Межгосударственного розыска без вести пропавших лиц 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Межгосударственного розыска без вести пропавших лиц



§ 1.1. Понятие и содержание межгосударственного розыска

Без вести пропавших лиц, исчезнувших при криминальных

Обстоятельствах

Одним из наиболее важных направлений практической деятельности органов внутренних дел по борьбе с преступностью является розыскная работа. Именно успешная реализация мероприятий по розыску преступников обеспечивает соблюдение принципа неотвратимости наказания, а эффективный розыск без вести пропавших лиц способен снизить уровень латентной преступности, повысить степень доверия населения к правоохранительным органам.

Современная криминалистика и теория оперативно-розыскной деятельности делят розыск по содержанию проводимых мероприятий на розыск в узком и широком смысле этого понятия. Под первым понимается розыск конкретных, известных правоохранительным органам лиц; в широком смысле слова розыск представляет собой весь комплекс мероприятий по раскрытию и расследованию преступлений. Критерием разделения на указанные разновидности является индивидуальная определенность объекта розыска.

 
Энциклопедический словарь определяет розыск как деятельность компетентных правоохранительных органов по установлению места нахождения или пребывания обвиняемого; подсудимого, уклоняющегося от явки в суд; осужденного, уклоняющегося от исполнения приговора суда или бежавшего из мест лишения свободы[9]. Таким образом, дается определение розыска в узком значении этого понятия и применительно лишь к лицам, скрывающимся либо уклоняющимся от правосудия.

В литературе в основном даны похожие определения розыска известных лиц, скрывшихся от следствия и суда, т. е. розыска в узком смысле[10]. Например, А.Ю. Шумилов говорит о нем как о «комплексе оперативно-розыскных мероприятий, а также иных мер (включая уголовно-процессуальные), проводимых с целью установления места нахождения разыскиваемого и его задержания»[11].

В настоящее время в оперативно-розыскной теории прочно закрепился подход к понятию розыскной работы как к поиску уже известных правоохранительным органам объектов: скрывшихся преступников, лиц, пропавших без вести, и иных категорий разыскиваемых.

Следует отметить, что впервые в число разыскиваемых лиц такая категория, как без вести пропавшие граждане, была включена Н.В. Тетерзиевым[12].

Сегодня под розыскной работой (розыском) понимается базирующаяся на оперативно-розыскном и ином законодательстве, а также отдельных подзаконных нормативных правовых актах комплексная система оперативно-розыскных, уголовно-процессуальных, административно-правовых и иных мероприятий, осуществляемых в рамках особого делопроизводства уполномоченными на то законом субъектами и направленных на обнаружение местонахождения лиц, скрывшихся от следствия и суда, без вести пропавших лиц и иных категорий разыскиваемых.

Практически во всех странах мира объявление розыска – функция полиции (милиции), а его проведением занимаются действующие в ее составе специальные службы или подразделения розыска. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» «розыск без вести пропавших лиц» является самостоятельной задачей ОРД. Подобные задачи, как мы уже отмечали, ставятся перед правоохранительными органами всех государств Содружества: Республики Беларусь (ст. 3 Закона РБ «Об оперативно-розыскной деятельности»); Казахстана (абз. 5 ст. 1 разд. 1 Закона РК «Об оперативно-розыскной деятельности»); Республики Молдова (абз. 2 ст. 2 Закона Республики Молдова «Об оперативно-розыскной деятельности») и т.д.

Розыск без вести пропавших направлен на установление места нахождения конкретного известного, но пропавшего (исчезнувшего) лица, а также на обнаружение тех изменений среды, которые явились причиной пропажи.

В связи с этим большое значение имеет правильное установление пространственно-временных границ розыска и самый тщательный анализ всей информации – как собранной в связи с работой по заявлению о пропаже без вести, так и иных оперативных сведений.

Мероприятия правоохранительных органов, направленные на розыск пропавших лиц, могут проводиться как в границах одного государства, так и за пределами государства – инициатора розыска. В зависимости от охватываемой мероприятиями по розыску территории розыск разделяют на местный, проводимый в рамках территории обслуживания объявившего такой розыск органа полиции (милиции); региональный, охватывающий территорию нескольких регионов (округов) области, края, провинции и т. п.; общегосударственный, при котором поисковые действия разворачиваются на территории всей страны; международный (в том числе межгосударственный) розыск, при осуществлении которого мероприятия охватывают как территорию государства, где было совершено преступление, так и других государств, помощь которых запрашивается.

С образованием на постсоветском пространстве Содружества Независимых Государств розыск без вести пропавших лиц, а также скрывающихся на территории бывших союзных республик стал носить международный характер.

На основе заключенных государствами – участниками СНГ договоров, закрепляющих основы сотрудничества в борьбе с преступностью, начал формироваться новый вид розыска лиц, ограниченный территориальными рамками государств Содружества.

Количество лиц, объявляемых в межгосударственный розыск правоохранительными органами участников СНГ, в том числе России, ежегодно растет. По состоянию на 1 января 2003 г. в межгосударственном розыске находились как без вести пропавшие 57 291 человек, из них 47 430 (80%) лиц объявлено в розыск правоохранительными органами Российской Федерации.

Потребность в осуществлении правоохранительными органами стран Содружества такого розыска обусловила необходимость его правовой регламентации в целях четкой организации и оптимального проведения. Первым документом, положившим начало созданию такой нормативной основы, можно считать принятое 24 апреля 1992 г. в г. Алма-Ате Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью. В соответствии с его статьей 1 одним из основных направлений сотрудничества сторон является «розыск преступников, лиц, без вести пропавших и скрывшихся от следствия и суда…». Министерства внутренних дел в соответствии с Соглашением взаимодействуют друг с другом по вопросам розыска указанных лиц, руководствуясь законодательством своих государств.

С утверждением на заседании Совета министров внутренних дел государств – участников СНГ Временной инструкции о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц (Баку, 12 сентября 1997 г.) этот вид розыска получил особую регламентацию и нормативное определение. Инструкция дала юридическую дефиницию межгосударственного розыска, под которым понимается комплекс оперативно-розыскных, поисковых, информационно-справочных и иных мероприятий министерств внутренних дел, направленных на обнаружение разыскиваемых лиц, находящихся за пределами государства (инициатора розыска), но в пределах территории государств – участников СНГ, при котором используется сигнальная система всех оперативно-справочных учетов информационных центров (ИЦ) и адресных бюро министерств внутренних дел.

В 2002 г. после многолетних доработок и согласований была утверждена новая Инструкция о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц[13], заменившая Временную. Она определяет межгосударственный розыск практически так же, но уже разграничивая категории разыскиваемых.

Согласно этой Инструкции межгосударственный розыск – комплекс оперативно-розыскных, поисковых, информационно-справочных и иных мероприятий министерств внутренних дел, направленных на обнаружение в целях последующего ареста и выдачи разыскиваемых обвиняемых, подсудимых, осужденных, а также установление местонахождения лиц, без вести пропавших, находящихся за пределами государства – инициатора розыска, но в пределах территорий государств – участников СНГ.

Таким образом, учитывая, что на сегодняшний день межгосударственный розыск является самостоятельным типом, по охватываемой розыскными мероприятиями территории можно выделить следующие виды розыска: внутригосударственный (местный) – в России проводится на территории субъекта Федерации; государственный (федеральный, всероссийский) – охватывает территорию всех субъектов Федерации); межгосударственный – ведется на территории государств – участников Содружества Независимых Государств; международный – ведется на территории зарубежных стран (в большинстве случаев координируется Международной организацией уголовной полиции – Интерполом).

В соответствии с утвержденной приказом МВД России от 5 мая 1993 г. «Инструкцией об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел» различают местный, федеральный и международный розыск.

Местный розыск – это комплекс оперативно-розыскных, поисковых, информационно-справочных и иных действий органа внутренних дел, направленных на обнаружение разыскиваемого лица, при котором сигнальная система оперативно-справочных учетов ИЦ и адресных бюро используется локально.

При федеральном розыске используется сигнальная система всех оперативно-справочных учетов и адресных бюро МВД, ГУВД, УВД регионов, входящих в Российскую Федерацию.

Международный розыск (в соответствии с приказом МВД России от 2 августа 2000 г. «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел») – это комплекс оперативно-розыскных и информационно-справочных мероприятий, направленных на обнаружение разыскиваемых лиц, проводимых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и национальными законодательствами уполномоченными органами Российской Федерации и правоохранительными органами зарубежных стран через посредничество национальных бюро Интерпола.

В соответствии с указанием МВД России от 28 марта 2002 г. № 1/1784 «Об объявлении Инструкции о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц» на территории Российской Федерации проведение межгосударственного розыска аналогично существующей системе федерального розыска, и, как уже было отмечено, не подменяет международный. По этой Инструкции межгосударственный розыск объявляется в случаях, когда меры внутри государства – инициатора розыска исчерпаны, разыскиваемое лицо не найдено и имеются основания полагать, что оно выехало в другое государство СНГ.

Межгосударственный розыск лиц объявляется в случаях, когда в результате оперативно-розыскных мероприятий будет установлено вероятное местонахождение разыскиваемых на территории одного или нескольких государств – участников СНГ либо будет получена информация о намерении лица выехать или неоднократных выездах ранее в государства – участники СНГ.

Статья 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» закрепляет возможность проведения российскими правоохранительными органами, осуществляющими ОРД, оперативно-розыскных мероприятий на основании запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств. При этом ОРМ, проводимые по таким запросам, осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством России.

Таким образом, межгосударственный розыск лиц, скрывшихся от следствия и суда, можно определить как проводимый в соответствии с внутренним законодательством участвующих в розыске государств, а также на основе заключенных государствами – участниками СНГ международных договоров комплекс оперативно-розыскных, информационно-справочных и иных мероприятий правоохранительных органов государств – участников СНГ, направленных на обнаружение в целях возможного ареста и последующей выдачи (экстрадиции) или принятия иного решения в отношении разыскиваемых лиц, находящихся за пределами государства – инициатора розыска, предположительно в пределах территорий государств – участников СНГ. При межгосударственном розыске лиц используется сигнальная система всех оперативно-справочных учетов информационных центров и адресных бюро министерств внутренних дел государств – участников СНГ.

Формирование и ведение централизованного информационного массива межгосударственного розыска осуществляется согласно п. 5 Инструкции Главным информационным центром МВД России (ГИЦ МВД России) в рамках Межгосударственного информационного банка (МИБ), функционирующего в соответствии с Соглашением о взаимоотношениях министерств внутренних дел в сфере обмена информацией от 3 августа 1992 г.

Межгосударственный розыск без вести пропавших объявляется инициатором розыска через ГИЦ МВД России (на базе которого функционирует МИБ) постановлением, которое выносится органом внутренних дел, осуществляющим розыск.

Таким образом, розыск лиц, без вести пропавших, независимо от их гражданства осуществляется инициатором и органами внутренних дел государства, на территории которого будет установлен факт последнего местонахождения разыскиваемого лица.

Поводами для осуществления розыска данной категории лиц являются заявления (сообщения) граждан либо запросы и поручения правоохранительных органов государств – участников СНГ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 513; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.16.184 (0.014 с.)