой

№ и наименование Кол-во экз. в библиотеке Кол-во студентов, изучающих дисц. Обеспеченность
1. Владышевская Т.Ф., Левашёва О.Е., Кандинский А.И. История русской музыки: Учебник для общих курсов муз. вузов / Под общ. ред. Е.Г.Сорокиной и А.И.Кандинского. – М., 1999. – Вып. 1.      
2. Орлова Е.М. Лекции по истории русской музыки. – М., любое издание.      
3. Розанова Ю.А. История русской музыки: Учебник для муз. вузов / Общ. ред. А.И.Кандинского. – Т. 2. – Кн. 3. – любое издание.      

 

  1. Рекомендуемая литература (дополнительная):

Тема 3. МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ

ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

 

1. Асафьев Б.В. Композиторы первой половины XIX века; Композитор из плеяды славяно-российских бардов – Алексей Николаевич Верстовский // Избр. тр. – М., 1955. – Т.4. – С. 35 – 62.

2. Асафьев Б.В. Русская музыка. XIX и начало ХХ века. – 2-е изд. – Л., 1979. – С. 8 – 11, 61 – 63, 126 – 127, 142 – 145, 211 – 214, 216, 265 – 266.

3. Бачинская Н.М. Народные песни в творчестве русских композиторов. – М., 1962. – 216 с.

4. Васина-Гроссман В.А. Русский классический романс XIX века. – М., 1956. – Гл. 1. Бытовой романс первой половины XIX века. – С. 11 – 69.

5. Вертков К.А. Русские народные музыкальные инструменты. – Л., 1975. – С.25-26, 33-104, 126-162, 262-267, 276-279.

6. Галкина А.М. Черты героического симфонизма в театральной музыке О.А. Козловского // Из истории русской и советской музыки. – М., 1976. – Вып. 2. – С.62-91.

7. Доброхотов Б.В. Александр Алябьев. Творческий путь. – М., 1966. – 320 с.

8. Доброхотов Б.В. А.Н.Верстовский и его опера «Аскольдова могила». – М., 1962. – 87 с.

9. История русской музыки: В 10 т. – М., 1986, 1988. – Т. 4. – 416 с.; Т. 5. – С. 5 – 184, 283 – 520.

10. Келдыш Ю.В., Левашёва О.Е. История русской музыки: Учебник для муз. вузов / Общ. ред. А.И.Кандинского. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 1990. – Вып. 1. – С. 251 – 409.

11. Листова Н.А. Александр Варламов. Его жизнь и песенное творчество. – М., 1969. – 268 с.

12. Орлова Е.М. Лекции по истории русской музыки. – М., 1977. – С. 170 – 197, 213 - 228.

13. Орлова Е.М. Очерки о русских композиторах XIX – начала ХХ века. – М., 1982. – С. 9 – 15.

14. Раабен Л.Н. Инструментальный ансамбль в русской музыке. – М., 1979. – С.35-73, 128-141, 110-121.

15. Рапацкая Л.А. История русской музыки от Древней Руси до «Серебряного века»: Учебник для студентов пед. вузов. – М., 2001. – С. 110 – 121.

16. Серов А.Н. Верстовский и его значение для русского искусства // Избр. ст.: В 2 т. – М., 1950. - Т.2. – С. 44 – 48; см. также: Статьи о музыке. – М.,1989. – Вып. 5. – С. 294 – 298.

Тема 4. М.И.ГЛИНКА

 

1. Асафьев Б.В. М.И.Глинка; Увертюра «Руслан и Людмила»; «Вальс-фантазия» Глинки (этюд) // Избр. тр. – М., 1952. – Т. 1. - С. 58 – 283, 348-372.

2. Асафьев Б.В. Композиторы первой половины XIX века // Там же. – М., 1955. – Т.4. – С. 39 – 58.

3. Асафьев Б.В. Русская музыка. XIX и начало ХХ века. – 2-е изд. – Л., 1979. – С. 11 – 15, 64 – 66, 148 – 150, 195, 214 – 216, 267.

4. Асафьев Б.В. Симфонические этюды. – Л., 1976. – С.15-34.

5. Бачинская Н.М. Народные песни в творчестве русских композиторов. – М., 1962. – 216 с.

6. Васина-Гроссман В.А. М.И.Глинка. – М., 1982. – 104 с.

7. Васина-Гроссман В.А. Русский классический романс XIX века. – М., 1956. – Гл. 2. Романсы Глинки. – С. 70 – 110.

8. Глинка М.И. Записки // Лит. произведения и переписка. – М., 1973. – Т.I. – С. 211 – 350.

9. Глинка М.И. О музыке и музыкантах. – М., 1954. – 85 с.

10. М.И.Глинка: Альбом. – 2-е изд. / Сост., авт. вступ. текста А.С.Розанов. – М., 1987. – 175 с.

11. Глинка в воспоминаниях современников. – М., 1955. – 432 с.

12. Глумов А.Н. Музыка в русском драматическом театре: Исторические очерки. – М., 1955. – С.108-158.

13. Дмитриев А.Н. Музыкальная драматургия оркестра М.И. Глинки. – Л., 1957. – 126с.

14. История русской музыки: В 10 т. – М., 1986, 1988. – Т. 4. – С. 185 – 282, 296 - 297, 381 - 520; Т. 5. – С. 185 – 282.

15. Качанова Е. «Иван Сусанин» М.И.Глинки: Путеводитель по опере. – М., 1986. – 96 с.

16. Ларош Г.А. Глинка и его значение в истории музыки // Избр. ст. – Л., 1974. – Вып. 1. – С.33-157.

17. Левашёва О.Е. М.И.Глинка: Монография: В 2 кн. – М., 1987 – 1988. – Кн. 1 – 2. – 381 с., 352 с.

18. Левашёва О.Е., Кандинский А.И. История русской музыки: Учебник для муз. вузов / Общ. ред. А.И.Кандинского. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 1987. – Вып. 2. – С. 3 – 120.

19. Ливанова Т.Н., Протопопов В.В. М.И.Глинка. Творческий путь. – М., 1955. – Т. 1 – 2. – 404 с., 380 с.

20. Мазель Л.А. О композиции и тематизме увертюры к «Руслану» Глинки // Вопросы анализа музыки. – М., 1978. – С.279-293.

21. Одоевский В.Ф. Письма к любителю музыки об опере г.Глинки: Иван Сусанин; Новая русская опера: Иван Сусанин // Муз.-лит. наследие. - М., 1956. – С.118-130, 205-212.

22. Орлова Е.М. Лекции по истории русской музыки. – М., 1977. – С. 198 – 212.

23. Орлова Е.М. Очерки о русских композиторах XIX – начала ХХ вв. – М., 1982. – С. 16 – 30.

24. Оссовский А.В. Драматургия оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин» // Избр. ст., воспоминания. – Л., 1961. - С. 107 – 173.

25. Протопопов В.В. Два крупных сочинения молодого Глинки – Симфония-увертюра и Каприччио на русские темы // М.И.Глинка: Сб. мат. и ст. / Под ред. Т.Н. Ливановой. – М.; Л., 1950. – С.117-161.

26. Протопопов В.В. «Иван Сусанин» Глинки: Муз.-теор. исследование. – М., 1961. – 420 с.

27. Раабен Л.Н. Инструментальный ансамбль в русской музыке. – М., 1979. – С.74-127.

28. Рапацкая Л.А. История русской музыки от Древней Руси до «Серебряного века»: Учебник для студентов пед. вузов. – М., 2001. – С. 121 – 143.

29. Рыжкин И.Я. «Вальс-фантазия» Глинки // Памяти Глинки: Исследования и материалы. _ М., 1958. – С.115-157.

30. Рыжкин И.Я. Испанские увертюры Глинки // М.И. Глинка: Сб.ст. / Под ред. Е.М. Гордеевой. – М., 1958. – С.95-125.

31. Рыцлина Л.А. Оперное творчество М.И.Глинки: Мет. пособие. – М., 1979. – 88 с.

32. Серов А.Н. Воспоминания о Глинке; «Руслан» и «русланисты»; Опыты технической критики над музыкою Глинки. Роль одного мотива в целой опере «Иван Сусанин»// Избр. ст.: В 2 т. – М., 1950, 1957. – Т. 1, 2; См. также: Статьи о музыке. – М., 1987, 1988. – Вып. 3 – 4.

33. Слово о музыке. Русские композиторы XIX века: Хрестоматия / Сост. В.Б.Григорович и З.М.Андреева. – 2-е изд., испр. – М., 1990. – С. 5 – 86.

34. Стасов В.В. Михаил Иванович Глинка; 25 лет русского искусства (Наша музыка за последние 25 лет); Искусство XIX века // Статьи о музыке. – М., 1974 - 1980. – Вып. 2, 3, 5-Б.

35. Туманина Н.В. Отечественная героико-трагическая опера Глинки «Иван Сусанин» // М.И.Глинка: Сб. мат. и ст. / Под ред. Т.Н.Лива-новой. – М.; Л., 1950. – С. 162 – 264.

36. Фрадкин В.К. Особенности содержания, формы и драматургии русского эпического симфонизма // Проблемы муз.науки: Сб.ст. – М., 1979. – Вып.4. – С.187-200.

37. Фрид Р. М.И.Глинка: Монограф. очерк. – Л.; М., 1973. – 80 с.

38. Цуккерман В.А. «Камаринская» Глинки и ее традиции в русской музыке. – М., 1957. – 497с.

Тема 5. А.С.ДАРГОМЫЖСКИЙ

 

1. Асафьев Б.В. Интермеццо // Симфонические этюды. – Л., 1976. – С. 35 – 39.

2. Асафьев Б.В. Композиторы первой половины XIX века // Избр. тр. – М., 1955. – Т.4. – С. 39 – 58.

3. Асафьев Б.В. Русская музыка. XIX и начало ХХ века. – 2-е изд. – Л., 1979. – С. 15 – 19, 68 – 70, 150.

4. Бачинская Н.М. Народные песни в творчестве русских композиторов. – М., 1962. – 216 с.

5. Васина – Гроссман В.А. Русский классический романс XIX века. – М., 1956. – Гл.3. Романсы Даргомыжского. – С. 111 – 136.

6. Даргомыжский А.С. Автобиография – Письма – Воспоминания современников. – Пг., 1921. – 184 с.

7. Даргомыжский А.С. Избранные письма. – М., 1952. – 76 с.

8. История русской музыки: В 10 т. – М., 1989. – Т. 6. – С. 83 – 133.

9. Левашёва О.Е., Кандинский А.И. История русской музыки: Учебник для муз. вузов / Общ. ред. А.И.Кандинского. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 1987. – Вып. 2. – С. 121 – 210.

10. Машевский Г.П. О некоторых чертах выразительности вокального письма А.С.Даргомыжского (на материале оперы «Русалка») // Вопросы теории и эстетики музыки. – Л., 1968. – Вып.8. – С. 128 – 152.

11. Медведева И.А. Александр Сергеевич Даргомыжский. – М., 1989. – 192 с.

12. Микшеева Г. Симфонические фантазии А. Даргомыжского // Из истории русской и советской музики. – М., 1978. – Вып.2. – С.121-137.

13. Орлова Е.М. Очерки о русских композиторах XIX – начала ХХ вв. – М., 1982. – С. 31 – 39.

14. Пекелис М.С. Александр Сергеевич Даргомыжский и его окружение. – М., 1966 – 1983. – Т. 1 – 3. – 496 с., 416 с., 317 с.

15. Пушкин в русской опере: Сб. - СПб., 1998. – 398 с.

16. Рапацкая Л.А. История русской музыки от Древней Руси до «Серебряного века»: Учебник для студентов пед. вузов. – М., 2001. – С. 143 – 156.

17. Рыжкин И.Я. «Чухонская фантазия» // Сов.музыка. – 1963. - №2. – С.38-43.

18. Серов А.Н. А.С.Даргомыжский: Некрологический очерк // Избр. ст.: В 2 т. – М., 1957. – Т.2. – С. 49 – 54.

19. Серов А.Н. «Русалка», опера Даргомыжского // Статьи о музыке. – М., 1986. – Вып. 2-б. – С. 42 – 134.

20. Слово о музыке. Русские композиторы XIX века: Хрестоматия / Сост. В.Б.Григорович и З.М.Андреева. – 2-е изд., испр. – М., 1990. – С. 69 – 92.

21. Стасов В.В. 25 лет русского искусства (Наша музыка за последние 25 лет); Тормозы нового русского искусства // Статьи о музыке. – М., 1977. – Вып. 3. – С. 152 – 158, 204, 232 – 233.

22. Стасов В.В. Искусство XIX века // Там же. – М., 1980. – Вып. 5-б. – С. 68 – 70.

23. Угрюмова Т.С. О влиянии романса на музыкальный стиль оперы Даргомыжского «Каменный гость» // Вопросы искусствоведения. - Уфа, 1980. – Вып. 4. – С. 63 – 75.

24. Угрюмова Т.С. Пути формирования русской лирической оперы в 60-х годах XIX века // Проблемы жанра в отечественной музыке: Сб. тр. / РАМ им. Гнесиных; УГИИ. – М., 1998. – Вып. 143. – С. 5 – 25.

 

Тема 8. П.И.ЧАЙКОВСКИЙ

 

1. Альшванг А.А. Песенные истоки Чайковского // Сов. музыка. – 1955. - №6. – С.52-60; См. также: Избр.соч.: В 2т. – М., 1964. – Т.1. – 101-117.

2. Альшванг А.А. П.И.Чайковский. – М., 1970. – 704 с.

3. Асафьев Б.В. Инструментальное творчество Чайковского // О музыке Чайковского: Избранное. – Л., 1972. – С.234-290.

4. Асафьев Б.В. Композитор-драматург Пётр Ильич Чайковский; «Евгений Онегин», лирические сцены П.И.Чайковского (опыт интонационного анализа стиля и музыкальной драматургии) // Избр. тр. – М., 1954. – Т. 2. – С. 57 – 63, 73 – 141.

5. Асафьев Б.В. Русская музыка. XIX и начало ХХ века. – 2-е изд. – Л., 1979. – С. 27 – 30, 78 – 80, 153 – 158, 168 – 169, 195 – 196, 202 – 203, 219 – 220, 241 – 244.

6. Бачинская Н.М. Народные песни в творчестве русских композиторов. – М., 1962. – 216 с.

7. Берберова Н.Н. Чайковский. – СПб., 1997. – 256 с.

8. Бершадская Т.С. Татьяна Ларина и Владимир Ленский глазами Пушкина и Чайковского // Отражения музыкального театра: Сб. статей и материалов. – СПб., 2001. – Кн. 2. - С. 36 – 43.

9. Блинов Н.О. Последняя болезнь и смерть П.И.Чайковского. – М., 1994. – 205 с.

10. Богатырёв С.С. Некоторые особенности изложения в последних симфониях Чайковского // Богатырёв С.С. Статьи, исследования, воспоминания. – М., 1972. – С.53-68.

11. Васина – Гроссман В.А. Русский классический романс XIX века. – М., 1956. – Гл. 9. Романсы Чайковского. – С. 265 – 298.

12. Веприк А.М. Оркестровая фактура произведений Чайковского // Очерки по вопросам оркестровых стилей. – 2-е изд., испр. – М., 1978. – С.22-74.

13. Воспоминания о Чайковском. – М., 1962. – 460 с.

14. Житомирский Д.В. Балеты Чайковского. – М., 1957. – 156 с.

15. Житомирский Д.В. Заметки об инструментовке Чайковского // Избр.статьи. – М., 1981. – С.172-193.

16. История русской музыки: В 10 т. – М., 1994. – Т. 8. – С. 89 – 245.

17. Кашкин Н.Д. П.И. Чайковский (Опыт характеристики его значения в русской музыке); П.И. Чайковский // Избр.статьи о П.И. Чайковском. – М., 1954. – С.27-48.

18. Константинова М. «Спящая красавица». – М., 1990. – 239 с.

19. Кремлёв Ю.А. Симфонии П.И. Чайковского. – М., 1955. – 304.

20. Кремлёв Ю.А. Принципы симфонического развития у Чайковского // Избр. статьи. – Л., 1976. – С.106-125.

21. Ларош Г.А. Первый симфонический концерт Музыкального общества 16 октября; Воспоминания о П.И. Чайковском; Из моих воспоминаний о П.И. Чайковском; П.И. Чайковский как драматический композитор; Из моих воспоминаний: Чайковский в консерватории // Избр. статьи. – Л., 1975. – Вып.2. – С. 159-161, 167-186, 195-299.

22. Мазель Л.А. К вопросу о симфонизме «Пиковой дамы» Чайковского // Мазель Л.А. Статьи по теории и анализу музыки. – М., 1982. – С. 152 – 160.

23. Мазель Л.А. О первой части Шестой симфонии Чайковского // Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки. – М., 1978. – С.311-318.

24. Мазель Л.А. Основные черты мелодики Чайковского // Мазель Л.А. О мелодии. – М., 1952. – С.269-281.

25. Мясковский Н.Я. Бетховен и Чайковский // Н.Я. Мясковский. Собр. материалов: В 2т. – М., 1960. – Т.2. – С.62-71.

26. Немировская И.А. Некоторые приёмы театральной драматургии в симфониях П.И. Чайковского // Театр в жизни и творчестве П.И. Чайковского. – Ижевск, 1985. – С.89-100.

27. Никитин Б.С. Чайковский: Старое и новое. – М., 1990. – 205 с.

28. Николаева Н.С. Симфонии П.И.Чайковского. От «Зимних грёз» к «Патетической». – М., 1958. – 298 с.

29. Орлова Е.М. Очерки о русских композиторах XIX – начала ХХ вв. – М., 1982. – С. 106 – 121.

30. Орлова Е.М. П.И.Чайковский. – М., 1980. – 272 с.

31. Побережная Г.И. Пётр Ильич Чайковский: Монография. – К., 1994. – 358 с.

32. Прибегина Г.А. Пётр Ильич Чайковский. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 1986 – 1990. – 200 с.

33. Протопопов В.В., Туманина Н.В. Оперное творчество Чайковского. – М., 1957. – 371с.

34. Раабен Л.Н. Инструментальный ансамбль в русской музыке. – М., 1979. – С.299-287.

35. Рапацкая Л.А. История русской музыки от Древней Руси до «Серебряного века»: Учебник для студентов пед. вузов. – М., 2001. – С. 244 - 280.

36. Розанова Ю.А. Симфонические принципы балетов Чайковского.– М., 1976. – 160с.

37. Ройтерштейн М.И. О единстве сонатно-симфонической формы у Чайковского // Вопросы муз.формы. – М., 1966. – Вып.1. – С.121-151.

38. Ручьевская Е.А. П.И.Чайковский: Краткий очерк жизни и творчества. – М.; Л., 1998. – 136 с.

39. Сидельников Л.А. Чайковский. – Ростов-на-Дону, 1998. – 480 с.

40. Стасов В.В. 25 лет русского искусства (Наша музыка за последние 25 лет) // Статьи о музыке. – М., 1977. – Вып. 3. – С. 191 - 193.

41. Стасов В.В. Искусство XIX века // Статьи о музыке. - М., 1980. – Вып. 5-Б. – С. 94 – 99.

42. Туманина Н.В. Чайковский. Путь к мастерству (1840 – 1877). Великий мастер (1878 – 1893). – М., 1962, 1969. – 559 с., 487 с.

43. Тюлин Ю.Н. Произведения Чайковского: Структурный анализ. – М., 1973. – 274с.

44. Угрюмова Т.С. Драматургия У.Шекспира в программных симфонических произведениях П.И. Чайковского // Театр в жизни и творчестве П.И. Чайковского. – Ижевск, 1985. – С.101-109.

45. Хохлов Ю.Н. Оркестровые сюиты Чайковского. – М., 1961. – 96с.

46. П.И.Чайковский и народная песня: Избр. отрывки из писем и статей. – М., 1963. – 159 с.

47. П.И. Чайковский об искусстве: Избр. фрагменты писем, заметок, статей. – Ижевск, 1989. – 367с.

48. Чайковский П.И. Об опере и балете: Избр. отрывки из писем и статей.– 2-е изд., доп. - М., 1960. – 292 с.

49. Чайковский П.И. О России и русской культуре: Избр. отрывки из писем и статей. – 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1961. - 196 с.

50. Чайковский П.И. О симфонической музыке: Избр. отрывки писем и статей. – М., 1963. – 311с.

51. П.И.Чайковский: Альбом / Сост. П.Е.Вайдман. – М., 1978. – 203 с.

52. П.И.Чайковский. Вопросы истории и стиля (к 150-летию со дня рождения): Сб. тр. / ГМПИ им. Гнесиных. – М., 1989. – Вып. 108. – 176 с.

53. П.И.Чайковский и русская литература. – Ижевск, 1980. – 229 с.

54. П.И.Чайковский. К 100-летию со дня смерти: Мат. науч. конф. – М., 1995. – 118с.

55. П.И.Чайковский. Наследие: Сб. науч. статей. – СПб., 2000. – Вып. 1 – 2. – 216 с.

 


Соколовский М. Мельник – колдун, обманщик и сват: песня Мельника «Кто умеет жить обманом», песня Филимона «Вот спою какую песню», песня Анюты «Кабы я, млада, уверена была», дуэт Фетиньи и Анкудина, куплеты Мельника.

Сокол: ариетта Жанетты.

ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

 

Основной список

Романс:

Варламов А. Красный сарафан. Что ты рано, травушка. На заре ты её не буди. Белеет парус одинокий. Вдоль по улице метелица метёт. Ах ты, время, времечко. Что мне жить и тужить. Ненаглядный ты мой. Горные вершины. Оседлаю коня. Песни Офелии из музыки к трагедии «Гамлет» Шекспира.

Гурилёв А. Матушка-голубушка. Разлука. Домик-крошечка. И скучно, и грустно. Колокольчик («Однозвучно гремит колокольчик»). Сердце-игрушка. Вам не понять моей печали. Не шуми ты, рожь. Отгадай, моя родная. Вьётся ласточка. Внутренняя музыка. Сарафанчик.

Яковлев М. Элегия.

Опера:

Тема 4. М.И.ГЛИНКА

 

Основной список:

1. Оперы:

· «Иван Сусанин» - полностью.

· «Руслан и Людмила» - полностью.

2. Симфонические произведения:

· Камаринская.

· Арагонская хота.

· Ночь в Мадриде.

· Вальс-фантазия.

3. Романсы:

· Не искушай. Ночной смотр. Ночной зефир. Сомнение. Я помню чудное мгновенье. В крови горит огонь желанья. Где наша роза. Не пой, красавица, при мне. Я здесь, Инезилья. Венецианская ночь. Песнь Маргариты.

· Прощание с Петербургом: Уснули голубые. Попутная. Жаворонок.

Тема 5. А.С.ДАРГОМЫЖСКИЙ

 

Основной список:

1. Оперы:

· «Русалка»: I д. – полностью; II д. – хор «Как во горнице-светлице», финал; III д. – ария Княгини из I к., II к. – полностью; IV д. – сцена и ария Русалки, финал.

· «Каменный гость»: I д. – ариозо Дон Жуана «Бедная Инеза», 2 песни Лауры, ариозо Карлоса, ариозо Лауры; II и III д. – полностью.

2. Романсы:

Я вас любил. Ночной зефир. Мне грустно. Юноша и дева. И скучно, и грустно. Восточный романс. Вертоград. Титулярный советник. Старый капрал. Мельник. Расстались гордо мы. Свадьба. 16 лет. Червяк. Лихорадушка.

 

Дополнительный список:

1. Романсы: Я всё ещё его люблю. О, дева-роза. Паладин. Мне всё равно.

2. Симфонические произведения: Чухонская фантазия.

 

Фонохрестоматии:

1. Романсы Даргомыжского / Сост. Т.С.Угрюмова. - Кабинет звукозаписи УГАИ.

 

Тема 8. П.И.ЧАЙКОВСКИЙ

 

Основной список:

1. Оперы:

· «Евгений Онегин» - полностью.

· «Пиковая дама» - полностью.

· Черевички: ариозо Вакулы «Слышит ли девица» из V к.

· Мазепа: хор девушек, ариозо Марии, ариозо Мазепы из I д., ариозо Кочубея из I к. II д., II и III к. из II д. – полностью, колыбельная Марии из III д.

· Орлеанская дева: ария Иоанны № 7.

· Чародейка: интродукция, ариозо Кумы «Глянуть с Нижнего», децимет с хором из I д., ариозо Князя «Ах, образ той пригожницы», ариозо Княгини «Но есть у нас защитник» из II д., дуэт Кумы и Князя, дуэт Кумы и Княжича из III д., антракт, ариозо Кумы «Где же ты, мой желанный» из IV д.

· Иоланта: интродукция, ариозо Иоланты, ариозо короля Рене, ария Роберта, дуэт Иоланты и Водемона.

2. Симфонические произведения: Симфонии № 1, 4, 5, 6.

Программные одночастные симфонические произведения:

· Ромео и Джульетта.

· Франческа да Римини.

Сюита №3.

3. Фортепианные произведения:

Содержание курса семинарских занятий

ТЕМА 1

Музыкальная культура Древней Руси.

1. Древнейшие сведения о музыкальной культуре восточных славян (докиевский период).

2. Музыкальная культура Киевской Руси.

3. Музыкальная культура Руси периода феодальной раздробленности.

4. Музыкальная культура Руси периода образования централизованного государства.

5. Музыкальная культура Руси XVII века.

6. Церковно-певческое искусство в Древней Руси.

7. Народная и светская музыка в Древней Руси.

 

ТЕМА 2

Музыкальная культура России XVШ века.

1. Общая характеристика музыкальной культуры России XVIII в., национальная композиторская школа.

2. Музыкальный фольклор XVIII века, его собирание, изучение, обработка и использование в творчестве композиторов этого периода.

3. Хоровая музыка XVIII в.

4. Камерная вокальная музыка XVIII в.

5. Музыка к драматическому спектаклю в XVIII в. Мелодрама Е. Фомина «Орфей».

6. Опера XVIII в.

7. Инструментальная музыка XVIII в.

 

ТЕМА 3

Музыкальная культура России начала XIX века.

1. Общая характеристика музыкальной культуры России I половины XIX в.

2. Музыкальный фольклор I половины XIX в., его собирание, изучение, обработка и использование в творчестве русских композиторов этого периода.

3. Романс начала XIX в.

4. Опера начала XIX в.

5. Инструментальная музыка начала XIX в.

 

ТЕМА 4

Творчество М.И. Глинки.

1. Творческий путь Глинки.

2. Творческий облик Глинки.

3. Камерное вокальное творчество Глинки.

4. Опера Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»).

5. Опера Глинки «Руслан и Людмила».

6. Музыка Глинки к трагедии Кукольника «Князь Холмский».

7. Симфоническое творчество Глинки.

8. Камерно-инструментальные ансамбли Глинки.

 

ТЕМА 5

Творчество А.С. Даргомыжского.

1. Творческий путь Даргомыжского.

2. Творческий облик Даргомыжского.

3. Камерное вокальное творчество Даргомыжского.

4. Опера Даргомыжского «Русалка».

5. Опера Даргомыжского «Каменный гость».

6. Симфоническое творчество Даргомыжского.

 

ТЕМА 6

Музыкальная культура России 1860–1870-х гг.

 

1. Общая характеристика музыкальной культуры 1860–1870-х гг.

2. Основные композиторские силы данного периода.

3. Тематика и проблематика творчества, музыкальные жанры.

 

ТЕМА 7

Творчество А.Н. Серова и А.Г. Рубинштейна.

1. Оперное творчество Серова.

2. Основные направления музыкально-общественной и творческой деятельности Рубинштейна. Творческий облик Рубинштейна-композитора.

3. Инструментальное творчество Рубинштейна.

4. Камерное вокальное творчество Рубинштейна.

5. Оперное творчество Рубинштейна. «Демон».

 

ТЕМА 8

Творчество П.И.Чайковского.

1. Творческий путь Чайковского.

2. Творческий облик Чайковского.

3. Романсы Чайковского.

4. Общая характеристика оперного творчества Чайковского.

5. Опера Чайковского «Евгений Онегин».

6. Опера Чайковского «Мазепа».

7. Опера Чайковского «Пиковая дама».

8. Балеты Чайковского. «Спящая красавица».

9. Ранние симфонии Чайковского. Симфония № 1.

10. Симфония Чайковского № 4.

11. Симфония Чайковского № 5.

12. Симфония Чайковского № 6.

13. Программные симфонические произведения Чайковского. «Ромео и Джульетта», «Франческа да Римини».

14. Оркестровые сюиты Чайковского. Сюита № 3.

15. Концертное и камерно-инструментальное творчество Чайковского.


Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины

  1. Рекомендуемая литература (основная):

 

Карта обеспеченности студентов учебной литературой

№ и наименование Кол-во экз. в библиотеке Кол-во студентов, изучающих дисц. Обеспеченность
1. Владышевская Т.Ф., Левашёва О.Е., Кандинский А.И. История русской музыки: Учебник для общих курсов муз. вузов / Под общ. ред. Е.Г.Сорокиной и А.И.Кандинского. – М., 1999. – Вып. 1.      
2. Орлова Е.М. Лекции по истории русской музыки. – М., любое издание.      
3. Розанова Ю.А. История русской музыки: Учебник для муз. вузов / Общ. ред. А.И.Кандинского. – Т. 2. – Кн. 3. – любое издание.      

 

  1. Рекомендуемая литература (дополнительная):

Тема 1. МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ

 

1. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. - М., 1993.

2. Вертков К.А. Русские народные музыкальные инструменты. – Л., 1975. – С.14-125, 243-257, 269-273.

3. Герасимова-Персидская Н.А. Русская музыка XVII в. Встреча двух эпох. – М., 1994.

4. История русской музыки: В 10 т. – М., 1983. – Т. 1. – С. 17 - 384.

5. Кошмина И.В. Русская духовная музыка: Пособие для студентов: В 2 кн. – М., 2001. - Кн. 1 – 2. - 224 с., 160 с.

6. Левашёва О.Е., Келдыш Ю.В., Кандинский А.И. История русской музыки: Учебник для музыковедческих отделений муз. вузов / Общ. ред. А.И.Кандинского. – 3-е изд., доп. - М., 1980. - Т. 1. - С. 9 - 98; 4-е изд., перераб. и доп. – М., 1990. – Вып. 1. – С. 8 – 125.Мартынов В.И. Культура, иконосфера и богослужебное пение Московской Руси. – М., 2001. – 224 с.

7. Орлова Е.М. Лекции по истории русской музыки. – М., 1977. – С. 31 – 145.

8. Рабинович М.Г. Музыкальные инструменты в войске древней Руси и народные музыкальные инструменты // Сов. этнография. – 1946. - №4. – С.142-160.

9. Рапацкая Л.А. История русской музыки от Древней Руси до «Серебряного века»: Учебник для студентов пед. вузов. – М., 2001. – С. 8 – 53.

10. Рапацкая Л.А. «Четвёртая мудрость». О музыке в культуре Древней Руси. – М., 1997. – 182 с.

11. Успенский Н.Д. Древнерусское певческое искусство. – 2-е изд., доп. – М., 1971.– 624 с.

12. Финдейзен Н.Ф. Очерки по истории в России с древнейших времён до конца XVIII века. – М., 1928. – Т.1. – Вып. 1-3. – 402с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.60.192 (0.213 с.)