Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Неустойчивость стиля воспитания (шкала Н).
Под таким воспитанием мы понимаем резкую переменчивость стиля, приемов, представляющих собой переход от очень строгого к либеральному и затем, наоборот, переход от значительного внимания к подростку к эмоциональному отвержению его родителями. Неустойчивость стиля воспитания, по мнению К. Леон-гарда, содействует формированию таких черт характера, как упрямство, склонность противостоять любому авторитету, и является нередкой ситуацией в семьях подростков с отклонениями характера. Родители, как правило, признают факт значительных колебаний в воспитании подростка, однако недооценивают размах и частоту этих колебаний. Сочетания различных отклонений в воспитании. Возможно достаточно большое количество сочетаний перечисленных черт семейного воспитания. Однако особенно важное значение с точки зрения анализа причин отклонения характера, а также возникновения непсихотических психогенных нарушений поведения, неврозов и неврозоподобных состояний имеют следующие устойчивые сочетания. Диагностика типов семейного воспитания
Примечание. + означает чрезмерную выраженность соответствующей черты воспитания; – недостаточная выраженность; ± означает, что при данном типе воспитания возможны как чрезмерность данной черты, так и недостаточность или невыраженность. Устойчивые сочетания различных черт воспитания представляют собой тип неправильного воспитания. Классификация типов неправильного воспитания выглядит следующим образом. Потворствующая гиперпротекция (сочетание черт, отраженных в шкалах г+, У+; при Т–, 3–, С–). Подросток находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания содействует развитию демонстративных (исте-роидных) и гипертимных черт характера у подростка.
Доминирующая гиперпротекция (г+, У+; Т±, 3+ и С±). Подросток также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, однако в то же время лишают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. У гипертимных подростков такое воспитание усиливает реакцию эмансипации и обусловливает острые аффективные реакции экстрапунитивного -типа. При тревожно-мнительном (психастеническом), сенситивном, астено-невротическом типах отклонений характера доминирующая гиперпротекция усиливает астенические черты. Эмоциональное отвержение (г–, У–, С+). В крайнем варианте – это воспитание по типу «Золушки». Формирует и усиливает черты инертно-импульсивной (эпилептоид-ной) акцентуации характера и эпилептоидной психопатии; ведет к декомпенсации и формированию невротических расстройств у подростков с эмоционально-лабильной, сенситивной и астено-невротической акцентуациями характера. Повышенная моральная ответственность (г-, У-, Т+). Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к подростку с пониженным вниманием к нему со стороны родителей, меньшей заботой о нем. Стимулирует развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации характера. Гипопротекция (гипоопека) (г–, У–, Т–, 3–). Подросток предоставлен себе, родители не интересуются им и не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного, неустойчивого и конформного типов. II. Психологические причины отклонений в семейном воспитании Причины неправильного воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Чаще – низкая педагогическая культура родителей. В этом случае показаны разъяснительная работа и рациональная психотерапия. Однако нередко основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей. Особенно часто в работе практического и клинического психолога встречаются две группы причин: отклонения характера самих родителей и психологические (личностные) проблемы родителей, решаемые за счет подростка.
1. Отклонения характера самих родителей. Акцентуации характера и психопатии нередко предопределяют определенные нарушения в воспитании. При неустойчивой акцентуации характера родитель чаще склонен проводить воспитание, характеризующееся гипопротекци-ей, пониженным удовлетворением потребностей подростка, пониженным уровнем требований к нему. Инертно-импульсивная (эпилептоидная) акцентуация родителей чаще других обусловливает доминирование, жестокое обращение с подростком. Стиль доминирования может также обусловливаться сенситивным либо конформным характером. Демонстративная акцентуация характера и истероидная психопатия у родителя нередко предрасполагают к противоречивому типу воспитания: демонстративная забота и любовь к подростку при зрителях и эмоциональное отвержение в их отсутствии (о влиянии характерологических особенностей родителей на воспитание подростков см. также работу Э. Г. Эйдемиллер, 1980). Во всех этих случаях необходимо выявить отклонение характера родителей, убедиться в том, что именно оно играет решающую роль в возникновении нарушений в воспитании. Поэтому внимание психотерапевта направляется на осознание родителями взаимосвязи между особенностями своих характеров, типов воспитания и нарушениями поведения у подростка.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.79.121 (0.006 с.) |